Отчет об итогах деятельности Госагентства за 2015 год

Отчет

об итогах деятельности Госагентства за 2015 год

 

За отчетный период, Госагентством проведена целенаправленная работа в рамках законодательства Кыргызской Республики и ЕАЭС, решений Президента, Жогорку Кенеша, Правительства Кыргызской Республики, а также Плана работы Госагентства на 2015 год, а также Плана действий/мероприятий директора Госагентства по достижению целей и задач Программы Правительства на 2015 год.

 

Участие в реализации национальных и государственных программ

Антимонопольное регулирование проводилооь на основе комплексного подхода в рамках национальных и правительственных программ Кыргызской Республики. Отчеты о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных в них, в установленные сроки направлялись в Министерство экономики и в Правительство Кыргызской Республики.

 

Совершентствование законодательной базы

В целях приведения нормативной правовой базы Кыргызской Республики в сфере конкурентной (антимонопольной) политики в соответствие с нормативной базой ЕАЭС, разработаны и приняты 4 Закона: «О конкуренции», «О естественных и разрешенных монополиях», «О рекламе», «О внутренней торговле».

Совместно с Минэкономики разработаны 7 проектов подзаконных нормативных правовых актов, которые приняты соответствующими постановлениями Правительства.

В полном объеме завершена работа по оценке нормативных правовых актов в рамках проекта по регулятивной реформе «Системный анализ регулирования» (САР). Так, проведена оценка всех 54 нормативных правовых актов.

C целью предупреждения нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов исполнительной власти, Госагентством в течение отчетного периода проведена экспертиза 142 проектов нормативных правовых актов, из них дано отрицательное заключение по 4 проектам, как противоречащим антимонопольному законодательству.

 

План действий/мероприятий руководителя Госагентства

Согласно Плану действий/обязательств директора, закреплено исполнение 16 мероприятий. По состоянию на 28 декабря 2015 года:

15 мероприятий – исполнены в установленные сроки,

1 мероприятие – направлено письмо в АПКР об исключении данного пункта (создание единой базы по тарифам, электронный расчет).

 

Государственное регулирование субъектов естественных и разрешенных монополий

В целях недопущения и ограничения монополистической деятельности проводилась работа по ведению реестров субъектов естественных и разрешенных монополий Кыргызской Республики.

По состоянию на 31.12.2015 года общее количество хозяйствующих субъектов составляет – 167 единиц, из них:

·      в республиканском реестре, всего – 17 субъектов, в том числе, 9 – естественных и 8 – разрешенных;

·      в региональных реестрах, всего – 150 субъектов, в том числе, 74 – естественных и 76 – разрешенных.

В течение отчетного периода дополнительно включены в Госреестры – 13 хозяйствующих субъектов. Вместе с тем, из Госреестров исключены 65 хозяйствующих субъектов, в том числе, из республиканского реестра исключены 45 хозсубъектов энергетики, так как функции антимонопольного регулирования в сфере ТЭК переданы Госагентству по регулированию ТЭК.

Изменено наименование товара (работы, услуги), по которым хозяйствующий субъект является монополистом, для 11 субъектов монополистов.

Всего из Госреестров за отчетный период исключено 20 субъектов разрешенных монополий. Все эти субъекты, будут включены в Реестр субъектов, занимающих доминирующее положение, и находиться в зоне постоянного экономико-статистического наблюдения.

В целях гос. регулирования деятельности естественных и разрешенных монополий, в течение отчетного периода рассмотрено 150 расчетных материалов и согласовано 973 цен и тарифов на их товары и услуги. Согласованы 19 форм контрактов на поставку товаров и правил предоставления услуг в соответствии с Законом «О естественных и разрешенных монополиях».

В процессе регулирования субъектов естественных и разрешенных монополий выдано 45 предписаний за нарушение статьи 12 Закона КР «О естественных и разрешенных монополиях», из которых 41 исполнены.

В отчетном периоде проведены мероприятия по регулированию деятельности субъектов-монополистов в следующих сферах экономики:

Сфера связи

ОАО «РПО радиорелейных магистралей телевидения и радиовещания». Снижены от проектной стоимости на 619,0 сом тарифы на услуги цифрового эфирного наземного теле- вещания (социальный пакет). В результате тариф составил – 2,5 тыс. сом за 1 канал/час. Данное решение позволит обеспечить экономию бюджетных средств более, чем на 70 млн. сом.

ГП “Служба специальной связи”. Пересмотрена и со снижением от проектной стоимости (16,67 сом/единица) установлена в размере 14,8 сом/единица цена на услугу по перевозке национальных паспортов.

“Кыргызтелеком”. Снижена на 359,0 сом и установлена в размере - 154,0 сом стоимость услуги по переоформлению телефонного номера.

ОсОО «Скай Мобайл». Установлен предельный уровень цены на услуги сотовой подвижной радиотелефонной связи, проектные цены снижены на 9,2%.

ГП «Кыргыз почтасы». Снижена от проектной стоимости с 9 сом/ед. до 7 сом/ед. цена на простую пересылку почтовой карточки для населения.

ЗАО «Альфа Телеком». Впервые установлены цены на услуги сотовой связи.

Тремя операторами связи – “Альфа Телеком”, “Скай Мобайл”, “Нур Телеком” начата работа по внедрению Принципов справедливого роуминга в государствах-членах ЕАЭС. Итогом работы стало существенное снижение стоимости исходящих звонков, sms и интернета

“Скай Мобайл” снизило стоимость звонков в роуминге для абонентов Beeline-Кыргызстан в Армении, Беларуси, Казахстане и России в 10 раз и теперь составляет 10 сом за минуту разговора.

«Нур Телеком» снижена стоимость услуг роуминга в направлении России в сети оператора МТС, которая составила 25 сом/мин на все исходящие звонки.

Рынок цемента

ОАО «Кантский цементный завод» и ЗАО «Южно-Кыргызский Цемент» исключены из республиканского реестра субъектов монополистов. Это позволит им проводить более гибкую ценовую политику, повысить конкурентоспособность и создать систему скидок и льгот.

Рынок ГСМ

«Газпром нефть Азия». В рамках регулирования деятельности «Газпром нефть Азия» проводилась работа по недопущению резких скачков цен на ГСМ. Также субъектом взяты обязательства по обеспечению достаточного объема ГСМ.

Требования Госагентства выполняются и «Газпром нефть Азия» поэтапно проводит снижение цен и повышение цен.

Основными причинами изменения являются:

- увеличение оптово-отпускных цен на ГСМ на российском рынке;

- решение Правительства о повышении ставок акцизного налога на ГСМ с 3 до 5 тыс. сом за тонну с 1 июня 2015г.;

- увеличение курса доллара США на валютных рынках Кыргызстана.

За сентябрь-декабрь 2015 года, цены на ГСМ на автозаправочных станциях «Газпром нефть Азия» по республике снизились на 4%-7%. На дизельное топливо снизились на 8%-9%.

Рынок ГСМ постоянно находится под постоянным наблюдением Госагентства. Последний анализ с предложениями по улучшению ситуации на этом рынке направлены премьеру.

ГП «Кыргызаэронавигация»

            Установлен предельный уровень основных ставок сборов за аэронавигационное обслуживание воздушных судов. Тариф установлен в национальной валюте, вместо ранее установленных в долларах США.

ГП “Темир”

В связи с утратой исключительного права на сбор, скупку и реализацию лома и отходов черных и цветных металлов, из Госреестра исключен субъект монополист ГП «Темир».

Рынок производства спирта

Для создания равных конкурентных условий с другими игроками рынка спирта, субъекты монополисты «Карабалтинский спиртовой завод», «Токмок Буллс», «Спиртовой завод «Каракол» исключены из Госреестра.

Вместе с тем, данные субъекты обязаны исполнять требования антимонопольного закодательства по соблюдению правил добросовестной конкуренции.

Рынок сахара

«Белорусская сахарная компания» отказано в увеличении действующего предельного уровня цен, сохранен предельный уровень цен 2014 года.

Рынок угля

Как вы знаете, в прошлый ОЗП было введено гос. регулирование цен на уголь сроком на 90 дней. Были установлены предельные розничные цены на уголь по районам каждой области, городов Бишкек и Ош. Еженедельно осуществлялся мониторинг цен. Информация о работе постянно направлялась в Аппарат Правительства.

В период гос. регулирования повышение цен на уголь не отмечалось, ажиотажного спроса на твердое топливо не наблюдалось. Заявлений и обращений граждан на предмет завышения установленных розничных цен не поступало.

При подготовке к ОЗП 2015-2016 года”, установлены оптово-отпускные цены на уголь 10 угледобывающим предприятиям-монополистам, в том числе, для поставки на ТЭЦ г.Бишкек.

Цены снижены 4-м угледобывающим предприятиям («Перити Коал», «Сулюкташахтакурулуш», «Им.Т.Ибрагимова», «Сулюктакомур») и 1 предприятию («Кыргызкомур») оставлены на ранее действовавшем уровне.

Определена цена на перевозку угля автотранспортом по маршруту «Кара-Кече» - ж/д станция Балыкчы и рекомендована для использования:

- перевозка «КАМАЗами» (16 тонн) – 2,84 сом за тн/км;

- перевозка «Howo» (22 тонн) – 2,63 сом за тн/км.

На постоянной основе проводится мониторинг вторичного рынка угля, разъяснительная работа о недопущении необоснованного повышения цен на уголь среди хозсубъектов и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю углем.

Выданы Предписания об устранении нарушения «Шарбон», «АКГ Тоо Инвест», «Пандж-Шер» и ГП «Кыргызкомур». Предписания исполнены – заключены договоры с ТЭЦ г.Бишкек по поставке угля по установленным Госагентством ценам.

 

Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции

В течение отчетного периода рассмотрено 36 заявлений от физических и юридических лиц, проведены проверки 72 хозяйствующих субъектов, рассмотрено и принято 63 решения по нарушениям антимонопольного законодательства по результатам проверок.

За нарушение антимонопольного законодательства принято решений о наложении штрафных и экономических санкций на сумму – 118 млн. 599 тыс. сом.

С требованием устранения нарушений антимонопольного законодательства выдано 36 предписаний, из которых 30 исполнены.

 

Рассмотрено заявление ОсОО «ЦентрТрансАвто» в отношении недобросовестных действий ЗАО «ЮКЦ», по нарушению условий договоров по недопоставке цемента и предоставлении исключительных условий, нежели другим покупателям, с которыми ранее были заключены договоры.

В целях пресечения злоупотребления доминирующим положением и создания равных условий для всех покупателей, ЗАО “ЮКЦ” выдано предписание, которое исполнено в установленные сроки.

 

Рассмотрено заявление от ОсОО «Lider Group», производителя соли «Береке туз» (соль Береке), правообладателя товарного знака «Береке туз» относительно недобросовестных действий ОсОО «Нур Импрайс Трейд», в использовании обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком «Lider Group» - «Береке туз».

«Нур Импрайс Трейд» выдано предписание «О прекращении нарушения норм Закона «О конкуренции» путем изменения цветовой гаммы и словесного обозначения во внешнем оформлении упаковки соли. Предписание было исполнено в установленные сроки.

 

Рассмотрено заявление ЗАО «Atalyk Group» относительно ведения недобросовестной конкуренции со стороны ОсОО «Алтын Шампаны».

В предверии новогодних праздников в продаже появилась алкогольная продукция «Алтын Шампаны» под названием «Российское шампанское», внешнее оформление которой схоже до степени смешения с товарным знаком «Советское шампанское», зарегистрированным в Кыргызпатенте на «Atalyk Group».

«Алтын Шампаны» было выдано Предписание о прекращении нарушения Закона «О конкуренции» путем прекращения использования товарного знака «Российское Шампанское», а также изъятия остатков продукции из продажи. В настоящее из продажи изъято около 80% продукции.

 

В целях стабилизации ценовой ситуации на рынке авиабилетов по внутренним авиарейсам, проведена работа с авиакомпаниями “Эйр Кыргызстан, “Авиа Траффик Компани”, “Эйр Бишкек”, “Тез Джет”, “Эйр Манас”.

В результате, авикомпаниями “Авиа Траффик Компани”, “Эйр Бишкек”, “Тез Джет” тарифная политика пересмотрена и максимальный уровень розничных цен на авиабилеты снижен до 4 тыс.сом. Авиакомпанией “Эйр Манас” максимальная стоимость авиабилетов снижена со 105 до 80 долларов США.

Госагентством отслеживается ситуация на рынке авиабилетов по внутренним авиаперевозкам. При неисполнении требований Госагентства, будут приниматься меры в соответствии с антимонопольным законодательством.

 

Рассмотрено заявление ОсОО Мега-Лайн относительно ведения недобросовестной конкуренции со стороны ОсОО «КГ МегаЛайн».

На рынке телекоммуникационных услуг существуют два хозяйствующих субъекта со схожими наименованиями - «Мега-Лайн» и «КГ МегаЛайн». Фирменное наименование «Мега-Лайн» зарегистрировано в Кыргызпатенте и включено в Государственный реестр фирменных наименований.

По итогам разбирательства, «КГ Мегалайн» выдано предписание о прекращении нарушения норм законодательства путем перерегистрации под другим наименованием. Предписание исполнено, «КГ Мегалайн» прошло перерегистрацию под наименованием «Связной мир».

 

Анализ конкурентной среды на товарных рынках

В целях оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках и принятия обоснованных решений антимонопольным органом, за отчетный период проведены 50 анализов и обзоров товарных рынков.

Госагентством на постоянной основе анализируется текущая ценовая ситуация на внутреннем рынке социально-значимых продовольственных товаров, в том числе на которые может быть введено временное государственное регулирование цен.

Особое внимание было уделено рынку закупки молока и фасоли. Информация о ситуации на данных рынках, с изложением существующих проблем и предложений по их разрешению направлена в Жогорку Кенеш и Аппарат Правительства.

Результаты мониторингов рыночных розничных цен на основные продукты питания, овощи, уголь, цемент и ГСМ на постоянной основе, еженедельно предоставляются в Аппарат Правительства (направлено более 50 писем и информационных записок).

Одновременно с этим, в целях информирования населения и бизнес сообщества, мониторинг розничных цен на социально-значимые товары и анализ динамики цен, еженедельно, размещается на официальном сайте Госагентства antimonopolia.kg.

 

Государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей и рекламной деятельности

В целях осуществления контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей за отчетный период рассмотрено 228 обращения, заявления от потребителей и проведено 147 проверок. В ходе рассмотрения обращений, заявлений выявлено 266 нарушений, из них 237 устранены; выдано 181 предписание, из них исполнено – 178.

За нарушение Закона «О защите прав потребителей» принято решений о наложении административных штрафов на сумму – 365,1 тыс.сом.

 

Наиболее частыми были нарушения требований Закона «О защите прав потребителей» по качеству и количеству товара (работы, услуги) и информации о товарах (работах, услугах).

Жалобы, в основном, поступали на неправильные показания счетчиков, неправильное выставление счетов за энергоносители, за вывоз мусора, услуги домофона и т.д., авиакасс, продавцов сотовых телефонов, планшетных ПК, мебели, пластиковых окон и т.д.

В целях недопущения нарушений Закона «О рекламе» за отчетный период по инициативе антимонопольного органа проведено 325 мониторингов, рассмотрено 352 обращения, заявления и результатов мониторинга. По результатам мониторингов и рассмотрения заявлений, выявлено 438 нарушений, из них 366 устранены, начато производство по 71 выявленному нарушению. Наряду с этим, выдано 324 предписаний, из которых 322 исполнены.

За нарушение Закона «О рекламе» принято решений о наложении административных штрафов на сумму – 302,3 тыс.сом.

 

Государственное регулирование платных услуг

В целях ослабления административных барьеров и недопущения необоснованного повышения тарифов на государственные услуги, в течение отчетного периода согласовано 10869 цен (тарифов) на платные услуги (работы), оказываемые органами исполнительной власти и их структурными подразделениями.

Принято решений о наложении штрафных и экономических санкций органам исполнительной власти в размере 6 млн. 267 тыс.сом.

В соответствии с Положением о формировании и применении цен на платные образовательные услуги, согласовано 8827 цен на образовательные услуги.

За отчетный период, по выявленным нарушениям приняты решения о проведении перерасчетов с населением на сумму 15 млн. 813 тыс.сом.

Во исполнение Закона «О культуре», за отчетный период согласовано 27 цен (тарифов), во исполнение Закона «О питьевой воде» согласовано 12 цен (тарифов).

 

Адвокатирование конкуренции и обеспечение прозрачности

В целях обеспечения прозрачности работы и адвокатирования конкуренции, на постоянной основе на официальном сайте www.antimonopolia.kg, а также АКИпресс, КирТаг, Кабар, 24.kg и др. размещается информация о деятельности Госагентства по всем курируемым направлениям. Так, за отчетный период на официальном сайте опубликовано 587 материалов, в средствах массовой информации - 119 материалов.

Руководством и сотрудниками Госагентства на радио и ТВ даны 130 комментариев (интервью) по наиболее актуальным вопросам.

Проведено всего 122 семинара, тренинга, круглых столов, конференций и других мероприятий.

План проверок и результаты проверок размещаются на портале proverka.kg. Информация является открытой и доступной для всех.

В целях реализации Закона «Об общественных советах государственных органов», определен состав общественного совета Госагентства из 10 человек. В отчетном периоде проведено 12 заседаний.

 

Международное сотрудничество

В отчетном периоде руководство Госагентство приняло участие:

- в январе, в Москве, в совещании ЕЭК при участии руководителей антимонопольных органов России, Армени, Беларуси, Казахстана;

- в г.Анкара, в феврале в церемонии подписания Меморандума о сотрудничестве в сфере антимонопольной политики между Госагентством и Комитетом по вопросам конкуренции Турецкой Республики;

- в г. Брест, в июне во встрече руководителей антимонопольных органов государств-членов ЕАЭС в формате «5+1»;

- в Москве в марте в заседании по фармацевтическому рынку;

Руководители и сотрудники Госагентства приняли участие в 18-ти семинарах, совещаниях и учебных стажировках, проводимых конкурентными ведомствами стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе, прошли обучение на краткосрочных обучающих стажировках, организуемых ФАС России.

В рамках подписанного Меморандума о сотрудничестве в сфере антимонопольной политики, экспертами конкурентного ведомства Турецкой Республики проведено обучение наших сотрудников.

В г.Астана, подписан Меморандум о сотрудничестве в области конкурентной политики между Комитетом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Казахстана и Госагентством.

Госагентство принимало активное участие в видеоконференциях ЕЭК по вопросам гармонизации и имплементации норм нормативной базы ЕАЭС в национальное антимонопольное законодательство.

Во исполнение решений Правительства Кыргызской Республики, Госагентством установлены закупочные цены на:

- сертифицированные семена яровой и озимой пшеницы и озимого ячменя, хлопчатника, посадочных клубней картофеля, кукурузы, люцерны и эспарцета;

- на зерно продовольственной пшеницы, закупаемое Фондом госматрезервов;

- на реализуемую муку, полученную от переработки разбронированного зерна из государственного резерва;

 - цены на муку пшеничную высшего сорта и масло растительное, поступившие в качестве гуманитарной помощи из Казахстана;

 - цены на продукцию ОАО «Учкун», ОсОО “Волтэк групп” и «Кыргызбыткомплект».

         

В целях реализации Указа Президента «Об объявлении 2015 года Годом укрепления национальной экономики», разработана и предложена концепция внедрения в республике системы Электронных площадок для проведения тендеров через электронные аукционы. Презентация по внедрению новой системы тендеров представлена и одобрена в Минэкономики и на совещании у Вице-премьер-министра.

Образованы Межведомственная и внутриведомственная рабочие группы по внедрению системы электронных площадок. За отчетный период проведено 6 заседаний Межведомственной рабочей группы.

Разработан проект Закона, предусматривающий внесение изменений и дополнений в 19 нормативных правовых актов. Законопроект принят постановлением Правительства от 7 декабря 2015 года №836 и внесен в Жогорку Кенеш.

 

Исполнительская дисциплина:

За 2015 год поступило всего 3861 документов, в том числе:

- из вышестоящих органов – 975;

- из министерств, ведомств и от субъектов монополистов – 2734;

- заявления, жалобы – 152.

Подготовлено и направлено всего 3383 документов, в том числе:

- в вышестоящие органы – 519;

- в министерства и ведомства, субъектам монополистам – 2384;

- ответы по обращениям граждан – 144;

- направлено постановлений – 82;

- направлено предписаний – 130;

- приказы по основной деятельности Госагентства – 124.

Карта проезда

Контакты

г. Бишкек ул. Б.Баатыра 7Б/1
0(312) 56-31-97
priemnaya@antimonopolia.kg
Пон-Пят 09:00 - 18:00
0(701) 56-33-05
amantur.omyrbekov