Государственным агентством антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики был подготовлен проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики», направленный выявление соглашений, согласованных действий (картелей)

Статья 1. Внести в Закон Кыргызской Республики «О конкуренции» (газета «Эркин Тоо» от 26 июля 2011 года №60) следующие изменения:

 

1. Статью 3 дополнить абзацами в следующей редакции:

Соглашения, согласованные действия (картель) – антиконкурентные соглашения, согласованные действия между субъектами рынка, являющимися конкурентами либо потенциальными конкурентами на одном товарном рынке.

Проверка без уведомления (внезапная) – проверка, проводимая уполномоченным государственным органом, реализующим государственную антимонопольную политику с целью доказательства деяний (действий, бездействий), в которых усматриваются соглашения, согласованные действия (картели) направленные на ограничение конкуренции и недобросовестную конкуренцию.

 

2. Статью 14  после слов «…для получения необходимых документов и информации…» дополнить словами «в том числе доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам)».

 

3. Статью 15 дополнить абзацами следующего содержания:

Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную, охраняемую законом тайну, представляется в уполномоченный государственный орган, реализующий государственную антимонопольную политику в соответствии с требованиями установленными законами».

Отказ от предоставления, непредставление в установленный срок или представление заведомо недостоверных сведений и информации, запрошенных в порядке, установленным настоящим законодательством, влечет за собой ответственность, установленную законодательством Кыргызской Республики.

 

4. Часть 1 статьи 18 после слов «по собственной инициативе» дополнить словами «на основании заявлений физических и юридических лиц, по признакам нарушений антимонопольного законодательства, выявленных в ходе проведения проверки,».

 

5. Дополнить закон статьей 19-1 в следующей редакции:

Статья 19-1. «Проверки без уведомления, проводимые уполномоченным государственным органом, реализующим государственную антимонопольную политику по признакам соглашений, согласованных действий (картелей), недобросовестной конкуренции, направленных на ограничение конкуренции и недобросовестную конкуренцию»

1. В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства по признакам соглашений, согласованных действий (картелей) и недобросовестной конкуренции, уполномоченный государственный орган, реализующий государственную антимонопольную политику вправе проводить проверки без уведомления (внезапные) органов исполнительной власти и их подведомственных учреждений, органов местного самоуправления, а также государственных внебюджетных фондов, субъектов предпринимательства,  некоммерческих организаций и физических лиц.

2. Основанием проведения проверки без уведомления (внезапной) является:

1) получение антимонопольным органом сведений о фактах нарушения требований антимонопольного законодательства Кыргызской Республики

2) сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства

3) письменное заявление физического или юридического лица с приложением документов, материалов и иных подтверждающих сведений о нарушении прав и интересов заявителя.

4) материалы, поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений и указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;

5) истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;

6) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

3. Предметом проверки без уведомления (внезапной) является соблюдение требований антимонопольного законодательства участником (-ми) соглашений,  согласованных действий (картелей) при осуществлении своей деятельности.

4. Проверка осуществляется на основании решения (распоряжения, приказа, предписания) государственного антимонопольного органа.

5. Срок проведения проверки составляет не более чем один месяц с даты начала ее проведения, указанной в решении. Срок может быть продлен по письменному решению (распоряжению, приказу, предписанию) руководителя антимонопольного органа не более чем на два месяца.

6. В рамках проведения проверки антимонопольный орган вправе проверять деятельность структурных подразделений проверяемого лица, в том числе филиалов и представительств.

7. Предварительное уведомление участников соглашений (согласованных действий) о начале проведения проверки в случае проверки соблюдения требований статей 7, 7-1, 8 и 9 настоящего закона не допускается.

8. Плановые и внеплановые проверки субъектов предпринимательства, занимающих доминирующее положение на соответствующих рынках, государственным антимонопольным органом проводятся в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики о порядке проведения проверок субъектов предпринимательства.

 

6. Дополнить закон статьей 19-2 в следующей редакции:

Статья 19-2. Взаимодействие государственного антимонопольного органа и уполномоченных государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Государственный антимонопольный орган при проведении расследований по признакам соглашений, согласованных действий (картелей) и недобросовестной конкуренции, имеет право привлекать уполномоченные государственные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

Любая информация, полученная государственным антимонопольным органом, в том числе, полученная в результате оперативно-розыскной деятельности, может быть использована как доказательство соглашений, согласованных действий (картелей) и недобросовестной конкуренции.

 

7. Дополнить закон статьей 19-3 в следующей редакции:

Статья 19-3. Доступ должностных лиц антимонопольного органа на территорию или в помещение для проведения проверки

Доступ должностных лиц антимонопольного органа, проводящих проверку, на территорию или в помещение участника (-ов) соглашений, согласованных действий (картелей) осуществляется в порядке установленным Правительством Кыргызской Республики.

 

8. Дополнить закон статьей 19-4 в следующей редакции:

Статья 19-4.  Порядок и процедура проведения проверок без уведомления. Права, обязанности и ответственность сторон при проведении проверок без уведомления.

Порядок и процедура проведения проверок без уведомления, а также права, обязанности и ответственность сторон устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

 

Статья 2. Внести в Закон Кыргызской Республики «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства» (газета «Эркин Тоо» от 08 июня 2007 года №41) следующие изменения:

 

1. Часть 5 статьи 1 дополнить абзацем в следующей редакции:

 «Государственным антимонопольным органом Кыргызской Республики по признакам соглашений, согласованных действий (картелей) направленных на ограничение конкуренции и недобросовестную конкуренцию;

2. Статью 2 дополнить абзацем в следующей редакции:

«Мониторинг - наблюдение, проводимое в общественных местах (в том числе – на торговых объектах, рынках и т.д.) с целью сбора и обработки информации, оценки и изучения рынков.

Мониторинг не является проверкой».

 

Статья 3. Внести в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики,  1999 г.,  № 2, ст.77) следующие изменения:

1.                      Дополнить Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности статьей 312-1 в следующей редакции:

Статья 312-1.  Отказ от предоставления, непредоставление в установленный срок или предоставление заведомо недостоверных сведений и информации уполномоченному государственному органу, реализующему государственную антимонопольную политику, при  осуществлении проверки на предмет соглашений, согласованных действий (картелей) и недобросовестной конкуренции.

Предоставление недостоверной информации или несвоевременное предоставление информации уполномоченному государственному органу, реализующему государственную антимонопольную политику, при осуществлении проверки на предмет соглашений, согласованных действий (картелей) и недобросовестной конкуренции –

влечет наложение административного штрафа на физических лиц в размере от двадцати до пятидесяти расчетных показателей, на должностное лицо – от пятидесяти до ста расчетных показателей, на юридических лиц – от ста до двухсот расчетных показателей.

Отказ от предоставления сведений и информации уполномоченному государственному органу, реализующему государственную антимонопольную политику, при  осуществлении проверки на предмет соглашений, согласованных действий (картелей) и недобросовестной конкуренции -

влечет наложение административного штрафа на физических лиц в размере от пятидесяти до ста расчетных показателей, на должностное лицо – от ста до двухсот расчетных показателей, на юридических лиц –  1% от совокупной выручки от реализации товаров (работ, услуг).

 

2.                      Дополнить Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности статьей 312-2 в следующей редакции:

Статья 312-2. Воспрепятствование должностным лицам уполномоченного государственного органа, реализующего государственную антимонопольную политику при  осуществлении проверки на предмет соглашений, согласованных действий (картелей) и недобросовестной конкуренции.

Воспрепятствование должностным лицам уполномоченного государственного органа, реализующего государственную антимонопольную политику при осуществлении проверки на предмет соглашений, согласованных действий (картель) и недобросовестной конкуренции, в том числе отказ в доступе к автоматизированным базам данных (информационным системам) -

влечет наложение административного штрафа на физическое лицо – от пятидесяти до ста расчетных показателей, на должностное лицо – от ста до двухсот расчетных показателей, на юридическое лицо – 1% от совокупной выручки от реализации товаров (работ, услуг).

 

3.                      Дополнить Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности Примечанием после статьи 312-2 следующего содержания:

Примечание. 1. Лицо (группа лиц, определяемая в соответствии с антимонопольным законодательством Кыргызской Республики), добровольно заявившее в уполномоченный государственный орган, реализующий государственную антимонопольную политику о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Кыргызской Республики соглашения или об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Кыргызской Республики согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 311 и 312 настоящей главы, при выполнении в совокупности следующих условий:

на момент обращения лица с заявлением, антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий;

представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные настоящим примечанием.

2. Не подлежит рассмотрению заявление, поданное одновременно от имени нескольких лиц, заключивших недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством Кыргызской Республики соглашение или осуществлявших недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством Кыргызской Республики согласованные действия.

3. При назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а также следующие обстоятельства, смягчающие административную ответственность:

1) лицо, совершившее административное правонарушение, не является организатором ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий и (или) получило обязательные для исполнения указания участвовать в них;

2) лицо, совершившее административное правонарушение, не приступило к исполнению заключенного им ограничивающего конкуренцию соглашения.

4. При назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность,  а также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

1) организация лицом, совершившим административное правонарушение, ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий;

2) принуждение лицом, совершившим административное правонарушение, иных лиц к совершению административного правонарушения либо к продолжению участия в ограничивающих конкуренцию соглашении или согласованных действиях.

5. За совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 311 и 312  настоящей главы, административный штраф на юридическое лицо не налагается, если такое юридическое лицо добровольно заявило в уполномоченный государственный орган, реализующий государственную антимонопольную политику о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Кыргызской Республики  соглашения (картеля) и в совокупности выполнило следующие условия:

лицо признало факт совершения административного правонарушения;

лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении (картеле);

представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Административный штраф в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение административного правонарушения предусмотренного  статьями 311 и 312  настоящей главы  налагается на юридические лица, вторым и третьим выполнившие условия настоящего примечания. Настоящее примечание не применяется в отношении юридического лица, являющегося организатором недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Кыргызской Республики  соглашения, согласованного действия (картеля).

6. При определении в соответствии с настоящей статьей размера административного штрафа, исчисляемого от начальной стоимости предмета торгов, проводимых для заключения договора (контракта), срок исполнения которого превышает один год, размер начальной стоимости предмета таких торгов определяется пропорционально стоимости предмета торгов за один год.

 

Статья 4. Внести в Налоговый кодекс Кыргызской Республики (газета "Эркин Too" от 22 октября 2008 года №78-81) следующие изменения:

Пункт 2 статьи 54 дополнить подпунктом 9 в следующей редакции:

9) уполномоченному государственному органу, реализующему государственную антимонопольную политику в целях доказательства деяний (действий, бездействий), в которых усматриваются соглашения, согласованные действия (картели) направленные на ограничение конкуренции и недобросовестную конкуренцию.

 

Статья 5. Внести в Закон Кыргызской Республики  «О таможенном  регулировании  в Кыргызской Республике» следующие изменения:

Пункт 4 статьи 6 дополнить подпунктом 7 в следующей редакции:

7) уполномоченному государственному органу, реализующему государственную антимонопольную политику в рамках рассмотрения дел по соглашениям, согласованным действиям (картелям) направленным на ограничение конкуренции и недобросовестную конкуренцию.

 

Статья 6. Внести в Закон Кыргызской Республики «О банковской тайне» (газета "Эркин Тоо" от 2 августа 2002 года №58) следующие изменения:

Пункт 2 статьи 10 дополнить подпунктом 3 в следующей редакции:

3) доказательства деяний (действий, бездействий), в которых усматриваются соглашения, согласованные действия (картели) направленные на ограничение конкуренции и недобросовестную конкуренцию.

 

Статья 7. Внести в Закон Кыргызской Республики «О государственной статистике» (газета "Эркин Тоо" от 3 апреля 2007 года N 24) следующие изменения:

Статью 17 дополнить новым  абзацем 4 следующего содержания:

«Доступ к первичным статистическим данным, допускающим прямую или косвенную идентификацию конкретного физического лица, домохозяйства, предприятия, состоящего из физических лиц, или конкретного юридического лица, осуществляющим свою деятельность в частном секторе экономики, или раскрывающим информацию об этой отдельной единице предоставляется уполномоченному государственному органу, реализующему государственную антимонопольную политику и осуществляющему государственное антимонопольное регулирование во всех отраслях экономики, защиту и развитие конкуренции для исполнения функций по проведению анализов товарных рынков, выявлению соглашений, согласованных действий (картелей), сговоров между хозяйствующими субъектами на товарных рынках Кыргызской Республики».

 

Статья 8. В Закон Кыргызской Республики «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности» (газете "Эркин Тоо" от 8 августа 2006 года №58) внести следующие изменения:

Пункт 2 статьи 5 дополнить подпунктом 4 в следующей редакции:

3-1) предоставляет информацию, с соответствующим грифом секретности,  по запросу уполномоченного государственного органа, реализующего государственную антимонопольную политику в целях доказательства деяний (действий, бездействий), в которых усматриваются соглашения, согласованные действия (картели) направленные на ограничение конкуренции и недобросовестную конкуренцию.

 

Статья 9. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

 

Статья 10. Правительству Кыргызской Республики в ____________ срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Карта проезда

Контакты

г. Бишкек ул. Б.Баатыра 7Б/1
0(312) 56-31-97
priemnaya@antimonopolia.kg
Пон-Пят 09:00 - 18:00
0(701) 56-33-05
amantur.omyrbekov