Обзор ценовой ситуации на социально значимые товары по состоянию на 8 апреля 2021 года

По состоянию на 8 апреля 2021 года в сравнении с прошлой неделей (31.03.2021г.) в среднем по республике отмечается повышение цен на:

- мясо птицы – 2,2% (с 202,50 сом/кг до 206,88 сом/кг),

- капуста – 14,3% (с 26,25 сом/кг до 30,00 сом/кг),

- яблоки местные – 5,6% (с 50,31 сом/кг до 53,13 сом/кг),

- бензин А– 80 – 2,4% (с 43,44 сом/л до 44,47 сом/л),

- бензин А– 92 – 1,6% (с 47,19 сом/л до 47,96 сом/л),

- уголь местный – 1,5% (с 4375,0 сом/тн до 4441,67 сом/тн),

- уголь импортный – 1,3% (с 4675,00 сом/тн до 4737,50 сом/тн),

- минеральные удобрения:

  • селитра – 1,6% (с 20,50 сом/кг до 20,83 сом/кг),
  • карбамид – 2,8% (с 23,14 сом/кг до 23,79 сом/кг),
  • нитроаммофос – 4,3% (с 28,00 сом/кг до 29,20 сом/кг),

- корма для животных:

  • сено – 2,2% (с 192,86 сом/тюк до 197,14 сом/тюк),
  • солома – 2,1% (с 117,50 сом/тюк до 120,00 сом/тюк),
  • комбикорм – 20,9% (с 22,20 сом/кг до 26,83 сом/кг).

 

При этом, за неделю снизились цены на рис местный – 2,0% (с 92,19 сом/кг до 90,31 сом/кг), картофель – 2,1% (с 32,38 сом/кг до 31,69 сом/кг), помидоры – 6,3% (с 138,13 осм/кг до 129,38 сом/кг), огурцы – 3,2% (с 155,63 сом/кг до 150,63 сом/кг).

За прошедший месяц: нижеприведенная таблица наглядно отражает ценовую ситуацию с начала марта 2021 года, т.е.:

Наименование

Ед. изм.

Уровни средних рыночных розничных цен по республике (в сомах)

8 апреля 2021г.

к 3 марту 2021г.

 

3 марта 2021 года

8 апреля 2021 года

 

сом

%

 

Мука пшеничная 1 сорта

кг

32,6

32,5

-0,06

99,8

 

Мука пшеничная 2 сорта

кг

25,5

25,9

0,36

101,4

 

Хлеб формовой

кг

43,1

44,6

1,43

103,3

 

Макаронные изделия

кг

52,1

52,6

0,44

100,8

 

Молоко пастеризов. 2,5% жирности

л

51,6

51,3

-0,25

99,5

 

Масло сливочное

кг

343,6

345,4

1,81

100,5

 

Сахар-песок

кг

60,8

65,0

4,13

106,8

 

Рис (местный кроме узгенского)

кг

88,1

90,3

2,19

102,5

 

Рис (импортный)

кг

89,3

90,9

1,69

101,9

 

Масло подсолнечное рафинированное

л

137,0

147,4

10,44

107,6

 

Мясо баранина

кг

431,9

438,1

6,25

101,4

 

Мясо говядина

кг

431,9

433,8

1,88

100,4

 

Мясо свинина

кг

347,5

355,0

7,50

102,2

 

Курица

кг

201,4

206,9

5,50

102,7

 

Картофель

кг

29,0

31,7

2,69

109,3

 

Яйцо куриное

10 шт.

100,1

98,6

-1,50

98,5

 

Бензин А-80

л

38,0

44,5

6,49

117,1

 

Бензин А-92

л

42

48

6,33

115,2

 

Дизельное топливо

л

40

44

3,98

110,0

 

Уголь местный

тн

4388

4442

54,17

101,2

 

Уголь импортный

тн

4663

4738

75,00

101,6

 

Сжиженный газ

бал. 10 кг

538,1

541,3

3,13

100,6

 

 

Как видно из таблицы, за прошедий месяц повышение цен отмечается на:

- муку 2 сорта – 1,4%;

- хлеб формовой – 3,3%;

- макароны – 0,8%;

- сахар-песок – 6,8%;

- рис местный – 2,5%;

- рис импортный – 1,9%;

- масло подсолнечное – 7,6%;

- мясо баранина – 1,4%;

- мясо говядина – 0,4%;

- мясо свинина – 2,2%

- курица – 2,7%,

- картофель – 9,3%;

- бензин А-80 – 17,1%;

- бензин А-92 – 15,2%;

- дизельное топливо – 10,0%,

- сжиженный газ – 0,6%;

- уголь местный – 1,2%;

- уголь импортный – 1,6%.

Максимальное повышение цен отмечается на картофель, подсолнечное масло, сахар и ГСМ.

 

Масло растительное

Кыргызстан: производство масла растительного 12 тыс. тн в год при потребности 100 тыс. тн.

85% - экспортные поставки в Кыргызстан из России и Казахстана.

Динамика рыночных розничных цен на масло подсолнечное рафинированное в 2020-21 годах показывает следующее (сом/л):

1.04.

6.05.

3.06.

1.07.

5.08.

2.09.

7.10.

4.11.

2.12.

06.01.2021 г.

03.02.2021 г.

03.03.21 г

08.04.2021 г

 
 

86,7

88,6

86,3

84,3

84,9

84,9

97,4

112,5

124,4

131,5

132,9

137,0

147,4

 
 

Как видно из приведенных данных, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года рост цен составил 70% (8 апреля 2021г. к 1 апрелю 2020г.).

Россия.

Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2020г. для снижения и поддержания цен на сахар и растительное масло заключены соглашения с хозсубъектами производителями, поставщиками и реализаторами (вступило в силу с 16 декабря 2020 года).

Согласно Соглашению о принятии мер по снижению цен на подсолнечное масло российского производства установлены на следующих уровнях:

  • отпускные цены – 95 рублей за 1 литр, включая НДС,
  • розничные цены – 110 рублей за 1 литр, включая НДС.

Минэкономразвития РФ в декабре предложило правительству в случае нарушения соглашения между производителями и торговыми сетями, которое регулирует цены на подсолнечное масло, ввести 15%-ную экспортную пошлину на эту продукцию в сумме не менее, чем 135 €/т.

Российские переработчики сокращают экспорт, пытаясь снизить внутренние цены, чтобы избежать введения экспортной пошлины на подсолнечное масло.

Оптовые и розничные цены на сахар и подсолнечное масло регулируются соглашениями между поставщиками и ритейлерами, которые рассчитаны на первый квартал этого года.

 

Новые соглашения по фиксации стоимости сахара и подсолнечного масла планируется заключить на тех же условиях, в том числе ценовых, которые прописаны в действующих договоренностях, сообщили журналистам в пресс-службе Минпромторга.

"Обсуждение ведется без изменения условий и ценовых параметров",- сказали в пресс-службе.

Продлить заморозку цен на сахар предлагается на два месяца, на подсолнечное масло - до октября. Кроме того, планируется субсидировать производителей сроком до полугода.

В действующих соглашениях, подписанных в декабре, отпускная цена предприятий белого сахара составляет 36 рублей за кг, розничная - 46 рублей за кг, подсолнечного масла - 95 и 110 рублей за литр соответственно.

Масложировой союз сообщили, что производители подсолнечного масла получат из федерального бюджета субсидию в 10 рублей за каждый литр масла, который они продали по фиксированной оптовой цене в 95 рублей. Кабмин и компании уже договорились о таком формате поддержки, сообщили в организации. Проект постановления правительства уже готов и вскоре ведомства начнут его согласовывать, добавили в союзе. Там уточнили, что субсидии помогут отрасли, хотя полностью не покроют затраты компаний: себестоимость масла составляет 125 рублей за 1 л, а отпускать его приходится на 30 рублей дешевле.

Источник: https://www.oilworld.ru

Цены поставщиков на подсолнечное масло:

- от 81 руб/л до 126 руб/л.

https://agroserver.ru/podsolnechnoe-maslo

 

В Кыргызскую Республику подсолнечное масло, в основном, возится с Кубани Ростов, Краснодар.

Республика Беларусь:

Принято постановление Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28 декабря 2020 г. №83 «О регулировании цен на социально значимые товары», вступило в силу 2 февраля 2021 года и предусматривает ограничения:

- производителям установление рентабельности в размере реализации за 2020 г. или не более 10%;

- импорт – установление максимальных оптовых надбавок, так на подсолнечное масло – 25%.

Цены на масло: 12р/5л или в сомах по курсу НБКР на 8.04.2021 г. (курс 32.2455 сом) 386,946 сом.

Казахстан. Согласно данным бюро национальной статистики, рост цен на подсолнечное масло в 2020 году составил 36,8 процента. С начала года по состоянию на 16 февраля подсолнечное масло подорожало на 5,5 процента. Основной причиной является рост мировых цен в прошлом году на 53,8 процента.

Предлагается рассмотреть вопрос о создании в республике отечественных перерабатывающих мини-заводов (инвестиции) на собственном сырье за счет выращивания подсолнечника, кукурузы, сафлора и рапса.

 

Сахар-песок

Кыргызстан: Годовая потребность в сахаре 100-110 тыс. тонн.

Отечественное производство сахара покрывает 50-60% потребности населения.

Для полного покрытия потребности населения страны сахар импортируется из России, Беларуси, Украины и др. стран.

Динамика рыночных розничных цен на сахар-песок показывает следующее:

в сом/кг         

1.04.

6.05.

3.06.

1.07.

5.08.

2.09.

7.10.

4.11.

2.12.

06.01.21 г.

03.02.21 г.

03.03.21 г

08.04.2021 г

 
 

44,1

44,0

42,7

42,1

42,6

43,1

50,7

51,9

53,3

53,1

58,1

60,8

65,0

 
 

Как видно из приведенных данных, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года рост цен составил 47,4% (8 апреля 2021г. к 1 апрелю 2020г.).

Российская Федерация:

Постановлением РФ от 14 декабря 2020 г. для снижения и поддержания цен на сахар и растительное масло заключено соглашения с схозсубъектами производителями, поставщиками и реализаторы, вступило в силу с 16 декабря 2020 года.

Согласно Соглашению о принятии мер по снижению цен на сахар-песок белый российского производства:

- производитель обязуется отпускать товар, не превышая – 36 руб. в пересчете за 1 кг., с учетом НДС или 41,30 сом;

- организатор торговли обязуется установить цены, не превышая – 46 руб. в пересчете за 1 кг., с учетом НДС или 47,14 сом.

На 08.04.2021 год по регионам РФ оптовые цены на сахар зафиксированы от 44 до 49 руб./кг (интернет источник http://saharonline.ru).

Республика Беларусь:

Принято постановление Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28 декабря 2020 г. №83 «О регулировании цен на социально значимые товары», вступило в силу 2 февраля 2021 года и предусматривает ограничения:

- производителям установка рентабельности в размере реализации за 2020 г. или не более 10%;

- розница – установка максимальных оптовых надбавок, так на сахар белый кристаллический – 15%.

Цены на сахар: от 1,37 р. до 1,49 р. или в сомах по курсу НБКР на 08.04.2021 г. (курс 32.2455 сом) от 44,17 сом до 48,05 сом.

Республика Казахстан:

Согласно анализу данных Статкома Казахстана, проведенному Sugar.Ru, оптовая цена сахара в январе 2021 года выросла на 19,53 % и составила 257 тенге/кг, в сомах по курсу НБКР - 51,8.

 

Предлагается на Правительственном уровне рассмотреть следующий вопрос:

Обеспечения сахаропроизводящих заводов республики альтернативным сырьем (тростник сахарный) по беспошлинным поставкам.

 

Мясо

Средние розничные рыночные цены на мясо по Кыргызстану отмечались на следующих уровнях:

сом/кг

Наименование

1.04.

6.05.

3.06.

1.07.

5.08.

2.09.

7.10.

4.11.

2.12.

06.01.21 г.

03.02.21 г.

03.03.21 г

08.04.21 г

 
 

Баранина

347,2

349,1

348,1

344,7

349,4

360,0

380,6

386,9

405,6

425,0

431,9

431,9

438,1

 

Говядина

350,3

350,0

348,8

348,4

351,3

363,8

384,4

396,6

411,9

422,5

427,5

431,9

433,8

 

Курица

301,7

295,0

303,8

305,0

305,0

306,3

298,3

320,0

312,5

341,3

348,8

347,5

355,0

 

 

Если в среднем по республике цена на баранину в апреле прошлого года составляла 347,2 сом/кг, то в прошлом месяце (март) она составила уже 431,9 сом/кг, а в апреле 438,1 сом/кг (цена за месяц повысилась на 1,4%, а с апрелем прошлого года составило 26,2%).

Если в среднем по республике цена на говядину в апреле прошлого года составляла 350,3 сом/кг, то в прошлом месяце (март) она составила уже 431,9 сом/кг, а в апреле  433,8 сом/кг (повышение за месяц 0,4% с апрелем прошлого года 23,8%).

 

В 2020 году экспорт мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы в Казахстан составил 1,1 тонны на 88,5 тыс. сомов или 1,2 тыс. долларов.

Экспорт живой рыбы в Казахстан в 2020 году составил 2,6 тонны на 255,3 тыс. сомов или 3 тыс. долларов.

Экспорт свежей или охлажденной рыбы в 2020 году составил 680,4 тонны на 217,3 млн сомов или 2,7 млн долларов. Из них в Россию экспортировано 676 тонны.

Экспорт мороженной рыбы в 2020 году составил 982,2 тонны на 280,5 млн сомов или 3,5 млн долларов. Из них в Россию экспортировано - 779,6 тонны, в Казахстан - 202,6 тонны.

Предлагается рассмотреть вопрос укрупнения мелкотоварного производства (создания фермерских хозяйств) и развития мясоперерабатывающей промышленности.

 

Яйцо куриное

Потребность Кыргызстана около 1,25 млрд. шт. в год.

Рынок производства куриных яиц складывается из собственного производства и импорта.

Производство покрывает потребности страны всего на 45 процентов. Остальные 55 процентов – импорт.

Основным поставщиком куриных яиц в республику является Казахстан.

 

Средние розничные рыночные цены на яйца куриные по Кыргызской Республике (сом/10шт.):

1.04.

6.05.

3.06.

1.07.

5.08.

2.09.

7.10.

4.11.

2.12.

06.01.2021 г.

03.02.2021 г.

03.03.21 г

08.04.2021 г

 
 

76,1

74,3

73,4

72,8

72,2

71,3

75,9

81,6

83,7

102,9

103,1

100,1

98,6

 
 

 

Если в среднем по республике цена на яйца в апреле прошлого года составляла 76,1 сом/10шт, то в прошлом месяце (март) она составила уже 100,1 сом/10 шт, а в апреле 98,6 сом/10шт (снижение за месяц 1,5%, с апрелем прошлого года повысилась 29,5%).

Сезонный фактор. Осенью куры несутся хуже. Падают объемы производства. Цены растут. Кроме того, влияние оказывают цены на корма.

Птичий грипп в Казахстане, удорожание ввозимых кормов и рост курсов иностранных валют также является причиной подорожания яиц в Кыргызстане.

 

Мука пшеничная

Производство и реализация муки на территории республики осуществляется свыше 30 хозяйствующими субъектами.

Ежегодная потребность Кыргызстана в муке – 600 тыс. тонн.

Выработка муки в республике осуществляется, в основном, из завозной казахстанской пшеницы, и частично, из местной.

80% всей импортируемой муки завозится в страну из соседнего Казахстана.

С вхождением Кыргызстана в Евразийский экономический союз, таможенные границы между странами союза перестали существовать. Из Казахстана в Кыргызстан хлынула мука, стоимость которой ниже местной. Кыргызским мукомолам стало труднее продавать свою продукцию, крайне трудно конкурировать с продукцией из Казахстана.

И соответственно, цены на пшеницу и муку находятся в прямой зависимости от ситуации на внешних рынках, то есть от цен на казахстанскую пшеницу и муку.

Средние розничные рыночные цены на муку по Кыргызской Республике

(сом/кг)

 

1.04.

6.05.

3.06.

1.07.

5.08.

2.09.

7.10.

4.11.

2.12.

06.01.2021 г.

03.02.2021 г.

03.03.21 г

08.04.2021 г

1 сорт

32,5

33,8

32,6

32,2

32,0

31,7

31,6

32,0

33,0

32,6

32,5

32,6

32,5

2 сорт

23,7

24,9

23,8

23,8

23,1

23,5

23,5

23,8

24,7

24,8

25,1

25,5

25,9

 

Экспортные цены на пшеницу и муку. По состоянию на 02 марта 2021 года, стоимость 1 тонны казахстанской пшеницы 3 класса с содержанием клейковины 23%-24% на условиях DAP ст. Луговая (Казахстан-Кыргызстан) составила 236$-239$, при этом, по сравнению с январем 2020 года снизилась на 4$ за тонну, а в сравнении с январем 2021 года снижение составило - 20$.

            Стоимость 1 тонны казахстанской муки в/сорта на условиях DAP ст. Луговая (Казахстан-Кыргызстан) составила 371$-378$, при этом, по сравнению с январем 2020 года повысилась от 38$ до 41$ за тонну, а в сравнении с январем 2021 года цена не изменилась.

            Стоимость 1 тонны казахстанской муки 1 сорта на условиях DAP ст. Луговая составила 332$-338$, при этом, по сравнению с январем 2020 года повысилась от 34$ до 35$, при этом, в сравнении с январем 2021 года не изменилась.

            Стоимость 1 тонны казахстанской муки 2 сорта на условиях DAP ст. Луговая составила 304$-310$, при этом, по сравнению с январем 2020 года повысилась от 31$/ до 32$, а в сравнении с январем 2021 года не изменилась (нижеприведенная таблица):

 

Динамика экспортных цен на пшеницу и муку на станции DAP Луговая

(январь 2020г. – март 2021 г.)

 

Экспортная цена долл/тонна, в том числе, НДС % (франко-элеватор)

02.03.2021г. к 21.01.2020г.

02.03.2021г.  к 05.01.2021г.

21.01.2020г.

05.01.2021г.

02.03.2021г.

 

 

Пшеница с клейковиной

23%-24%

240$ - 243$

256$-259$

236$-239$

-4$

-20$

Мука в/с

333$-337$

371$-378$

371$-378$

+38$/+41$

без изм.

Мука 1 сорта

298$-303$

332$-338$

332$-338$

+34$/+35$

без изм.

Мука 2 сорта

273$-278$

304$-310$

304$-310$

+31$/+32$

без изм.

              -  Данные сайта ИА «Казах-ЗЕРНО»

 

Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что снижение экспортных цен на казахстанскую пшеницу и муку обеспечили стабильные цены на муку за последние месяцы текущего года.

Кроме этого, ценовая ситуация зависит и от других различных факторов (таможенные пошлины, квоты, закрытие границ, введение ограничений, урожайности в странах-экспортерах и т.д.).

Меры поддержки. В Кыргызской Республике, в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 3 июня 2019 года №263 «Об утверждении Перечня видов экономической деятельности, осуществляемых предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности (кроме производства подакцизной группы товаров), перерабатывающими отечественное сельскохозяйственное сырье, производящими уплату НДС с уменьшением на 80 процентов», производство муки из зерновых (кроме риса), овощных культур и орехов, включено в указанный Перечень, таким образом, мукомольные предприятия производят уплату НДС с уменьшением на 80 процентов.

Для обеспечения продовольственной безопасности и доступности муки необходимо увеличение объемов внутреннего производства. В частности, необходимо ввести в действие существующие, но простаивающие заводы, а также увеличить посевные площади под пшеницу.

 

Республика Казахстан.

Согласно информации Союза зернопереработчиков Казахстана стоимость муки повысится ещё больше. По словам президента Союза зернопереработчиков Евгения Гана, третий год подряд в стране растёт стоимость пшеничного зерна.

На рост цен на зерно и муку повлияет также планируемое «Казахстан темир жолы»  (далее - «КТЖ») увеличение тарифов на  магистральные железнодорожные перевозки, которое проводится в рамках начала новой пятилетней инвестпрограммы.

Железнодорожники запрашивают право ежегодно увеличивать свои тарифы магистральное железнодорожное сообщение на 12%, с 2022 по 2025 годы. А в первый год реализации инвестпрограммы, с 2021, они хотят произвести резкий скачок – сразу на 42,8%. Таким образом, за пять лет тариф вырастет на 90,8%.

В связи с удаленностью Казахстана от основных рынков сбыта, фермеры страны и переработчики сельхозпродукции напрямую зависят от стоимости железнодорожных перевозок. Транспортные и логистические расходы составляют существенную часть от цены производителя.

В сентябре 2020 года Президент РК Касым-Жомарт Токаев поставил задачу включить в новый национальный проект развития АПК РК на 2022 – 2026 годы задачу увеличения экспорта сельхозпродукции в два раза.

Но учитывая нынешние планы «КТЖ», возникает сомнение в реализации этой задачи. Ведь если проект «КТЖ» будет утвержден, то за ближайшие пять лет, цены на магистральные ж/д перевозки вырастут на 90%. И соответственно за ними подтянутся и другие расходы – тарифы на аренду вагонов и зерновозов.

         Представители мукомольных предприятий Северо-Казахстанской области обратились в Палату предпринимателей. Их тревожит тот факт, что они теряют рынки сбыта и мирятся с высокими тарифами (действуют при транзите муки по территории Казахстана, через Узбекистан и т.д.). В силу перечисленных выше причин их деятельность нерентабельна и убыточна.

По словам бизнесменов-мукомолов, 70% мельниц находятся на грани закрытия или уже обанкротились. Из-за неблагоприятной обстановки в отрасли сокращаются объемы производства муки. Из-за объединения рынков сбыта пшеницы и муки произошло почти полное замещение экспорта муки.

Мукомолы Северо-Казахстанской области лишаются основных рынков сбыта муки, т.е. перестают экспортировать ее в Афганистан, Таджикистан, Узбекистан. Кто раньше импортировал казахстанскую муку, сейчас ввозят в свои страны казахстанскую пшеницу и превращают ее на собственных мукомольных производствах в муку. Поэтому отгрузки зерна выросли, а вот муки упали в два раза. Проблему усугубляет тот факт, что действуют высокие тарифы на транзит муки. Эта проблема есть не только у северо-казахстанских мукомолов, но и у их коллег из других регионов Казахстана.

Сейчас в Северо-Казахстанской области работают более двадцати крупных мукомольных комбинатов. Но они работают не на полную мощность. Если не будут приняты меры  по стабилизации ситуации, Казахстан  может лишиться собственных мукомольных производств и ввозить муку из-за границы (сайт казах.зерно.kz).

 

Россия.

В настоящее время Россией планируется увеличение экспорта муки. В России 7 тысяч мукомольных компаний. Однако только 300 из них осуществляют промышленное производство. Годовой объём производства пшеничной муки составляет 13,5 млн. тонн. Доля России в мировом экспорте муки не превышает 1-2%.

В настоящее время, государство поддерживает экспорт зерна, зачастую в ущерб переработчикам. Поэтому главное – это обеспечение господдержки экспорта муки, позволяющей конкурировать с экспортёрами других стран, уже давно пользующихся такой поддержкой.

Меры поддержки. В целях увеличения экспорта муки, правительство России выделяет 500 млн. рублей на транспортировку сельхозпродукции за рубеж. Экспорт муки из России может вырасти в пять раз к 2024 году, с нынешних 0,2 млн.тн до 1 млн. тонн.

 

Со стороны антимонопольного органа рынки СЗТ постоянно отслеживаются. Вносятся предложения в Минэкономики, Минсельхоз. Так о наметившейся тенденции увеличения цен на мясо были направлены письма, как в органы которые уполномочены вносить предложения о введении госрегулирования цен на СЗТ.

Если ПКР будет принято решение о введении госрегулирования, то Антимонопольным органом будут установлены цены и осуществлены контрольные мероприятия за правильностью их применения.

Также мы проводим на местах разъяснительную работу с поставщиками, продавцами, крупными торговыми сетями по недопущению ими необоснованного роста цен.

 

По ярмаркам.

Во исполнение протокольного поручения совещания у первого заместителя Руководителя Аппарата Правительства Кыргызской Республики №16-6 от 17.02.2021 года определены рекомендуемые цены на социально значимые продукты питания для реализации на ярмарках г.Бишкек и регионах КР и направлены в АПКР и Минсельхоз КР в рабочем порядке.

По г.Бишкек. В целях недопущения необоснованного завышения цен на СЗТ с участием заместителя директора К.Д. Тайлакова, сотрудниками отдела по городу Бишкек и Чуйской области  совместно с сотрудниками Первомайской районной администрации города Бишкек, ветеринарной службы города Бишкек, а также Министерства сельского, водного хозяйства и регионального развития КР 3-4 апреля 2021 года на ярмарках города Бишкек была проведена разъяснительная работа с реализаторами продуктов питания и мониторинг цен.

В ходе проведенной работы в целях сдерживания цен, а также обеспечения доступности товаров для потребителей сотрудники призвали продавцов реализовывать социально значимые товары по ценам ниже рыночных (согласно рекомендуемым Госагентством ценам).

Кроме этого, в рамках данного мероприятия сотрудниками было установлено, следующее:

 

 

Наименование

Ед. изм.

фактическая рыночная розничная цена на рынках г.Бишкек

Рекомендуемые цены для реализации на ярмарках г.Бишкек

Фактические цены

мин/макс

средняя цена

Первомайский район

Октябрьский район

Свердловский район

1

мука 1 сорта (весовая)

кг

32,0

34,50

32

 

 

 

37,0

2

мука 1 сорта (пакетированная)

кг

38,0

41,00

38

 

 

-

44,0

3

cахар

кг

56,0

58,00

57

 

 

65

60,0

4

масло подсолнечное

л

120,00

135,00

120

140-145

 

125-140

150,0

5

мясо баранина

кг

380,0

395,00

390

430

 

400

410,0

6

мясо говядина

кг

420,0

442,50

420

400

420-450

420-450

465,0

7

курица

кг

180,0

215,00

180

 

260

-

250,0

8

яйца куриные

10 шт.

90,00

102,50

90

60-100

60-100

11

115,0

9

рис местный

кг

75

97,5

75

50-120

 

60-75

120

10

рис импортный

кг

65

107,5

65

50-75

 

-

150

11

яблоки местные

кг

50

70

50

40-60

 

35-70

90

12

яблоки импортные

кг

80

100

80

-

 

-

120

13

морковь

кг

25

27,5

25

25

20

15-20

30

14

картофель

кг

25

28,5

25

28

25-30

30

32

15

лук

кг

20

25

20

18

20

15

 

 

По г.Нарын ярмарка не проводилась.

 

По г.Каракол ярмарки Согласно графику проведения ярмарок основных видов социально-значимых товаров, утвержденному Полномочным представительством ПКР в Ысык-Кульской области, 3 апреля 2021 года, повсеместно, в районных центрах, а также городах области, были проведены мероприятия по организации данных ярмарок. Наряду с этим, был проведен мониторинг цен на продукцию, представленную товаропроизводителями на ярмарке, организованной на центральной площади г.Каракол, где на продажу были выставлены плодово-овощная (картофель, морковь, лук, капуста, свекла, чеснок, тыква, яблоки и др.),  мясная (колбасные изделия, мясо), молочная (масло сливочное, молоко, сыры, другая кисломолочная продукция), мед, мука и зерновые. Цены не превышали рыночные.

 

По Таласской области

График проведения ярмарок основных видов социально-значимых товаров, был утвержден Полномочным представительством ПКР в Таласской области с 18 февраля по 1 апреля 2021 года. В связи с чем, с 1 апреля 2021 г. ярмарки по Таласской области не проводятся.

 

По г.Жалал-Абад продовольственные товары реализовались по следующим ценам:

Наименование товара

Ед.изм.

Минимум

Максимум

среднее

1

Мука 1-сорта

сом/кг

30,0

32,0

31,0

2

Мука 1-сорта пакетированная

сом/кг

-

-

-

3

Сахар-песок

сом/кг

64,0

65,0

64,5

4

Масло подсолнечное

сом/литр

140,0

144,0

142,0

5

Мясо говядина

сом/кг

420,0

420,0

420,0

6

Мясо баранина

сом/кг

420,0

420,0

420,0

7

Курица окорочка

сом/кг

155,0

160,0

157,5

8

Яйцо куринное

 10 шт

 80,0

100,0

90,0

9

Рис местный кроме Узгенского

сом/кг

55,0

60,0

 57,50

10

Рис импортный

сом/кг

-

-

-

11

Яблоки местные

сом/кг

30,0

50,0

40,0

12

Картофель

сом/кг

29,0

35,0

32,0

13

Лук

сом/кг

14,0

14,0

14,0

14

Морковь

сом/кг

20,0

25,0

22,5

 

По Ошской области

В городе Ош на центральной площади 3-4 апреля 2021 года ярмарка не проводилась в связи с агитационными мероприятиями представителей партий, баллотирующихся в городской и районные кенеши.

 

По г.Баткен 3-4 марта 2021 года ярмарка не проводилась.

 

Информация о проделанной работе

В рамках сдерживания цен на социально значимые товары антимонопольным органом проведен целый ряд превентивных мер. В их числе не только проведение широкомасштабной разъяснительной работы в СМИ, среди продавцов рынков и торговых сетей, поставщиков продовольственных товаров, но и большая аналитическая работа, в том числе, по изучению опыта других стран и возможности его применения в нашей республике.

По итогам анализа сложившейся ситуации на рынках социально значимых товаров еженедельная аналитическая информация с выработанными предложениями направляется как в Правительство Кыргызской Республики, так и в уполномоченные органы, включая уполномоченный орган по продовольственной безопасности (Минсельхоз), так и в органы местной власти, для оперативного и своевременного принятия решений в рамках их компетенции и имеющихся полномочий.

По предложению антимонопольного органа сняты ограничения для торговых сетей, их работа возобновлена на круглосуточной основе, т.е. 24 часа.

Также в процессе работы Госагентства с торговыми сетями достигнуто следующее:

  • По торговой сети «Фрунзе» (включающей по республике 47 торговых точек) применяется скидка в размере 5% по картам лояльности на такие продукты как:
  • Мука «Астык» 1 сорта;
  • Масло растительное подсолнечное «Благо»;
  • На весь ассортимент макарон «Баракад»;
  • Чай черный «Чемпион»;
  • Сахар весовой.
  • По ТД «Народный» (включающему по республике 46 торговых точек) с 7-00 час до 11-00 час для пенсионеров на продукты питания предусмотрены скидки. С 1 апреля время продлено до 19-00 час.
  • По торговой сети «Глобус» (включающей по республике 31 торговую точку) хлеб формовой гражданам старше 58 лет реализуется по цене 11 сом за 1 булку.

Также повсеместно на еженедельной основе проводятся ярмарки, где продукция реализуется сельхозпроизводителями без посредников, по ценам, рекомендованным антимонопольным органом. На местах территориальными подразделениями Госагентства на проводимых ярмарках проводятся рейды и ведется разъяснительная работа.

Кроме того, Госагентством внесены в МЭФ КР, как орган проводящий политику в сфере антимонопольного регулирования, такие законодательные инициативы, как наделение антимонопольного органа полномочиями по проведению внезапных проверок, ужесточение ответственности за нарушение антимонопольного законодательства (увеличение штрафов за нарушения антимонопольного законодательства, применение «оборотных» штрафов), как это практикуется у антимонопольных органов государств-членов ЕАЭС. В частности, при выявлении фактов сговора, согласованных действий по повышению / поддержанию цен, в случае нарушения законодательства о конкуренции в России, Беларуси, Казахстане и Армении на нарушителей налагается оборотный штраф до 15%.

Разработан законопроект о регулируемых рынках, который охватывает вопросы, в каких случаях и какие рынки необходимо регулировать.

В отношении работы на рынке ГСМ. Рынок находится в зоне постоянного экономико-статистического наблюдения со стороны антимонопольного органа. Ситуация отслеживается, анализируется.

В Кыргызскую Республику осуществляются поставки из российских НПЗ (Омский НПЗ, Орский НПЗ, Ангарский НПЗ, Башнефть НПЗ).

В течение января-марта 2021 года отпускные цены российских НПЗ выросли по бензину и дизельному топливу, что обусловлено следующим:

- снижением объемов производства в 2020 году в связи с эпидемиологической ситуацией в мире и сокращения маржинальности до уровня 2011 года;

- ростом спроса на нефтепродукты в РФ перед началом весенне-полевых работ;

- повышением акцизов в РФ на бензин, дизельное топливо, моторные масла и средние дистилляты на уровень инфляции.

С целью сглаживания роста цен, Госагентством в МЭФ КР внесены на рассмотрение следующие вопросы:

- содействие в решении вопроса о взаиморасчете по контрактам на поставку нефтепродуктов из РФ в национальных валютах, а не в долларах США, что позволит избежать дополнительного роста цена за счет роста курса доллара;

-           заключение соответствующего двустороннего соглашения о беспошлинной поставке нефтепродуктов из Республики Казахстан;

-           снижение налоговой нагрузки на нефтетрейдеров.

Госагентством также, несмотря на объективные факторы повышения цен, рекомендовано нефтетрейдерам принять своевременные меры, направленные на недопущение резкого роста цен на ГСМ.

В настоящее время государственное регулирование цен на социально-значимые товары не введено. Решение ПКР о его введении является следствием предварительной работы нескольких уполномоченных государственных органов и органов МСУ. В случае его введения антимонопольным органом будут проведены мероприятия в рамках законодательства КР (установление цен, надбавок и контроль их применения).

 

  
Деятельность
Годовой отчёт о состоянии конкуренции на товарных рынках
Ценовая информация
Временное государственное регулирование цен на социально значимые товары
Аналитические материалы
Стратегические документы
Метрологический надзор
Государственные закупки
Финансово-хозяйственная деятельность
Международное сотрудничество
Взаимодействие с ЕЭК
Проведение мониторинга и выездных мероприятий
Контрольные мероприятия
Планы проверок
Предписания
Предостережения
Решение по итогам рассмотрения дел
Решения по результатам проверок
Электронные обращения
Опросник для посетителей сайта
Электронное согласование прейскуранта цен
Публичная инициатива по обеспечению равных условий конкуренции на рынках медицинской техники и изделий медицинского назначения государств-членов Евразийского экономического союза

Карта проезда

Контакты

г. Бишкек ул. Б.Баатыра 7Б/1
0(312) 56-33-03
0(312) 56-31-97 | Телефон доверия
priemnaya@antimonopolia.kg
Пон-Пят 09:00 - 18:00