Ситуация на рынке молока

Ситуация на рынке молока

Госагентством проведено изучение ситуации на рынке молока по состоянию на май 2020 года.

На сегодняшний день рынок закупки молока в целом по республике за исключением рынков Чуйской и Таласской областей (где присутствуют субъекты-доминанты) является конкурентным. Промышленная переработка молока сосредоточена в основном в Чуйской области.

Решениями Госагентства в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Кыргызской Республики, включены 5 субъектов, осуществляющих закупку молока на территориях Чуйской и Таласской областей:

- ОсОО «Умут и Ко» по Чуйской области – в 2018году;

- ЗАО «Талас Сут», ОАО «Арашан», ЧП «Тууганбаев Б.О.», ОсОО «Эмилия» по Таласской области – в 2019году.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О конкуренции», хозяйствующие субъекты, включенные в указанный Госреестр, находятся в зоне постоянного экономико-статистического наблюдения. Только в случае выявления нарушений норм указанного Закона, к ним могут применяться соответствующие меры ответственности.

Таким образом, прямое государственное регулирование цен на рынке закупки молока со стороны антимонопольного органа не осуществляется.

Закупочные цены предприятий на молоко по республике варьируются от 18,0 сом/л до 21,0 сом/л. На уровень закупочной цены влияет качество и жирность сдаваемого молока.

Необходимо отметить, что понижение закупочных цен на молоко весной носит традиционный характер. Производство молока всегда носило сезонный характер.Весной-летом производится больше молока(в том числе, за счет появления зеленых кормов), зимой меньше, при этом потребление наоборот, зимой больше, а летом меньше. Поэтому закупочная цена на сырое молоко всегда весной-летом падает, осенью-зимой повышается.

Однако, вопрос снижения закупочных цен на молоко поднимается производителями молока весной-летом ежегодно.

Так в процессе изучения ситуации на рынкеГосагентством выявлено, что в настоящее время основными проблемами на рынке закупки молока являются:

- мелкотоварное производство и отсутствие организованных каналов сбыта сырого молока, в связи с чем, наличие цепочки посредников;

- недостаточное количество качественного молока-сырья;

- отсутствие ответственности производителей за качество поставляемого молока;

По сведениям перерабатывающих предприятий, базисная жирность молока должна составлять минимум 3,4%. Однако нередко некоторые недобросовестные фермеры и посредники, зачастую сдают некачественное молоко, снимают сливки, тем самым, снижая жирность, разбавляют водой для увеличения объема сдаваемого сырого молока. В зависимости от жирности, уровень закупочных цен может быть снижен. За снижение жирности на каждые 0,5%, закупочная цена снижается молокоперерабатывающими предприятиями на 0,50 сом/л.

- отсутствие прямых контрактов с переработчиками молока, на рынке закупки присутствуют посредники, работающие по патентам. Маржа посредников составляет от 2 до 3 сом за один литр молока. На деятельность посредников молокоперерабатывающие предприятия влияния не имеют. Для организации закупки непосредственно самими молочными комбинатами, необходимо приобретение молоковозов, что является нерентабельным для заводов.

Т.е. населению необходимо кооперироваться, чтобы осуществлять деятельность в форме юридического лица, и получить возможность заключать с заводами договоры напрямую, исключив тем самым цепочку посредников. Кроме того, подобная кооперация позволила бы повысить закупочную цену, а также развивать производство, в том числе кластерное (производство мяса, колбас и др. мясопродуктов, а также кормов).

В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О местном самоуправлении», вопросы местного значения, в том числе, и вопрос закупки молока, относятся к компетенции органов местной власти.

Исходя из вышеизложенного, Госагентством направлены рекомендации органам местной власти о необходимости принятия соответствующих мер, в частности:

- проработать вопрос создания фермерских хозяйств (возможно, с привлечением донорских средств) посредством объединения разрозненного мелкотоварного производства. Данная мера позволит увеличить производство молока в организованных хозяйствах, повысить его качество и безопасность. При этом, перерабатывающие предприятия будут заключать договоры уже с юридическими лицами напрямую, и будут нести ответственность за поставки: количество и качество сырья;

- рассмотреть вопрос прямых поставок сырого молока на молокоперерабатывающие предприятия.

Также Министерству сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации рекомендовано:

- разработать Программу развития молочной отрасли.

При этом, со стороны антимонопольного органа работа в данном направлении будет продолжена, данный рынок находится под постоянным наблюдением ведомства.

 

 

Карта проезда

Контакты

г. Бишкек ул. Б.Баатыра 7Б/1
0(312) 56-33-03
0(312) 56-31-97 | Телефон доверия
priemnaya@antimonopolia.kg
Пон-Пят 09:00 - 18:00