Текущая ситуация и ближайшие тенденции на рынке ГСМ

Государственное агентство антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики информирует о текущей ситуации и ближайших тенденциях на рынке ГСМ

 

На протяжении последних лет на рынке ГСМ одним из основных операторов было ОсОО «Газпром нефть Азия». Предприятие являлось монополистом по реализации ГСМ на территории Кыргызской Республики. Его деятельность, в частности, ценовая политика, регулировалась антимонопольным органом.

В связи с присоединением к Договору о Евразийском экономическом союзе, Кыргызской Республикой принят ряд обязательств, одним из которых является упразднение из национального законодательства понятия «разрешенная монополия». В связи с этим, предприятие исключено из Государственного республиканского реестра субъектов естественных и разрешенных монополий Кыргызской Республики.

Однако, рынок ГСМ остается в зоне постоянного наблюдения.

Анализ ценовой ситуации на автозаправочных станциях ОсОО «Газпром нефть Азия» показал незначительное, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличение цен на ГСМ по северному региону. Так, цена на бензин марки Аи-80 увеличилась на 6,6%, Аи-92 – на 5,33%, Аи-95 – 1,2%. Цена на дизельное топливо осталась без изменений.

Такая ситуация обусловлена рядом объективных причин. Одна из них – импортозависимость страны от поставок ГСМ из Российской Федерации. Т.е. цена на бензин в Кыргызстане напрямую зависит от ценовой политики заводов-поставщиков нефтепродуктов Российской Федерации.

Возможности поставок ГСМ из Казахстана ограничены ввиду того, что собственное производство в Казахстане покрывает только 70% потребности страны. Остальной объем покрывается за счет российских поставок. Поэтому в Республике Казахстан существует ограничение на экспорт ГСМ, которое решением министерства энергетики Республики Казахстан вводится 2 раза в год на периоды проведения весенних и осенних полевых работ.

Кроме того, в Казахстане действует экспортная пошлина на вывоз бензина и дизельного топлива, зависящая от мировых цен на нефть.

Поэтому, на сегодняшний день, импортировать ГСМ из Казахстана является менее привлекательным, чем из России.

Значительное влияние на розничные цены ГСМ на АЗС в Кыргызской Республике оказывала и транспортировка ГСМ из России до границы Кыргызской Республики. Ранее транзит через территорию Казахстана железнодорожным транспортом осуществлялся по экспортным тарифам.

В настоящее время подписано Соглашение между Кыргызской Республикой и Республикой Казахстан о применении унифицированного железнодорожного тарифа в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе.

При стабильности оптово-отпускных цен на российском рынке по ранее заключенным контрактам, возможно прогнозировать снижение цен на ГСМ в среднем до 2 сомов за литр.

Однако, гарантии стабильности в среднем зависят от оптово-отпускных цен российских поставщиков в связи с закрытием с января по апрель 2017 года на ремонт одного из крупнейших заводов России - Московского НПЗ. Это порождает трудности  с поставками нефтепродуктов из России в виде ограничения объемов экспорта (для обеспечения собственного внутреннего рынка) и повышения отпускных цен.

Подводя итоги, на рынке ГСМ можно выделить такие проблемные вопросы как:

- существующие в Казахстане экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты;

- недостаток сырья для обеспечения полноценной деятельности двух отечественных нефтеперерабатывающих заводов - Токмокский НПЗ и «Джунда». Их производственная мощность позволяет обеспечить потребность республики в нефтепродуктах, которая составляет около 1 млн. тн. Кроме того, крупные нефтетрейдеры республики получили бы возможность ввозить не только ГСМ, но и сырую нефть.

В рамках работы по недопущению негативных проявлений на рынке реализации ГСМ, Госагентством проведен анализ законодательства по регулированию рынка нефтепродуктов государств-членов ЕАЭС, в частности, Республики Казахстан. По итогам анализа подготовлен ряд предложений, позволяющих адаптировать некоторые нормы казахстанского законодательства к законодательству Кыргызской Республики, в частности, разработать и принять нормативный правовой акт, предусматривающий регулирование и контроль оптовых и розничных цен со стороны государственного уполномоченного органа в сфере топливно-энергетического комплекса.

Кроме того, в связи с введением с 10 января 2017 года унифицированных железнодорожных тарифов на перевозку товаров через территорию Республики Казахстан, всем крупным операторам рынка ГСМ рекомендовано принять срочные меры по снижению розничных цен на ГСМ, реализуемых на территории Кыргызской Республики.

Карта проезда

Контакты

г. Бишкек ул. Б.Баатыра 7Б/1
0(312) 56-33-03
priemnaya@antimonopolia.kg
Пон-Пят 09:00 - 18:00