Отчет об итогах деятельности Госагентства за 9 месяцев 2020 года

                                                                                                                            

Отчет об итогах деятельности Госагентства

за 9 месяцев 2020 года

В отчетном периоде работа проводилась в рамках законодательства Кыргызской Республики и ЕАЭС, решений Президента Кыргызской Республики, Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Правительства Кыргызской Республики, Плана работы Госагентства на 2020 год, Плана мероприятий по реализации Стратегической программы развития антимонопольного регулирования на 2020 год.

 

Участие в реализации национальных/общегосударственных программ

Во исполнение Плана мероприятий по выступлению Президента Кыргызской Республики на форуме «Чистая вода для регионов» от 23 мая 2019 года проводилась работа по снятию замечаний и предложений министерств и ведомств, а также проработка предложений экспертов Всемирного банка по разработанным проектам:

- Концепции тарифной политики на услуги системы централизованного водопользования и водоотведения до 2026 года.

- Положения о порядке определения тарифа за оказание услуг централизованного питьевого водоснабжения и водоотведения (проект направлен в Аппарат Правительства Кыргызской Республики).

 

В рамках  реализации «Дорожной карты» по реализации Концепции цифровой трансформации "Цифровой Кыргызстан 2019-2023», с 1  июля 2020 года введена в эксплуатацию  промышленная версия Автоматизированной информационной системы Госагентства.

Подписаны 8 Соглашений о межведомственном информационном обмене в системе межведомственного электронного взаимодействия «Тундук» с государственными органами.

В настоящее время, осуществляется обмен информацией через СМЭВ «Тундук» с 4-мя госорганами. Продолжается работа по отработке связей с 3-мя государственными органами.

 

Совершенствование законодательной базы

            Для приведения нормативной правовой базы в сфере конкурентной (антимонопольной) политики в соответствие с законодательством КР и нормативной базой ЕАЭС совместно с Министерством экономики, проводилась работа по продвижению ранее разработанных проектов нормативных правовых актов.

            C целью предупреждения нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов исполнительной власти, проведена экспертиза 151-го проекта нормативных правовых актов, представленных государственными органами, из них по 99-ти даны замечания и предложения.

 

Государственное регулирование

- Субъектов естественных монополий

По состоянию на 30.09.2020 года общее количество хозяйствующих субъектов составляет – 77 единиц, из них:

  • в республиканском реестре – 6 субъектов;
  • в региональных – 71 субъект

За отчетный период, в Госреестр монополий изменения и дополнения не вносились.

В рамках государственного регулирования субъектов естественных монополий:

- рассмотрено 10 расчетных материалов;

- установлено 27 цен и тарифа на товары и услуги субъектов естественных монополий.

- согласована 1 форма контракта на поставку товаров (услуг) и правил предоставления услуг.

С введением с 1 января 2019 года, временного запрета (моратория) на проведение проверок субъектов предпринимательства, проверки субъектов естественных монополий не проводились.

По результатам ранее проведенных проверок, приняты решения о взыскании в республиканский бюджет дохода, полученного в нарушение норм антимонопольного законодательства на общую сумму 6,419 млн. сом.

ОАО «Кыргызтелеком». Согласована форма Договора на предоставление услуг местной телефонной связи

ОАО «Республиканское производственное объединение радиорелейных магистралей телевидения и радиовещания». Установлены тарифы на услуги радиовещания.

 

- Государственных платных услуг

В целях недопущения необоснованного повышения тарифов на государственные услуги, согласовано всего 2744 цен (тарифов), в том числе 760 цен (тарифов) на платные услуги (работы), оказываемые органами исполнительной власти и их структурными подразделениями.

За нарушение правильности формирования и применения цен (тарифов) на услуги (работы) принято решений о наложении и взыскании штрафных и экономических санкций, всего на сумму – 178, 3 млн.сом.

Приняты решения о проведении перерасчетов с потребителями на сумму 3,348 млн.сом.

Для Государственной регистрационной службы согласованы с понижением тарифы (цены) на услуги по срочному документированию граждан паспортами в форме идентификационной карты - паспорта гражданина КР образца 2017 года (ID-карта) и общегражданского паспорта гражданина образца 2006 года (ОГП), по степени срочности - 3 рабочих часа, а также торжественной регистрации заключения брака в г.Ош.

Снижение тарифов от ранее действовавших составило:

- на ID-карту 283 сом (с 935 до 652 сом), или на 30,3%,

- на ОГП - 679 сом (с 2427 до 1748 сом), или на 27,9%,

- на регистрацию брака - 807 сом (с 1664 до 807 сом), или  на 51,5%.

Стоимость услуг по срочному документированию граждан паспортами по степени срочности: 8, 4 и 2 дня сохранена на действующем уровне.

Новые тарифы вступили в силу, с 16 апреля  2020 года.

 

- По решениям Правительства Кыргызской Республики:

В целях недопущения необоснованного повышения на уголь в отопительный период 2020/2021 года:

  • установлены цены на уголь 20-ти угледобывающим компаниям по республике, осуществляющим поставку угля на предприятия топливно-энергетического комплекса;
  • определены цены на автоперевозку угля по маршрутам: разрез "Кара-Кече" - железнодорожная станция Балыкчы и город Таш-Кумыр - ТЭЦ города Бишкек;
  • для ОАО «Кыргызнефтегаз» установлена цена на топочный мазут для поставки на ТЭЦ города Ош, теплоснабжающим филиалам государственного предприятия «Кыргызтеплоэнерго» и войсковым частям Государственной пограничной службы.

В целях создания благоприятных условий для проведения сезонных полевых сельскохозяйственных работ в 2020 году:

  • установлены закупочные цены на семена яровой пшеницы, ярового ячменя, хлопчатника, люцерны, эспарцета, картофеля, а также кукурузы, отпускаемые на посев семенными хозяйствами в порядке накопления в Республиканском государственном семенном фонде.
  • установлены закупочные цены на семена суперэлиты, элиты, первой и второй репродукции, озимой пшеницы и озимого ячменя;
  • установлена закупочная цена на зерно продовольственной пшеницы, закупаемое Фондом государственных материальных резервов при Правительстве Кыргызской Республики.

В целях обеспечения функционирования системы маркировки и прослеживаемости маркированных товаров в Кыргызской Республике:

- согласована стоимость поставки идентификации, а также услуг по выдаче и генерации 1 кода маркировки, оказываемых ЗАО «Альфа Телеком».

В целях обеспечения полноты уплаты косвенных налогов:

- установлены минимальные уровни контрольных цен по 35-ти позициям товаров, из них по 3-м позициям МУКЦ пересмотрен в сторону снижения (масло сливочное, сахар и мука пшеничная из пшеницы мягкой и спельты).

В целях поддержки отечественных производителей и рационального использования бюджетных средств:

- установлены цены на продукцию, выпускаемую предприятиями Кыргызского общества слепых и глухих (1096 позиций).

Во исполнение Закона «О питьевой воде» согласовано 17 цен (тарифов).

 

Соблюдение требований Закона Кыргызской Республики «О конкуренции»

По признакам нарушений Закона «О конкуренции» в течение отчетного периода:

- рассмотрено 41 заявление (жалоба) от физических и юридических лиц;

- принято 14 решений по нарушениям антимонопольного законодательства по результатам рассмотрения заявлений (жалоб) и проверок;

- выдано 9 предписаний с требованием устранения нарушений, из которых 7 исполнены, остальные в процессе исполнения.

Наибольший удельный вес (83%) составили нарушения статьи 8 Закона  «О конкуренции»  «Недобросовестная конкуренция».

В рамках рассмотрения обращения Министерства юстиции Кыргызской Республики и Общественного объединения “Общество против коррупции”, взимание Адвокатурой Кыргызской Республики вступительного взноса в размере 20 тыс.сом с лиц, получивших лицензию и решивших вступить в члены Адвокатуры признано барьером для входа на рынок адвокатской деятельности.

 Госагентством выдано предписание об отмене вступительного взноса. Решение Госагентства было обжаловано Адвокатурой в судебном порядке.

Судебными органами всех инстанций (Межрайонный суд г. Бишкек,  Бишкекский городской суд, Верховный суд) решение Госагентства об отмене вступительного взноса признано законным и оставлено в силе.

Рассмотрены заявления ОЮЛ «Ассоциации развития агропромышленного комплекса», ОсОО «Аталык Групп» и ОсОО «Пивной Дом» на действия ОсОО Торговый дом «Народный», выразившиеся  в повышении размера ретро бонуса, а также стоимости маркетинговых услуг по продвижению товаров.

По итогам рабочей встречи с участием сторон, спорные вопросы разрешены, размер ретро-бонуса сохранен на прежнем уровне, невыгодные условия исключены.                                  

В рамках контроля за соблюдения норм Закона Кыргызской Республики «О конкуренции»:

- рассмотрены и пресечены 25 фактов нарушения статьи 8 Закона «О конкуренции» («Недобросовестная конкуренция”).

- рассмотрены и пресечены 5 фактов нарушения статьи 10 Закона «О конкуренции» («Антимонопольные требования к закупкам товаров»).

За отчетный период рассмотрено 11 ходатайств хозяйствующих субъектов о проведении антимонопольной экспертизы процессов экономической концентрации в соответствии со статьей 11 Законом «О конкуренции». По итогам экспертизы, 3 ходатайства отклонены, по 8-ми выданы положительные заключения.

 

Экономико-статистическое наблюдение

за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Кыргызской Республики

По состоянию на 30.09.2020 года общее количество хозяйствующих субъектов, включенных в Государственный реестр субъектов, занимающих доминирующее положение составляет – 114 единиц, из них:

  • в республиканском реестре – 19 субъектов;
  • в региональных реестрах 95 субъекта.

За отчетный период в Реестр доминантов по итогам анализа дополнительно включен 1 хозсубъект: ЗАО Кредитное бюро «Ишеним», по услуге - формирование и ведение кредитных историй.

Проводилась работа по экономико-статистическому наблюдению за деятельностью субъектов доминантов на товарных рынках. Особое внимание было уделено субъектам рынка ГСМ, угля, осветительных электроламп, закупки молока, сотовой связи.

  

Анализ конкурентной среды на товарных рынках товаров (работ, услуг)

Утвержден План проведения анализов товарных рынков на 2020 год.

Проведено 46 анализов и обзоров товарных рынков.

            Рынки социально значимых товаров.

В марте текущего года, в целях сдерживания цен  в условиях пандемии Covid-19, постановлением Правительства Кыргызской Республики от 13 марта 2020 года №155 «О введении государственного регулирования цен на отдельные виды социально значимых товаров» сроком  на 90 календарных дней было введено государственное регулирование цен на социально значимые продовольственные товары (СЗТ) по 11 позициям: мука, хлеб формовой, сахар-песок, макаронные изделия, масло растительное, молоко пастеризованное, масло сливочное, яйцо куриное, мясо, рис и картофель.

В период государственного регулирования цен, проделана следующая работа:

  • территориальными подразделениями Госагентства установлены максимальные/предельные уровни цен на все вышеуказанные СЗП. Информация об уровнях установленных цен на СЗТ в оперативном порядке размещалась на официальном сайте  www. antimonopolia.gov.kg.
  • в целях недопущения спекулятивного роста цен проводился ежедневный экспресс-опрос цен на СЗТ в разрезе областей республики. Результаты экспресс-опроса цен и аналитическая записка о ценовой ситуации ежедневно направлялись в Аппарат Президента Кыргызской Республики, Аппарат Правительства Кыргызской Республики, Государственный комитет национальной безопасности, Государственную службу по борьбе с экономическими преступлениями, Национальный статистический комитет, Министерство экономики, Министерство сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации.
  • территориальными подразделениями Госагентства совместно с соответствующими государственными органами, Полномочными представительствами в областях проводилась разъяснительная работа среди субъектов предпринимательства и населения о недопустимости создания искусственного роста цен.

- совместно с Финансовой полицией проводились контрольные мероприятия на предмет недопущения/пресечения завышения цен, установленных Госагентством. В результате было выявлено 422 нарушения по завышению цен, выдано 360 предписаний, переданы в ГСБЭП – 32 материала, наложено 30 штрафов. По итогам контрольных мероприятий на субъекты торговой деятельности были наложены административные штрафы на общую сумму – 287,0 тыс.сом.

- проводилась широкомасштабная разъяснительная работа в СМИ, работали “горячие линии” по вопросам государственного регулирования цен на СЗП (местный телефонный номер, мобильный номер и номера Whats App).

Срок государственного регулирования цен истек 13 июня текущего года.

Все требования постановления Правительства Кыргызской Республики от 13 марта 2020 года № 155 «О введении временного государственного регулирования цен на отдельные виды социально значимых товаров», со стороны Госагентства были исполнены в полном объеме.

Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 3 апреля 2020 года №193 Перечень социально значимых товаров расширен с 14-ти до 25-ти позиций.

В настоящее время проводится еженедельный экспресс-опрос  розничных цен по расширенному Перечню. Информация по результатам экспресс-опроса, еженедельно направляется в Аппарат Правительства, в Аппарат Президента, в Минэкономики, Минсельхоз и другие заинтересованные органы.

Результаты экспресс-опроса цен размещаются на официальном сайте Госагентства www.antimonopolia.gov.kg, территориальными подразделениями на местах среди предпринимателей/производителей/продавцов проводится разъяснительная работа о недопустимости необоснованного повышения цен.

В отчетном периоде, особое внимание было уделено рынкам муки, мяса, закупки молока, ГСМ и угля. По фактам необоснованного (спекулятивного) роста цен, в рамках возложенных полномочий принимаются соответствующие меры реагирования.

Так, в связи с резким скачком цен на мясо,  информация с изложением проблемных вопросов на рынке мяса направлена в Минэкономики и Минсельхоз для принятия   необходимых мер в рамках законодательства.

В настоящее осуществляется ежедневный мониторинг цен на мясо и уголь. Информация ежедневно направляется в Аппарат Президента КР.

 

Государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей и рекламной деятельности

В целях осуществления контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, рассмотрено 187 обращений/заявлений потребителей, проведено 253 визуальных осмотра, выявлено 357 нарушений, из них 235 устранены в добровольном порядке, возбуждено производство по 122 нарушениям. Выдано 284 предписаний, из которых исполнены 281, остальные в процессе исполнения. Вынесено 14 постановлений о наложении штрафов.

За отчетный период, по итогам рассмотрения заявлений, потребителям возвращено всего   184,8 тыс.сом.

В рамках реализации Указа Президента Кыргызской Республики “Об объявлении 2020 года  “Годом развития регионов, цифровизации страны и поддержки детей» и  Всемирного дня защиты прав потребителей, с 15 февраля по 15 марта 2020 года проведен месячник под девизом: “Потребитель, знай свои права!”

В условиях пандемии Covid – 19, основная работа была сосредоточена на рассмотрении заявлений по фактам необоснованного завышения цен на социально значимые продукты питания.

По итогам мониторингов, в соответствии со статьей 218 Кодекса Кыргызской Республики «О нарушениях» за необоснованное завышение были наложены административные штрафы на общую сумму – 287,0 тыс.сом, из них центральным аппаратом Госагентства – 108,0 тыс.сом.

В целях недопущения нарушений Закона Кыргызской Республики «О рекламе», по инициативе антимонопольного органа проведено 82 мониторинга, рассмотрено 22 обращения/заявления. Выявлено 147 нарушений, из них 50 устранены в процессе рассмотрения, возбуждено производство по 64 нарушениям. Выдано 94 предписания, из которых исполнены – 88, в процессе исполнения - 6. Вынесено  4 постановления о наложении штрафов, на сумму  - 84,5 тыс.сом., штрафы уплачены.

 

Работа в рамках Евразийской экономической комиссии

В рамках взаимодействия с Евразийской Экономической комиссией (ЕЭК) принято участие в 48-ми совещаниях (видеоконференциях). Рассмотрены материалы по 20-ти заседаниям Коллегии ЕЭК, по 8-ми заседаниям Совета Евразийской экономической комиссии, по 3-м заседаниям Евразийского межправительственного совета.

В рамках указанных заседаний рассмотрены и подготовлены заключения по 101 проектам/вопросам.

В рамках ЕЭК работа проводилась по следующим направлениям:

- осуществление контроля за соблюдением общих правил конкуренции, установленных Договором о ЕАЭС. На рассмотрении находится 17 заявлений ЕЭК по вопросу нарушения общих правил конкуренции установленных Договором о ЕАЭС.

- в рамках Консультативного комитета по естественным монополиям.

- в рамках Консультативного комитета ЕЭК по функционированию внутренних рынков.

 

Международное сотрудничество

Госагентство активно сотрудничало с зарубежными конкурентными ведомствами и международными организациями, принято участие:

  •  в 51-м заседании Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП) и 37- м очередном заседании Штаба по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства государств-участников СНГ (в режиме видеоконференции, 3-4 июня 2020 года);
  •  в  Совместном заседании Консультативного совета по защите прав потребителей государств – участников СНГ и заседание Консультативного комитета по вопросам защиты прав потребителей государств – членов ЕАЭС (в режиме видеоконференции, 18 июня 2020 года);
  •  в Первом потребительском форуме стран Европы и Азии при организации Федерации обществ защиты прав потребителей Узбекистана совместно с Международной конфедерацией обществ потребителей, Общенациональным движением "Юксалиш"             ( Республика Узбекистан, 15 по 18 января 2020 г.).

            В рамках Меморандума о взаимодействии, принято участие в семинаре “Отдельные факты нарушения антимонопольного законодательства”, организованном Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (1-6 марта 2020 года).

 

Мероприятия по адвокатированию конкуренции и обеспечению прозрачности деятельности

В целях обеспечения открытости работы и адвокатирования конкуренции, на официальном сайте www.antimonopolia.gov.kg опубликовано 257 материалов, на других информационных ресурсах – 23 материала.

Руководством и сотрудниками Госагентства на радио и телеканалах дано 260 комментариев (интервью).

Осуществлен личный прием 175-ти граждан.

Функционируют «Общественная приемная» и «Телефон доверия». Количество обращений по телефону доверия составило 420.

На официальном сайте функционирует «Электронное обращение», размещен Опросник для посетителей сайта.

Рассмотрено 14 электронных обращений, поступившие через Портал электронных обращений граждан в государственные органы Kattar.kg.

Проведено 97 семинаров, тренингов, круглых столов, конференций и других мероприятий. Все проводимые мероприятия проводятся при участии СМИ.

На портале proverka.kg размещены Планы проверок субъектов предпринимательства и органов исполнительной власти и их подведомственных учреждений, оказывающих платные услуги, а также информация о результатах проверок за 2 квартал 2020 года.

 

Кадровая политика и исполнительская дисциплина

Проведен 1 конкурс на замещение вакантной государственной административной должности. По результатам конкурса принят один сотрудник.

Проведена годовая оценка деятельности госслужащих Госагентства.

Проведена оценка деятельности структурных подразделений Госагентства за  1 - полугодие 2020 года.

Утвержден План повышения квалификации сотрудников на 2020 год.

Утвержден План ротации государственных гражданских служащих Госагентства на 2020 год.

Ведется работа по секретному делопроизводству.

В Госагентстве функционирует автоматизированная система контроля исполнения документов – АСКИД и Система электронного  документооборота (СЭД).

За  9 месяцев 2020 года в центральный аппарат Госагентства поступило всего 2530 писем/документов, подготовлено и направлено 2365 писем/документов.

 

                Заключение

За 9 месяцев 2020 года, за нарушение антимонопольного законодательства принято решений о наложении штрафных и экономических санкций всего на сумму 185,2 млн.сом.

Всего за 9 месяцев 2020 года поступило в государственный бюджет 136,6 млн.сом (73,8% от суммы наложенных штрафных и экономических санкций).

 

           

 

 

Карта проезда

Контакты

г. Бишкек ул. Б.Баатыра 7Б/1
0(312) 56-33-03
0(312) 56-31-97 | Телефон доверия
priemnaya@antimonopolia.kg
Пон-Пят 09:00 - 18:00