Информация относительно ситуации на рынке горюче-смазочных материалов (ГСМ) в Кыргызской Республике

В настоящее время цены на ГСМ формируются на основе рыночного механизма (рынок является конкурентным) и законодательством не предусмотрено прямое государственное регулирование цен на ГСМ со стороны антимонопольного органа за исключением повышения цен на 20 и более процентов в течение месяца, так как в соответствии с Порядком государственного регулирования цен на социально значимые товары, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 22 апреля 2009 года №242, бензин марки Аи-80 и Аи-92, дизельное топливо включены в Перечень социально значимых товаров.

В рамках своих полномочий, антимонопольный орган осуществляет опрос цен на ГСМ, сжиженный газ, проводит анализ ситуации на рынке.

Динамика стоимости ГСМ на автозаправочных станциях крупных нефтетрейдеров в январе-ноябре 2020 года показывает тенденцию снижения розничных цен на ГСМ в среднем на 7,0 сомов за 1 литр или 16,5%, что было связано со снижением оптово-отпускных цен российских НПЗ.

При этом с декабря 2020 года по февраль 2021 года наблюдается изменение розничных цен на бензин и дизельное топливо в сторону повышения до 15% и до 10% соответственно.

В Кыргызскую Республику осуществляются поставки с российских НПЗ (Омский НПЗ, Орский НПЗ, Ангарский НПЗ, Башнефть НПЗ).

В течении января-февраля 2021 года отпускные цены российских НПЗ выросли по бензину на 100-140 $ США за тонну (или на 7,0-10,0 сом/л) и по дизельному топливу на 40-60 $ США за тонну (или на 3,2-4,8 сом/л).

Рост отпускных цен на российских НПЗ обусловлен следующими факторами:

- В связи с повышением оптово-отпускных цен российских заводов;

- Снижение объемов производства российских НПЗ в 2020 году в связи с эпидемиологической ситуацией в мире и сокращения маржинальности до уровня 2011 года;

- Рост спроса на нефтепродукты в Российской Федерации перед началом весенне-полевых работ;

- Повышение акцизов в Российской Федерации на бензины, дизельное топливо, моторные масла и средние дистилляты на уровень инфляции.

Так, в соответствии с принятыми поправками в Налоговый Кодекс Российской Федерации от 2018 года, с начала 2021 года повышаются акцизы на бензины, дизельное топливо, моторные масла и средние дистилляты на уровень инфляции, т.е. ставки акцизов на бензины, дизтопливо, моторные масла и средние дистилляты повысят на 4% по сравнению с предыдущим годом.

Ставка акциза на бензин класса 5 в 2021 году выросли до 13 262 рублей за тонну с 12 752 рублей за тонну в 2020 году, на дизтопливо - до 9 188 рублей за тонну (с 8 835 рублей за тонну).

Годовая потребность Кыргызской Республики в нефтепродуктах около 1,2 млн.тонн, из них до 20% обеспечивалась за счет местных нефтеперерабатывающих заводов, остальные объемы импортируется из России. Однако в 2020 году местные заводы практически не работали.

Необходимо отметить, что при потребности республики в ГСМ около 1,2 млн. тн, собственные производственные мощности двух отечественных нефтеперерабатывающих заводов Токмокский НПЗ (400 тыс. тн сырой нефти в год) и «Джунда» (800 тыс. тн/год) могло бы обеспечить потребность республики в ГСМ.

Таким образом, Кыргызстан импортозависимая страна и цены в основном зависит от внешних факторов.

 

Средние сравнительные цены на ГСМ в государствах-членах ЕАЭС по состоянию на 1 марта т.г., сом/л (по курсу НБКР на 1 марта 2021 года)

Наименование ГСМ

Кыргызстан

Казахстан

Россия

Белоруссия

Армения

Аи-92

40,9

31,5

50,5

56,7

61,5

Аи-95

42,9

36,6

55,7

59,9

63,8

Дт

39,9

37,6

55,3

59,9

59,8

 

Как видно из таблицы, по низким ценам на бензин и ДТ Кыргызстан занимает 2 место из государств-членов ЕАЭС. Разница в ценах в разных странах зависит от налогов, пошлин и предоставленных субсидий со стороны государства. В результате, цены на ГСМ разные.

По низким ценам на бензин Кыргызстан по данным интернет сайта http://ru.globalpetrolprices.com/ по состоянию на 22 февраля 2021 года стоит на 13 месте, а на ДТ на 15 месте из 165 стран мира, хотя Кыргызская Республика, не является нефтяной страной, но цены у нас идут следом за странами являющиеся производителями и экспортерами нефти и нефтепродуктов.

 

  
Деятельность
Годовой отчёт о состоянии конкуренции на товарных рынках
Ценовая информация
Временное государственное регулирование цен на социально значимые товары
Аналитические материалы
Стратегические документы
Метрологический надзор
Государственные закупки
Финансово-хозяйственная деятельность
Международное сотрудничество
Взаимодействие с ЕЭК
Проведение мониторинга и выездных мероприятий
Контрольные мероприятия
Планы проверок
Предписания
Предостережения
Решение по итогам рассмотрения дел
Решения по результатам проверок
Электронные обращения
Опросник для посетителей сайта
Электронное согласование прейскуранта цен
Публичная инициатива по обеспечению равных условий конкуренции на рынках медицинской техники и изделий медицинского назначения государств-членов Евразийского экономического союза

Карта проезда

Контакты

г. Бишкек ул. Б.Баатыра 7Б/1
0(312) 56-33-03
0(312) 56-31-97 | Телефон доверия
priemnaya@antimonopolia.kg
Пон-Пят 09:00 - 18:00