Анализ рынка смазочных масел Кыргызской Республики

Анализ проведен в соответствии с Правилами по анализу и оценке состояния конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг, утвержденными приказом Госагентства от 5 декабря 2011 года №113, на основании информации Национального статистического комитета (далее – Нацстаткомитет), Государственной таможенной службы (далее - Таможенная служба) и хозяйствующих субъектов. Временными интервалами настоящего анализа выбраны 2011-2013 годы.

Состав продавцов и покупателей на рынке

По данным Нацстаткомитета производство смазочных масел отсутствует. Потребности республики в смазочных маслах удовлетворяются за счет импортных поставок.

Централизованные поставки смазочных масел на государственном уровне отсутствуют, ввоз масел осуществляется частными фирмами и индивидуальными предпринимателями. В настоящее время на кыргызском рынке представлена продукция практически всех известных мировых производителей.

Согласно данным Таможенной службы, в 2011 году ввозом смазочных масел в республику занимались 116 субъектов, включая юридические и физические лица. В 2012 году число импортеров сократилось и составило 109 субъектов, в 2013 году смазочные масла ввозили в республику уже 94 хозяйствующих субъекта.

Основные поставки импортной продукции в течение 2010-2013 г.г. осуществлялись следующими хозсубъектами:

ü  ОсОО «Примэкс»;

ü  ОсОО Фирма «Юмат»;

ü  ОсОО «Фирма БАД»;

ü  ЗАО «Кумтор Голд Компани»;

ü  ОсОО «ТТС-Trading» («ТТС-Трейдинг»);

ü  ОсОО «Биг-Авто»;

ü  ОсОО «Градиент»;

ü  ОсОО «Payam» («Паям»);

ü  ОсОО «Unioil» («Юниоил»).

Покупателями на данном рынке выступают юридические и физические лица, осуществляющие деятельность в сфере промышленного производства, горнодобывающей промышленности, транспорта и автовладельцы.

Объем ресурсов рынка

Рынок смазочных масел увеличивается пропорционально росту объемов промышленного оборудования, напрямую зависит от происходящего с автопарком, а также зависит от доходов предприятий и населения.

Основным импортером смазочных масел, осуществившим наибольшие объемы поставок на рынок, за период 2011-2013 годы являлось ОсОО «Примэкс», за ним следует ЗАО «Кумтор Голд Компани». При этом, некоторые импортеры завозят смазочные масла не для дальнейшей реализации, а для собственных нужд, как, к примеру, ЗАО «Кумтор Голд Компани».

Экспорт смазочных масел из республики практически не  осуществлялся.

Динамика объемов рынка

                                                                                                                               тыс.тонн

 

Производство

импорт

экспорт

объем рынка

1

2

3

4

5=2+3-4

2011 год

-

13788,3

11,0

13777,3

2012 год

-

14939,5

4,0

14935,5

2013 год

-

11876,9

5,3

11871,6

 

 

 

Как показывает вышеприведенная таблица, за исследуемый период объем рынка сократился на 13,8%.

Ценовая  ситуация

На конкурентном рынке каждый оператор имеет право самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию, в зависимости от конъюнктуры рынка. У покупателя на данном рынке есть большой выбор масел по видам и по ценовой категории.

К примеру, количество марок автомасел в Кыргызстане исчисляется сотнями, как по видам, так и по маркам/наименованиям, а внутри вида делятся еще на классы. Поэтому, провести мониторинг цен и анализ динамики цен за анализируемый период является проблематичным.

При этом, рынок автомасел можно разделить на три ценовых сегмента. Назовем их:

- базовый (самый дешевый) — минеральные масла и полусинтетические;

- средний - полусинтетические и синтетические;

- премиум (самый дорогой) — синтетические масла.

Базовый сегмент представляет продукция стран СНГ, а средний и премиум - импортеры дальнего зарубежья.

Именно базовый сегмент масел наименее прозрачный — их качество не всегда соответствует заявленному. Многие автомобилисты не рискуют заливать минеральное масло, но хорошая синтетика не всем по карману.

Самая сильная борьба за потребителя — в среднем ценовом сегменте, где импортеры и торговцы берут не наценками, а объемами продаж. Здесь существенную роль играет и цена, и потребительские предпочтения, напрямую зависящие от покупательной способности.

В премиальном сегменте цена для потребителя вторична, здесь важны доверие к бренду и рекомендации автопроизводителей.

Уровень концентрации и доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке

Приведенные данные и расчеты показали, что за анализируемый период отмечался плавный переход рынка от состояния низкоконцентрированного к умеренноконцентрированному и обратно – к низкоконцентрированному. При этом, на рынке отсутствует компания, занимающая доминирующее положение.

Аналитический отчет

Таким образом, на основе  проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

1.         Рынок смазочных масел является квазиконкурентным рынком, где функционирует большое количество хозяйствующих субъектов, ввозящих и реализующих эту продукцию, незначительные барьеры входа на рынок (и выхода из него).

2.         Отечественное производство смазочных масел отсутствует, исследуемый рынок полностью зависит от импортных поставок. Количество фирм импортеров имеет тенденцию к сокращению, если в 2011 году их число составляло 116, в 2012 году – 109, то за 9 месяцев 2013 года их количество достигло 94.

3.    Основными странами поставщиками смазочных масел являются Россия (более 50% от общего объема импорта), Литва, Германия, Бельгия, Латвия, Корея, Сингапур и др. За анализируемый период наибольший объемимпорта отмечался в 2012 году на уровне – 14,939 тыс. тонн, наименьший объем на уровне – 11,877 тыс. тонн в 2013 году. Лидирующие позиции занимает ОсОО «Примэкс», в течение 2011-2013 г.г. его доля на рынке возросла на 27,5%.

4.    Учитывая, тот факт, что количество участников рынка за анализируемый период сократилось на 19%, существует вероятность того, что в ближайшие годы рынок смазочных масел будет перераспределяться в сторону укрупнения долей сильных компаний.

5.    Отсутствие отечественного производства делает ценовую составляющую анализируемого рынка уязвимой к любым внешним потрясениям.

В рамках законодательства Кыргызской Республики, вмешательство антимонопольного органа на конкурентных рынках возможно лишь в случае слияния, присоединения участников рынка в целях ограничения конкуренции и вытеснения других хозсубъектов с рынка. Таким образом, на сегодняшний день для государственного регулирования данного рынка нет оснований.

  
Деятельность
Годовой отчёт о состоянии конкуренции на товарных рынках
Ценовая информация
Временное государственное регулирование цен на социально значимые товары
Аналитические материалы
Стратегические документы
Метрологический надзор
Государственные закупки
Финансово-хозяйственная деятельность
Международное сотрудничество
Взаимодействие с ЕЭК
Проведение мониторинга и выездных мероприятий
Контрольные мероприятия
Планы проверок
Предписания
Предостережения
Решение по итогам рассмотрения дел
Решения по результатам проверок
Электронные обращения
Опросник для посетителей сайта
Электронное согласование прейскуранта цен
Публичная инициатива по обеспечению равных условий конкуренции на рынках медицинской техники и изделий медицинского назначения государств-членов Евразийского экономического союза

Карта проезда

Контакты

г. Бишкек ул. Б.Баатыра 7Б/1
0(312) 56-33-03
0(312) 56-31-97 | Телефон доверия
priemnaya@antimonopolia.kg
Пон-Пят 09:00 - 18:00