Отчет об итогах деятельности Госагентства за 2016 год

Отчет

об итогах деятельности Госагентства за 2016 год

 

За отчетный период, Госагентством проведена работа в рамках законодательства Кыргызской Республики и ЕАЭС, решений Президента, Жогорку Кенеша, Правительства Кыргызской Республики, а также Плана работы Госагентства на 2016 год, Плана действий/мероприятий директора Госагентства по достижению целей и задач Программы Правительства на 2016 год, Плана Госагентства по развитию конкуренции на 2016 год, а также в рамках национальных и правительственных программ Кыргызской Республики. Отчеты о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных в них, в установленные сроки направлялись в Министерство экономики и в Правительство Кыргызской Республики.

 

Совершенствование законодательной базы

            В целях приведения нормативной правовой базы Кыргызской Республики в сфере конкурентной (антимонопольной) политики в соответствие с законодательством КР и нормативной базой ЕАЭС, разработаны 8 проектов нормативных правовых актов (1 проект постановления, 7 законопроектов).

           

C целью предупреждения нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов исполнительной власти, Госагентством в течение отчетного периода проведена экспертиза 186 проектов нормативных правовых актов, из них по 78-ми даны замечания и предложения.

 

Государственное регулирование субъектов естественных и разрешенных монополий

В целях недопущения и ограничения монополистической деятельности проводилась работа по ведению реестров субъектов естественных и разрешенных монополий Кыргызской Республики.

По состоянию на 01.01.2016 года общее количество хозяйствующих субъектов составляло – 175 единиц, из них:

·           в Государственном республиканском реестре, всего – 18 субъектов, в том числе, 10 – естественных и 8 – разрешенных;

·           в Государственных региональных реестрах, всего – 157 субъектов, в том числе, 74 – естественных и 83 – разрешенных.

 

Согласно План-графику исполнения Протокола об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о ЕАЭС года по исключению разрешенных монополистов из Государственных республиканского и региональных реестров, из Госреестров исключены 77 субъектов разрешенных монополий. Всего исключен 81 субъект монополист.

 

В результате  проведенной работы по состоянию на 31 декабря 2016 года общее количество хозяйствующих субъектов составляет 97 единиц, из них:

·      в Государственном республиканском реестре, всего – 11 субъектов, в том числе, 8 – естественных и 3 – разрешенных;

·      в Государственных региональных реестрах, всего – 86 субъектов, в том числе, 73 – естественных и 13 – разрешенных.

Все исключенные субъекты, будут включены в Реестр субъектов, занимающих доминирующее положение, и находиться в зоне постоянного экономико-статистического наблюдения.

 

В целях государственного регулирования деятельности естественных и разрешенных монополий, рассмотрено 62 расчетных материала и согласовано 133 цены и тарифа на товары и услуги. Согласовано 13 форм контрактов на поставку (приобретение) товаров (услуг) и правил предоставления услуг.

В процессе регулирования субъектов естественных и разрешенных монополий выдано 23 предписания за нарушение статьи 12 Закона КР «О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике», из которых 20 исполнены.

В отчетном периоде проведены мероприятия по регулированию деятельности субъектов-монополистов в следующих сферах экономики.

 

Сфера связи

ГП “Служба специальной связи”. Продлен срок действия приказа об установлении цены на услуги по перевозке национальных паспортов в пределах Кыргызской Республики. 30 июня 2016 года предприятие исключено из Госреестра, согласно Плану-графику.

ОАО “Кыргызтелеком”. Согласована Методика раздельного учета доходов и расходов. Судебный иск ОАО “Кыргызтелеком” о признании недействительным решения Госагентства о включении в перечень регулируемых услуг, услуги “Предоставление в пользование места для прокладки кабеля в телефонной канализации сторонним организациям”, решением суда отклонен, решение вынесено в пользу Госагентства.

            Услуга включена на основании многочисленных обращений операторов связи на высокие тарифы за предоставление в пользование места в телефонной канализации.

Выдано предписание за непредставление информации о планируемых или проведенных тендерах. Предписание исполнено в указанный срок.

ОсОО «Азияинфо». Согласованы Регламент на услуги по регистрации доменов в зоне .KG и форма Договора о предоставлении ОсОО «Азияинфо» услуг регистрации доменного имени в зоне.KG.  29 декабря 2016 года субъект исключен из Госреестра.

ООО «Скай Мобайл». Установлен предельный уровень цены на услуги сотовой подвижной радиотелефонной связи. Согласована Типовая форма Договора об оказании услуг сотовой связи.

При анализе тендеров, проведенных ООО «Скай Мобайл» за 2015 год, выявлены факты нарушений за несвоевременное представление информации. Принято решение о наложении административного штрафа. Сумма штрафа уплачена полностью в республиканский бюджет.

ЗАО «Альфа Телеком». Согласованы Учетная политика и Договор об оказании услуг сотовой связи для индивидуальных предпринимателей и корпоративных клиентов.

Выдано предписание за непредставлении информации о планируемых или проведенных тендерах. Предписание исполнено в указанный срок.

 

Рынок ГСМ

ОсОО «Газпром нефть Азия». С вступлением Кыргызстана в ЕАЭС и открытием таможенных границ наметилась тенденция резкого снижения объемов официальных поставок ГСМ на территорию республики и увеличение нелегального ввоза ГСМ мелкими партиями из Казахстана.

Согласно информации Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызской Республики, уменьшение объемов легально ввозимого бензина по итогам десяти месяцев (с августа 2015 г. по май 2016 г.) составило 126 тысяч тонн (или 172 млн. литров).

Уменьшение объемов дизельного топлива, легально ввозимого на территорию республики за август 2015 - май 2016 года, составило 98,6 тысяч тонн (или 84 млн. литров).

В связи с чем, с 28 марта по 3 апреля т.г. Госагентством проводился круглосуточный мониторинг ввоза ГСМ на территорию Кыргызской Республики по трем пограничным постам: «Ак-Тилек», «Чалдыбар» и «Чон-Капка». Было установлено, что через эти посты на территорию Кыргызской Республики ежедневно завозится 165 тонн дизельного топлива, которое не облагается налогами.

Информация по результатам этой работы направлена в Правительство Кыргызской Республики для принятия решения.

Также проведен мониторинг стихийных точек реализации ГСМ. Цена реализации в таких точках отмечалась на 2-3 сома ниже, чем в официальных точках продаж.

По результатам мониторинга, информация направлена в Аппарат Правительства, в Управление Государственной службы по экономическим преступлениям и Управление Государственной налоговой службы по г.Бишкек.

При этом, за январь-декабрь цены на ГСМ на автозаправочных станциях ОсОО «Газпром нефть Азия» по северному региону повысились на Аи-80 (1,0 сом/л), Аи-92 (на 0,50 сом/л), при этом, цены снизились на Аи-95 (1,0 сом/л). Цены на Дт не изменились и остались на уровне 36,50 сом/л.

В течение 4 квартала (октябрь-декабрь) цены по северному региону в зависимости  от марки ГСМ повысились от 2,50 сом/л (Аи-95) до 4,50 сом/л (Дт). По южному региону АЗС сданы в аренду третьим лицам.

         Основной причиной роста цен стало увеличение оптово-отпускных цен российскими  НПЗ. Кроме этого, политика Минэнерго России и ФАС России направлена на снижение экспортных поставок с целью обеспечения потребности внутреннего рынка. В декабре 2016 года по сравнению с январем 2016 года повышение отпускных цен производителями отмечается в среднем до 28%.

В целях недопущения резкого роста цен на ГСМ на внутреннем рынке ОсОО «Газпром нефть Азия» рекомендовано скорректировать ценовую политику предприятия и в дальнейшем применять поэтапное повышение цен на ГСМ.

29 декабря 2016 года ОсОО «Газпром нефть Азия» исключено из Госреестра.

 

Рынок угля

Во исполнение Постановления Правительства Кыргызской Республики от 26 апреля 2016 года №215 «О подготовке отраслей экономики и населения Кыргызской Республики к осенне-зимнему периоду 2016/2017 года», установлены оптово-отпускные цены на уголь 11 угледобывающим предприятиям монополистам для поставки на внутренний рынок республики и населению. При этом, цены на уголь остались на уровне цен, установленных в 2015 году, или снижены. Так, для субъекта монополиста ОсОО «Перити Коал» (Ошская область), цены на уголь, в зависимости от марки, снижены от 6,7% до 9,1%.

Определена цена на перевозку угля автотранспортными средствами по маршруту разрез «Кара-Кече» - железнодорожная станция Балыкчы - ТЭЦ города Бишкек и по маршруту город Таш-Кумыр – ТЭЦ города Бишкек.

            Установлена цена на топочный мазут марки М-100 ОАО «Кыргызнефтегаз» для поставки на ТЭЦ города Ош (в объеме 7000 тонн).

Таким образом, Госагентством приняты все необходимые меры, по исполнению постановления Правительства Кыргызской Республики от 26 апреля 2016 года №215.

На регулярной основе отслеживается ситуация  на рынке угля на предмет обеспеченности регионов углем и принятия превентивных мер против необоснованного повышения цен.

23-24 ноября руководством и сотрудниками Госагентства при участии органов МСУ проведены рабочие совещания и мониторинг точек розничной реализациии угля в Ошской, Баткенской, Нарынской и Иссык-Кульской областях по вопросу правильности формирования и применения цен  на реализуемый уголь.

Наряду с этим:

- территориальными подразделениями на постоянной основе в регионах проводится мониторинг вторичного рынка угля для принятия превентивных мер в случае роста цен на уголь на 20 и более процентов в течение месяца;

- проводится разъяснительная работа о недопущении необоснованного повышения цен на уголь среди хозяйствующих субъектов и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли угля.

 

ГП НК «Кыргыз Темир Жолу»

В условиях вступления в ЕАЭС, приказом Минтранса №83 от 25.03.2016 года утверждено Тарифное руководство (тарифы на грузовые железнодорожные перевозки в экспортном, импортном и внутриреспубликанском сообщении).

Применение Тарифного руководства позволит Кыргызской Республике использовать унифицированный тариф, что существенно снизит стоимость перевозок товаров по территории государств-членов – ЕАЭС, а также выполнить условия Договора о ЕАЭС.

            С принятием данного тарифного руководства, стоимость провоза грузов внутри республики значительно возрастет. В целях защиты отечественных производителей (защиты внутреннего рынка) и недопущения резкого роста цен на внутренние перевозки, Госагентством предложено Минтрансу разработать и внести на согласование Методику применения Тарифного руководства при перевозке определенных групп товаров внутри республики. Минтрансом создана межведомственная комиссия, которая рассматривает вопрос предоставления льготных тарифов отдельно для каждого субъекта (на основании обращения).

Согласована Методика ведения раздельного учета и задействованных активов ГП НК «Кыргыз Темир Жолу».

            За непредставление информации о планируемых или проведенных тендерах, Госагентством вынесено постановление о наложении административного штрафа в размере 50,0 тыс.сом. Сумма штрафа перечислена  в республиканский бюджет.

За нарушение порядка определения и применения цен (тарифов), Госагентством вынесено постановление о наложении административного штрафа в размере 50,0 тыс.сом. Сумма штрафа перечислена в республиканский бюджет.

 

ОАО «Международный аэропорт «Манас»

В связи с передачей услуги автоматизированной парковки (стоянки) ОАО “Международный аэропорт “Манас” третьим лицам на условиях аренды, услуга исключена из перечня регулируемых услуг ОАО МАМ”.

Предоставление парковок в аренду третьим лицам может способствовать созданию условий для развития конкурентной среды. При этом, данная деятельность ОАО “МАМ” будет находиться в зоне экономико-статистического наблюдения.

 

ГП «Инфоком»

Госагентством отказано ГП «Инфоком» в установлении расчетной стоимости услуги заполнения бланочной продукции на добровольной платной основе и в согласовании стоимости выездных услуг по торжественному вручению свидетельства о браке. Указанные услуги не входят в Единый реестр государственных услуг.

В перечень регулируемых услуг ГП «Инфоком», дополнительно включены 3 услуги (работы).

В связи с внесением изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики, пересмотрена и снижена стоимость:

-   срочного документирования граждан КР паспортами образца 2004 года – на 1,7%;

-   общегражданского паспорта гражданина КР образца 2006 года в течение 2-х часов – на 1,7%;

-   персонификации общегражданского паспорта гражданина КР в зависимости от степени срочности - на 1,7%-1,8%.

 

По результатам рассмотрения расчетных материалов ГП «Инфоком», пересмотрена в сторону снижения и установлена:

-                     стоимость изготовления 1 пластины государственного регистрационного номерного знака для транспортных средств дипломатических и консульских представительств на территории КР, а также представительств ООН, в размере – 273 сом (снижена на 744 сом);

-    стоимость изготовления 1 пластины государственного регистрационного номерного знака для транспортных средств юридических и физических лиц Кыргызской Республики, в размере – 324 сом (снижена на 69 сом).

 

Рынок сахарной свеклы

Внесены дополнения к ранее согласованным формам Договоров покупки, приемки и переработки корнеплодов сахарной свеклы, заключаемых между ОАО «Каинды-Кант» и свеклопроизводителями, в связи с открытием в 2016 году Маймакского свеклопункта.

Согласно Плану-графику по исключению, в июне ОАО «Каинды-Кант» исключено из Госреестра субъектов монополистов.

 

 

Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции

 

В течение отчетного периода рассмотрено 75 заявлений от физических и юридических лиц, проведены проверки 76 хозсубъектов, рассмотрено и принято 56 решений по нарушениям антимонопольного законодательства по результатам проверок.

С требованием устранения нарушений антимонопольного законодательства выдано 82 предписаний, из которых 67 исполнены.

 

Для поддержки отечественных производителей цемента, проведено рабочее совещание по вопросу снижения себестоимости отечественного цемента и увеличения объемов производства с участием руководителей ОАО «Кантский цементный завод» (ОАО «КЦЗ), ЗАО «Южно-Кыргызский цемент» (ЗАО «ЮКЦ), представителей Аппарата Правительства Кыргызской Республики и Минэкономики.

По итогам совещания, подготовлены и направлены в Аппарат Правительства Кыргызской Республики предложения по повышению конкурентоспособности отечественного цемента и расширению рынков его сбыта.

В Минэкономики внесены предложения по введению защитных мер в отношении угля, экспортируемого в Таджикистан, и цемента, ввозимого с территории Республики Таджикистан.

В 2015 году в Таджикистане зафиксирован резкий рост производства цемента в связи с запуском новых заводов в Таджикистане. Что позволяет Республике Таджикистан отказаться от ввоза цемента из Кыргызстана и начать его экспорт в соседние страны.

Отмечу, что приграничные заводы Таджикистана при производстве цемента используют уголь, ввозимый из Кыргызстана. Низкая цена угля снижает себестоимость таджикского цемента, что делает привлекательным его экспорт в Кыргызстан.

Эти факты позволили сделать вывод о необходимости принятия мер по защите внутреннего рынка путем введения пошлин на ввоз цемента из Таджикистана и экспортных пошлин при вывозе угля на территорию Таджикистана.

 

В реализацию постановления Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Порядка определения, применения и контроля минимального уровня контрольных цен на товары, импортируемые на территорию Кыргызской Республики из государств-членов Евразийского экономического союза»:

- утвержден Перечень товаров, для которых устанавливается минимальный уровень контрольных цен;

- формы заявлений о включении товаров и о внесении изменений и/или дополнений в Перечень,

- Порядок представления и рассмотрения заявлений.

            На основании  заявления ОАО «КЦЗ» установлен минимальный уровень контрольных цен на портландцемент марки М 400 Д20 цемент, ввозимый на территорию республики из  государств-членов ЕАЭС (3947 сом/тонна).

 

 

Рассмотрено обращение Ассоциации операторов связи (далее – Ассоциация связи) относительно повышения в 2-3 раза тарифов на услуги аренды внешнего интернет канала со стороны казахстанских интернет-провайдеров, с августа текущего года:

Проведена определенная работа:

- направлено обращение в антимонопольный орган Республики Казахстан о предоставлении обоснованности повышения казахстанскими провайдерами цен на услуги аренды внешнего интернета;

- проведены рабочие встречи с представителями операторов связи и Ассоциации операторов связи Кыргызской Республики;

 

- выданы предписания за непредставление информации Госкомитету информационных технологий, ОАО «Кыргызтелеком», ОсОО «Элкат», ОсОО «IP NET».

- проведены переговоры с ФАС России и антимонопольным органом Республики Казахстан по совместным мероприятиям по разрешению сложившейся ситуации;

- 21-22 сентября в г.Астана состоялась встреча руководителей антимонопольных ведомств Кыргызской Республики, Республики Казахстан и операторов электросвязи Казахстана.

Данный вопрос также обсужден:

- на встрече руководителей антимонопольных ведомств стран-участников ЕАЭС в формате 5+1 и на заседании Штаба МСАП (26-28 сентября г.Москва);

            - на Международной конференции «Антимонопольное регулирование в Евразийском экономическом союзе», организованной ЕЭК 30 сентября 2016 года в г.Бишкек. Озвучено, что тарифы со стороны российских интернет-провайдеров для казахстанских операторов связи не повышались. В последние годы тарифы характеризуются тенденцией снижения.

            - 5 октября 2016 года, руководством Госагентства принято участие в переговорах в г.Алма-Ата (Казахстан) при участии интернет-провайдеров и уполномоченных государственных органов Республики Казахстан и Кыргызской Республики. Достигнута договоренность о возвращении уровня цен на прежний уровень (уровень июня т.г.) - 10$-15$ за мбит. Повышение цен казахстанские интернет-провайдеры объяснили капитальными вложениями на строительство дополнительных линий.

            В настоящее время изменений тарифов на интернет-услуги для конечных потребителей на территории республики нет.

            Таким образом, в рамках возложенных полномочий, Госагентством приняты все необходимые меры по недопущению повышения цен на внешний интернет-трафик.

 

Рассмотрено заявление ОсОО «Акнет» на действия подразделения ОАО «Кыргызтелеком» Бишкекская городская телефонная сеть, выразившиеся в отказе в выдаче технических условий на прокладку оптоволоконного кабеля по телефонной канализации.

Действия подразделения ОАО «Кыргызтелеком» признаны нарушением статьи 6 Закона Кыргызской Республики «О конкуренции» («Злоупотребление доминирующим положением»).

ОАО «Кыргызтелеком» нарушения устранены в добровольном порядке.

 

 

Рассмотрены и пресечены следующие признаки недобросовестной конкуренции:

 

-       рассмотрено заявление ОсОО «Кыргызско-Российское предприятие «Rola» (Рола), производителя мучной продукции, правообладателя товарного знака «Rola» относительно недобросовестных действий со стороны другого производителя, который использует обозначение «Pola» на своей продукции, внешнее оформление которого схоже до степени смешения с товарным знаком ОсОО «Кыргызско-Российское предприятие «Rola» (Рола).

Незаконное использование чужого товарного знака признается недобросовестной конкуренцией и не допускается статьей 8 Закона Кыргызской Республики «О конкуренции».

Поиски другого производителя продукции «Rola» по адресу указанному на упаковке, результатов не дали. Материалы переданы в правоохранительные органы.

 

- рассмотрено заявление представителей российских компаний ЗАО «Сибирский ликероводочный завод» (оригинальная водка «Талка») и АО «Руст Россия» (правообладатель товарного знака «Талка») относительно ведения недобросовестной конкуренции со стороны ОсОО «АЮ». ОсОО «АЮ» при производстве водки «Тянь-Шань» самовольно скопировало дизайн водки «Талка» с внесением в него незначительных изменений.

ОсОО «АЮ» выдано предписание о прекращении производства и реализации водки «Тянь-Шань» с внешним оформлением, схожим с оформлением «Талка». Предписание исполнено.

 

- рассмотрено заявление представителя российской компании ЗАО «Сибирский ликероводочный завод» (далее – Заявитель) относительно ведения недобросовестной конкуренции со стороны ОсОО «Кыргыз Алко Трейд».

При производстве водки «Ular» самовольно скопирован дизайн продукции ЗАО «Сибирский ЛВЗ» - водки «Талка», путем внесения незначительных изменений и дополнений.

Данные действия ОсОО «Кыргыз Алко Трейд» признаны нарушением статьи 8 Закона КР «О конкуренции». Субъекту выдано предписание о прекращении нарушения законодательства. Предписание исполнено, водка «Ular» снята с производства.

 

- рассмотрено заявление Кыргызского центра развития халал индустрии, правообладателя товарного знака «ХалалHalal» относительно незаконного использования/размещения указанного товарного знака ИП Бахтыяр у Бекназаром на интернет сайте et.kg, посредством, которого он реализует мясную продукцию.

ИП Бахтыяр у Бекназар выдано предписание «О прекращении нарушения норм статьи 8 Закона КР «О конкуренции». Предписание исполнено в установленные сроки.

 

- рассмотрено заявление Кыргызского центра развития халал индустрии относительно незаконного использования товарного знака точками общественного питания г.Бишкек: кафе «Нишан», «Веселина», «Алма», «Gurmans», «Алтын курок», «Амандык» и др. Указанным субъектам выданы предписания. Предписания исполнены

 

- рассмотрено заявление представителя ОАО «РОТ ФРОНТ» (г. Москва Россия) относительно ведения недобросовестной конкуренции со стороны отечественного производителя конфет ОсОО «АЗО-Элита».

Субъект производит и реализует конфеты под товарным знаком «Птичье молоко», которое зарегистрировано за ОАО «РОТ ФРОНТ», что является нарушением статьи 8 Закона КР «О конкуренции».

ОсОО «АЗО-Элита» выдано предписание о прекращении нарушения законодательства. Предписание исполнено.

 

- рассмотрено заявление представителя АО «Красный Октябрь» (Россия) относительно ведения недобросовестной конкуренции со стороны отечественного производителя конфет ОсОО «Дос Конфи».

ОсОО «Дос Конфи» производит и реализует конфеты под товарным знаком «Павловская КОРОВКА», принадлежащим АО «Красный Октябрь», что является нарушением статьи 8 Закона КР «О конкуренции». ОсОО «Дос Конфи» выдано предписание о прекращении нарушения законодательства и за неисполнение предписания вынесено постановление о наложении административного штрафа.

ОсОО «Дос Конфи» подано исковое заявление на решение Госагентства. Дело находится на рассмотрении в Межрайонном суде г.Бишкек.

 

- рассмотрено заявление ОсОО «ASEMAN» (ОсОО «Асеман») официального дистрибьютора Иранской фирмы «Гольпак» - производителя моющего средства для посуды под торговой маркой «АШКАН» на действия ОсОО «Большая удача».

Действия ОсОО «Большая удача» выразившиеся в незаконном использовании чужого товарного знака «Ашкан», признаны нарушением статьи 8 Закона Кыргызской Республики «О конкуренции» («Недобросовестная конкуренция»).

Поиски ОсОО «Большая удача» по адресу, указанному на упаковке, результатов не дали. Материалы переданы дела в правоохранительные органы».

 

 

Рассмотрены и пресечены следующие нарушения антимонопольного законодательства при проведении закупок товаров (работ, услуг):

 

- рассмотрены заявления страховых компаний «АТН Полис», «АЮ Гарант», «Росстрах Кыргызстан» на действия ОАО «Национальная электрическая сеть Кыргызстана» (НЭСК) и Государственной таможенной службы при Правительстве Кыргызской Республики (ГТС), направленные на ограничение конкуренции при проведении торгов по закупке услуг по страхованию служебных машин по КАСКО и автогражданской ответственности.

Выдвинутые НЭСК и ГТС квалификационные требования к участникам тендера признаны нарушением требований статьи 10 Закона Кыргызской Республики «О конкуренции» («Антимонопольные требования к закупкам товаров»), так как носят дискриминационный характер и устанавливают барьеры для потенциальных участников.

НЭСК и ГТС тендер отменен до приведения конкурсной документации в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства.

 

- рассмотрено обращение ОАО «Учкун» на действия Министерства культуры и туризма Кыргызской Республики (далее – МКиТ КР), направленные на ограничение конкуренции при проведении тендера по закупке полиграфических и издательских услуг по изданию книжной продукции.

Установлено, что выдвинутые Минкультуры квалификационные требования к участникам тендера носят дискриминационный характер, устанавливают барьеры для потенциальных участников, что является нарушением Закона Кыргызской Республики    «О конкуренции» (ст. 10 «Антимонопольные требования к закупкам товаров»).

Минкультуры выдано предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства, путем исключения из квалификационных требований, а также критериев оценки, условий, создающих неравные условия для участников торгов. Предписание исполнено в установленные сроки.

 

- рассмотрено обращение ОАО «Учкун» на действия Министерства образования, направленные на ограничение конкуренции при проведении тендера по закупке услуг по издательской доработке и тиражированию учебников и учебных пособий для общеобразовательных организаций.

Выдвинутые Минобразования квалификационные требования к участникам тендера признаны нарушением требований Закона Кыргызской Республики «О конкуренции» (ст. 10 «Антимонопольные требования к закупкам товаров»).

Минобразования выдано предписание об устранении нарушений норм антимонопольного законодательства. Предписание исполнено в установленные сроки.

 

- рассмотрено обращение от ЗАО СК «А+» на действия ОсОО «Интек» по фактам ограничения конкуренции при осуществлении закупок (страховые услуги).

В результате проведенного анализа рынка страховых услуг и требований, установленных тендерной документацией, установлено, что выдвинутые ОсОО «Интек» квалификационные требования к участникам тендера носят дискриминационный характер, устанавливают барьеры для всех потенциальных участников рынка страхования.

Действия ОсОО «Интек» признаны нарушением норм Закона КР «О конкуренции» и Правил закупки субъектами естественных монополий товаров (работ, услуг).

ОсОО «Интек» выдано предписание об устранении в тендерной документации условий, являющихся дискриминирующими и ограничивающими конкуренцию среди участников тендера. Предписание исполнено.

 

На основании многочисленных обращений граждан, юридических лиц и сообщений в средствах массовой информации, проведены внеплановые проверки крупных торговых сетей: ЗАО «Бета Иншаат Ятырымжылык», ОсОО ТД «Народный», ОсОО ТД «Семь дней» («7»), ОсОО Гипермаркет «Фрунзе» на предмет соблюдения антимонопольного законодательства, Положения о защите и развитии конкуренции в торговой деятельности на территории Кыргызской Республики, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской от 30 сентября 2014 года №560.  Выявлен ряд нарушений Положения (ст.ст. 4, 5):

- навязывание контрагенту условий, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

- включение в цену договора поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения для торговой сети.

Торговым сетям выданы предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства. Предписания исполнены в установленные сроки.

 

В ходе плановой проверки субъекта-монополиста МП “Озгон-Тазалык” (вывоз твердых бытовых отходов) установлено нарушение норм Закона КР “О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике”. МП “Озгон-Тазалык”, реализовало услуги (работы) по вывозу мусора для разных коммерческих организаций по разным ценам (тарифам), не согласованным с антимонопольным органом.

Злоупотребляя своим положением, субъект поставил в неравное положение потребителей своих услуг.

Субъекту было выдано предписание с требованием привести условия Договоров в соответствие с законодательством и перезаключить их с потребителями. Предписание исполнено, условия договоров пересмотрены.

 

В ходе изучения решений, принятых Государственным природным парком Беш-Таш (далее - парк Беш-Таш), были установлены факты ограничения конкуренции, заключающиеся в предоставлении без проведения конкурса в аренду земельных участков лесного фонда для туристических целях (установка легких конструкций для организации питания и отдыха).

В результате действий администрации парка Беш-Таш, отдельные хозяйствующие субъекты были поставлены в преимущественное положение по отношению к другим субъектам одного и того же рынка, что является нарушением статьи 6 Закона «О конкуренции».

Администрации парка Беш-Таш выдано предписание об устранении нарушений. Предписание исполнено, заключенные договоры аренды расторгнуты и объявлены конкурсы на предоставление земель в аренду (в газете “Талас Турмуш”).

 

Анализ конкурентной среды на товарных рынках

В целях оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках в новых условиях ЕАЭС и принятия обоснованных решений, за отчетный период проведено 115 анализов и обзоров товарных рынков.

Госагентством на постоянной основе анализируется текущая ценовая ситуация на внутреннем рынке социально-значимых товаров, ведется разъяснительная работа о недопустимости необоснованного повышения цен, проводятся соответствующие рабочие встречи (с крупными мукомольными, хлебопекарными предприятиями республики т.д.). Особое внимание было уделено рынкам муки, хлеба, молока и фасоли.

В рамках работы по недопущению повышения цен на внешний интернет-трафик проведен анализ рынка интернет услуг.

По итогам проведенной работы, направлены письма в Аппарат Правительства и Жогорку Кенеш Кыргызской Республики с предложениями по решению проблем.

Результаты мониторингов рыночных розничных цен на основные продукты питания, овощи, уголь, цемент и ГСМ на постоянной основе, еженедельно предоставляются в Аппарат Правительства и в Аппарат Президента Кыргызской Республики (направлены 63 информационные и аналитические записки).

В целях информирования населения и бизнес сообщества, мониторинг розничных цен на социально-значимые товары и анализ динамики цен, еженедельно, размещается на официальном сайте Госагентства antimonopolia.kg.

Также, проводится разъяснительная работа в СМИ, даются интервью новостным каналам, интернет-изданиям и т.д.

 

 

Государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей и рекламной деятельности

Для осуществления контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, рассмотрено 410 обращений, заявлений от потребителей и проведено 304 проверок. В ходе рассмотрения обращений, заявлений выявлено 495 нарушений, из них 389 устранены; выдано 269 предписаний, из них исполнены – 245.

Жалобы, в основном, поступали на работу коммунальных предприятий (неправильное выставление счетов за энергоносители, теплоэнергию, за вывоз мусора, услуги домофона), услуги медицинских центров, химчисток, авиакасс, продавцов сотовых телефонов, мебели, бытовой техники, автозапчастей и пластиковых окон и т.д.

В целях недопущения нарушений Закона «О рекламе» по инициативе антимонопольного органа проведено 318 мониторингов, рассмотрено 359 обращений, заявлений и результатов мониторинга. По результатам мониторингов и рассмотрения заявлений, выявлено 457 нарушений, из них 349 устранено, начато производство по 75 выявленным нарушениям.<

Карта проезда

Контакты

г. Бишкек ул. Б.Баатыра 7Б/1
0(312) 56-31-97
priemnaya@antimonopolia.kg
Пон-Пят 09:00 - 18:00
0(701) 56-33-05
amantur.omyrbekov