Приказ Госагентства 13 августа 2015 года №83 О согласовании Методики антимонопольного регулирования ГП «Национальная компания «Кыргыз темир жолу»

Приказ Госагентства 13 августа 2015 года №83

О согласовании Методики антимонопольного регулирования

ГП «Национальная компания «Кыргыз темир жолу» 

 

В соответствии с Положением о порядке определения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) хозяйствующих субъектов, регулируемых государством, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 18 февраля 2013 года №83, приказываю:

1. Согласовать Методику антимонопольного регулирования ГП «Национальная компания «Кыргыз темир жолу» согласно приложению.

2. ГП «Национальная компания «Кыргыз темир жолу»:

- разместить настоящий приказ на видном и  доступном для потребителей  месте;

-в установленном порядке утвердитьМетодику антимонопольного регулирования ГП «Национальная компания «Кыргыз темир жолу» и представить вГосударственное агентство антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики.

3. Управлению конкуренции и регулирования монополий:

- направить настоящий приказ в адрес ГП «Национальная компания «Кыргыз темир жолу»;

- разместить информацию о решении,принятом настоящим приказом,на официальном сайте Государственного агентстваантимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на А.Ш.Мамбеткулова, заместителя директора Государственного агентстваантимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики.

 

Директор                                                                             Б.К. Казаков

 

Приложение

 

 

 

М Е Т О Д И К А

антимонопольного регулирования

ГП «Национальная компания «Кыргыз темир жолу»

 

1. Общие положения

 

1. Методика антимонопольного регулирования ГП «Национальная компания «Кыргыз темир жолу» (далее – методика) разработана с учетом отраслевой специфики и  в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

- Законом Кыргызской Республики «О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике»;

- Положением о порядке определения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) хозяйствующих субъектов, регулируемых государством, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 18 февраля 2013 года №83;

- Уставом  железной дороги Кыргызской Республики, утвержденным Постановлением Правительства  Кыргызской Республики от 2 июня 2000 года №315.  

2. ГП «Национальная компания «Кыргыз темир жолу» (далее – компания) обеспечивает потребность экономики и населения Кыргызской Республики в железнодорожных перевозках в условиях естественной монополии.

Государственному регулированию подлежат следующие виды деятельности компании:

- внутриреспубликанские пассажирские перевозки;

- внутриреспубликанские грузовые перевозки;

- сопутствующие услуги, связанные с перевозкой грузов (сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов).

3. Методика является документом, определяющим:

- формирование экономически обоснованных затрат на железнодорожные перевозки;

- обеспечение устойчивого функционирования компании.

 

2. Основные понятия и определения

 

4. В настоящей методике используются следующие основные понятия:

государственный антимонопольный орган – органисполнительной власти, проводящий государственную политику в области регулирования естественных монополий, развития конкуренции, ограничения, пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

железнодорожный транспорт один из видов транспорта общего пользования, государственное управление которым осуществляет государственный орган исполнительной власти в области транспорта, находящийся в ведении Правительства Кыргызской Республики, представляющий собой единый производственно-технический комплекс с входящими в него предприятиями, учреждениями производственного и социального назначения;

грузоотправитель любое лицо, с которым или от имени, или от лица которого заключен договор железной дорогой на перевозку груза, или любое лицо, которое сдает или от лица, или от имени которого груз фактически сдается железной дороге на перевозку;

железнодорожные пути общего пользования железнодорожные линии, на которых расположены железнодорожные станции, открытые для выполнения соответствующих операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, грузобагажа и багажа, обслуживанию пассажиров, производству маневровой работы;

железнодорожный подъездной путь железнодорожный путь, связанный с общей сетью железных дорог непрерывной рельсовой колеей и предназначенный для обслуживания отдельных грузоотправителей, грузополучателей;

места общего пользования склады (крытые и открытые), расположенные на территории железнодорожной станции, принадлежащие железной дороге и используемые для погрузки, выгрузки, сортировки, хранения грузов любых грузоотправителей, грузополучателей;

места не общего пользования склады (крытые, открытые), земельные участки, не принадлежащие железной дороге или сданные железной дорогой в аренду, расположенные как за пределами, так и на территории железнодорожных станций и используемые для погрузочно-разгрузочных операций, связанных с железнодорожной перевозкой грузов и грузобагажа отдельных грузоотправителей, грузополучателей;

прямое смешанное сообщение перевозки, осуществляемые разными видами транспорта по одному транспортному документу (накладной), составленному на весь путь следования;

внутриреспубликанское железнодорожное сообщение– перевозка пассажиров, грузов и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в пределах территории Кыргызской Республики;

пассажир гражданин (физическое лицо), имеющий проездные документы и совершающий поездку в поезде;

груз –объект железнодорожной перевозки (изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы и т.п.), принятый железной дорогой в установленном порядке к перевозке, за своевременность доставки и сохранность которого железная дорога несет ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики;

багаж вещи, иные материальные ценности, отправленные пассажиром для личных (бытовых) нужд за отдельную плату в багажном вагоне до станции назначения, указанной в проездном документе пассажира;

грузобагаж груз, иные материальные ценности, перевозимые в пассажирских и почтово-багажных поездах;

опасные грузы вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств при наличии определенных факторов могут в процессе транспортирования, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении послужить причиной взрыва, пожара или повреждения технических средств, устройств, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, а также гибели, травмирования, отравления, получения ожогов или заболевания людей, животных или нанести вред окружающей природной среде;

специальные перевозкиотдельный вид перевозок, обеспечивающий транспортирование специальных грузов для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд;

международное железнодорожное сообщение перевозка пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа между Кыргызской Республикой и иностранными государствами мирового сообщества, включая международное сообщение с государствами-участниками Содружества Независимых Государств;

контейнер транспортное оборудование (съемная клетка, коробка, цистерна или другое подобное приспособление);

правила перевозок грузов по железным дорогам нормативный правовой акт, в котором конкретизируются предусмотренные настоящим Уставом положения, регламентирующие обязательные для железных дорог и грузоотправителей, грузополучателей условия транспортирования грузов с учетом их особенностей, в целях обеспечения безопасности движения, сохранности грузов и подвижного состава, а также экологической безопасности окружающей природной среды;

перевозочные документы транспортная железнодорожная накладная, дорожная ведомость и корешок дорожной ведомости, проездной документ (билет), багажная квитанция, грузобагажная квитанция;

сборник правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта –официальное периодическое издание, в котором публикуются нормативные акты в области перевозок грузов, утверждаемые государственным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Уставом;

тарифные руководства официальные систематизированные издания, в которые публикуются утвержденные в установленном порядке цены на услуги железнодорожного транспорта, правила, содержащие механизм исчисления платы за перевозку грузов, багажа и грузобагажа, а также сборов за осуществление операций, связанных с хранением, взвешиванием, подачей, уборкой вагонов на подъездной путь, сопровождением и охраной грузов, погрузочно-разгрузочными операциями, перевозкой грузов с объявленной ценностью;

сборы предусмотренные в тарифных руководствах ценовые ставки, не включенные в тарифы, размеры и порядок применения которых определяются в соответствии с законодательством;

сдвоенная операция использование грузополучателем выгруженного им вагона (контейнера) для погрузки груза;

плацкарта часть проездного документа, дающая пассажиру право занимать нумерованное место в спальном вагоне конкретного поезда и причитающаяся доля дороге собственнице вагонов за подготовку состава в рейс;

вагоны грузовые вагоны, предназначенные для перевозки грузов. К ним относятся крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, специализированные вагоны для перевозки грузов: вагоны бункерного типа, термосы, рефрижераторные вагоны, включая АРВ, зерновозы, транспортеры, контейнеровозы, а также специальные вагоны грузового типа;

вагоны пассажирские вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров. К этим вагонам относятся также почтовые, багажные, вагоны-рестораны, служебно-технические (служебные, клубы, санитарные, испытательные и измерительные, лаборатории и другие специальные вагоны пассажирского типа);

пломба охранный знак, разграничивающий ответственность за перевозимый груз между дорогой, грузоотправителем и грузополучателем. Конструкции пломб не должны допускать снятия их без нарушения целостности;

подвижной состав подвижные железнодорожные единицы, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров по железной дороге. Различают самоходные (локомотивы и автовагоны, мотодрезины) и несамоходные вагоны (грузовые и пассажирские).

 

3. Планирование эксплуатационных расходов

 

5. Себестоимость продукции один из важных показателей работы предприятия железнодорожного транспорта. Себестоимость выпускаемой продукции показывает, во что обходится ее производство и реализация данному предприятию.

Управление затратами требует не только целенаправленного планирования и регулирования затрат на основе применения не только дифференцированных технически и экономически обоснованных норм расходов, но и анализа, контроля их выполнения, а также постоянного обновления нормативной базы расчета затрат.

Эксплуатационные расходы состоят из текущих затрат железных дорог, необходимых для выполнения перевозок грузов, пассажиров.

Эксплуатационные расходы железной дороги состоят из следующих элементов затрат: фонд оплаты труда, расходы на материалы и прочие материальные затраты, топливо, эл. энергию, амортизацию основных фондов, прочие затраты, отчисления на социальные нужды. Группировка расходов по элементам затрат осуществляется как при составлении плана, так и при учете фактических затрат.

По элементу “затраты на оплату труда" отражают расходы на оплату труда основного производственного персонала предприятия и включают в свой состав:

- выплаты заработной платы за фактический объем работы, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов, в соответствии с принятыми на предприятии формами и системами оплаты труда;

- премии за производственные результаты, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство;

- выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, сверхурочную работу, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, вознаграждение за выслугу лет в соответствии с Трудовым кодексом Кыргызской Республики и Коллективным договором компании.

В затратах на материалы учитывают стоимость покупных материалов, используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), на содержание и ремонт подвижного состава, постоянных устройств, оборудования, зданий и сооружений, а также стоимость запасных частей для ремонта подвижного состава и других машин и оборудования, элементов верхнего строения пути, износ спецодежды и малоценных предметов и др. Закупка сырья и материалов осуществляется в форме тендера в порядке, утвержденном Правительством Кыргызской Республики.

В затратах на топливо отражают стоимость приобретенного топлива всех видов, расходуемого на тягу поездов, отопление зданий и другие технологические цели.

В затратах на электрическую энергию учитывают стоимость всех видов покупной энергии (электрической), расходуемой на технологические, энергетические, осветительные и другие производственные нужды предприятия.

 По элементу “амортизация основных фондов’ планируют и учитывают амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов исходя из их балансовой стоимости и установленных норм.

К прочим расходам относятся:

- расходы на содержание и обслуживание технических средств управления, узлов связи, средств сигнализации, вычислительных центров и других технических средств управления;

- оплата услуг банка;

- оплата услуг, осуществляющих сторонними организациями;

- расходы на командировки административного персонала управления в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

- расходы на отопление;

- типографские, почтовые, телеграфные и телефонные расходы, установленные нормативными правовыми актами;

- расходы по обеспечению выполнения санитарно-гигиенических требований;

- налоги, сборы и обязательные отчисления с имущества, недвижимости в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

- оплата информационных услуг;

- расходы на охрану труда;

- платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ.

Расходы по отчислениям на социальное страхование отражают обязательные отчисления по установленным законодательством Кыргызской Республики нормам органам государственного социального страхования: Социального фонда Кыргызской Республики и Фонда обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики– проценты от затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость перевозок.

Планирование и учет эксплуатационных расходов ведутся в соответствии с «Номенклатурой расходов управления Кыргызской железной дороги». В этом документе выделяются расходы по двум видам деятельности: основной и подсобной. В эксплуатационные расходы включаются расходы по основной деятельности, связанные с перевозками.

Эксплуатационные расходы планируются по элементам затрат. Экономические элементы – это однородные виды затрат на производство продукции.

Расходы отдельных статей группируются по местам возникновения затрат и по хозяйствам железнодорожного транспорта. Удельный вес расходов отдельных хозяйств в общей сумме эксплуатационных расходов не одинаков. Наиболее высокий удельный (около 30%) занимают расходы локомотивного хозяйства, хозяйства пути (около 20%) и пассажирского хозяйства (около 15%). На долю этих трех хозяйств приходится более 60% общей суммы эксплуатационных расходов железной дороги. Остальные 35% удельного веса расходов приходятся на вагонное хозяйство, контейнерные перевозки и коммерческую работу, СЦБ и связь, движения, электрификации и энергетики, гражданские сооружения, общедорожные расходы, общие административные расходы.

На величину эксплуатационных расходов оказывают влияние объем перевозок, техническая оснащенность транспорта, внедрение прогрессивных технологий, интенсивность использования и обновления технических средств, повышение качества и мотивации труда, нормирование ресурсов и затрат и многие другие факторы.

Эксплуатационные расходы железных дорог классифицируют на основные и общехозяйственные, прямые и косвенные, зависящие и не зависящие от размеров движения.

К основным относят расходы, непосредственно вызываемые процессом перевозок, к общехозяйственным – расходы по обслуживанию производства и руководству хозяйством.

Основные расходы, в свою очередь, подразделяют на расходы, специфические для каждой отрасли хозяйства, и расходы, общие для всех отраслей хозяйства. Например, специфическими основными расходами для вагонного хозяйства являются затраты на текущий и деповской ремонт грузовых вагонов и др.

К основным расходам, общим для всех отраслей хозяйства железных дорог, относятся: транспортные расходы (в доле, относящейся к материалам, израсходованным на производственные и хозяйственные нужды); оплата труда производственного персонала за непроработанное время (оплата отпусков, время выполнения государственных обязанностей, время вынужденного прогула, выплаты работникам, высвобождаемым с предприятий и организаций в связи с их реорганизацией, сокращением численности работников и др.); скидка со стоимости форменной одежды, выданной производственному персоналу; отчисления на социальные нужды производственного персонала; затраты по охране труда и производственной санитарии; износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов производственного назначения и др.

Общехозяйственные расходы подразделяют на общехозяйственные расходы без затрат на содержание аппарата управления и расходы на содержание аппарата управления. К общехозяйственным расходам без расходов на содержание аппарата управления относят затраты по содержанию персонала, не относящегося к аппарату управления (затраты на оплату труда персонала производственных участков, цехов и других специалистов, освобожденных бригадиров); обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения; амортизация основных фондов общехозяйственного назначения, платежи по кредитам банков и др. К расходам на содержание аппарата управления относят затраты на оплату труда, командировки и прочие расходы (отчисления на социальные нужды, материальные затраты, амортизация, капитальный ремонт легковых автомобилей и гаражей для них и др.).

Прямыми называют расходы, связанные с выработкой определенной продукция или выполнением конкретного вида работы и поэтому непосредственно (прямым способом, без дополнительных расчетов) относимые на тот или иной вид продукции или работы.

Косвенные расходы – это расходы, относимые на несколько видов продукции и распределяемые на тот или иной вид продукция или работы не прямым путем, а в результате дополнительных расчетов. Например, расходы хозяйства пути не могут быть отнесены только на грузовые или только на пассажирские перевозки, так как путевое хозяйство обслуживает и грузовое, и пассажирское движение. Расходы этого хозяйства распределяют на грузовые и пассажирские перевозки пропорционально соответствующим измерителям.

К зависящим относят расходы, которые изменяются прямо пропорционально объему работы или размерам движения. Расходы, мало зависящие от объема работы или размеров движения, принято условно относить к независящим расходам (условно постоянным).

Расходы на железнодорожном транспорте планируют и учитывают по установленной Номенклатуре расходов по основной деятельности железных дорог. Все основные расходы по перевозкам планируют и учитывают по подразделениям соответствующих хозяйств: пассажирского, грузовой и коммерческой работы, перевозок, локомотивного, вагонного, пути, гражданских сооружений, сигнализации и связи, электрификации и электроснабжения. Расходы хозяйств по отдельным работам, производственным операциям или нескольким близким однородным операциям объединяют в соответствующие статьи расходов. Каждой статье расходов присвоен определенный номер. По каждой статье указывают измеритель, с которым связаны расходы, и приводят пояснения о том, какие виды затрат относятся на эту статью расхода. Основные расходы, специфические для каждой отрасли хозяйства, имеют свою нумерацию. По основным расходам, общим для всех отраслей хозяйства, и общехозяйственным расходам для всех хозяйств установлена единая номенклатура и единая нумерация. Каждое предприятие использует по основным общим и общехозяйственным расходам те статьи, которые имеют к нему отношение.

 

4.Методы планирования эксплуатационных расходов

 

         6. План эксплуатационных расходов разрабатывается на основе плана перевозок, плана работы подвижного состава и других разделов плана экономического и социального развития. В нем предусматривается обеспечение запланированного объема перевозок необходимым фондом оплаты труда, денежными средствами на материалы, топливо, электроэнергию и другие расходы. Составляется план эксплуатационных расходов по сети в целом, южному отделению, собственному хозяйству,  отделению дороги и филиалам.

В условиях перехода к рыночной экономике применяемые ранее традиционные методы и порядок планирования эксплуатационных расходов железных дорог существенно меняются. Базой планирования по-прежнему является годовой план перевозок с разбивкой по кварталам.

Планирование эксплуатационных расходов осуществляется по элементам затрат и по статьям расходов.

Планирование эксплуатационных расходов железных дорог производится по однородным видам затрат, т.е. по экономическим элементам. Наибольший удельный вес в эксплуатационных расходах железнодорожного транспорта занимают расходы по фонду оплаты труда.

Фонд оплаты труда планируется, исходя из штатной численности персонала, занятого в перевозках, и среднемесячной заработной платы.

Размер среднемесячного заработка устанавливается, исходя из принятых на предприятии форм, систем, условий оплаты труда различных профессий, доплат и премий.

Фонд оплаты труда представляет собой произведение среднемесячного заработка на контингент работников. При этом рассчитывают явочную численность работников и численность работников, находящихся в отпусках и выполняющих государственные и общественные обязанности. Выплаты работникам за дни болезни входят в фонд заработной платы.

Отчисления на социальные нужды планируются по установленным законодательством нормам страховых взносов, в процентах от фонда оплаты труда. В расчетах численности эксплуатационного контингента предусматривается его сокращение за счет внедрения новой совершенной техники, автоматизированной системы управления, прогрессивных технологий, совершенствования системы мотивации труда, методов планирования контингента и оценки качества управления персоналом.

Расходы на материалы, топливо, электроэнергию рассчитывают по величине этих видов ресурсов, необходимой для выполнения планируемого объема перевозок (видов работ и услуг), и цене единицы соответствующего ресурса. Количество ресурсов определяется разными способами:

- по объему работ и нормам затрат на единицу соответствующего измерителя. Этот способ является основным, им определяют расходы топлива на тягу поездов, расход материалов на эксплуатацию и ремонт подвижного состава и др.;

- по потребному контингенту отдельных групп работников и нормам на одного работника (расходы по спецодежде, суточные, командировочные и др.);

- по количеству оборудования, устройств и нормам затрат на каждую единицу (расходы на текущее содержание пути, отопление, освещение зданий и т.д.);

- по числу линейных предприятий и укрупненным нормам затрат ресурсов на каждое из них (общехозяйственные расходы).

При расчете расходов на топливо для тяги поездов объем работы выражается в различных измерителях: тонно-километры брутто, локомотиво-километры линейного пробега, локомотиво-часы простоя в рабочем состоянии (условный пробег). Нормы расхода топлива на единицу измерителя устанавливаются соответственно на 1000 тонно-километров брутто; на 1000 локомотиво-километров линейного пробега; на 1 час простоя. При этом средняя норма на тягу поездов рассчитывается на 10 тонно-километров брутто. Величина расходов на топливо зависит от цены 1 т условного топлива.

Карта проезда

Контакты

г. Бишкек ул. Б.Баатыра 7Б/1
0(312) 56-31-97
priemnaya@antimonopolia.kg
Пон-Пят 09:00 - 18:00
0(701) 56-33-05
amantur.omyrbekov