ОТЧЕТ об итогах деятельности Госагентства за 2018 год

Государственное агентство антимонопольного регулирования (далее - Госагентство), в отчетном периоде проводило целенаправленную работу в рамках законодательства Кыргызской Республики и ЕАЭС, решений Президента Кыргызской Республики, Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Правительства Кыргызской Республики, Плана работы Госагентства на 2018 год, Плана действий/обязательств директора Госагентства.

 

Совершенствование законодательной базы

            Для приведения нормативной правовой базы в сфере конкурентной (антимонопольной) политики в соответствие с законодательством Кыргызской Республики и нормативной базой ЕАЭС, проводилась работа по  продвижению разработанных 7-ми проектов нормативных правовых актов (5 проектов постановлений и 2 законопроекта), из которых 2 приняты (1 проект постановления и 1 законопроект).

            Разработана и утверждена Стратегическая программа развития антимонопольного регулирования на 2018-2025 годы.

C целью предупреждения нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов исполнительной власти, проведена экспертиза 284-х проектов нормативных правовых актов, представленных государственными органами, из них по 145-ти даны замечания и предложения.

 

План действий/обязательств директора Госагентства

Утверждён План действий/обязательств директора на 2018 год (далее – План). Предусмотрено исполнение 12 мероприятий (11 пунктов). Отчет о ходе исполнения Плана направляется в Аппарат Правительства Кыргызской Республики.

Направлен на утверждение в Аппарат Правительства Кыргызской Республики проект Плана действий/обязательств директора Госагентства на 2019 год.

 

Государственное регулирование

- Субъектов естественных монополий

По состоянию на 31.12.2018 года общее количество хозяйствующих субъектов составляет – 77 единиц, из них:

ü  в республиканском реестре – 6 субъектов;

ü  в региональных – 71 субъектов.

За отчетный период, в Госреестр дополнительно включены 2 хозсубъекта:

- ГП «Санаторий Иссык-Куль Аврора» (услуги водопроводной воды и канализации (стоки) по Иссык-Кульской области).

- ОАО «Республиканское производственное объединение радиорелейных магистралей, телевидения и радиовещания» (услуги радиовещания и телевидения).

 

В целях государственного регулирования деятельности естественных монополий:

- рассмотрено 34 расчетных материала;

- установлено 49 цен и тарифов на товары и услуги субъектов естественных монополий;

- согласовано 6 форм контрактов на поставку (приобретение) товаров (услуг) и правил предоставления услуг;

- выдано 10 предписаний, которые все исполнены.

В сфере регулирования естественных монополий проведена серьезная работа по следующим направлениям:

 

Сфера связи

Пересмотрены в сторону снижения тарифы на предоставление доступа к сети связи общего пользования (установка) для ОАО Кыргызтелеком».

Для физических лиц:

- в районных центрах и пгт - на 692,0 сом,

- в областных центрах - на 1288,0 сом,

- в г.Бишкек - на 1650,0 сом

Для юридических лиц  тарифы снижены:

- в районных центрах и пгт - на 564,0 сом,

- в областных центрах - на 1240,0 сом,

- в г.Бишкек - на 1750,0 сом

Тарифы вводятся с 1 января 2019 года.

 

Водоснабжение и водоотведение

МП “Ошгорводоканал” – взимало за регулируемые работы (услуги) плату, превышающую установленный размер. Необоснованно полученный доход в размере 75,610 тыс.сом перечислен в республиканский бюджет.

МП “Ошгорводоканал” отказано в повышении тарифов на воду и канализацию на 25%. Основание отказа - высокие потери воды при ее выпуске/производстве (41,7%). Субъекту монополисту даны рекомендации по сокращению потерь.

 

Предоставление железнодорожных веток в пользование

ОАО “Каинды-Кант - необоснованное завышение статей затрат при формировании стоимости работ/услуг по предоставлению в пользование железнодорожной ветки.

Вынесено решение о перечислении дохода в размере 2,014 млн.сом, полученного в результате нарушения в республиканский бюджет.

Тарифы на услуги по предоставлению в пользование железнодорожной ветки снижены на 30% от прежнего уровня.

 

            - Государственных платных услуг

В целях недопущения необоснованного повышения тарифов на государственные услуги, согласовано всего 11374 цен (тарифов), в том числе 3427 цен (тарифов) на платные услуги (работы), оказываемые органами исполнительной власти и их структурными подразделениями.

Принято решений о наложении и взыскании штрафных и экономических санкций в сфере государственных платных услуг на сумму 7,618 млн. сом.

По выявленным нарушениям приняты решения о проведении перерасчетов на сумму 13,790 млн. сом.

 

 

Предупреждение, ограничение и пресечение  монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции

По признакам нарушений антимонопольного законодательства в течение отчетного периода:

- рассмотрено 70 заявлений (жалоб) от физических и юридических лиц;

- принято 94 решения по нарушениям антимонопольного законодательства;

- выдано 83 предписания с требованием устранения нарушений, из которых 78 исполнены, остальные в процессе исполнения.

Принято решений о наложении штрафных и экономических санкций, всего на сумму – 325,5 млн. сом, в том числе, за нарушение антимонопольного законодательства принято решений на сумму – 316,5 млн. сом, из них фактически перечислено в республиканский бюджет – 162,5 млн. сом.

 

            Анализ рынка услуг подвижной радиотелефонной связи показал, что ЗАО «Альфа Телеком» (торговая марка – Мегаком), ОсОО «Sky Mobile» (торговая марка – Билайн) и ООО «НУР Телеком» (торговая марка – О!), занимая доминирующее положение на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи, нарушают требования Закона Кыргызской Республики «О конкуренции», завышая стоимость исходящих звонков на номера других операторов мобильной сотовой связи.

Таким образом, ЗАО «Альфа Телеком», ОсОО «Sky Mobile» и ООО «НУР Телеком», как субъекты доминирования, поддерживают монопольно высокую цену на исходящие межсетевые звонки для абонентов.

Субъектам выданы предписания об устранении нарушений норм антимонопольного законодательства посредством поэтапного снижения экономически необоснованных высоких ставок межсетевого соединения. Предписания исполнены.

Участниками рынка подписаны Договоры о межсетевом соединении со снижением ставок интерконнекта с 1 января 2019 года на 14% от действующих ставок с поэтапным снижением на 50 тыйын каждые полгода.

За несвоевременное предоставление запрашиваемой информации в отношении ЗАО «Альфа Телеком» и ООО «НУР Телеком» вынесены постановления о наложении на административного штрафа. Штрафы уплачены.

По итогам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства (злоупотребление доминирующим положением), наложены административные штрафы на должностных лиц ОсОО «Sky Mobile», ООО НУР Телеком и ЗАО Альфа Телеком ( от 5 до 10 тыс.сом). Штрафы уплачены.

 

По итогам рассмотрения обращения Министерства юстиции Кыргызской Республики и Общественного объединения “Общество против коррупции”, признано барьером для входа на рынок адвокатской деятельности взимание Адвокатурой вступительного взноса в размере 20 тыс. сом, с лиц получивших лицензии на осуществление адвокатской деятельности и решивших вступить в члены Адвокатуры.

            Адвокатуре выдано предписание об отмене вступительного взноса.

Не согласившись с данным решением, Адвокатура обратилась в Госагентство с административной жалобой относительно неправомерности выдачи предписания и необходимости его отмены.

            Комиссией Госагентства по рассмотрению административных жалоб установлена правомерность выдачи предписания и принято решение об отказе в удовлетворении административной жалобы Адвокатуры.

 

За отчетный период, в целях осуществления контроля за соблюдения норм Закона «О конкуренции»:

- рассмотрены и пресечены 30 признаков нарушений статьи 8 Закона «О конкуренции» («Недобросовестная конкуренция”).

- рассмотрены и пресечены 33 признака нарушения статьи 9 Закона «О конкуренции» («Акты и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение либо устранение конкуренции»).

- рассмотрены и пресечены 3 нарушения статьи 10 Закона «О конкуренции» («Антимонопольные требования к закупкам товаров») при проведении закупок.

 

В целях недопущения возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующих субъектов, деятельность которых может привести к ограничению конкуренции, рассмотрено 19 пакетов учредительных документов хозяйствующих субъектов в ходе реорганизации вследствие присоединения (в соответствии со статьями 11-12 Закона «О конкуренции». Выданы положительные заключения, так как все процессы связаны с преобразованием в целях сокращения административных затрат.

 

Экономико-статистическое наблюдение

за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Кыргызской Республики

По состоянию на 31.12.2018 года общее количество хозяйствующих субъектов, включенных в Госреестр субъектов доминантов, составляет – 114, из них:

ü  в республиканском реестре – 18 субъектов;

ü  в региональных реестрах – 96 субъектов.

За отчетный период, исключены всего 7 субъектов («республиканский» – 6, «региональные реестры» - 1).

По результатам анализов дополнительно включены всего 9 субъектов («республиканский» – 6, «региональные реестры» - 3).

 

Рынок СУГ

По результатам анализа, рассмотрено дело о признаках нарушения антимонопольного законодательства со стороны ОсОО «Джунда» и выдано предписание об устранении нарушения посредством установления экономически обоснованных цен на реализуемый СУГ. Основанием для проведения анализа стали повышение стоимости СУГ и дефицит СУГ в южных регионах республики в июле-августе 2018 года.

Во исполнение предписания в декабре 2018 года оптово-отпускные цены на СУГ были снижены на 23 %. В результате, на розничном рынке цена на СУГ снизилась на 10%-15%.

В ходе проведения анализа, за непредставление надлежащей информации на ОсОО «Джунда» был наложен административный штраф в размере двухсот расчетных показателей (20,0 тыс.сом). Штраф уплачен.

 

Анализ конкурентной среды на товарных рынках товаров (работ, услуг)

Проведено 89 анализов и обзоров товарных рынков. По результатам анализов определены наличие и состояние конкуренции на соответствующих товарных рынках и определена необходимость вмешательства антимонопольного органа в процесс формирования конкурентной среды.

Разработана и утверждена Типовая форма запроса информации у хозяйствующих субъектов для проведения анализа товарного рынка.

            Рынки социально значимых товаров, определенных постановлением Правительства Кыргызской Республики от 22 апреля 2009 года №242 «О государственном регулировании цен на отдельные виды социально значимых товаров», находятся под постоянным наблюдением Госагентства.

            По фактам необоснованного (спекулятивного) роста цен, в рамках возложенных полномочий принимаются соответствующие меры реагирования.

            На постоянной основе ведется электронная ценовая база рыночных розничных цен на основные продукты питания, уголь, ГСМ и овощи.

Результаты мониторинга розничных цен на социально-значимые товары еженедельно размещаются на официальном сайте Госагентства www.antimonopolia.gov.kg, а также направляются в Аппарат Правительства Кыргызской Республики и Аппарат Президента Кыргызской Республики (всего за отчетный период направлено 52 информационные записки).

 

 

Государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей и рекламной деятельности

В целях осуществления контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей рассмотрено 358 обращений, заявлений от потребителей и проведено 266 визуальных осмотров. В ходе рассмотрения обращений, заявлений и визуальных осмотров выявлено 460 нарушений, из них 236 устранены в добровольном порядке, возбуждено производство по 105 нарушениям. Наряду с этим, выдано 305 предписаний, из которых исполнены – 291, остальные в процессе исполнения, вынесено 53 постановления о наложении административного штрафа, уплачены штрафы по 52постановлениям.

За нарушение Закона Кыргызской Республики «О защите прав потребителей» принято решений о наложении административных штрафов на сумму – 318,4 тыс. сом.

Основной объем обращений – это жалобы на условия гарантийного обслуживания (договора); возникновение недостатков товара (работы, услуги) после передачи его потребителю; неисполнение договорных обязательств в долевом участии строительства; отсутствие маркировки на государственном и официальном языках; не вывешивание ценников на товарах.

За отчетный период, по итогам рассмотрения заявлений, возвращено потрбителям заявителям всего – 1,203 млн. сом.

 

В целях недопущения нарушений Закона Кыргызской Республики «О рекламе» за отчетный период по инициативе антимонопольного органа проведено 314 визуальных осмотров, рассмотрено 34 обращения, заявления. По результатам визуальных осмотров и рассмотрения заявлений выявлено 655 нарушений, из них 155 устранены в процессе рассмотрения, возбуждено производство по 386 нарушениям. Выдано 511 предписаний, из которых 482 исполнены, остальные в процессе исполнения. Вынесено 87 постановлений о наложении административного штрафа, штрафы уплачены по 80-ти постановлениям.

За нарушение Закона Кыргызской Республики «О рекламе» принято решений о наложении административных штрафов на сумму – 1,030 млн. сом.

 

Работа в рамках Евразийской экономической комиссии

В рамках взаимодействия с ЕЭК принято участие в 81-й видеоконференции по различным вопросам.

За отчетный период рассмотрены материалы по 29-ти заседаниям Коллегии ЕЭК, по 16-ти заседаниям Совета Евразийской экономической комиссии, по 3-м заседаниям Высшего Евразийского экономического совета и 2-м заседаниям Евразийского межправительственного совета. В рамках указанных заседаний рассмотрены и подготовлены заключения по 116 вопросам. Всего рассмотрены 92 проекта актов ЕЭК.

Принято участие:

- в 14-м очередном совещании руководителей антимонопольных органов государств-членов Евразийского экономического союза;

- в 5-м очередном заседании Консультативного комитета по вопросам защиты прав потребителей государств-членов Евразийского экономического союза;

- в совещании руководителей антимонопольных органов государств-членов Евразийского экономического союза, в формате «5+1». Представлен доклад на тему: «Рынок нефти и нефтепродуктов Кыргызской Республики – проблемы и пути решения».

 

Международное сотрудничество

За отчетный период руководители и сотрудники Госагентства принимали участие в работе:

- в 20-го заседания Координационного совета по рекламе при МСАП (г. Ташкент Республика Узбекистан);

- в 48-го заседания МСАП и 34-го заседания Штаба по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства государств-участников СНГ. Направлена информация к проекту Доклада «О состоянии конкуренции на товарных рынках медицинских изделий государств-участников СНГ»;

- в 49-го заседания МСАП, а также в ежегодном международном форуме ФАС России «Неделя конкуренции в России»;

- Международного форума «Антиконтрафакт» при организации ЕЭК и Роспатента.

В рамках исполнения Протокола 35-го заседания Штаба по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства государств-участников СНГ, в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь направлена информация для включения в обзор по рынку автомобильных перевозок пассажиров.

В рамках официального визита Президента Турецкой Республики Эрдогана Р.Т. в Кыргызскую Республику подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в сфере защиты прав потребителей (1-3 сентября 2018 г.).

 

Повышение квалификации сотрудников

Утвержден План повышения квалификации сотрудников на 2018 год.

В соответствии с планом-графиком обучения:

- 22 сотрудника прошли обучение по линии Государственной кадровой службы Кыргызской Республики.

- 41 сотрудник прошел обучение в других государственных органах, в том числе, в учебном центре Министерства финансов КР.

- 3 сотрудника проходят обучение в магистратуре Государственной академии управления при Президенте Кыргызской Республики.

- 1 сотрудник проходит обучение в Дипломатической академии по специальности «Международные отношения и право».

- 1 сотрудник проходит обучение в Международной академии управления, права, финансов и бизнеса по направлению «Юриспруденция».

- 5 сотрудников обучаются в аспирантуре.

Наряду с этим:

- в рамках Корейского агентства по международному сотрудничеству (KOICA), 1 сотрудник прошел стажировку в (г. Соннам, Южная Корея).

- в рамках ОЭСР, 5 сотрудников приняли участие в учебных семинарах Регионального центра по конкуренции (г. Будапешт, Венгрия;  г.Тирана Албания).

- 1 сотрудник принял участие в учебном семинаре по строительству и управлению оптового рынка для развивающихся стран, организованном Министерством коммерции (г.Урумчи Китай).

- в 17-ой сессии Межправительственной группы экспертов по законодательству в области конкуренции ЮНКТАД, приняли участие директор и начальник территориального подразделения (г. Женева Щвейцария).

- в рамках ОЭСР и ФАС России, принято участие в семинаре по вопросу эффективного применения законодательства в области согласованных действий (г. Санкт-Петербург).

- в рамках ФАС России, 7 сотрудников прошли стажировку по вопросам выявления и пресечения картельных сговоров (г. Москва);

- в рамках МСАП, 8 сотрудников прошли обучение в учебном центре ФАС России (г. Казань Республика Татарстан).

 

Мероприятия по адвокатированию конкуренции и обеспечению прозрачности деятельности

В целях продвижения принципов прозрачности работы, а также адвокатирования конкуренции, за отчетный период на официальном сайте www.antimonopolia.gov.kg опубликовано 516 материалов, на других информационных ресурсах – 123 материала.

Рассмотрено 5 электронных обращений, поступивших через Портал электронных обращений граждан в государственные органы.

Руководством и сотрудниками Госагентства на радио и телеканалах даны 185 комментариев (интервью).

Осуществлен личный прием 480 граждан.

Функционируют «Общественная приемная» и «Телефон доверия».

Проведено 137 семинаров, тренингов, круглых столов, конференций и других мероприятий. Все проводимые мероприятия проводятся при участии СМИ.

В целях обеспечения прозрачности деятельности Госагентства, на портале proverka.kg размещены План проверок субъектов предпринимательства и информация о принятых решениях по итогам проверок.

В целях реализации Детализированного плана пошаговых мероприятий по демонтажу системной коррупции в сфере антимонопольного регулирования, для исключения необоснованного давления на сотрудников, проводящих проверки, с целью изменения результатов проверок, внедрен механизм учета поступивших актов проверки и передачи непосредственно секретарю коллегии, минуя руководство.

Завершена работа по внедрению программы Электронной базы данных по учету движения материалов проверок, проводимых сотрудниками Госагентства. Проведен анализ заполнения Базы данных сотрудниками. По результатам анализа, за несвоевременное заполнение Базы данных, из числа сотрудников территориальных подразделений 1 сотруднику объявлено замечание и 10 сотрудникам объявлен выговор.

Госагентством организованы и проведены все необходимые мероприятия по автоматизации процессов / процедур и цифровизации данных для дальнейшей интеграции государственного органа в систему «Тундук».

 

Взаимодействие с государственными органами

            В целях реализации поставленных задач в соответствии с решеними Правительства Кыргызской Республики, Госагентство активно сотрудничало с Национальным статистическим комитетом, Национальным банком Кыргызской Республики, Национальной комиссией по государственному языку при Президенте Кыргызской Республики, Государственной налоговой службой, Государственной службой по борьбе с экономическими преступлениями и органами МСУ.

В отчетном периоде, ответственные лица Госагентства принимали активное участие в работе 6-ти межведомственных рабочих групп.

 

Во исполнение решений Правительства Кыргызской Республики, Госагентством проведена следующая работа:

Ø  приняты решения по пересмотру в сторону снижения минимального уровня контрольных цен:

- на сахар с 35,0 сом/кг до 33,0 сом/кг или на 2,00 сом/кг;

- на муку пшеничную из пшеницы мягкой и спельты с 18,0 сом/кг до 16,0 сом/кг, или на 2,0 сом/кг.

Ø  установлены закупочные цены на семена яровой пшеницы, ярового ячменя, хлопчатника, люцерны, эспарцета, семенных клубней картофеля, а также кукурузы, отпускаемые на посев семхозами, в порядке накопления в государственном семенном фонде;

Ø  установлены закупочные цены на семена озимой пшеницы и озимого ячменя;

Ø  установлены закупочные цены на зерно продовольственной пшеницы, закупаемое Фондом госматрезервов;

Ø  согласована для ГРС стоимость услуги по предоставлению информации о действительных и недействительных национальных паспортах граждан Кыргызской Республики посредством электронного сервиса банкам, небанковским финансово-кредитным организациям, нотариальным конторам и частным нотариусам;

Ø  согласована тарифная сетка по оценке автотранспортных средств, применяемая Департаментом регистрации транспортных средств и водительского состава для регистрации и перерегистрации автотранспортных средств;

Ø установлены цены на продукцию, выпускаемую предприятиями Кыргызского общества слепых и глухих по 546 позициям.

Во исполнение Закона «О культуре» за отчетный период согласовано 6 цен (тарифов).

Во исполнение Закона «О питьевой воде» согласовано 44 цен (тарифов).

 

Исполнительская дисциплина

За 2018 год в центральный аппарат Госагентства поступило всего 3494 документов, подготовлено и направлено 3661 документов. Издано 230 приказов по личному составу, 201 приказ по административно-хозяйственной деятельности и 52 приказа по основной деятельности.

Проведено 2 конкурса на замещение вакантных государственных административных должностей. По итогам конкурса  принято 2 человека.

В целях рационального использования потенциала служащих и снижения коррупционных рисков, в соответствии с утверждённым Планом ротации проведена ротация сотрудников Ошского областного и Ошского городского отделов.

Решением Госагентства  внесены дополнения в Регламент работы с документами.

46 сотрудников Госагентства прошли тестирование по государственному языку.

Карта проезда

Контакты

г. Бишкек ул. Б.Баатыра 7Б/1
0(312) 56-31-97
priemnaya@antimonopolia.kg
Пон-Пят 09:00 - 18:00
0(701) 56-33-05
amantur.omyrbekov