ДЕТАЛИЗИРОВАННЫЙ ПЛАН пошаговых мероприятий по демонтажу системной коррупции в сфере антимонопольного регулирования

ДЕТАЛИЗИРОВАННЫЙ ПЛАН

пошаговых мероприятий по демонтажу системной коррупции в сфере антимонопольного регулирования

Задача

Меры реализации/ действия

Срок реализации

Индикаторы

Ожидаемый результат

 

 

Коррупционное зона№ I:Формирование и ведение Государственных реестров субъектов естественных и разрешенных монополий в КР

 

 

Коррупционный риск: Сговор между ответственными сотрудниками ГААР при ПКР и хозяйствующими субъектами при формировании Государственного реестра субъектов естественных и разрешенных монополий КР

1.

Проанализировать товарный рынок определенного товара, работы, услуги для включения/ исключения из Реестра хозяйствующих субъектов, а также определить методы регулирования их деятельности.

 

1.Составлять планы по проведению анализа товарных рынков на ежегодной основе. Опубликовывать ежегодно планы по проведению анализа товарных рынков на официальном сайте ГААР.

С августа 2016 г. и далее ежегодно

В целях выработки предложений о принятии соответствующих мер по развитию конкуренции по результатам оценки  состояния конкурентной среды приказом Госагентства от 27 декабря 2018 года № 231 утвержден План проведения анализов товарных рынков Госагентства.

За отчетный период проведено 27 анализов и обзоров товарных рынков: реализация этилового спирта, услуг автовокзалов и автостанций, услуги топливо-заправочных комплексов, анализ рынка хлопка, производство плодово-ягодных напитков, минеральных удобрений, такси и др.

Проведено 3 заседания Комиссии по рассмотрению результатов анализов состояния конкуренции на товарных рынках, на которых рассмотрены 20 анализов, из которых одобрены 16. Возвращено на доработку 3 анализа. Краткая информация по результатам анализов, рассмотренных на Комиссиях, размещается на официальном сайте Госагентства.

Минимизация фактов необоснованного включения /исключения в/из план (а) проведения анализа товарного рынка определенного товара, работы, услуги.

Проведение анализа в строгом соответствии с Правилами по анализу и оценке состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ГААР №113 от 5.12.2011г.

Система «Единого окна» в первую очередь направлена на минимизацию контактов между сотрудником, проводящим анализ, и представителями субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность.

 

 

2.Опубликовывать на официальном сайте ГААР результаты проведенных анализов товарных рынков до принятия решения антимонопольным органом.

по завершению анализа

 

3. Опубликовать на официальном сайте ГААР решения принятых по итогам проведенных анализов товарных рынков.

по завершению анализа

За отчетный период, решением Госагентства по результатам анализов из Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Кыргызской Республики (далее - Реестр доминантов) исключены всего 8 субъектов («республиканский» – 1, «региональные реестры» - 7):

  - группа лиц в составе ЗАО «TokmokBulls» и ОсОО «Аю», 

  - ГП «Иссык-Кульское областное предприятие автовокзалов и автокасс»,

- ОсОО “Тарнас-Чолпон-Ата автовокзал”, 

- Нарынское ГП автовокзалов и автостанций,

- ГП “Ошское предприятие автовокзалов и автостанций”,

- ГП “Таласское областное предприятие автовокзалов, автостанций и автокасс”,

- ГП “Бишкекский автовокзал”,

- ГП “Чыгыш автовокзалы”

Одновременно, по результатам анализов в республиканский реестр доминантов включен 1 субъект:

- ГП «Кыргызавтобекети» при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики

Решения Госагентства о внесении изменений и дополнений в  Реестры субъектов монополистов и субъектов доминантов (включение/исключение), принятые по результатам анализов товарных рынков размещаются на официальном сайте Госагентства.

 

4. Внедрить систему приема и выдачи документов по принципу «Единого окна», в целях оптимизации процесса приема документов для анализа и позволяющую проводить процедуры анализа и электронном формате (предоставление необходимых первичных и дополнительных материалов без прямого контакта).

За исключением информации составляющей коммерческую тайну

Декабрь 2016 года

Утверждена Типовая форма запроса информации у хозяйствующих субъектов для проведения анализа товарных рынков (приказ Госагентства № 102 от 14.06.2018 г.).

За отчетный период, в ходе проведения анализов товарных рынков по утвержденной форме направлены запросы о предоставлении информации в адрес 17 хозсубъектов.  Представлены ответы от  7 хозсубъектов (у многих хозяйствующих субъектов отсутствует эл.почта).

 

Коррупционная зона №2 :Осуществление государственного регулирования деятельности субъектов естественных и разрешенных монополий в Кыргызской Республике

 

Коррупционный риск: Сговор между ответственными сотрудниками ГААР при ПКР и хозяйствующими субъектами приопределении методов государственного регулирования естественных и разрешенных монополий

Коррупционный риск: Получение субъектами естественных и разрешенных монополий сверхприбыли за счет включения в себестоимость не подтвержденных расходов и как следствие необоснованное завышение цен на товары и услуги

 

2

Проанализировать

 

представляемые

хозяйствующими

субъектами,

регулируемые

государством

расчетные

материалы при

осуществлении

государственного

регулирования

деятельности

субъектов

естественных и

разрешенных

монополий.

 

5. Разработать, утвердить и внедрить ведомственным нормативным актом типовые стандарты и обязательные формы представления расчетных материалов (уточнение содержания документов, представляемых для рассмотрения).

Ноябрь 2016

Типовые стандарты и обязательные формы представления расчетных материалов утверждены приказом № 188 от 30.11.2016 г.

За отчетный период на рассмотрение материалы не поступали.

 

Минимизация

возможности включения в себестоимость

расходов, не подтвержденных

расшифровками, либо не предусмотренных

Законодательством Кыргызской Республики

при проведении анализа

материалов,

представляемых

хозяйствующими

субъектами,

Регулируемые государством, на соответствие

требованиям Положения

о порядке определения

цен (тарифов) на товары

(работы, услуги)

хозяйствующих

субъектов,

регулируемых

государством, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 18.02.2013 г. №83

 

 

6. Опубликовать на официальном сайте ГААР результаты проведенных анализов материалов, представляемых хозяйствующими субъектами, регулируемых государством, до принятия решения антимонопольным органом (за исключением информации, являющейся коммерческой тайной)

постоянно, по мере поступления материалов

 

 

7. Опубликовывать на официальном сайте ГААР решения принятые  по итогам проведенных анализов материалов, представляемых хозяйствующими субъектами,  регулируемых государством (за исключением информации, являющейся коммерческой тайной).

постоянно, по мере поступления материалов

 

 

Коррупционная зона № 3: Согласование тарифов для государственных и муниципальных органов

 

Коррупционный риск: Получение государственными органами и органами местного самоуправления прибыли за счет необоснованного завышения тарифов (цен) на  оказание государственных и муниципальных услуг (работ)             

 

3

Проанализировать представляемые государственным и муниципальными органами расчетные материалы при согласовании тарифов на оказываемые ими услуги.

8. Разработать, утвердить и внедрить внутриведомственный нормативный акт, определяющий четкий перечень дополнительных документов, необходимых для согласования ( в  соответствии с пунктом 3.1 ППКР №637).

Октябрь 2016 год

Разработан и утвержден приказом ГААР №144 от 13.09.2016 г. Перечень дополнительных документов, необходимых для согласования тарифов в соответствии с пунктом 3.1 Порядка определения размера оплаты за оказание государственных и муниципальных услуг (работы), утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 26 октября 2000 года №637.

Также постановлением Правительства КР от 11 апреля 2018 года № 198 внесены соответствующие поправки в вышеуказанный Порядок.

За отчетный период согласовано следующее:

Приказом Госагентства от 19 марта 2019г. №6 согласованы тарифы  на услуги Республиканской клинической инфекционной больницы на прежнем уровне до 2020 года.

Приказом Госагентства №8 от 8 апреля 2019 ГУ «Унаа» при Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики согласованы тарифы на услуги впервые (18 позиций).

Приказом Госагентства №9 от 14 мая 2019г. впервые согласованы услуги Национального госпиталя по 7 позициям.

                На данный момент на согласование представлены расчетные материалы на платные услуги, оказываемые следующими государственными органами:

  • Республиканский центр СПИД;
  • Государственное учреждение «Клиническая больница Управления делами Президента и Правительства Кыргызской Республики»;
  • Санэпидемстанция;
  • Главное управление государственной специализированной службы охраны МВД КР;
  • Военно-врачебная комиссия МВД КР;
  • Республиканский диагностический центр;
  • Государственное учреждение "Автотранспортное предприятиеУправления делами Президента и Правительства Кыргызской Республики".

Кроме того, в Госагентстве внедрено программное обеспечение согласования тарифов на платные государственные услуги.   

Отмеченное программное обеспечениепредусматривает наличие автоматического расчетастоимости услуг при вводе данных, кроме этого процесс согласования возможен через сеть интернет, что позволяетэффективно использовать временные и человеческиересурсы. ПО имеет надежную защиту данных и ограничение прав пользователей, а также исключается непосредственный человеческий контакт при проведении процедуры согласования.

 

 

Коррупционная зона №4: Проведение проверок на предмет соблюдение антимонопольного законодательства

 

Коррупционный риск: Составление календарного плана проверок хозяйствующих субъектов, государственных и муниципальных органов

 

4

Регламентировать формирование календарного плана проверок субъектов предпринимательства на год, полугодие и квартал

9. Разработать и принять ведомственный нормативный документ, регламентирующий порядок формирования плана проверок субъектов

предпринимательства (с учетом их степени рисков - ППКР от 18.02.2012 г. №108), с учетом субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.

При необходимости утвердить его соответствующим ППКР

в течение года с момента

вступления в силу закона о внесении поправок в Закон КР «О конкуренции».

Проверочные мероприятия в отношении субъектов естественных монополий осуществляются в соответствии с ППКР от 18.02.2012 г. № 108, т.к. они все являются субъектами предпринимательства с высокой степенью риска. В связи с изменением законодательства с 13 февраля 2017 года, в соответствии с которыми понятие «субъекты разрешенных монополий» были исключены и введено понятие субъекты, занимающие доминирующее положение на товарных рынках, в отношении которых проведение проверочных мероприятий невозможно, в силу отсутствия законодательной базы. В настоящее время проводится работа по внесению поправок в Закон КР «О конкуренции» и Закон КР «О естественных монополиях в КР».

Следует отметить, что по настоящее время в Закон «О конкуренции», так и не внесены изменения в части проведения проверочных мероприятий в отношении субъектов-доминантов, соответственно разработка подзаконных и ведомственных документов, до принятия этих поправок, нецелесообразна и не имеет под собой законодательной основы.

В тоже время проводится работа в составе Межведомственной рабочей комиссии при МФ КР для внесения изменений в Закон «О конкуренции» и Закон «О естественных монополиях в Кыргызской Республики» в целях приведения антимонопольного законодательства в соответствие с Кодексом Кыргызской Республики «О неналоговых доходах». Так, МРГ при МЭ КР принят проект о внесении изменений в части понятия «оборотного штраф» в соответствии с нормами антимонопольного и конкурентного законодательства ЕАЭС.

Минимизация фактов необоснованного включения /исключения в/из план (а) проверок субъектов

предпринимательства

 

10. Ежеквартально

опубликовывать на официальном сайте ГААР список субъектов предпринимательства, в которых предполагается проведение проверки.

постоянно

ППКР от 17.12.2018 г. № 586 введен мораторий на проведение проверок субъектов предпринимательства, в связи с чем, отсутствует план проверок указанных субъектов на 2019 год.

 

 

5.

Регламинтировать формирование календарного плана проверок государственных и муниципальных органов на год, полугодие и квартал.

11. Разработать и принять ведомственный нормативный документ, регламентирующий порядок формирования плана проверок государственных и муниципальных субъектов (с учетом их степени рисков — ППКР от 18.02.2012 г. №108).

При необходимости утвердить его соответствующим ППКР.

в течение года с момента

вступления в силу закона о внесении поправок в Закон КР «О конкуренции».

Принят приказ от 15.12.2017 г. № 232 «Об исполнении Детализированного плана пошаговых мероприятий по демонтажу системной коррупции в сфере антимонопольного регулирования при назначении проверок государственных органов, их структурных и территориальных подразделений, государственных и муниципальных учреждений, оказывающих государственные и муниципальные услуги, а также образовательных организаций (учреждений)».

Данным приказом утверждены критерии риска при назначении проверок государственных органов их структурных и территориальных подразделений, государственных и муниципальных учреждений, оказывающих государственные и муниципальные услуги, а также образовательных организаций (учреждений).

 

 

12. Ежеквартально

опубликовывать на официальном сайте ГААР список государственных и муниципальных органов, на которых предполагается проведение проверок.

Ежеквартально

План проверок органов исполнительной власти, их структурных подразделений и учреждений, оказывающих платные услуги Центрального аппарата Государственного агентства антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики на 2 квартал 2019 года размещен на сайте Г осагентства по ссылке http://www.antimonopolia.gov.kg/index.php?act=view_material&id=3151

 

 

Коррупционный риск: Проверка субъектов предпринимательства, государственных и муниципальных органов

 

6.

Ввести автоматизированную систему учета движения материалов проверки.

13. Разработать техническое задание по электронному учету движения материалов проверки для минимизации необоснованных бюрократических процедур и предотвращения умышленного внесения изменений в акты проверок.

февраль 2017г.

Продолжается работа по промышленному использованию программы «Система электронного учета движения материалов проверок».

Введение автоматизированной системы учета движения материалов проверки позволит снизить коррупционные риски, в части возможности необоснованного нарушения сроков проверки, внесения изменений в составляемые акты по итогам проверки, оказание внешнего влияния на результаты проверки.

 

14. Разработать и внедрить автоматизированную систему учета движения материалов проверки, начиная с принятия календарного плана проверок и заканчивая вынесением решения Коллегией ГААР при ПКР (с указанием предмета проверки, выявленных нарушений, принятых мер, итогов воздействия, устранения нарушений,

направление материалов проверки в правоохранительные, судебные и иные органы и т.д.)

Май 2017 г.

 

7.

Минимизировать коррупционные риски при проведении анализа предоставленных в ходе проведения проверки документов, ведение расчетов и составление акта проверки

15. Разработать и утвердить внутриведомственным нормативным актом методическое руководство по проведению проверки и анализу результатов проведенной проверки.

Ноябрь 2016г.

Разработано методическое руководство по проведению проверки и анализу результатов проведенной проверки, утвержденное приказом Госагентства от 29.11.2016 г. № 183. Все сотрудники строго придерживаются данного методического руководства.

Проведение расчетов ненадлежащим образом отражается на заключительной части акта проверки и, в конечном счете, может привести к принятию неправомерного решения со стороны ГААР

Проведение расчетов в установленном порядке позволит качественно готовить акты проверок и принятию обоснованных решений

 

16. Этим же нормативным актом обязать сотрудников ГААР строго придерживаться обозначенного методического руководства.

Ноябрь 2016г.

 

17. Повысить и внедрить квалификационные требования к кандидатам, претендующим на замещение вакантных должностей в соответствующем структурном подразделении. Ввести систему повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов по проверке субъектов предпринимательства и государственных объектов.

Сентябрь 2016 год

В соответствии с Законом Кыргызской Республики "О государственной гражданской службе и муниципальной службе" постановлением Правительства КР от 29 декабря 2016 года № 706 утверждены новые Типовые квалификационные требования к группам административных должностей государственной гражданской службы и муниципальной службы.

Данное постановление вступило в силу 24 января 2017 года.

На основании указанных Типовых требований разработаны квалификационные требования к административным государственным должностям Госагентства, утверждены приказом № 70 от 13.04.2017 г.

При этом, были доработаны и квалификационные требования у государственным административным должностям соответствующего структурного подразделения.

В связи с оптимизацией штатной численности Госагентства, проведенной в соответствии с ППКР от 07.05.2018 г. № 227, новое штатное расписание вступило в силу 18 июня т.г. В этой связи, были доработаны квалификационные требования к кандидатам, претендующим на замещение вакантных должностей в соответствующем структурном подразделении. Требования были в установленном порядке согласованы с ГКС КР и утверждены приказом Госагентства от 26.07.2018 г. № 131.

При собеседовании с кандидатами на вакантные государственные административные должности в соответствии с требованиями законодательства в обязательном порядке ведется видео-, аудиозапись, с которой в последующем участник имеет право ознакомиться.

 

8.

Внедрить систему ответственности и контроля, мониторинга деятельности сотрудников по результатам проведенных проверок.

18. Разработать внутриведомственны й нормативный документ регламентирующий порядок предоставления сотрудниками отчетов по проведенным проверкам, (с введением количественных и качественных показателей).

январь 2017 года

Анализ и отчет по проведенным проверкам за 1 квартал 2019 года предоставлен директору Госагентства.

По результатам проверок за 4 квартал 2018 г., и январь-февраль 2019 года, 18 марта проведено заседание коллегии Госагентства, где рассмотрены результаты и приняты решения по 4 госорганам и учреждениям. По субъектам предпринимательства решения не выносились.

Введение механизма контроля по результатам проведенных проверок и мониторинга деятельности сотрудников, проводящих проверку позволит снизить коррупционные риски, в части возможности необоснованного нарушения сроков проверки, внесения изменений в составляемые акты по итогам проверки, оказание внешнего влияния на результаты проверки.

 

19. На ежеквартальной основе проводить анализ (на основе данных автоматизированной системы учета итогов проверок) с внесением предложений, по оптимизации регламента проведения проверок, на имя руководства Агентства.

Июнь 2017 года

 

20. Опубликовывать на официальном сайте ГА АР результаты проведенных проверок. За исключением информации составляющей коммерческую тайну

постоянно с момента принятия решения

 

21. Опубликовывать на официальном сайте ГААР решения принятых по итогам проведенных проверок. За исключением

информации составляющей коммерческую тайну.

 

постоянно с момента принятия решения

 

Коррупционный риск: Проведение внеплановых проверок

 

9.

Сократить количество внеплановых проверок

22. Внедрить систему проведения камерального анализа (документальная проверка) объектов и субъектов подпадающих под низкий и средний уровень рисков.

Декабрь 2016 года

Приказ № 142 от 13.09.2016г. «О проведении камерального анализа (документальная проверка) объектов и субъектов предпринимательства, попадающих под низкий и средний уровни риска».

В отчетном периоде камеральные проверки не проводились, в связи с отсутствием субъектов, подпадающих под средний и низкий уровень рисков.

 

 

10.

Минимизировать факторы воздействия со стороны руководства ГААР при ПКР на итоги принятого решения сотрудником, проводившим проверку.

23. Внедрить в ГААР при ПКР механизм направления акта проверки (в случае выявления нарушений антимонопольного законодательства) напрямую в секретариат Коллегии ГААР при ПКР для рассмотрения по существу, минуя руководство Агентства.

Август 2016 года

Принят приказ Госагентства № 134 от 30.08.2016 г. «Об исполнении Детализированного плана пошаговых мероприятий по демонтажу системной коррупции в сфере антимонопольного регулирования».

Данным приказом предусматривается, что акты проверок с материалами, по которым выявлены нарушения антимонопольного законодательства, после окончания плановой проверки передаются непосредственно в секретариат Коллегии Госагентства. В свою очередь секретарь Коллегии Госагентства регистрирует в установленный срок акты проверок в журнале регистрации материалов проверок.

За отчетный период проверки субъектов предпринимательства не проводились в связи с мораторием на проведение проверок.

По органам исполнительной власти и образовательным учреждениям за январь-февраль месяцы 2019 г. выдано 15 направлений на проведение плановых проверок, 12 проверок завершены и материалы переданы в секретариат коллегии ГААР, по 3 проверкам срок окончания в июне месяце т.г.

Данный механизм позволит снизить коррупционную составляющую, в виде возможности дачи неправомерных указаний по изменению итогов проведенной проверки со стороны руководства ГААР при ПКР.

А также повысит ответственность сотрудника Г ААР при ПКР проводившего проверку.

 

Коррупционный риск: Заведомо необоснованное решение Коллегии ГААР при ПКР по результатам проверки

Коррупционный риск: Проведение проверок со стороны территориальных подразделений ГААР при ПКР

 

11.

Повысить прозрачность и объективность принятия решений со стороны Коллегии ГААР при ПКР

24. В целях принятия объективных и прозрачных решений пересмотреть состав коллегии с обязательным включением представителей не заинтересованных сторон.

Июль 2016 года

Принято постановление Правительства КР № 248 от 30 мая 2019 «О внесении изменения в постановление Правительства КР «О Государственном агентстве антимонопольного регулирования при Правительстве КР» от 17 мая 2013 года № 271», в соответствии с которым в Госагентсве образуется коллегия их 9 человек, в составе директора (председатель коллегии), статс-секретаря и заместителей директора, входящих по должности, представителей Аппарата Правительства Кыргызской Республики, Министерства экономики Кыргызской Республики и других работников Госагентства. Персональный состав коллегии утверждается Премьер-министром Кыргызской Республики.

Введение в состав коллегии ГААР при ПКР представителей других, не зависимых и не заинтересованных сторон позволит повысить объективность принятия решений.

Исключение практики единоличного

 

  1. По  итогам анализа внести предложение о составе Коллегии ГААР при ПКР  в Аппарат Правительства КР.  ( В случае принятия решения о расширении состава коллегии ГААР при ПКР внести соответствующие изменения и дополнения в Положение о коллегии ГААР при ПКР, в Распоряжение ПКР № 379 от 5 августа 2013 года об утверждении состава коллегии ГААР при ПКР и в ППКР от 17.05.2013г. №271 Положение о ГААР, п. 13 по количеству состава коллегии).

Декабрь 2016 года

 

 

  1. Рассмотреть возможность рассмотрения актов проверок в территориальных подразделениях ГААР с участием представителей правоохранительных органов (по аналогии с Положением о Коллегии). В случае положительного решения внести соответствующие изменения в Положении о территориальных подразделениях ГААР при ПКР.

Декабрь 2016

года

 

Рассмотрения актов проверок начальникам территориальных подразделений

 

Коррупционный риск: Наличие дискреционных полномочий при определении размера штрафа за нарушение антимонопольного законодательства

 

12.

Устранить противоречия в части определения размера штрафов, определенные постановлениями Правительства КР и Кодексом КР об административно й ответственности

27. Внести поправки в пункт 23 Положения о порядке определении цен (тарифов) на товары (работы, услуги) хозяйствующих субъектов, регулируемых государством, утвержденное постановлением Правительства КР от 18.02.2013 № 83;

ноябрь 2016 года

Изменения в постановление Правительства КР «Об утверждении Положения о порядке определении цен (тарифов) на товары (работы, услуги) хозяйствующих субъектов, регулируемых государством» от 18.02.2013г №83 внесены постановлением Правительства КР от 20.01.2017 г. № 36.

 

 

 

 

 

 

Также, внесены поправки в постановление Правительства КР «О внесении изменений в постановление Правительства КР «Об утверждении Порядка определения размера оплаты за оказание государственных и муниципальных услуг (работ)» от 26.10.2000 г. № 637 постановлением Правительства КР от 16.02.2017 г. № 106.

Карта проезда

Контакты

г. Бишкек ул. Б.Баатыра 7Б/1
0(312) 56-31-97
priemnaya@antimonopolia.kg
Пон-Пят 09:00 - 18:00
0(701) 56-33-05
amantur.omyrbekov