Анализ рынка смазочных масел Кыргызской Республики

Анализ проведен в соответствии с Правилами по анализу и оценке состояния конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг, утвержденными приказом Госагентства от 5 декабря 2011 года №113, на основании информации Национального статистического комитета (далее – Нацстаткомитет), Государственной таможенной службы (далее - Таможенная служба) и хозяйствующих субъектов. Временными интервалами настоящего анализа выбраны 2011-2013 годы.

Состав продавцов и покупателей на рынке

По данным Нацстаткомитета производство смазочных масел отсутствует. Потребности республики в смазочных маслах удовлетворяются за счет импортных поставок.

Централизованные поставки смазочных масел на государственном уровне отсутствуют, ввоз масел осуществляется частными фирмами и индивидуальными предпринимателями. В настоящее время на кыргызском рынке представлена продукция практически всех известных мировых производителей.

Согласно данным Таможенной службы, в 2011 году ввозом смазочных масел в республику занимались 116 субъектов, включая юридические и физические лица. В 2012 году число импортеров сократилось и составило 109 субъектов, в 2013 году смазочные масла ввозили в республику уже 94 хозяйствующих субъекта.

Основные поставки импортной продукции в течение 2010-2013 г.г. осуществлялись следующими хозсубъектами:

ü  ОсОО «Примэкс»;

ü  ОсОО Фирма «Юмат»;

ü  ОсОО «Фирма БАД»;

ü  ЗАО «Кумтор Голд Компани»;

ü  ОсОО «ТТС-Trading» («ТТС-Трейдинг»);

ü  ОсОО «Биг-Авто»;

ü  ОсОО «Градиент»;

ü  ОсОО «Payam» («Паям»);

ü  ОсОО «Unioil» («Юниоил»).

Покупателями на данном рынке выступают юридические и физические лица, осуществляющие деятельность в сфере промышленного производства, горнодобывающей промышленности, транспорта и автовладельцы.

Объем ресурсов рынка

Рынок смазочных масел увеличивается пропорционально росту объемов промышленного оборудования, напрямую зависит от происходящего с автопарком, а также зависит от доходов предприятий и населения.

Основным импортером смазочных масел, осуществившим наибольшие объемы поставок на рынок, за период 2011-2013 годы являлось ОсОО «Примэкс», за ним следует ЗАО «Кумтор Голд Компани». При этом, некоторые импортеры завозят смазочные масла не для дальнейшей реализации, а для собственных нужд, как, к примеру, ЗАО «Кумтор Голд Компани».

Экспорт смазочных масел из республики практически не  осуществлялся.

Динамика объемов рынка

                                                                                                                               тыс.тонн

 

Производство

импорт

экспорт

объем рынка

1

2

3

4

5=2+3-4

2011 год

-

13788,3

11,0

13777,3

2012 год

-

14939,5

4,0

14935,5

2013 год

-

11876,9

5,3

11871,6

 

 

 

Как показывает вышеприведенная таблица, за исследуемый период объем рынка сократился на 13,8%.

Ценовая  ситуация

На конкурентном рынке каждый оператор имеет право самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию, в зависимости от конъюнктуры рынка. У покупателя на данном рынке есть большой выбор масел по видам и по ценовой категории.

К примеру, количество марок автомасел в Кыргызстане исчисляется сотнями, как по видам, так и по маркам/наименованиям, а внутри вида делятся еще на классы. Поэтому, провести мониторинг цен и анализ динамики цен за анализируемый период является проблематичным.

При этом, рынок автомасел можно разделить на три ценовых сегмента. Назовем их:

- базовый (самый дешевый) — минеральные масла и полусинтетические;

- средний - полусинтетические и синтетические;

- премиум (самый дорогой) — синтетические масла.

Базовый сегмент представляет продукция стран СНГ, а средний и премиум - импортеры дальнего зарубежья.

Именно базовый сегмент масел наименее прозрачный — их качество не всегда соответствует заявленному. Многие автомобилисты не рискуют заливать минеральное масло, но хорошая синтетика не всем по карману.

Самая сильная борьба за потребителя — в среднем ценовом сегменте, где импортеры и торговцы берут не наценками, а объемами продаж. Здесь существенную роль играет и цена, и потребительские предпочтения, напрямую зависящие от покупательной способности.

В премиальном сегменте цена для потребителя вторична, здесь важны доверие к бренду и рекомендации автопроизводителей.

Уровень концентрации и доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке

Приведенные данные и расчеты показали, что за анализируемый период отмечался плавный переход рынка от состояния низкоконцентрированного к умеренноконцентрированному и обратно – к низкоконцентрированному. При этом, на рынке отсутствует компания, занимающая доминирующее положение.

Аналитический отчет

Таким образом, на основе  проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

1.         Рынок смазочных масел является квазиконкурентным рынком, где функционирует большое количество хозяйствующих субъектов, ввозящих и реализующих эту продукцию, незначительные барьеры входа на рынок (и выхода из него).

2.         Отечественное производство смазочных масел отсутствует, исследуемый рынок полностью зависит от импортных поставок. Количество фирм импортеров имеет тенденцию к сокращению, если в 2011 году их число составляло 116, в 2012 году – 109, то за 9 месяцев 2013 года их количество достигло 94.

3.    Основными странами поставщиками смазочных масел являются Россия (более 50% от общего объема импорта), Литва, Германия, Бельгия, Латвия, Корея, Сингапур и др. За анализируемый период наибольший объемимпорта отмечался в 2012 году на уровне – 14,939 тыс. тонн, наименьший объем на уровне – 11,877 тыс. тонн в 2013 году. Лидирующие позиции занимает ОсОО «Примэкс», в течение 2011-2013 г.г. его доля на рынке возросла на 27,5%.

4.    Учитывая, тот факт, что количество участников рынка за анализируемый период сократилось на 19%, существует вероятность того, что в ближайшие годы рынок смазочных масел будет перераспределяться в сторону укрупнения долей сильных компаний.

5.    Отсутствие отечественного производства делает ценовую составляющую анализируемого рынка уязвимой к любым внешним потрясениям.

В рамках законодательства Кыргызской Республики, вмешательство антимонопольного органа на конкурентных рынках возможно лишь в случае слияния, присоединения участников рынка в целях ограничения конкуренции и вытеснения других хозсубъектов с рынка. Таким образом, на сегодняшний день для государственного регулирования данного рынка нет оснований.

Карта проезда

Контакты

г. Бишкек ул. Б.Баатыра 7Б/1
0(312) 56-33-03
0(312) 56-31-97 | Телефон доверия
priemnaya@antimonopolia.kg
Пон-Пят 09:00 - 18:00