Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых товаров (работ, услуг) и в целом по иной деятельности.

Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов, затрат

и задействованных активов по каждому виду регулируемых товаров

(работ, услуг) и в целом по иной деятельности

В соответствии со статьей 8 Закона Кыргызской Республики «О естественных монополиях в Кыргызской Республике» Правительство Кыргызской Республики постановляет:

 

1. Утвердить Порядок ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых товаров (работ, услуг) и в целом по иной деятельности согласно приложению.

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию и вступает в силу со дня вступления в силу Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Премьер-министр Кыргызской Республики

 

 

ПОРЯДОК

ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных

активов по каждому виду регулируемых товаров (работ, услуг)

и в целом по иной деятельности

 

1. Общие положения

1. Порядок ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых товаров (работ, услуг) и в целом по иной деятельности (далее – Порядок) разработан в соответствии с Законом Кыргызской Республики “О естественных монополиях в Кыргызской Республике” и  распространяется на субъектов естественных монополий.

2. Основной целью разработки Порядка является определение принципов ведения, порядка организации и осуществления субъектами естественной монополии раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по видам регулируемых услуг и в целом по иной деятельности для установления экономически обоснованных тарифов.

3. Субъекты естественных монополий осуществляют раздельный учет доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду услуг, в том числе по перечню регулируемых услуг, утвержденному уполномоченным органом в соответствии с Законом Кыргызской Республики “О естественных монополиях в Кыргызской Республике”.

4. Раздельный учет представляет собой систему сбора и обобщения данных о доходах, затратах и задействованных активах раздельно по каждому виду оказываемых услуг.

5. Основные принципы раздельного учета:

1) приоритет прямого отнесения (при возможности прямого отнесения) доходов, затрат и задействованных активов на соответствующие виды услуг на основе данных первичных документов;

2) распределение доходов, затрат и задействованных активов на соответствующие услуги на основе причинно-следственной связи доходов, затрат и задействованных активов с теми услугами, с которыми они связаны;

3) прозрачность при отнесении и распределении доходов, затрат и задействованных активов на соответствующие виды регулируемых услуг.

6. Основные понятия, применяемые в настоящем Порядке для целей ведения раздельного учета:

1) база распределения – количественный показатель (показатели), используемый для распределения затрат и степени задействованности активов на виды услуг;

2) другие услуги – услуги, осуществляемые в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

3) задействованные активы – активы субъекта, используемые для предоставления услуг (работ) или производства товара, включающие основные средства и нематериальные активы;

4) косвенно задействованные активы на услуги – задействованные активы, которые имеют причинно-следственные связи одновременно с несколькими услугами (группой услуг), и поэтому они не могут быть прямо и однозначно отнесены к определенной услуге, но степень их задействованности в оказании определенных услуг может быть определена на основе баз распределения, отражающих эти причинно-следственные связи;

5) косвенные затраты на услуги – затраты, которые имеют причинно-следственные связи одновременно с несколькими услугами (группой услуг), и поэтому не могут быть прямо и однозначно отнесены к определенной услуге, но могут быть распределены на услуги на основе баз распределения, отражающих причины возникновения затрат;

6) коэффициент распределения – доля косвенных, совместных или общих затрат или активов, полученная в результате применения базы распределения для распределения затрат и активов между услугами;

7) общие активы – активы, которые связаны с предоставлением всех видов услуг, но не имеют какой-либо определенной причинно-следственной связи с этими услугами, поэтому степень их задействованности в предоставлении услуг может быть определена на основе баз распределения, согласованных с уполномоченным органом;

8) общие затраты – затраты, которые связаны с предоставлением всех видов услуг, но не имеют какой-либо определенной причинно-следственной связи с этими услугами, поэтому распределяются на основе баз распределения, согласованных с уполномоченным органом;

9) прямо задействованные активы на услуги – задействованные активы, которые имеют прямые причинно-следственные связи с предоставлением определенной услуги, и поэтому могут быть прямо и однозначно отнесены к определенной услуге;

10) прямые затраты на услуги – затраты, которые имеют прямые причинно-следственные связи с определенной услугой, и поэтому могут быть прямо и однозначно отнесены к определенной услуге;

11) распределение на основе причинно-следственной связи – распределение доходов, затрат и задействованных активов по видам регулируемых услуг на основе предварительных исследований причин возникновения связей доходов, затрат и задействованных активов с определенными услугами;

12) совместно задействованные активы – задействованные активы, которые используются для предоставления нескольких услуг (группы услуг), но не имеют какой-либо определенной причинно-следственной связи с этими услугами, но степень их задействованности в предоставлении услуг может быть определена на основе баз распределения, согласованных с уполномоченным органом;

13) совместные затраты – затраты, которые используются для предоставления нескольких услуг (группы услуг), но не имеют какой-либо определенной причинно-следственной связи с этими услугами, поэтому распределяются на основе баз распределения, согласованных с уполномоченным органом.

Иные понятия и термины, используемые в настоящем Порядке, применяются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

     7. На основе настоящих Правил субъекты естественных монополий для целей ведения раздельного учета разрабатывают отдельный раздел учетной политики, согласованной уполномоченным органом, определяющий методику ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по видам регулируемых услуг.

Субъекты естественных монополий вправе вносить изменения в методику не чаще одного раза в год.

8. В качестве базы распределения совместно задействованных и общих активов субъекты естественных монополий принимают полученный от оказания услуг доход, либо иные показатели по согласованию с уполномоченным органом. Базы распределения косвенно задействованных активов с уполномоченным органом не согласовываются. Базы распределения задействованных активов могут пересматриваться один раз в год по итогам финансового года.


2. Распределение доходов, затрат и задействованных

активов по видам оказываемых услуг

 

         9. Доходы от оказания услуг учитываются раздельно по видам регулируемых услуг и нерегулируемых услуг на основе первичных документов и данных бухгалтерского учета:

1) по регулируемым видам деятельности - в соответствии с фактическим объемом оказанных услуг в рамках заключенных договоров и по тарифам, утвержденным уполномоченным органом;

2) по нерегулируемым видам деятельности - исходя из объемов и цен, по которым соответствующие услуги были предоставлены.

         10. Для целей ведения раздельного учета задействованных активов по видам оказываемых услуг из всего перечня основных средств выделяются:

1) прямо задействованные активы на услуги;

2) косвенно задействованные активы на услуги;

3) совместно задействованные активы на услуги;

4) общие активы.

11. Прямо задействованные активы относятся непосредственно на определенную услугу. Косвенно задействованные, совместно задействованные и общие активы относятся на услуги с применением баз распределения и рассчитанных на их основе коэффициентов распределения.

12. Основные средства субъекта для целей ведения раздельного учета затрат группируются по технологическим признакам.

         13. Затраты, связанные с оказанием регулируемых видов услуг, определяются в соответствии с учетной политикой субъектов естественных монополий. При этом при формировании цен (тарифов) затраты учитываются с учетом требований положения о порядке определения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) хозяйствующих субъектов, регулируемых государством.

         14. При ведении раздельного учета субъекты регулирования группируют расходы по экономическим элементам:

         - затраты на оплату труда;

         - отчисления на социальное страхование;

         - материальные затраты;

         - амортизация;

         - косвенные затраты.

Внутри каждой статьи затраты могут быть детализированы более подробно.

 

3. Отчетность по доходам, расходам и задействованным активам

 

15. Субъекты естественных монополий до 1 июня текущего года представляют в уполномоченный орган отчетность за предыдущий календарный год.

16. Отчеты по результатам ведения раздельного учета доходов и расходов должны соответствовать данным бухгалтерской и статистической отчетности субъектов естественных монополий.

 

Анализ регулятивного воздействия

проекта постановления Правительства Кыргызской Республики

“Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов, затрат

и задействованных активов по каждому виду регулируемых товаров

(работ, услуг) и в целом по иной деятельности”

Разработка проекта постановления Правительства Кыргызской Республики “Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых товаров (работ, услуг) и в целом по иной деятельности” и   проведение Анализа регулятивного воздействия  инициированы Государственным агентством антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики и Министерством экономики Кыргызской Республики.

 

Основание для разработки:

 

Реализация пункта 6 части 1 статьи 8 Закона Кыргызской Республики “О естественных монополиях в Кыргызской Республике”.

 

Сроки проведения Анализа регулятивного воздействия  (АРВ):

 

Начало – июль 2015 года

Окончание – август 201 5 года

 

Ответственные исполнители:

 

Министерство экономики Кыргызской Республики:

 

Нурмашов Ч.Н. – ведущий специалист отдела анализа и развития конкурентной среды управления поддержки институциональных преобразований.

 

Государственное агентство антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики:

 

         Тайлаков К.Д. – заместитель директора;

         Сакебеков С.Э. – начальник управления конкуренции и регулирования монополий;

         Бектеналиев У.М. – заведующий сектором правовой и методологической работы;

         Умарбекова С.О. – главный специалист управления конкуренции и регулирования монополий;

         Бакашова Ж.С. – главный специалист управления конкуренции и регулирования монополий.

 

         Представители хозяйствующих субъектов:

        

         Царенко И.А. – главный бухгалтер собственного хозяйства ГП “Национальная компания “Кыргыз темир жолу”;

         Кононенко Ю.С. – главный специалист сектора экономики и стратегического развития ГП “Национальная компания “Кыргыз темир жолу”;

         Саар Н.М. – руководитель сектора маркетинга  ОАО “Кыргызтелеком”;

         Якубова Д.Х. – ведущий экономист финансово-экономического отдела ОАО “Кыргызтелеком”.

 

Анализ регулятивного воздействия

проекта постановления Правительства Кыргызской Республики

“Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов, затрат

и задействованных активов по каждому виду регулируемых товаров

(работ, услуг) и в целом по иной деятельности”

 

Анализ регулятивного воздействия к проекту постановления Правительства Кыргызской Республики “Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых товаров (работ, услуг) и в целом по иной деятельности” проведен в соответствии с Методикой анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 сентября 2014 года № 559.

Данный проект разработан в целях реализации пункта 6 части 1 статьи 8 Закона Кыргызской Республики “О естественных монополиях в Кыргызской Республике”.

 

1. Проблемы и основания для государственного вмешательства

 

Отсутствие у  субъектов естественных монополий раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов:

  Отсутствие в настоящее время методики ведения раздельного учета доходов и расходов создают определенные барьеры для эффективного регулирования деятельности субъектов естественных монополий при определении цен (тарифов) на услуги (товары, работы), которые должны формироваться по принципу экономической обоснованности себестоимости.

Ведение раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов необходимо в случаях, когда субъекты естественных монополий осуществляют несколько видов деятельности. К примеру, ОАО “Кыргызтелеком” оказывает такие услуги, как местная, междугородная и международная телефонная связь, передача данных, телеграфия, аренда каналов, доступ в Интернет, сервисные услуги. Основная особенность деятельности ОАО “Кыргызтелеком” – участие различных групп оборудования в   предоставлении множества видов услуг связи. Государственному регулированию подлежат услуги местной телефонной связи и телеграфия. В данном случае раздельный учет должен быть организован таким образом, чтобы по его данным можно было определить правильность формирования цен (тарифов) по видам реулируемых товаров (работ, услуг).

В целях обеспечения полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий, правильности определения и формирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) необходимо и целесообразно организовать раздельный учет доходов и расходов.

 

Введение раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов:

Основной целью раздельного учета является формирование информации о доходах и расходах по видам услуг, необходимой для обоснованного принятия решения уполномоченным органом об установлении цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий.

Раздельный учет представляет собой упорядоченную систему регистрации и обработки информации и составления отчетности о доходах и расходах по видам регулируемых услуг субъектов естественных монополий. Ведение раздельного учета осуществляется на основании данных бухгалтерского, оперативно-технического и статистического учета. Раздельный учет формируется на основании учетной политики субъектов естественных монополий, закрепленной в ее приказе.

Ведение субъектами естественных монополий раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов позволит определить критерии существенности, экономической целесообразности детализации учета, полноты и непротиворечивости информации.

Раздельный учет расходов предполагает определение состава производственных процессов (операций, функций), осуществляемых субъектами естественных монополий при оказании услуг (работ), формирование данных о расходах по таким процессам и обоснованное отнесение этих расходов на соответствующие виды статей, признаваемых объектами калькуляции.

Экономическим и правовым основанием введения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов:

Необходимость ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов закреплена законодательно – статья 8 Закона Кыргызской Республики “О естественных монополиях в Кыргызской Республике”.

При этом каждый субъект естественных монополий выбирает свой метод и отражает в учетной политике. Основными целями ведения раздельного учета являются: достоверное отражение на счетах бухгалтерского учета данных, характеризующих производство и реализацию разных видов деятельности предприятия либо выпуск различных видов товаров.

 

Заинтересованными сторонами являются 64 хозяйствующего субъекта,  включенного 

в Государственные реестры субъектов естественных и разрешенных монополий  и осуществляющего деятельность в сферах, отнесенных согласно Закону Кыргызской Республики “О естественных монополиях в Кыргызской Республике” к естественным монополиям:

1) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

2) транспортировка, распределение, хранение и продажа природного газа;

3) производство, распределение, продажа, передача электрической и тепловой энергии;

4) услуги по оперативно-диспетчерскому управлению национальной энергосистемы;

5) централизованное водоснабжение и водоотведение;

6) услуги электросвязи и почтовой связи общего пользования:

7) железнодорожные перевозки;

8) аэронавигационное обеспечение полетов;

9) наземное обслуживание внутренних воздушных перевозок.

Следует отметить, что услуги, указанные в пунктах 1-4 регулируются Государственным агентством по регулированию топливно-энергетического комплекса при Правительстве Кыргызской Республики.

 

         Международный опыт решения аналогичных проблем:

            Законы, предусматривающие ведение раздельного учета доходов и расходов были приняты рядом стран СНГ:

            - статья 8 Закона Российской Федерации “О естественных монополиях” предусматривает, что  субъекты естественной монополии обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности. Ведение раздельного учета доходов и расходов субъекта естественной монополии по видам деятельности осуществляется в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации и (или) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;

            - статья 7 Закона Республики Казахстан “О естественных монополиях и регулируемых рынках” – субъект естественной монополии обязан  вести раздельный учет доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг (товаров, работ) и в целом по иной деятельности в порядке, утвержденном уполномоченным органом;

  - статья 15 Закона Республики Узбекистан “О естественных монополиях” – субъекты естественных монополий обязаны вести раздельный учет прямых затрат на производство (реализацию) товаров, осуществляемых в условиях естественной монополии;

- статья 10 Закона Республики Таджикистан “О естественных монополиях” – государственное регулирование деятельности субъекта естественной монополии осуществляется утверждением порядка ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых товаров (работ, услуг) и в целом по иной деятельности.

Кроме этого, странами СНГ приняты ряд постановлений о ведении раздельного учета доходов и расходов, к примеру:

- постановление Правительства Российской Федерации от 11 марта 2001 года №173 “О введении раздельного учета операторами связи  доходов и расходов по видам услуг связи”;

- постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2008 года №707 “О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий”;

- приказ Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 28 декабря 2004 года №506-ОД “Об утверждении Правил ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов субъектами естественной монополии, оказывающими услуги по транспортировке воды”;

- приказ Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 12 сентября 2005 года № 265-ОД “Об утверждении Правил ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов субъектами естественных монополий, оказывающих общедоступные услуги почтовой связи”.

 

2. Варианты государственного регулирования и оценки последствий

 

            Вариант Оставить все как есть:

Регулятивное воздействие – при отсутствии у субъектов естественных монополий методики раздельного учета доходов и расходов невозможно будет проконтролировать прозрачность при отнесении и распределении доходов, затрат и задействованных активов на соответствующие виды регулируемых товаров (работ, услуг).

При отсутствии Порядка ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых товаров (работ, услуг) и в целом по иной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики могут привести к возникновению ряда вопросов у субъектов естественных монополий при разработке ими методики раздельного учета согласно пункту 13 части 1 статьи 8 Закона Кыргызской Республики “О естественных монополиях в Кыргызской Республике”.

Степень достижения цели и ожидаемое воздействие  невозможно будет достигнуть по причине отсутствия в настоящее время Порядка ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых товаров (работ, услуг) и в целом по иной деятельности.

Реализационные риски – при реализации данного варианта субъектами естественных монополий цены (тарифы) на товары (работы, услуги) будут определяться (формироваться) без учета распределения доходов, затрат и задействованных активов на соответствующие услуги на основе причинно-следственной связи доходов, затрат и задействованных активов с теми услугами, с которыми они связаны.    

Правовой анализ – такой вариант приведет к неисполнению статьи 8 Закона  Кыргызской Республики “О естественных монополиях в Кыргызской Республике”.

Экономический анализ – данный вариант приведет к снижению прозрачных механизмов в тарифообразовании в сферах естественной монополии и приведет к возникновению возможности необоснованного повышения цен на товары (работы, услуги) субъектов естественной монополии, регулируемых государством.

Расчет затрат предпринимателей – субъекты естественных монополий в настоящее время не несут дополнительных затрат при отсутствии раздельного учета доходов и расходов.

Расчет прямых затрат государственного органа – затраты государственного органа не превышают бюджетных средств, выделенных для деятельности государственного органа.

Количественный индикатор – при данном варианте количество субъектов естественных монополий (64 хозяйствующего субъекта за исключением топливно-энергетического комплекса) не изменится в силу, того естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары и услуги, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами и услугами.

Качественный индикатор – формирование субъектами естественных монополий цен (тарифов) на товары (работы, услуги) без учета методики раздельного учета, предусматривающей определение расходов, относящихся к регулируемому виду деятельности, и расходов, подлежащих распределению.

 

Вариант Отмена государственного регулирования:

Регулятивное воздействие –  в соответствии со статьей 8 Закона Кыргызской Республики “О естественных монополиях в Кыргызской Республике” субъекты естественных монополий обязаны вести раздельный учет доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых товаров (работ, услуг) и в целом по иной деятельности в порядке, утвержденном Правительством. Отмена данной нормы приведет к необоснованному повышению цен (тарифов) на производимые хозяйствующими субъектами естественных монополий товары (услуги, работы).

Полная отмена пункта 6 части 1 статьи 8 Закона Кыргызской Республики “О естественных монополиях в Кыргызской Республике” приведет к необоснованному повышению цен (тарифов), нерациональному расходованию бюджетных средств. При таких условиях степень достижения будет нулевая.

Реализационные риски включение субъектами естественных монополий в цены (тарифы) на регулируемые товары (работы, услуги) затраты, не связанные с их производством и реализацией, создание предпосылок для перекрестного субсидирования, что в конечном итоге может привести к необоснованному  повышению цен (тарифов).

 Следует отметить, что к сферам естественных монополий отнесены – услуги железнодорожных путей, аэронавигации, аэропортов, связи, универсальные услуги почтовой связи, вода и топливно-энергетический комплекс.

Правовой анализ – отмена обязательного ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов не будет соответствовать договорно-правовой базе Евразийского экономического союза, так как регулируются субъекты естественных монополий.

Экономический анализ – при данном варианте невозможно будет добиться прозрачности и объективности при формировании субъектами естественных монополий цен (тарифов) на регулируемые виды деятельности.

Расчет затрат предпринимателей – при отмене государственного регулирования хозяйствующие субъекты естественных монополий не понесут дополнительных затрат.

Расчет прямых затрат государственного органа – затраты государственного органа не будут превышать бюджетных средств, выделенных для деятельности государственного органа.

Количественный индикатор – количество субъектов естественных монополий останется неизменным.

Качественный индикатор – невозможность определения прямого отнесения доходов, затрат и задействованных активов на соответствующие виды услуг на основе данных первичных документов.

 

Вариант Ведение раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых товаров (работ, услуг) и в целом по иной деятельности:

Регулятивное воздействие – в результате принятия предлагаемого варианта возможно следующее:

1) приоритет прямого отнесения (при возможности прямого отнесения) доходов, затрат и задействованных активов на соответствующие виды услуг на основе данных первичных документов;

2) распределение доходов, затрат и задействованных активов на соответствующие услуги на основе причинно-следственной связи доходов, затрат и задействованных активов с теми услугами, с которыми они связаны;

3) прозрачность при отнесении и распределении доходов, затрат и задействованных активов на соответствующие виды регулируемых услуг.

Реализационные риски – при реализации предлагаемого варианта возможно возникновение риска предоставления недостоверных данных хозяйствующими субъектами естественных монополий при установлении (согласовании) цен (тарифов) на товары (работы, услуги), что можно будет выявить только в ходе проведения проверки их деятельности. Такие риски можно отнести к категории маловероятных, поскольку ответственность за достоверность предоставляемых данных несут сами хозяйствующие субъекты.

Правовой анализ пунктом 6 части 1 статьи 8 Закона Кыргызской Республики “О естественных монополиях в Кыргызской Республике” предусмотрено, что субъекты естественных монополий обязаны вести раздельный учет доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых товаров (работ, услуг) и в целом по иной деятельности в порядке, утвержденном Правительством.

Указанный проект не противоречит нормам Конституции Кыргызской Республики и не дублирует нормативные правовые акты Кыргызской Республики, а также не требуется внесение изменений и дополнений или отмены иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики.

Кроме того, Закон Кыргызской Республики “О естественных монополиях в Кыргызской Республике” приведен в соответствие договорно-правовой базе Евразийского экономического союза.

Экономический анализ – проект постановления позволит добиться прозрачности и открытости деятельности субъектов естественных монополий через отражение методики ведения раздельного учета в учетной политике предприятия, разработки документов, в которых будут находить отражение операции по разделению расходов между различными видами деятельности. Тем самым будут созданы условия для повышения эффективности деятельности через обеспечение прозрачности расходов, закладываемых в себестоимость товаров (работ, услуг).

Экономический эффект проекта возможно рассчитать только после его применения на практике.

Экономический анализ (расчет затрат и выгод), в соответствии с Методикой проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 сентября 2014 года № 559, включает затраты времени (косвенные издержки) и денежные затраты, как единовременные, так и повторяющиеся (прямые издержки), необходимые для реализации нормативного правового акта.

Расчет прямых затрат государственного органазатраты на содержание государственного антимонопольного органа (затраты из государственного бюджета) составили в 2014 году – 47364,0 тыс.сом. Из них на содержание сотрудников отделов и территориальных подразделений, которые выполняют и другие функциональные обязанности, приходится небольшая доля. Затраты государственного органа не будут превышать бюджетных средств, выделенных для деятельности государственного органа и дополнительных расходов на реализацию данного нормативного правового акта – не требуется.

         Косвенные затраты государственных органов – в рамках бюджетных средств, выделенных для деятельности государственных органов.

Расчет затрат предпринимателей – на реализацию проекта постановления хозяйствующие субъекты, регулируемые государством, понесут незначительные дополнительные затраты. Вместе с тем, следует отметить, что затраты хозяйствующих субъектов относятся к сведениям, составляющим коммерческую тайну, и в случае разглашения, государственный антимонопольный орган несет ответственность, в том числе по возмещению убытков субъекту, понесенных при разглашении этих сведений. Таким образом, даже при наличии дополнительных затрат, произвести расчет дополнительных затрат хозяйствующих субъектов естественных монополий на реализацию указанных норм не представилось бы возможным.

 

         Анализ воздействия на конкуренцию – принятие проекта о ведении раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов прямого воздействия на конкуренцию не окажет, так как государственному регулированию подлежат субъекты естественных монополий согласно Закону Кыргызской Республики “О естественных монополиях в Кыргызской Республике”.

Воздействие позитивного характера будет обусловлено наличием обеспечения доступности реализуемых субъектами естественных монополий товаров (работ, услуг) для потребителей, а также эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

 

Основной целью разработки проекта постановления Правительства Кыргызской Республики “Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых товаров (работ, услуг) и в целом по иной деятельности” является определение принципов ведения, порядка организации и осуществления субъектами естественной монополии раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по видам регулируемых услуг и в целом по иной деятельности для установления экономически обоснованных тарифов.

Количественный индикатор оценки достижения целей – при данном варианте количество субъектов естественных монополий (64 хозяйствующего субъекта за исключением топливно-энергетического комплекса) не изменится в силу, того естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары и услуги, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами и услугами.

Качественный индикатор оценки достижения целей – позволит обеспечить формирование информации о полученных доходах по видам деятельности с учетом отраслевых особенностей, масштабов их деятельности, необходимой для составления предусмотренной в учетной политике формы отчетности, а также решения других задач, связанных с экономическим обоснованием устанавливаемых цен (тарифов).

Для целей раздельного учета все доходы субъекта регулирования будут подразделены на доходы по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности, тем самым у предприятий появиться возможность создания экономических условий, при которых субъектам естественных монополий выгодно будет сокращать

Карта проезда

Контакты

г. Бишкек ул. Б.Баатыра 7Б/1
0(312) 56-31-97
priemnaya@antimonopolia.kg
Пон-Пят 09:00 - 18:00
0(701) 56-33-05
amantur.omyrbekov