Анализ рынка смазочных масел Кыргызской Республики
Анализ проведен в соответствии с Правилами по анализу и оценке состояния конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг, утвержденными приказом Госагентства от 5 декабря 2011 года №113, на основании информации Национального статистического комитета (далее – Нацстаткомитет), Государственной таможенной службы (далее - Таможенная служба) и хозяйствующих субъектов. Временными интервалами настоящего анализа выбраны 2011-2013 годы.
Состав продавцов и покупателей на рынке
По данным Нацстаткомитета производство смазочных масел отсутствует. Потребности республики в смазочных маслах удовлетворяются за счет импортных поставок.
Централизованные поставки смазочных масел на государственном уровне отсутствуют, ввоз масел осуществляется частными фирмами и индивидуальными предпринимателями. В настоящее время на кыргызском рынке представлена продукция практически всех известных мировых производителей.
Согласно данным Таможенной службы, в 2011 году ввозом смазочных масел в республику занимались 116 субъектов, включая юридические и физические лица. В 2012 году число импортеров сократилось и составило 109 субъектов, в 2013 году смазочные масла ввозили в республику уже 94 хозяйствующих субъекта.
Основные поставки импортной продукции в течение 2010-2013 г.г. осуществлялись следующими хозсубъектами:
ü ОсОО «Примэкс»;
ü ОсОО Фирма «Юмат»;
ü ОсОО «Фирма БАД»;
ü ЗАО «Кумтор Голд Компани»;
ü ОсОО «ТТС-Trading» («ТТС-Трейдинг»);
ü ОсОО «Биг-Авто»;
ü ОсОО «Градиент»;
ü ОсОО «Payam» («Паям»);
ü ОсОО «Unioil» («Юниоил»).
Покупателями на данном рынке выступают юридические и физические лица, осуществляющие деятельность в сфере промышленного производства, горнодобывающей промышленности, транспорта и автовладельцы.
Объем ресурсов рынка
Рынок смазочных масел увеличивается пропорционально росту объемов промышленного оборудования, напрямую зависит от происходящего с автопарком, а также зависит от доходов предприятий и населения.
Основным импортером смазочных масел, осуществившим наибольшие объемы поставок на рынок, за период 2011-2013 годы являлось ОсОО «Примэкс», за ним следует ЗАО «Кумтор Голд Компани». При этом, некоторые импортеры завозят смазочные масла не для дальнейшей реализации, а для собственных нужд, как, к примеру, ЗАО «Кумтор Голд Компани».
Экспорт смазочных масел из республики практически не осуществлялся.
Динамика объемов рынка
тыс.тонн
|
Производство |
импорт |
экспорт |
объем рынка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5=2+3-4 |
2011 год |
- |
13788,3 |
11,0 |
13777,3 |
2012 год |
- |
14939,5 |
4,0 |
14935,5 |
2013 год |
- |
11876,9 |
5,3 |
11871,6 |
Как показывает вышеприведенная таблица, за исследуемый период объем рынка сократился на 13,8%.
Ценовая ситуация
На конкурентном рынке каждый оператор имеет право самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию, в зависимости от конъюнктуры рынка. У покупателя на данном рынке есть большой выбор масел по видам и по ценовой категории.
К примеру, количество марок автомасел в Кыргызстане исчисляется сотнями, как по видам, так и по маркам/наименованиям, а внутри вида делятся еще на классы. Поэтому, провести мониторинг цен и анализ динамики цен за анализируемый период является проблематичным.
При этом, рынок автомасел можно разделить на три ценовых сегмента. Назовем их:
- базовый (самый дешевый) — минеральные масла и полусинтетические;
- средний - полусинтетические и синтетические;
- премиум (самый дорогой) — синтетические масла.
Базовый сегмент представляет продукция стран СНГ, а средний и премиум - импортеры дальнего зарубежья.
Именно базовый сегмент масел наименее прозрачный — их качество не всегда соответствует заявленному. Многие автомобилисты не рискуют заливать минеральное масло, но хорошая синтетика не всем по карману.
Самая сильная борьба за потребителя — в среднем ценовом сегменте, где импортеры и торговцы берут не наценками, а объемами продаж. Здесь существенную роль играет и цена, и потребительские предпочтения, напрямую зависящие от покупательной способности.
В премиальном сегменте цена для потребителя вторична, здесь важны доверие к бренду и рекомендации автопроизводителей.
Уровень концентрации и доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке
Приведенные данные и расчеты показали, что за анализируемый период отмечался плавный переход рынка от состояния низкоконцентрированного к умеренноконцентрированному и обратно – к низкоконцентрированному. При этом, на рынке отсутствует компания, занимающая доминирующее положение.
Аналитический отчет
Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
1. Рынок смазочных масел является квазиконкурентным рынком, где функционирует большое количество хозяйствующих субъектов, ввозящих и реализующих эту продукцию, незначительные барьеры входа на рынок (и выхода из него).
2. Отечественное производство смазочных масел отсутствует, исследуемый рынок полностью зависит от импортных поставок. Количество фирм импортеров имеет тенденцию к сокращению, если в 2011 году их число составляло 116, в 2012 году – 109, то за 9 месяцев 2013 года их количество достигло 94.
3. Основными странами поставщиками смазочных масел являются Россия (более 50% от общего объема импорта), Литва, Германия, Бельгия, Латвия, Корея, Сингапур и др. За анализируемый период наибольший объемимпорта отмечался в 2012 году на уровне – 14,939 тыс. тонн, наименьший объем на уровне – 11,877 тыс. тонн в 2013 году. Лидирующие позиции занимает ОсОО «Примэкс», в течение 2011-2013 г.г. его доля на рынке возросла на 27,5%.
4. Учитывая, тот факт, что количество участников рынка за анализируемый период сократилось на 19%, существует вероятность того, что в ближайшие годы рынок смазочных масел будет перераспределяться в сторону укрупнения долей сильных компаний.
5. Отсутствие отечественного производства делает ценовую составляющую анализируемого рынка уязвимой к любым внешним потрясениям.
В рамках законодательства Кыргызской Республики, вмешательство антимонопольного органа на конкурентных рынках возможно лишь в случае слияния, присоединения участников рынка в целях ограничения конкуренции и вытеснения других хозсубъектов с рынка. Таким образом, на сегодняшний день для государственного регулирования данного рынка нет оснований.
Контрольные мероприятия | |
---|---|
Планы проверок | |
Предписания | |
Предостережения | |
Решение по итогам рассмотрения дел | |
Решения по результатам проверок |