Отчет об итогах деятельности Госагентства за 2016 год

Отчет

об итогах деятельности Госагентства за 2016 год

 

За отчетный период, Госагентством проведена работа в рамках законодательства Кыргызской Республики и ЕАЭС, решений Президента, Жогорку Кенеша, Правительства Кыргызской Республики, а также Плана работы Госагентства на 2016 год, Плана действий/мероприятий директора Госагентства по достижению целей и задач Программы Правительства на 2016 год, Плана Госагентства по развитию конкуренции на 2016 год, а также в рамках национальных и правительственных программ Кыргызской Республики. Отчеты о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных в них, в установленные сроки направлялись в Министерство экономики и в Правительство Кыргызской Республики.

 

Совершенствование законодательной базы

            В целях приведения нормативной правовой базы Кыргызской Республики в сфере конкурентной (антимонопольной) политики в соответствие с законодательством КР и нормативной базой ЕАЭС, разработаны проектов нормативных правовых актов (1 проект постановления, 7 законопроектов).

           

C целью предупреждения нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов исполнительной власти, Госагентством в течение отчетного периода проведена экспертиза 186 проектов нормативных правовых актов, из них по 78-ми даны замечания и предложения.

 

Государственное регулирование субъектов естественных и разрешенных монополий

В целях недопущения и ограничения монополистической деятельности проводилась работа по ведению реестров субъектов естественных и разрешенных монополий Кыргызской Республики.

По состоянию на 01.01.2016 года общее количество хозяйствующих субъектов составляло – 175 единиц, из них:

·           в Государственном республиканском реестре, всего – 18 субъектов, в том числе, 10 – естественных и 8 – разрешенных;

·           в Государственных региональных реестрах, всего – 157 субъектов, в том числе, 74 – естественных и 83 – разрешенных.

 

Согласно План-графику исполнения Протокола об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о ЕАЭС года по исключению разрешенных монополистов из Государственных республиканского и региональных реестров, из Госреестров исключены 77 субъектов разрешенных монополий. Всего исключен 81 субъект монополист.

 

В результате  проведенной работы по состоянию на 31 декабря 2016 года общее количество хозяйствующих субъектов составляет – 97 единиц, из них:

·      в Государственном республиканском реестре, всего – 11 субъектов, в том числе, 8 – естественных и 3 – разрешенных;

·      в Государственных региональных реестрах, всего – 86 субъектов, в том числе, 73 – естественных и 13 – разрешенных.

Все исключенные субъекты, будут включены в Реестр субъектов, занимающих доминирующее положение, и находиться в зоне постоянного экономико-статистического наблюдения.

 

В целях государственного регулирования деятельности естественных и разрешенных монополий, рассмотрено 62 расчетных материала и согласовано 133 цены и тарифа на товары и услуги. Согласовано 13 форм контрактов на поставку (приобретение) товаров (услуг) и правил предоставления услуг.

В процессе регулирования субъектов естественных и разрешенных монополий выдано 23 предписания за нарушение статьи 12 Закона КР «О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике», из которых 20 исполнены.

В отчетном периоде проведены мероприятия по регулированию деятельности субъектов-монополистов в следующих сферах экономики.

 

Сфера связи

ГП “Служба специальной связи”. Продлен срок действия приказа об установлении цены на услуги по перевозке национальных паспортов в пределах Кыргызской Республики. 30 июня 2016 года предприятие исключено из Госреестра, согласно Плану-графику.

ОАО “Кыргызтелеком”. Согласована Методика раздельного учета доходов и расходов. Судебный иск ОАО “Кыргызтелеком” о признании недействительным решения Госагентства о включении в перечень регулируемых услуг, услуги “Предоставление в пользование места для прокладки кабеля в телефонной канализации сторонним организациям”, решением суда отклонен, решение вынесено в пользу Госагентства.

            Услуга включена на основании многочисленных обращений операторов связи на высокие тарифы за предоставление в пользование места в телефонной канализации.

Выдано предписание за непредставление информации о планируемых или проведенных тендерах. Предписание исполнено в указанный срок.

ОсОО «Азияинфо». Согласованы Регламент на услуги по регистрации доменов в зоне .KG и форма Договора о предоставлении ОсОО «Азияинфо» услуг регистрации доменного имени в зоне.KG.  29 декабря 2016 года субъект исключен из Госреестра.

ООО «Скай Мобайл». Установлен предельный уровень цены на услуги сотовой подвижной радиотелефонной связи. Согласована Типовая форма Договора об оказании услуг сотовой связи.

При анализе тендеров, проведенных ООО «Скай Мобайл» за 2015 год, выявлены факты нарушений за несвоевременное представление информации. Принято решение о наложении административного штрафа. Сумма штрафа уплачена полностью в республиканский бюджет.

ЗАО «Альфа Телеком». Согласованы Учетная политика и Договор об оказании услуг сотовой связи для индивидуальных предпринимателей и корпоративных клиентов.

Выдано предписание за непредставлении информации о планируемых или проведенных тендерах. Предписание исполнено в указанный срок.

 

Рынок ГСМ

ОсОО «Газпром нефть Азия». С вступлением Кыргызстана в ЕАЭС и открытием таможенных границ наметилась тенденция резкого снижения объемов официальных поставок ГСМ на территорию республики и увеличение нелегального ввоза ГСМ мелкими партиями из Казахстана.

Согласно информации Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызской Республики, уменьшение объемов легально ввозимого бензина по итогам десяти месяцев (с августа 2015 г. по май 2016 г.) составило 126 тысяч тонн (или 172 млн. литров).

Уменьшение объемов дизельного топлива, легально ввозимого на территорию республики за август 2015 - май 2016 года, составило 98,6 тысяч тонн (или 84 млн. литров).

В связи с чем, с 28 марта по 3 апреля т.г. Госагентством проводился круглосуточный мониторинг ввоза ГСМ на территорию Кыргызской Республики по трем пограничным постам: «Ак-Тилек», «Чалдыбар» и «Чон-Капка». Было установлено, что через эти посты на территорию Кыргызской Республики ежедневно завозится 165 тонн дизельного топлива, которое не облагается налогами.

Информация по результатам этой работы направлена в Правительство Кыргызской Республики для принятия решения.

Также проведен мониторинг стихийных точек реализации ГСМ. Цена реализации в таких точках отмечалась на 2-3 сома ниже, чем в официальных точках продаж.

По результатам мониторинга, информация направлена в Аппарат Правительства, в Управление Государственной службы по экономическим преступлениям и Управление Государственной налоговой службы по г.Бишкек.

При этом, за январь-декабрь цены на ГСМ на автозаправочных станциях ОсОО «Газпром нефть Азия» по северному региону повысились на Аи-80 (1,0 сом/л), Аи-92 (на 0,50 сом/л), при этом, цены снизились на Аи-95 (1,0 сом/л). Цены на Дт не изменились и остались на уровне 36,50 сом/л.

В течение 4 квартала (октябрь-декабрь) цены по северному региону в зависимости  от марки ГСМ повысились от 2,50 сом/л (Аи-95) до 4,50 сом/л (Дт). По южному региону АЗС сданы в аренду третьим лицам.

         Основной причиной роста цен стало увеличение оптово-отпускных цен российскими  НПЗ. Кроме этого, политика Минэнерго России и ФАС России направлена на снижение экспортных поставок с целью обеспечения потребности внутреннего рынка. В декабре 2016 года по сравнению с январем 2016 года повышение отпускных цен производителями отмечается в среднем до 28%.

В целях недопущения резкого роста цен на ГСМ на внутреннем рынке ОсОО «Газпром нефть Азия» рекомендовано скорректировать ценовую политику предприятия и в дальнейшем применять поэтапное повышение цен на ГСМ.

29 декабря 2016 года ОсОО «Газпром нефть Азия» исключено из Госреестра.

 

Рынок угля

Во исполнение Постановления Правительства Кыргызской Республики от 26 апреля 2016 года №215 «О подготовке отраслей экономики и населения Кыргызской Республики к осенне-зимнему периоду 2016/2017 года», установлены оптово-отпускные цены на уголь 11 угледобывающим предприятиям монополистам для поставки на внутренний рынок республики и населению. При этом, цены на уголь остались на уровне цен, установленных в 2015 году, или снижены. Так, для субъекта монополиста ОсОО «Перити Коал» (Ошская область), цены на уголь, в зависимости от марки, снижены от 6,7% до 9,1%.

Определена цена на перевозку угля автотранспортными средствами по маршруту разрез «Кара-Кече» - железнодорожная станция Балыкчы - ТЭЦ города Бишкек и по маршруту город Таш-Кумыр – ТЭЦ города Бишкек.

            Установлена цена на топочный мазут марки М-100 ОАО «Кыргызнефтегаз» для поставки на ТЭЦ города Ош (в объеме 7000 тонн).

Таким образом, Госагентством приняты все необходимые меры, по исполнению постановления Правительства Кыргызской Республики от 26 апреля 2016 года №215.

На регулярной основе отслеживается ситуация  на рынке угля на предмет обеспеченности регионов углем и принятия превентивных мер против необоснованного повышения цен.

23-24 ноября руководством и сотрудниками Госагентства при участии органов МСУ проведены рабочие совещания и мониторинг точек розничной реализациии угля в Ошской, Баткенской, Нарынской и Иссык-Кульской областях по вопросу правильности формирования и применения цен  на реализуемый уголь.

Наряду с этим:

- территориальными подразделениями на постоянной основе в регионах проводится мониторинг вторичного рынка угля для принятия превентивных мер в случае роста цен на уголь на 20 и более процентов в течение месяца;

- проводится разъяснительная работа о недопущении необоснованного повышения цен на уголь среди хозяйствующих субъектов и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли угля.

 

ГП НК «Кыргыз Темир Жолу»

В условиях вступления в ЕАЭС, приказом Минтранса №83 от 25.03.2016 года утверждено Тарифное руководство (тарифы на грузовые железнодорожные перевозки в экспортном, импортном и внутриреспубликанском сообщении).

Применение Тарифного руководства позволит Кыргызской Республике использовать унифицированный тариф, что существенно снизит стоимость перевозок товаров по территории государств-членов – ЕАЭС, а также выполнить условия Договора о ЕАЭС.

            С принятием данного тарифного руководства, стоимость провоза грузов внутри республики значительно возрастет. В целях защиты отечественных производителей (защиты внутреннего рынка) и недопущения резкого роста цен на внутренние перевозки, Госагентством предложено Минтрансу разработать и внести на согласование Методику применения Тарифного руководства при перевозке определенных групп товаров внутри республики. Минтрансом создана межведомственная комиссия, которая рассматривает вопрос предоставления льготных тарифов отдельно для каждого субъекта (на основании обращения).

Согласована Методика ведения раздельного учета и задействованных активов ГП НК «Кыргыз Темир Жолу».

            За непредставление информации о планируемых или проведенных тендерах, Госагентством вынесено постановление о наложении административного штрафа в размере 50,0 тыс.сом. Сумма штрафа перечислена  в республиканский бюджет.

За нарушение порядка определения и применения цен (тарифов), Госагентством вынесено постановление о наложении административного штрафа в размере 50,0 тыс.сом. Сумма штрафа перечислена в республиканский бюджет.

 

ОАО «Международный аэропорт «Манас»

В связи с передачей услуги автоматизированной парковки (стоянки) ОАО “Международный аэропорт “Манас” третьим лицам на условиях аренды, услуга исключена из перечня регулируемых услуг ОАО МАМ”.

Предоставление парковок в аренду третьим лицам может способствовать созданию условий для развития конкурентной среды. При этом, данная деятельность ОАО “МАМ” будет находиться в зоне экономико-статистического наблюдения.

 

ГП «Инфоком»

Госагентством отказано ГП «Инфоком» в установлении расчетной стоимости услуги заполнения бланочной продукции на добровольной платной основе и в согласовании стоимости выездных услуг по торжественному вручению свидетельства о браке. Указанные услуги не входят в Единый реестр государственных услуг.

В перечень регулируемых услуг ГП «Инфоком», дополнительно включены 3 услуги (работы).

В связи с внесением изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики, пересмотрена и снижена стоимость:

-   срочного документирования граждан КР паспортами образца 2004 года – на 1,7%;

-   общегражданского паспорта гражданина КР образца 2006 года в течение 2-х часов – на 1,7%;

-   персонификации общегражданского паспорта гражданина КР в зависимости от степени срочности - на 1,7%-1,8%.

 

По результатам рассмотрения расчетных материалов ГП «Инфоком», пересмотрена в сторону снижения и установлена:

-                     стоимость изготовления 1 пластины государственного регистрационного номерного знака для транспортных средств дипломатических и консульских представительств на территории КР, а также представительств ООН, в размере – 273 сом (снижена на 744 сом);

-    стоимость изготовления 1 пластины государственного регистрационного номерного знака для транспортных средств юридических и физических лиц Кыргызской Республики, в размере – 324 сом (снижена на 69 сом).

 

Рынок сахарной свеклы

Внесены дополнения к ранее согласованным формам Договоров покупки, приемки и переработки корнеплодов сахарной свеклы, заключаемых между ОАО «Каинды-Кант» и свеклопроизводителями, в связи с открытием в 2016 году Маймакского свеклопункта.

Согласно Плану-графику по исключению, в июне ОАО «Каинды-Кант» исключено из Госреестра субъектов монополистов.

 

 

Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции

 

В течение отчетного периода рассмотрено 75 заявлений от физических и юридических лиц, проведены проверки 76 хозсубъектов, рассмотрено и принято 56 решений по нарушениям антимонопольного законодательства по результатам проверок.

С требованием устранения нарушений антимонопольного законодательства выдано 82 предписаний, из которых 67исполнены.

 

Для поддержки отечественных производителей цемента, проведено рабочее совещание по вопросу снижения себестоимости отечественного цемента и увеличения объемов производства с участием руководителей ОАО «Кантский цементный завод» (ОАО «КЦЗ), ЗАО «Южно-Кыргызский цемент» (ЗАО «ЮКЦ), представителей Аппарата Правительства Кыргызской Республики и Минэкономики.

По итогам совещания, подготовлены и направлены в Аппарат Правительства Кыргызской Республики предложения по повышению конкурентоспособности отечественного цемента и расширению рынков его сбыта.

В Минэкономики внесены предложения по введению защитных мер в отношении угля, экспортируемого в Таджикистан, и цемента, ввозимого с территории Республики Таджикистан.

В 2015 году в Таджикистане зафиксирован резкий рост производства цемента в связи с запуском новых заводов в Таджикистане. Что позволяет Республике Таджикистан отказаться от ввоза цемента из Кыргызстана и начать его экспорт в соседние страны.

Отмечу, что приграничные заводы Таджикистана при производстве цемента используют уголь, ввозимый из Кыргызстана. Низкая цена угля снижает себестоимость таджикского цемента, что делает привлекательным его экспорт в Кыргызстан.

Эти факты позволили сделать вывод о необходимости принятия мер по защите внутреннего рынка путем введения пошлин на ввоз цемента из Таджикистана и экспортных пошлин при вывозе угля на территорию Таджикистана.

 

В реализацию постановления Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Порядка определения, применения и контроля минимального уровня контрольных цен на товары, импортируемые на территорию Кыргызской Республики из государств-членов Евразийского экономического союза»:

- утвержден Перечень товаров, для которых устанавливается минимальный уровень контрольных цен;

- формы заявлений о включении товаров и о внесении изменений и/или дополнений в Перечень,

- Порядок представления и рассмотрения заявлений.

            На основании  заявления ОАО «КЦЗ» установлен минимальный уровень контрольных цен на портландцемент марки М 400 Д20 цемент, ввозимый на территорию республики из  государств-членов ЕАЭС (3947 сом/тонна).

 

 

Рассмотрено обращение Ассоциации операторов связи (далее – Ассоциация связи) относительно повышения в 2-3 раза тарифов на услуги аренды внешнего интернет канала со стороны казахстанских интернет-провайдеров, с августа текущего года:

Проведена определенная работа:

- направлено обращение в антимонопольный орган Республики Казахстан о предоставлении обоснованности повышения казахстанскими провайдерами цен на услуги аренды внешнего интернета;

- проведены рабочие встречи с представителями операторов связи и Ассоциации операторов связи Кыргызской Республики;

 

- выданы предписания за непредставление информации Госкомитету информационных технологий, ОАО «Кыргызтелеком», ОсОО «Элкат», ОсОО «IP NET».

- проведены переговоры с ФАС России и антимонопольным органом Республики Казахстан по совместным мероприятиям по разрешению сложившейся ситуации;

- 21-22 сентября в г.Астана состоялась встреча руководителей антимонопольных ведомств Кыргызской Республики, Республики Казахстан и операторов электросвязи Казахстана.

Данный вопрос также обсужден:

- на встрече руководителей антимонопольных ведомств стран-участников ЕАЭС в формате 5+1 и на заседании Штаба МСАП (26-28 сентября г.Москва);

            - на Международной конференции «Антимонопольное регулирование в Евразийском экономическом союзе», организованной ЕЭК 30 сентября 2016 года в г.Бишкек. Озвучено, что тарифы со стороны российских интернет-провайдеров для казахстанских операторов связи не повышались. В последние годы тарифы характеризуются тенденцией снижения.

            - 5 октября 2016 года, руководством Госагентства принято участие в переговорах в г.Алма-Ата (Казахстан) при участии интернет-провайдеров и уполномоченных государственных органов Республики Казахстан и Кыргызской Республики. Достигнута договоренность о возвращении уровня цен на прежний уровень (уровень июня т.г.) - 10$-15$ за мбит. Повышение цен казахстанские интернет-провайдеры объяснили капитальными вложениями на строительство дополнительных линий.

            В настоящее время изменений тарифов на интернет-услуги для конечных потребителей на территории республики нет.

            Таким образом, в рамках возложенных полномочий, Госагентством приняты все необходимые меры по недопущению повышения цен на внешний интернет-трафик.

 

Рассмотрено заявление ОсОО «Акнет» на действия подразделения ОАО «Кыргызтелеком» Бишкекская городская телефонная сеть, выразившиеся в отказе в выдаче технических условий на прокладку оптоволоконного кабеля по телефонной канализации.

Действия подразделения ОАО «Кыргызтелеком» признаны нарушением статьи 6 Закона Кыргызской Республики «О конкуренции» («Злоупотребление доминирующим положением»).

ОАО «Кыргызтелеком» нарушения устранены в добровольном порядке.

 

 

Рассмотрены и пресечены следующие признаки недобросовестной конкуренции:

 

-       рассмотрено заявление ОсОО «Кыргызско-Российское предприятие «

Карта проезда

Контакты

г. Бишкек ул. Б.Баатыра 7Б/1
0(312) 56-33-03
0(312) 56-31-97 | Телефон доверия
priemnaya@antimonopolia.kg
Пон-Пят 09:00 - 18:00