Отчет об исполнении Плана действий/обязательств директора Государственного агентства антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики по достижению целей и задач Программы Правительства Кыргызской Республики на 2016 год, по итогам работы за 2016 год

Отчет об исполнении Плана

действий/обязательств директора Государственного агентства антимонопольного регулирования

при Правительстве Кыргызской Республики по достижению целей и задач

Программы Правительства Кыргызской Республики на 2016 год, по итогам работы за 2016 год

 

Задача

Мероприятие/действие

Ожидаемый результат

Срок реализации

Информация о ходе исполнения

1.

Оптимизация подходов к регулированию субъектов естественных монополий в условиях ЕАЭС

1. Инициировать проект НПА, предусматривающего внесение изменений и дополнений в порядок определения стоимости регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий

Приведение законодательства Кыргызской Республики в соответствие с требованиями Договора о ЕАЭС

Сентябрь - октябрь 2016 года

Исполнено.

В целях совершенствования порядка определения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, приказом Министерства экономики Кыргызской Республики от 8 апреля 2016 года №11 создана межведомственная рабочая группа, в состав которой включены представители Госагентства.

В рамках межведомственной рабочей группы внесены предложения в Министерство экономики Кыргызской Республики по внесению изменений и дополнений в Положение «О порядке определении цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных и разрешенных монополий», утвержденное постановлением Правительства Кыргызской Республики от 18 февраля 2013 года №83 (исх. в МЭКР №06/1536 от 27.07.2016г.).

2. Проведение анализа регулятивного воздействия проекта НПА

Октябрь 2016 года

Исполнено.

АРВ к проекту постановления ПКР «О внесении изменений и дополнений в постановление ПКР «Об утверждении Положения о порядке определении цен (тарифов) на товары (работы, услуги) хозяйствующих субъектов, регулируемых государством» от 18 февраля 2013 года №83» направлено в Министерство экономики Кыргызской Республики (исх. №09/2224 от 21.10.2016г.).

3. Внесение в Министерство экономики Кыргызской Республики проекта НПА

Ноябрь 2016 года

Исполнено.

Госагентством были внесены в Министерство экономики Кыргызской Республики замечания и предложения по разработанному проекту постановления ПКР «О внесении изменений и дополнений в постановление ПКР «Об утверждении Положения о порядке определении цен (тарифов) на товары (работы, услуги) хозяйствующих субъектов, регулируемых государством» от 18 февраля 2013 года №83» (исх. №07/1995 от 26.09.2016г.).

2.

Предотвращение коррупционных проявлений в системе ГААР

1. Анализ функций ГААР на предмет содержания коррупционных рисков

Предотвращение коррупционных проявлений

1 апреля 2016 года

Исполнено.

Госагентством в 1 квартале 2016 года проводилась активная работа по минимизации коррупционных рисков в процессе согласования стоимости платных образовательных услуг, оказываемых образовательными учреждениями (ВУЗами, СУЗами и т.д.).

Госагентством был проведен обзор рынка образовательных услуг, который показал, что на сегодняшний день данная сфера является конкурентной, в связи с чем, нет необходимости вмешательства государства путем регулирования тарифов. Более того, настоящая практика в конкурентной среде неэффективна и затормаживает процесс развития образовательного сектора.

На основании изложенного, а также в связи с необходимостью преобразований, т.е. реформирования существующей системы в части тарифообразования на платные образовательные услуги, Госагентством было предложено отказаться от государственного регулирования тарифов на них. А именно, упразднить функцию антимонопольного органа в части регулирования тарифов на платные образовательные услуги, оказываемые высшими и средне-специальными учебными заведениями.

Соответствующий проект постановления был вынесен на заседание Правительства КР, которое состоялось 25 марта т.г., по итогам рассмотрения представленный проект был принят (постановление Правительства Кыргызской Республики «О внесении дополнений и изменений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики» от 11.04.2016 г. №191).

Кроме того, по итогам анализа функций, в целях минимизации государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность и экономические процессы, Госагентством также проводится работа по поэтапному исключению из Государственных республиканского и региональных реестров субъектов разрешенных монополий.

Также, по итогам анализа функций Госагентства, было предложено отказаться от установления государственным антимонопольным органом предельной величины доминирования, при признании положения хозяйствующего субъекта доминирующим, поскольку осуществление данной функции способствует достижению личных целей должностных лиц государственного антимонопольного органа, идущих вразрез государственным интересам.

Соответствующий проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Законы Кыргызской Республики «О естественных монополиях в Кыргызской Республики», «О конкуренции»)» принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 16 июня 2016 года, в настоящее время находится на подписи у Президента Кыргызской Республики.

2. Выработка мер по минимизации рисков

1 июля 2016 года

Исполнено.

В рамках работы по предотвращению коррупционных зон и рисков в системе Госагентства, создана рабочая группа по разработке детализированного плана по демонтажу системной коррупции в сфере антимонопольного регулирования, состав которой утвержден приказом Госагентства от 25.03.2016г. №38

В состав данной рабочей группы включены представители Аппарата Правительства Кыргызской Республики, Министерства экономики Кыргызской Республики, Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве Кыргызской Республики, члены Общественного совета Госагентства, представители институтов гражданского общества, независимые эксперты.

По итогам деятельности рабочей группы разработанный проект Плана был направлен в Аппарат Правительства Кыргызской Республики для последующего вынесения для обсуждения на заседаниях соответствующей рабочей группы в Совете обороны Кыргызской Республики.

Примечание: В июле 2016 года План был согласован с АКС при ГКНБ КР и одобрен Советом обороны.

3. Разработка и принятие внутриведомственного документа о мерах по предотвращению коррупционных проявлений в ГААР

1 сентября 2016 года

Исполнено.

Первое заседание вышеобозначенной рабочей группы состоялось 26 мая т.г., на котором было принято решение о дальнейшем рассмотрении представленного Плана.

Второе заседание рабочей группы Совета обороны КР состоялось 23 июня т.г., по итогам заседания было принято решение о доработке представленного Плана.

28 июля 2016 года Советом обороны Кыргызской Республики был одобрен Детализированный план пошаговых мероприятий по демонтажу системной коррупции в сфере антимонопольного регулирования, которым были определены коррупционные зоны и риски в деятельности Госагентства, а также мероприятия по минимизации обозначенных рисков.

3.

Сокращение распространения рекламы без перевода на государственный язык

1. Проведение расширенного мониторинга на предмет соответствия статье 5 Закона Кыргызской Республики «О рекламе»

Обеспечение соблюдения законов Кыргызской Республики «О рекламе» и

«О защите прав потребителей»

1 июля 2016 года

Исполнено.

Территориальными подразделениями Госагентства на постоянной основе проводятся мониторинги на предмет соответствия статье 5 Закона Кыргызской Республики «О рекламе».

23 февраля 2016 года, Госагентством совместно с представителями Мэрии города Бишкек и Национальной комиссии по государственному языку при Президенте Кыргызской Республики был проведен мониторинг наружной рекламы на территории Первомайского района г.Бишкек. По выявленным нарушениям (реклама без указания информации на государственном языке) была проведена разъяснительная работа с рекламодателями на местах. В результате проведенной работы ненадлежащая реклама была демонтирована рекламодателями добровольно.

16 июня 2016 года сотрудниками Госагентства, совместно со СМИ в целях соблюдения требований норм статьи 9 Закона Кыргызской Республики «О защите прав потребителей» и Технического регламента «О маркировке пищевых продуктов» был проведен мониторинг супермаркетов и гипермаркетов города Бишкек.

В ходе мониторинга были рассмотрены следующие вопросы:

- наличие маркировки на продовольственных товарах на государственном и официальном языках;

- исполнение ранее выданных предписаний по обеспечению товаров маркировкой на государственном и официальном языках.

- наличие информационного табло в торговых залах для потребителей на государственном и официальном языках.

По итогам проведенного мониторинга Госагентством торговым точкам «Народный», «Боорсок», «Плюс Маркет», выданы предписания о прекращении нарушений норм законодательства Кыргызской Республики о защите прав потребителей.

2. Разъяснение норм Закона Кыргызской Республики «О рекламе» путем проведения заседаний «круглого стола»

1 июля 2016 года

Исполнено.

В отчетном периоде, Госагентством проведены семинары в ряде учебных заведений по разъяснению норм Законов Кыргызской Республики «О защите прав потребителей» и «О рекламе». На семинарах были обсуждены вопросы защиты прав потребителей и требований по использованию государственного языка при маркировке товаров и распространении рекламы.

3. Повышение квалификации лиц, осуществляющих рекламную деятельность

1 августа 2016 года

Исполнено.

Госагентством 21 июля 2016 года проведено рабочее совещание с участием рекламных компаний осуществляющих деятельность на территории Кыргызской Республики.

На совещании обсуждались вопросы относительно наиболее часто встречаемых нарушений законодательства Кыргызской Республики о рекламе, а также представители рекламного бизнеса были проинформированы о том, чтобы реклама на территории Кыргызской Республики распространялась в национальной валюте. Вместе с тем, представители рекламного бизнеса проинформировали, о том, что на рассмотрении Жогорку Кенеша Кыргызской Республики находится проект закона, предусматривающий ответственность за указание в рекламе иностранной валюты.

4.

Создание равных конкурентных условий для развития предпринимательства

1. Инвентаризация принятых решений (НПА, приказы и иные решения государственных органов и органов МСУ), ограничивающих конкуренцию

Отмена требований, ограничивающих конкуренцию

1 ноября 2016 года

Исполнено.

 

1. Таласским областным отделом Госагентства в ходе изучения решений, принятых Государственным природным парком Беш-Таш (далее парк Беш-Таш), были установлены факты ограничения конкуренции.

Так, парк Беш-Таш в нарушение Лесного кодекса Кыргызской Республики, а также Положения о порядке предоставления в аренду и пользования участков лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 19 октября 2007 года №482, предоставлены в аренду участки лесного фонда в туристических целях (установка легких конструкций для организации питания и отдыха) без проведения конкурса.

Таким образом, парк Беш-Таш, заключив договоры аренды в одностороннем порядке, без проведения конкурса, ограничил конкуренцию при сдаче земель парка в аренду. Отдельные хозяйствующие субъекты были поставлены в преимущественное положение по отношению к другим субъектам одного и того же рынка.

На основании изложенного, 17 февраля 2016 года Таласский областной отдел выдал парку Беш-Таш предписание об устранении выявленных нарушений. Согласно уведомлению парка, ранее заключенные договоры аренды были расторгнуты и объявлены конкурсы по предоставлению земель парка в аренду в газете “Талас Турмуш”.

 

2. В ходе плановой проверки Государственного предприятия «Таласское областное предприятие автовокзалов, автостанций и автокасс» (далее ГП) Таласским областным отделом Госагентства были выявлены факты нарушения статьи 9 Закона Кыргызской Республики «О конкуренции».

Так, ГП при составлении договоров по осуществлению пригородных маршрутных рейсов с компаниями перевозчиками, тариф за каждый рейс был установлен в размере 25 сомов для всех перевозчиков, кроме компании «Азаматминавартранс». Для данной компании тариф за каждый рейс был установлен в размере 30 сомов.

Таким образом, ГП создало дискриминирующие условия для компании «Азаматминавартранс», что привело к ограничению конкуренции на рынке пассажирских перевозок.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 9 Закона Кыргызской Республики «О конкуренции» государственным органам и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или благоприятные условия для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты и (или) действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению либо устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов хозяйствующих субъектов и (или) физических лиц, в том числе:

- необоснованное предоставление отдельным хозяйствующим субъектам льгот, в том числе, доступа к информации в приоритетном порядке, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим субъектам одного и того же рынка.

На основании вышеизложенного, Таласским областным отделом Госагентства направлено требование об устранении установленных нарушений ГП «Таласское областное предприятие актовокзалов, автостанций и автокасс». Согласно уведомлению ГП, договор с компанией «Азаматминавартранс» перезаключен на общих условиях.

 

3. Таласским областным отделом Госагентства при инвентаризации двустороннего договора «Об аренде площади, установки и пользования платежным терминалом №6» между ОАО «Оптима Банк» и Таласским областным ЦСМ, обнаружены признаки нарушения Закона КР “О конкуренции”, который, содержит пункт, в силу которого, на территории Таласского областного ЦСМ может функционировать платёжный терминал только ОАО «Оптима Банк». Данный пункт противоречит пункту 5.1 (г) (Установление необоснованных барьеров для вступления других ФКУ в те или иные платежные системы), постановления Правления НБКР «Политика и основные принципы антимонопольного регулирования, развития конкуренции и защиты прав потребителей на рынке банковских услуг Кыргызской Республики, оказываемых коммерческими банками и другими финансово-кредитными учреждениями, лицензируемыми и регулируемыми НБКР», утвержденного от 02.03.2005 г. №4/1.

Вместе с тем, данный пункт также противоречит, пп.2. п.1. ст.9 Закона Кыргызской Республики «О конкуренции», необоснованно препятствуя осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо в сфере деятельности. В целях устранения нарушения законодательства, Таласским областным отделом Госагентства было направлено письмо в Таласское областное управление НБКР о принятии мер, по недопущению ограничения конкуренции в сфере финансовых услуг.

НБКР направил предупреждение в адрес ОАО “Оптима Банк” о необходимости соблюдения требований законодательства Кыргызской Республики, путем аннулирования пункта Договора между ОАО «Оптима Банк» и Таласским областным ЦСМ, ограничивающего конкуренцию. Предписание было исполнено в сроки.

 

4. Нарынским областным отделом Госагентства при проведении плановой проверки Нарынского территориального управления департамента кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество на предмет соблюдения антимонопольного законодательства КР, было выявлено завышение прейскуранта согласованного Госагентством от 12 ноября 2013 года. Так, за оформление земельного участка взималось 65,6 сомом, тогда как, согласно утвержденному прейскуранту, за данную услугу установлена оплата в размере 35,6 сом.

Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 9 Закона Кыргызской Республики «О конкуренции», запрещается установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.

На основании вышеизложенного, Нарынским областным отделом Госагентства Нарынскому территориальному управлению департамента кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество выдано предписание от 10 октября 2016 года за №8 о прекращении взимания не предусмотренных законодательством платежей при предоставлении государственных услуг.

 

5. В ходе рассмотрения актов, принятых Ак-Кудукским айыльным кенешем Нарынским обласным отделом Госагентства установлено, что в пункте 3 постановления сессии айылного кенеша Ак-Кудукского айылного округа от 11 сентября 2013 года №8/3 об утверждении тарифов на питьевую воду указывается, что абонентам коммерческого характера водоизмерительные приборы (водомеры) устанавливаются за счет абонента и ведутся платежи согласно показанием водоизмерительного прибора. Также, пунктом 4 указываемого постановления, коммерческим абонентам, которые отказались устанавливать водомеры, подача воды прекращается.

В соответствии со ст.6 закона Кыргызской Республики «О питьевой воде», количество востребованной воды определяется по индивидуальным водоизмерительным приборам (водомерам), устанавливаемым предприятием водоснабжения для каждого в отдельности потребителя хозяйственно-питьевой воды.

Таким образом, постановление Ак-Кудукского айыльного кенеша противоречит пункту 2 ст. 9 закона Кыргызской Республики «О конкуренции» необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности.

На основании вышеизложенного, Нарынским областным отделом Госагентства Ак-Кудукскому айыльному кенешу выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

6. Жалалабадским областным отделом Госагентства проведена плановая проверка в Сузакской районной стоматологической поликлиники.

В ходе проведения плановой проверки было установлено, что Сузакской стоматологической поликлиникой взималась оплата за установление химической пломбы для однокорневого зуба 230 сом. По прейскуранту предусмотрено 200 сомов, при этом разница составила 30 сом. При лечении пульпита двухкорневого зуба и установлении химической пломбы, взималось по 235 сомов, по прейскуранту предусмотрено 215 сомов, при этом разница составила 20 сом.

Данное действие противоречит пп.12. п.1. ст.9 Закона Кыргызской Республики «О конкуренции» - установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.

В целях устранения данного нарушения, Жалалабадским областным отделом в адрес Сузакской районной стоматологической поликлиники было выдано предписание о прекращении взимания не предусмотренных законодательством платежей при предоставлении государственных услуг.

 

7. В ходе проведения проверки Ошским областным отделом Госагентства в Араванском районном центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора и профилактики заболеваний были выявлены нарушения норм антимонопольного законодательства Кыргызской Республики при составлении договоров с хозяйствующими субъектами. Например:

Если на основании договора №6 от 9 марта 2016 года с СООППВ «Келин-Таш» было предусмотрено изымать в год за лабораторно-исследовательские услуги питьевой воды без расчетных счетов 2490 сом, то в договоре №2 от 22 февраля 2016 года с СООППВ «Дул-Дул-Ат» 3725 сом, а по договору №1 от 20 февраля 2016 года с СООППВ «Бирлик Суу» 3000 сом.

На основании вышеизложенного, Ошским областным отделом Госагентства Араванскому районному центру государственного санитарно-эпидемиологического надзора и профилактики заболеваний выдано предписание о необоснованном прекращении нарушения статьи 9 пункта 6 Закона Кыргызской Республики «О конкуренции».

 

8. В соответствии с планом проверок Иссык-Кульского областного отдела Госагентства на 2016 год, была проведена плановая проверка Иссык-Кульского Государственного историко-культурного музея-заповедника. В ходе проверки установлено, что прейскурант цен за входные билеты утвержден приказом директора Иссык-Кульского  государственного историко-культурного музея-заповедника  от 6 января 2015 года, №1. Данная услуга не входит в Единый реестр (перечень) государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти, их структурными подразделениями и подведомственными учреждениями.

В соответствии с п.п. 12 п. 1 статьи 9 Закона Кыргызской Республики «О конкуренции», установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг, является актами и действиями (бездействием) государственных органов и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение либо устранение конкуренции. Тем самым, приказ директора Иссык-Кульского государственного историко-культурного музея-заповедника является нарушением вышеуказанной статьи.

На основании Закона Кыргызской Республики «О конкуренции» Иссык-Кульским областным отделом Госагентства выдано предписание в адрес Иссык-Кульского Государственного историко-культурного музея-заповедника о прекращении взимания не предусмотренных законодательством платежей при предоставлении государственных услуг путем отменой приказа №1 от 6 января 2016 года.

 

9. Госагентством при рассмотрении обращения ОАО «Учкун» о наличии в Квалификационных требованиях, а также в Критериях оценки объявленного Министерством культуры и туризма Кыргызской Республики (далее – МКиТ КР) тендера по закупке полиграфических и издательских услуг по изданию книжной продукции (опубликован на Портале государственных закупок 05.07.2016 года №16070517902107) условий, были выявлены факты нарушения норм антимонопольного законодательства Кыргызской Республики.

В ходе изучения представленных сторонами материалов, а также доводов должностных лиц МКиТ КР, высказанных в ходе разбирательства, Госагентством было установлено, что условия, изложенные в п. 3 Квалификационных требований, а именно наличие трехлетнего опыта у основного персонала в соответствующих областях, а также требование предоставить к моменту вскрытия конкурсных заявок сигнальный экземпляр книг является необоснованным, создает неравные условия для участников торгов и может привести к ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии со статьей 9 Закона Кыргызской Республики «О конкуренции», акты и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение либо устранение конкуренции запрещены.

В этой связи, Госагентством в адрес МКиТ КР было выдано Предписание о принятии мер по недопущению нарушений антимонопольного законодательства Кыргызской Республики, путем исключения из Квалификационных требований, а также из Критериев оценки условий, ведущих к созданию неравных условий для участников торгов, ограничению или устранению конкуренции.

Предписание было исполнено в установленные сроки.

 

10. Госагентством при рассмотрении обращения ОАО «Учкун» о наличии в Квалификационных требованиях объявленного Министерством образования и науки Кыргызской Республики (далее – МОиН КР) тендера по закупке услуг по издательской доработке и тиражированию учебников и учебных пособий для общеобразовательных организаций республики (опубликован на Портале государственных закупок 24.04.2016 года №16042211213265) были выявлены условия, ограничивающих равный доступ к торгам разным участникам и нарушающие требования антимонопольного законодательства Кыргызской Республики.

В ходе изучения представленных сторонами материалов, а также доводов должностных лиц МОиН КР, высказанных в ходе разбирательства, было установлено, что условия, изложенные в п. 4 Квалификационных требований, а именно наличие договора о сотрудничестве с обладателями авторских прав на издаваемые учебники, является необоснованным, создает неравные условия для участников торгов и может привести к ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии со статьей 9 Закона Кыргызской Республики «О конкуренции», акты и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение либо устранение конкуренции запрещены.

В этой связи, Госагентством в адрес МОиН КР было направлено предписание об устранении нарушений норм антимонопольного законодательства Кыргызской Республики, путем исключения из Квалификационных требований условий, ведущих к созданию неравных условий для участников торгов, ограничению или устранению конкуренции.

Предписание было исполнено в установленные сроки.

 

Таким образом, за отчетный период, по 10 решениям государственных органов и органов МСУ выявлены и устранены нарушения.

2. Обеспечить отмену не менее 10 решений, ограничивающих конкуренцию, как на государственном, так и на местном уровне, в том числе:

- постановления Правительства Кыргызской Республики;

- приказы государственных органов;

- решения органов МСУ

1 ноября 2016 года

5.

Упразднение функции антимонопольного органа в части регулирования тарифов на платные образовательные услуги, оказываемые высшими и средними профессиональными учебными заведениями в случае принятия соответствующего решения Правительства Кыргызской Республики.

1. Защита МВК предложения об отказе от регулирования на платные образовательные услуги, оказываемые СПУЗами

Повышение качества образовательных услуг, оказываемых высшими и средними профессиональными учебными заведениями

Март 2016 года

Исполнено.

Госагентством разработан проект постановления Кыргызской Республики «О внесении дополнений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики», который предусматривает уход от государственного регулирования тарифов на платные образовательные услуги. Это повысит конкурентную способность государственных учреждений в системе образования путем создания равных условий для частных и государственных образовательных учреждений. Данный проект принят (постановление Правительства КР «О внесении дополнений и изменений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики» от 11.04.2016г. №191).

В соответствии с вышеуказанным постановлением, тарифы (цены) на платные образовательные услуги (работы) формируются, утверждаются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Согласования с антимонопольным органом не требуется. Прейскурант тарифов на платные образовательные услуги, оказываемые образовательной организацией (учреждением), а также ее структурными подразделениями, утверждается руководителем образовательной организации (учреждения).

2. Разработка проекта постановления Правительства Кыргызской Республики «О внесении дополнений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики»

Апрель 2016 года

6.

Проведение мониторинга и анализа ситуации по фактам выявленных нарушений, связанных с согласованными действиями и сговорами

1. Оперативное реагирование на обращения граждан, юридических лиц и сообщения в средствах массовой информации относительно действий, направленных на ограничение конкуренции

Развитие конкуренции на товарном рынке

В течение отчетного периода

Исполняется на постоянной основе.

 

ü На основании обращений граждан, юридических лиц и сообщений в средствах массовой информации, за отчетный период были проведены 4 внеплановые проверки на предмет ограничения конкуренции, по 3 из которых были выявлены нарушения.

Госагентством были проведены внеплановые проверки крупных торговых сетей: «Народный», «7 дней», «Бета-Сторес» и «Гипермаркет Фрунзе» на предмет соблюдения антимонопольного законодательства Кыргызской Республики, в частности, Положения о защите и развитии конкуренции в торговой деятельности на территории Кыргызской Республики, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской от 30 сентября 2014 года №560 (далее – Положение).

В ходе внеплановой проверки вышеуказанных хозяйствующих субъектов, был выявлен ряд нарушений Положения.

1) При изучении договоров, заключенных в 2016 году между ЗАО «Бета Иншаат Ятырымжылык» и рядом поставщиков продовольственных товаров, был обнаружен пункт типового договора, который противоречит пункту 3а статьи 19 Положения.

2) При изучении договоров об оказании услуг, заключенных между ОсОО «Гипермаркет Фрунзе» и поставщиками продовольственных товаров, выявлены нарушения пунктов 12 и 19 Положения.

3) При изучении договоров маркетинговых услуг, заключенных между ОсОО «ТД Семь дней (7)» и поставщиками продовольственных товаров, также были выявлены нарушения пунктов 12 и 19 Положения.

Вместе с тем, в ходе изучения официальных сайтов вышеупомянутых торговых сетей было обнаружено, что на сайтах ЗАО «Бета Иншаат Ятырымжылык», ОсОО «Гипермаркет Фрунзе», ОсОО «ТД Семь дней (7)» отсутствует информация об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и существенных условиях такого договора, необходимость размещения которых предусмотрена пунктом 8 Положения.

На основании пункта 7 Положения о Госагентстве, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 17 мая 2013 года №271, и пункта 20 Положения о защите и развитии конкуренции в торговой деятельности на территории Кыргызской Республики, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 сентября 2014 года №560, Госагентство вынесло предписание об устранении в месячный срок нарушений антимонопольного законодательства.

 

ü В отчетном периоде поступило обращение от ЗАО СК «А+» на действия ОсОО «Интек» по фактам ограничения конкуренции при осуществлении закупок (страховые услуги).

В рамках рассмотрения указанных обращений, Госагентством запрошены необходимые материалы, проведены рабочие встречи с представителями сторон.

В результате проведенного анализа рынка страхования и требований, установленных тендером и размещенных на портале государственных закупок от 1 июня 2016 года №16060114768676, а также в рамках проведенного разбирательства, Госагентство установило, что выдвинутые ОсОО «Интэк» квалификационные требования к участникам тендера носят дискриминационный характер, устанавливают барьеры для всех потенциальных участников рынка страхования при участии в тендере:

- требования к опыту работы на рынке не менее 10 лет чрезмерно завышены;

- условие наличия высоколиквидных активов (не менее 100 млн. сомов) не обосновано;

- критерий объема собираемых страховых платежей (не менее 100 млн. сомов ежегодно), заведомо предоставляет привилегированные условия только крупным страховым компаниям;

- требование к уставному капиталу (не менее 100 млн. сомов) является необоснованным.

Вышеуказанные требования ограничивают конкуренцию в нарушение п.1 ст. 10 закона Кыргызской Республики «О конкуренции» от 22 июля 2011г. №116 и п.3 Правил закупки субъектами естественных монополий товаров (работ, услуг) от 5 апреля 2013 года №175.

Исходя из вышеизложенного, на основании п. 4 ст. 10 Закона Кыргызской Республики «О конкуренции», п. 22 Прав<

Карта проезда

Контакты

г. Бишкек ул. Б.Баатыра 7Б/1
0(312) 56-33-03
0(312) 56-31-97 | Телефон доверия
priemnaya@antimonopolia.kg
Пон-Пят 09:00 - 18:00