Отчет об итогах деятельности Государственного агентства антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики за 1 квартал 2019 года.

Отчет об итогах деятельности

Государственного агентства антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики

за 1 квартал 2019 года

 

Работа проводилась в рамках законодательства Кыргызской Республики и ЕАЭС, решений Президента, Жогорку Кенеша, Правительства Кыргызской Республики, Плана работы Госагентства на 2019 год, а  также в рамках национальных/общегосударственных программ экономического развития Кыргызской Республики.

 

Совершенствование законодательной базы

В целях устранения противоречий, приведения антимонопольного законодательства Кыргызской Республики в соответствие с законодательством ЕАЭС, проводилась работа по продвижению разработанных 8-ми нормативных правовых актов (5 проектов постановлений; 3 законопроекта).

C целью предупреждения нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов исполнительной власти, Госагентством проведена экспертиза 78-ми проектов нормативных правовых актов, представленных государственными органами, из них по 45-ти даны замечания и предложения.

 

Государственное регулирование

 

- Субъектов естественных монополий

Проводилась работа по ведению Государственного реестра субъектов естественных монополий Кыргызской Республики.

По состоянию на 31.03.2019 года общее количество хозяйствующих субъектов составляет – 77 единиц, из них:

  • в республиканском реестре – 6 субъектов;
  • в региональных – 71 субъект.

Дополнения и изменения в Госреестр монополистов не вносились

В целях государственного регулирования деятельности естественных монополий рассмотрено 6 расчетных материалов и установлено 20 цен и тарифов на товары и услуги субъектов естественных монополий. Согласована 1 форма контракта на поставку (приобретение) товаров (услуг) и правил предоставления услуг.

        

         В связи с введением с 1 января 2019 года, временного запрета на проведение проверок субъектов предпринимательства в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 17 декабря 2018 года №586 «О введении временного запрета (моратория) на проведение проверок субъектов предпринимательства», проверки субъектов естественных монополий в отчетном периоде не проводились.

По результатам рассмотрения материалов проверок, проведенных ранее, коллегией Госагентства приняты решения о взыскании в республиканский бюджет дохода, полученного в нарушение требований антимонопольного законодательства на общую сумму 1,4 млн. сом.

 

- Государственных платных услуг

Регулирование платных услуг органов исполнительной власти и их структурных подразделений направлено на недопущение необоснованного повышения тарифов на государственные услуги.

Так, для Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республикипересмотрены и согласованы со снижением тарифы (цены) на услуги по срочному документированию граждан Кыргызской Республики паспортами в форме идентификационной карты - паспорта гражданина Кыргызской Республики образца 2017 года (ID-карта) и общегражданского паспорта гражданина Кыргызской Республики образца 2006 года.

Снижение тарифов от ранее действовавших, в зависимости от степени срочности составило от 0,8% до 30,3% на ID-карту и от 24,5% до 27,5% на общегражданский паспорт.

 Прием документов на срочное оформление паспортов по новым  тарифам начался с 1 марта 2019 года.

 

В  рамках регулирования, согласовано всего 895 цен (тарифов), в том числе 328 цен (тарифов) на платные услуги (работы), оказываемые органами исполнительной власти и их структурными подразделениями.

В рамках регулирования государственных платных услуг принято решений о наложении и взыскании штрафных и экономических санкций, всего на сумму 74,091 млн. сом.

За отчетный период по выявленным нарушениям приняты решения о проведении перерасчетов на сумму 3,653 млн. сом.

 

  • По решениям Правительства Кыргызской Республики

В целях реализации пилотного проекта по предоставлению банкам информации о паспортах граждан посредством электронного сервиса:

Во исполнение распоряжения Правительства Кыргызской Республики от 29 ноября 2017 года №544-р, до 1 декабря 2019 года согласована стоимость услуги по предоставлению информации о действительных и недействительных национальных паспортах граждан Кыргызской Республики посредством электронного сервиса банкам, небанковским финансово-кредитным организациям, нотариальным конторам и частным нотариусам.

 

В целях обеспечения продовольственной безопасности, создания благоприятных условий сельскохозяйственным производителям при проведении сезонных полевых сельскохозяйственных работ в 2019 году:

Во исполнение распоряжения Правительства Кыргызской Республики от 1 февраля 2019 года №10-р, установлены закупочные цены на семена супер-элиты, элиты, первой и второй репродукции яровой пшеницы, ярового ячменя, хлопчатника, люцерны, эспарцета, семенных клубней картофеля, а также гибридов первого поколения кукурузы, отпускаемые на посев семенными хозяйствами в порядке накопления в Республиканском государственном семенном фонде.

 

         В целях поддержки отечественных производителей и рационального использования бюджетных средств, в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 марта 2016 года № 150  “О реализации Закона Кыргызской Республики “О государственных закупках товаров обществ инвалидов Кыргызской Республики”:

         - установлены цены на продукцию, выпускаемую предприятиями Кыргызского общества слепых и глухих (по 75 позициям).

 

Во исполнение Закона «О культуре» согласовано 4 цены (тарифа).

Во исполнение Закона «О питьевой воде» согласовано 20 цен (тарифов).

 

 

Соблюдение требований Закона Кыргызской Республики                                    «О конкуренции»

В течение отчетного периода рассмотрено 14 заявлений (жалоб) от физических и юридических лиц, принято 10 решений по нарушениям антимонопольного законодательства по результатам рассмотрения.

С требованием устранения нарушений антимонопольного законодательства выдано 6 предписаний, из которых исполнены, остальные находятся в процессе исполнения.

 

Рассмотрено обращение ОсОО «Система Квикпэй» на действия ООО «Скай Мобайл», направленные на блокировку возможности приема платежей в его пользу через платежные терминалы ОсОО «Система Квикпэй».

Проведена соответствующая работа в рамках антимонопольного законодательства. ООО «Скай Мобайл» выдано предписание за непредставление информации ООО "Скай Мобайл" (ст.ст. 14, 15 Закона «О конкуренции»).

ООО «Скай Мобайл» подана административная жалоба о признании недействительным предписания Госагентства. В настоящее время административная жалоба рассматривается.

Наряду с этим, начато проведение анализа на предмет определения признаков злоупотреблений субъектом, занимающим доминирующее положение - ООО «Скай Мобайл» при осуществлении взаимодействия с иными платежными системами.

 

За отчетный период рассмотрены и пресечены признаки нарушения статьи 9 Закона «О конкуренции» («Акты и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение либо устранение конкуренции»):

 

- рассмотрена информация относительно утверждения распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 4 марта 2019 года №41-р ликвидационного баланса  ГП «Темир», опубликованная на сайте ИА АКИpress

Согласно пункту 2 данного распоряжения Правительства, Фонду по управлению государственным имуществом при Правительстве Кыргызской Республики (далее – ФУГИ) поручено зарегистрировать в органах юстиции прекращение деятельности ГП «Темир».

Вместе с тем, согласно Правилам по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства Кыргызской Республики в процессе экономической концентрации, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 21 июня 2012 года № 431, в рамках требований статьи 11 («Государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией хозяйствующих субъектов») Закона Кыргызской Республики «О конкуренции» при принятии  решения о слиянии, присоединении и ликвидации государственных и муниципальных предприятий, необходимо проведение экспертизы учредительных и иных документов хозяйствующих субъектов на соответствие требованиям антимонопольного законодательства Кыргызской Республики и получение предварительного согласия антимонопольного органа на вышеуказанные действия.

Исходя из вышеизложенного, в адрес ФУГИ направлено обращение о необходимости соблюдения требований статьи 11 Закона Кыргызской Республики «О конкуренции».

 

За отчетный период рассмотрены и пресечены признаки нарушения статьи 10 Закона «О конкуренции» («Антимонопольные требования к закупкам товаров»):

 

- квалификационные требования  к поставщикам оборудования, запасных частей и механизмов, опубликованные ОАО «Международный аэропорт «Манас» (ОАО «МАМ») на электронном Портале государственных закупок содержали условия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В адрес ОАО «МАМ» направлено предостережение от совершения планируемых действий (бездействий) в связи с тем, что такое поведение может привести к нарушению:

- ст. 10 Закона Кыргызской Республики «О конкуренции»;

- п. 3 Правил закупки субъектами естественных монополий товаров (работ, услуг)», утвержденных постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 апреля 2013 года №175.

Предостережение ОАО «МАМ» принято – объявление отменено.

 

- в ходе изучения конкурсных условий на приобретение услуг по обслуживанию оргтехники, опубликованных Жалал-Абадским областным государственным архивом на Портале, установлен факт ограничения конкуренции, выразившийся в неправильном выборе метода закупок (прямое заключение договора).

Выдано предписание, которое исполнено в установленные сроки.

 

За отчетный период рассмотрены и пресечены следующие признаки нарушения статьи 8 Закона «О конкуренции» («Недобросовестная конкуренция”):

 

ОсОО «ОСМП», использование товарного знака «QIWI» при предоставлении платежных услуг населению, без согласия  правообладателя указанного товарного знака компании QIWI (QIWI plc). 

ОсОО «ОСМП» выдано предписание. Предписание исполнено в установленные сроки.

 

ИП Асанова У.А., реализация косметической продукции под торговой маркой «NATURE REPUBLIC» на территории Кыргызской Республики без согласия  правообладателя указанного товарного знака компании ОсОО «Нейчерал Продактс».

         ИП Асановой А.У. выдано предписание. Предписание исполнено.

 

В отчетном периоде, выявлены и пресечены нарушения статьи 8 Закона «О конкуренции» по 5-ти фактам.

 

Контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией хозяйствующих субъектов в соответствии со статьей 11 Закона «О конкуренции» Государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией хозяйствующих субъектов»):

За отчетный период рассмотрено 7 ходатайств хозяйствующих субъектов о проведении антимонопольной экспертизы процессов экономической концентрации (реорганизация вследствие присоединения). Выданы положительные заключения, так как все процессы связаны с преобразованием в целях сокращения административных затрат.

 

Экономико-статистическое наблюдение за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Кыргызской Республики

 

Проводилась работа по ведению Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Кыргызской Республики.

 По состоянию на 31.03.2018 года общее количество хозяйствующих субъектов, включенных в  Реестр доминантов составляет – 107 единиц, из них:

  • в республиканском реестре – 18 субъектов;
  • в региональных реестрах – 89 субъектов.

За отчетный период, из Реестра исключено 8 субъектов (1 из республиканского, 7 из региональных), и дополнительно включен                  1 субъект.

         Проведены мероприятия по экономико-статистическому наблюдению за деятельностью субъектов доминантов на следующих рынках:

 

Рынок спирта

По итогам анализа рынка производства этилового спирта, из Реестра доминантов исключена Группа лиц в составе ЗАО «Токмок Буллс» и ОсОО «Аю».

Оценка состояния конкурентной среды на рынке показала:

- производители этилового спирта обеспечивают потребность республики собственным производством;

- доминирующее положение на рынке группы лиц - ЗАО «Токмок Буллс» и ОсОО «Аю», не обладает возможностью контролировать соответствующий рынок, а также экономической властью, позволяющей предотвратить эффективную конкуренцию и действовать, не принимая во внимание своих конкурентов, покупателей и продавцов.

- совокупная доля  субъектов имеет плавную тенденцию снижения.

Таким образом, рынок является рынком конкуренции немногих поставщиков, обеспечивающих поставку этилового спирта на внутренний рынок.

 

Рынок услуг автовокзалов и автостанций

 В соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики “О создании ГП “Кыргыз автобекети” при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики” от 18 августа 2017 года №509, в связи с реорганизацией,  в Реестр доминантов дополнительно включено ГП "Кыргыз автобекети" и одновременно исключены 7 предприятий,  предоставляющих услуги автовокзалов и автокасс по республике.

В данном случае  предприятий реорганизованы путем слияния в одно ГП "Кыргыз автобекети" при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики, которое является их правопреемником.

 

Рынок ГСМ

         Рынок является конкурентным, цены на нем формируются по законам рынка, исходя из спроса и предложения. Прямое государственное регулирование цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ) со стороны антимонопольного органа не осуществляется.

Ситуация на рынке отслеживается на постоянной основе путем проведения экспресс-опроса розничных цен во всех регионах республики. По результатам анализа динамики цен даются соответствующие рекомендации крупным нефтетрейдерам по недопущению необоснованного повышения цен.

      В отчетном периоде на площадке Госагентства проведены рабочие совещания с участием представителей крупных нефтетрейдеров Кыргызстана. По результатам совещаний, в связи со снижением оптово-отпускных цен в России, крупным нефтетрейдерам Кыргызстана рекомендовано принять меры по снижению цен на розничном рынке с учетом реализации старых запасов.

Рассмотрено дело о признаках нарушения антимонопольного законодательства Кыргызской Республики со стороны ОсОО «Газпром нефть Азия». По итогам рассмотрения дела, ОсОО «Газпром нефть Азия» выдано предписание об устранении нарушения статьи 6 Закона Кыргызской Республики «О конкуренции» («Злоупотребление доминирующим положением») путем принятия мер по снижению розничных цен на бензин.

         В результате, 11 марта ОсОО «Газпром нефть Азия» представлена информация о снижении цен на бензин марок Аи-92, Аи-95 и Аи-98 на 2,5%. На автозаправочных станциях крупных нефтетрейдеров за последние 3 месяца наблюдается тенденция снижения цен на ГСМ в среднем до 8%. На сегодняшний день в республике проблем с обеспечением потребности в ГСМ нет.  

 

Анализ конкурентной среды на рынках товаров (работ, услуг)

Утвержден План проведения анализов товарных рынков на 2019 год.

За отчетный период проведено 18 анализов и обзоров товарных рынков. Проведены 2 заседания Комиссии по рассмотрению результатов анализов состояния конкуренции на товарных рынках.

По результатам анализов определены наличие и состояние конкуренции на соответствующих товарных рынках и определена необходимость вмешательства антимонопольного органа в процесс формирования конкурентной среды.

         Рынки социально значимых товаров, определенных постановлением Правительства Кыргызской Республики от 22 апреля 2009 года №242 «О государственном регулировании цен на отдельные виды социально значимых товаров», на которые может быть введено временное государственное регулирование цен находятся под постоянным наблюдением Госагентства.

         По фактам необоснованного (спекулятивного) роста цен, в рамках возложенных полномочий принимаются соответствующие меры реагирования.

         В отчетном периоде особое внимание было уделено рынкам муки, минеральных удобрений, ГСМ  и др.

На площадке Госагентства проведен ряд рабочих совещаний с участием представителей Министерства сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации, председателя Комитета мукомолов Союза Предпринимателей Кыргызстана, крупных мукомольных предприятий и хлебопекарен. В процессе обсуждения были определены основные проблемы на рынке муки. Информация с изложением проблемных вопросов и путей их решения направлена в Аппарат Правительства Кыргызской Республики.

На постоянной основе ведется электронная ценовая база рыночных розничных цен на основные продукты питания, уголь, ГСМ и овощи.

Результаты мониторинга розничных цен на социально-значимые товары еженедельно размещаются на официальном сайте Госагентства www.antimonopolia.gov.kg, а также направляются в Аппарат Правительства Кыргызской Республики и Аппарат Президента Кыргызской Республики (всего за отчетный период направлены 12 информационных записок).

Также, проводится разъяснительная работа в СМИ, в частности, даются интервью новостным каналам, интернет-изданиям и т.д.

 

 

Государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей и рекламной деятельности

В целях осуществления контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей за отчетный период рассмотрено 89 обращений, заявлений от потребителей и проведен 31 визуальный осмотр. В ходе рассмотрения обращений, заявлений и визуальных осмотров выявлено 79 нарушений, из них 83 устранены в доброволь

Карта проезда

Контакты

г. Бишкек ул. Б.Баатыра 7Б/1
0(312) 56-33-03
0(312) 56-31-97 | Телефон доверия
priemnaya@antimonopolia.kg
Пон-Пят 09:00 - 18:00