Аналитический отчет по результатам анализа рынка услуг подвижной радиотелефонной связи

Анализ рынка услуг подвижной радиотелефонной связи проведен в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

- Законом Кыргызской Республики «О конкуренции»;

- Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства Кыргызской Республики, утвержденными постановлением Правительства Кыргызской Республики от 2 июня 2012 года №365;

- Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке Кыргызской Республики, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 7 июля 2015 года №461.

Целью проведения анализа является оценка состояния и развития конкурентной среды на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи.

При проведении анализа использованы  нормативные правовые акты Кыргызской Республики, информация Государственного агентства связи при Государственном комитете информационных технологий и связи Кыргызской Республики, операторов связи, предоставляющих услуги подвижной радиотелефонной связи, интернет сайтов, а также информация, полученная из средств массовой информации и т.д.

В качестве временного интервала исследования рынка приняты 2015-2017 годы и 9 месяцев 2018 года.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об электрической и почтовой связи»:

- операторы мобильной сотовой связи – это любое юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее сеть электросвязи и оказывающее услуги подвижной радиотелефонной связи;

- поставщик услуг мобильной связи - это лицо, оказывающее услуги мобильной (подвижной) связи через свою сеть или через сеть оператора электросвязи.

Согласно Правилам оказания услуг подвижной радиотелефонной связи, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 17 февраля 2014 года №97:

- услуги подвижной радиотелефонной связи – прием и передача сообщений, осуществляемые посредством подвижной радиотелефонной связи;

- подвижная сеть радиотелефонной связи – сеть электросвязи, оконечные терминалы которой не имеют территориально фиксированного места расположения и не привязаны к конкретному адресу абонента;

- тарифный план – совокупность ценовых условий, на которых оператор связи предлагает пользоваться одной либо несколькими услугами телефонной связи;

- оператор связи (оператор мобильной сотовой связи/оператор сети подвижной связи) – юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее принадлежащую ему сеть подвижной электросвязи и оказывающее услуги подвижной радиотелефонной связи.

Товарными границами исследуемого рынка определены, как услуги подвижной радиотелефонной связи.

Географическими границами рынка услуг являются границы Кыргызской Республики, поскольку границы ограничены зоной действия оператора мобильной сотовой связи – территорией, на которой этот оператор оказывает услуги сотовой подвижной радиотелефонной связи в соответствии с лицензией, выданной Государственным агентством связи при Государственном комитете информационных технологий и связи Кыргызской Республики. Территорией действия лицензии – вся территория Кыргызской Республики.

            В пределах географических границ потребители имеют экономическую и техническую возможности приобретать мобильные сотовые аппараты и подключаться к  сети подвижной электросвязи. Потребитель имеет возможность использовать мобильную сотовую связь не только в городах, но и в сельской местности, в том числе в отдаленных районах.

            При этом административные барьеры, помимо установленных законодательством Кыргызской Республики,  при приобретении потребителями услуг подвижной радиотелефонной связи отсутствуют.

            В соответствии с выданными Государственным агентством связи лицензиями на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи осуществляют деятельность следующие крупные операторы мобильной сотовой связи:

- ЗАО «Альфа Телеком» (ТМ «Megacom»);

- ОсОО «Sky Mobile» (ТМ «Beeline»);

- ООО «НУР Телеком» (ТМ «О!»);

- ОсОО «Семь Мобайл».

В соответствии со статьей 4  Закона Кыргызской Республики «О конкуренции» доминирующим признается положением положение хозяйствующего субъекта на рынке, если выполняется одно из следующих условий:

1) совокупное доминирование более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше доли других субъектов на этом рынке и в совокупности превышает 50 процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем рынке;

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем рынке доступна определенному кругу лиц.

Совокупная доля ЗАО «Альфа Телеком», ОсОО «Sky Mobile» и ООО «НУР Телеком» превышает 90% на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи.

В течение 2015-2017 годов размеры долей ЗАО «Альфа Телеком», ОсОО «Sky Mobile» и ООО «НУР Телеком» (кроме количества sms-сообщений) были подвержены малозначительным изменениям.

Согласно пункту 19 Правил оказания услуг подвижной радиотелефонной связи оператор связи обязан не менее чем за 10 календарных дней до введения в действие изменений используемых ими тарифов на услуги подвижной радиотелефонной связи, изменений комплексных тарифных планов, прекращения оказания отдельных платных услуг связи извещать об этом абонентов путем отправки SMS-сообщений, через веб-сайт оператора или средства массовой информации.

Таким образом, об условиях реализации или приобретения услуг подвижной радиотелефонной связи доступна определенному кругу  лиц, то есть абонентам.

Исходя из расчетов объема и долей хозяйствующих субъектов, установлены признаки, попадающие под определение, предусмотренное частью 1 статьи 4 Закона Кыргызской Республики «О конкуренции».

Исследуемый рынок является олигополистическим согласно экономической теории, поскольку рынок высококонцентрированный и относится к I типу, включающий области значений 70%

            В ходе проведения анализа установлено, что стоимость исходящих звонков на номера других операторов мобильной сотовой связи, при исчерпании лимитов (в случаях тарифных пакетов) и по прямой тарификации различными операторами мобильной связи фактически для абонентов, является завышенной.

Стоимость исходящих звонков напрямую зависит от тарифа на пропуск межсетевого трафика (или ставки интерконнекта), то есть размер ставки интерконнекта является базовой при расчете себестоимости исходящих звонков с сети одного оператора мобильной связи на сеть другого оператора мобильной связи.

Таким образом, ЗАО «Альфа Телеком», ОсОО «Sky Mobile» и ООО «НУР Телеком», как субъекты доминирования, вследствие специфики рынка, поддерживают монопольно высокую цену на исходящие межсетевые звонки для абонентов.

В целях устранения выявленного нарушения Госагентством выданы предписания ЗАО «Альфа Телеком», ОсОО «Sky Mobile» и ООО «НУР Телеком» об устранении нарушений норм антимонопольного законодательства Кыргызской Республики посредством поэтапного снижения экономически необоснованных высоких ставок межсетевого соединения.

Выданное предписание исполнено в установленные сроки и участниками рынка подписаны договора о межсетевом соединении со снижением ставок интерконнекта с 1 января 2019 года на 14% от действующих ставок с поэтапным снижением на 50 тыйын каждые полгода.

 

 

 

 

 

 

Карта проезда

Контакты

г. Бишкек ул. Б.Баатыра 7Б/1
0(312) 56-33-03
0(312) 56-31-97 | Телефон доверия
priemnaya@antimonopolia.kg
Пон-Пят 09:00 - 18:00