Информация относительно ситуации на рынке горюче-смазочных материалов (ГСМ) в Кыргызской Республике
В настоящее время цены на ГСМ формируются на основе рыночного механизма (рынок является конкурентным) и законодательством не предусмотрено прямое государственное регулирование цен на ГСМ со стороны антимонопольного органа за исключением повышения цен на 20 и более процентов в течение месяца, так как в соответствии с Порядком государственного регулирования цен на социально значимые товары, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 22 апреля 2009 года №242, бензин марки Аи-80 и Аи-92, дизельное топливо включены в Перечень социально значимых товаров.
В рамках своих полномочий, антимонопольный орган осуществляет опрос цен на ГСМ, сжиженный газ, проводит анализ ситуации на рынке.
Динамика стоимости ГСМ на автозаправочных станциях крупных нефтетрейдеров в январе-ноябре 2020 года показывает тенденцию снижения розничных цен на ГСМ в среднем на 7,0 сомов за 1 литр или 16,5%, что было связано со снижением оптово-отпускных цен российских НПЗ.
При этом с декабря 2020 года по февраль 2021 года наблюдается изменение розничных цен на бензин и дизельное топливо в сторону повышения до 15% и до 10% соответственно.
В Кыргызскую Республику осуществляются поставки с российских НПЗ (Омский НПЗ, Орский НПЗ, Ангарский НПЗ, Башнефть НПЗ).
В течении января-февраля 2021 года отпускные цены российских НПЗ выросли по бензину на 100-140 $ США за тонну (или на 7,0-10,0 сом/л) и по дизельному топливу на 40-60 $ США за тонну (или на 3,2-4,8 сом/л).
Рост отпускных цен на российских НПЗ обусловлен следующими факторами:
- В связи с повышением оптово-отпускных цен российских заводов;
- Снижение объемов производства российских НПЗ в 2020 году в связи с эпидемиологической ситуацией в мире и сокращения маржинальности до уровня 2011 года;
- Рост спроса на нефтепродукты в Российской Федерации перед началом весенне-полевых работ;
- Повышение акцизов в Российской Федерации на бензины, дизельное топливо, моторные масла и средние дистилляты на уровень инфляции.
Так, в соответствии с принятыми поправками в Налоговый Кодекс Российской Федерации от 2018 года, с начала 2021 года повышаются акцизы на бензины, дизельное топливо, моторные масла и средние дистилляты на уровень инфляции, т.е. ставки акцизов на бензины, дизтопливо, моторные масла и средние дистилляты повысят на 4% по сравнению с предыдущим годом.
Ставка акциза на бензин класса 5 в 2021 году выросли до 13 262 рублей за тонну с 12 752 рублей за тонну в 2020 году, на дизтопливо - до 9 188 рублей за тонну (с 8 835 рублей за тонну).
Годовая потребность Кыргызской Республики в нефтепродуктах около 1,2 млн.тонн, из них до 20% обеспечивалась за счет местных нефтеперерабатывающих заводов, остальные объемы импортируется из России. Однако в 2020 году местные заводы практически не работали.
Необходимо отметить, что при потребности республики в ГСМ около 1,2 млн. тн, собственные производственные мощности двух отечественных нефтеперерабатывающих заводов Токмокский НПЗ (400 тыс. тн сырой нефти в год) и «Джунда» (800 тыс. тн/год) могло бы обеспечить потребность республики в ГСМ.
Таким образом, Кыргызстан импортозависимая страна и цены в основном зависит от внешних факторов.
Средние сравнительные цены на ГСМ в государствах-членах ЕАЭС по состоянию на 1 марта т.г., сом/л (по курсу НБКР на 1 марта 2021 года)
Наименование ГСМ |
Кыргызстан |
Казахстан |
Россия |
Белоруссия |
Армения |
Аи-92 |
40,9 |
31,5 |
50,5 |
56,7 |
61,5 |
Аи-95 |
42,9 |
36,6 |
55,7 |
59,9 |
63,8 |
Дт |
39,9 |
37,6 |
55,3 |
59,9 |
59,8 |
Как видно из таблицы, по низким ценам на бензин и ДТ Кыргызстан занимает 2 место из государств-членов ЕАЭС. Разница в ценах в разных странах зависит от налогов, пошлин и предоставленных субсидий со стороны государства. В результате, цены на ГСМ разные.
По низким ценам на бензин Кыргызстан по данным интернет сайта http://ru.globalpetrolprices.com/ по состоянию на 22 февраля 2021 года стоит на 13 месте, а на ДТ на 15 месте из 165 стран мира, хотя Кыргызская Республика, не является нефтяной страной, но цены у нас идут следом за странами являющиеся производителями и экспортерами нефти и нефтепродуктов.
Контрольные мероприятия | |
---|---|
Планы проверок | |
Предписания | |
Предостережения | |
Решение по итогам рассмотрения дел | |
Решения по результатам проверок |