Госагентство провело оценку деятельности ЗАО «Сунель Табак» по установлению сортности и закупочных цен на табак-сырец на предмет соответствия антимонопольному законодательству

Госагентством проведена оценка деятельности ЗАО «Сунель Табак» по установлению сортности и закупочных цен на табак-сырец на предмет соответствия антимонопольному законодательству.

На начальном этапе 90 табаководов Ноокатского и Кадамжайского районов, а также глава Ынтымакского Айыл Окмоту Ноокатского района Ошской области (Д. Райимбердиев) обратились в ГАК «Кыргызтамекиси» и параллельно в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики (на имя заместителя Торага Жогорку Кенеша КР Т.З. Зулпукарова) на недобросовестные действия ЗАО «Сунель Табак» при закупке табака-сырца. Данные действия выражались в занижении сортности и установлении цен по сортам. Однако, ГАК «Кыргызтамекиси» не смогла справиться с ситуацией, принять каких-либо действенных мер и была вынуждена обратиться к заместителю Торага Жогорку Кенеша КР Т.З. Зулпукарову.

Далее заместитель Торага Жогорку Кенеша КР Т.З. Зулпукаров обращается к премьер-министру КР Ж.Ж. Сатыбалдиеву с просьбой оказать содействие в принятии законных мер в отношении указанного вопроса.

В итоге, оценка ситуации проведена Госагентством в соответствии с поручением Вице-премьер-министра Кыргызской Республики Сарпашева Т. (исх.№16-3538 от 06.02.2014г.).

В целях всестороннего изучения сложившейся ситуации на данном рынке и принятия объективного решения по данному вопросу, Госагентством проведены три рабочие встречи. Из них две встречи проведены в г.Бишкек при участии генерального директора ЗАО «Сунель Табак», генерального директора ГАК «Кыргызтамекиси», ответственных лиц Министерства экономики Кыргызской Республики, Центра стандартизации и метрологии при Министерстве экономики Кыргызской Республики.

Третья рабочая встреча проведена Госагентством 19 марта текущего года с выездом на место, в райгосадминистрациях Ноокатского и Араванского районах Ошской области при участии акимов указанных районов, представителя ЗАО «Сунель Табак» и табаководов.

В ходе изучения ситуации, проведения рабочих встреч установлено, что согласно Договору на производство и реализацию табака-сырца, заключенному между ЗАО «Сунель Табак» и сельхозпроизводителями, приемка табака-сырца осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТа 8073-77. Однако, ЗАО «Сунель Табак», в нарушение данного Договора, самовольно без согласования с Центром стандартизации и метрологии при Министерстве экономики КР, в нарушение законодательства в сфере стандартизации и метрологии изменило условия указанного ГОСТа, а именно характеристику показателей качества и нормы сортов для закупаемого табака-сырца.

Согласно информации Центра стандартизации и метрологии при Министерстве экономики КР, на территории Кыргызской Республики действует только ГОСТ 8073-77, самовольное изменение требований и условий ГОСТа недопустимо и является нарушением законодательства Кыргызской Республики.

Таким образом, при приемке табака-сырца ЗАО «Сунель Табак» преднамеренно занижалось качество табачного сырья (сортность) и закупалось у сельхозпроизводителя по более низким ценам.

По информации ГАК «Кыргызтамекиси», в 2013 году при общем объеме закупленного табака-сырца ЗАО «Сунель Табак» (4074 тонн) на 1 сорт приходится всего 692,6 тонн, что составляет всего 17%. В то время как в 2012 году на 1 сорт приходилось 40,4% (1887,6 тонн) от общего объема закупленного табака-сырца. В то же время, объемы закупки 3 сорта табака-сырца в общем объеме за 2012-2013 годы выросли с 30,4% до 51,0%, а объемы 4 сорта – с 2,7% до 7%.

При этом, в 2013 году отмечались благоприятные погодные условия для выращивания табака, сельхозпроизводителями были соблюдены все агротехнические и технологические нормы выращивания, иными словами, качество выращенного табака отвечало всем необходимым требованиям.

Данные действия ЗАО «Сунель Табак» содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в частности, норм статей 4 и 6 Закона Кыргызской Республики «О конкуренции». Так, ЗАО «Сунель Табак», злоупотребляя своим доминирующим положением (по информации ГАК «Кыргызтамекиси», это единственный субъект занимающийся закупкой табака-сырца на территории Ошской, Жалалабадской, Баткенской и части Таласской областей), ущемляет права табаководов, сознательно, изменив условия ГОСТа и тем самым, ставя их в невыгодное положение. В сложившейся ситуации, табаководы, лишенные права выбора, вынуждены продавать выращенную продукцию по ценам, установленным ЗАО «Сунель Табак».

На сегодняшний день, по итогам проведенной Госагентством работы, деятельность ЗАО «Сунель-Табак» приведена в соответствие с законодательством КР и достигнуты следующие положительные результаты:

1.                  ЗАО «Сунель Табак» условия типового Договора на производство и реализацию табака-сырца, заключаемого с табаководами, приведены в соответствие с нормами действующего ГОСТа 8073-77. В настоящее время ЗАО «Сунель Табак» заключены новые Договоры на 2014 год.

2.                  Закупочные цены на табак-сырец 1, 2 и 3 сорта на 2014 год, ЗАО «Сунель-Табак» с учетом предложений крестьян пересмотрены в сторону повышения и установлены на следующих уровнях:

Сорт

Ед.изм.

Уровень закупочных цен

(в сомах)

2013 год

2014 год

Темп роста

(в %)

первый

кг

84,0

95,0

13,1

второй

кг

73,0

76,0

4,1

третий

кг

65,0

68,0

4,6

четвертый

кг

52,0

52,0

-

Принимая во внимание, то, что мировое производство табака-сырца в настоящее время характеризуется перепроизводством, принятые ЗАО «Сунель Табак» меры по повышению уровня закупочных цен на табак-сырец можно охарактеризовать, как существенный вклад в развитие табачной отрасли республики.

Госагентство считает, что проведенные мероприятия окажут действенную поддержку отечественным табаководам и станут стимулом для производства высококачественного табака-сырца.

  
Деятельность
Годовой отчёт о состоянии конкуренции на товарных рынках
Ценовая информация
Временное государственное регулирование цен на социально значимые товары
Аналитические материалы
Стратегические документы
Метрологический надзор
Государственные закупки
Финансово-хозяйственная деятельность
Международное сотрудничество
Взаимодействие с ЕЭК
Проведение мониторинга и выездных мероприятий
Контрольные мероприятия
Планы проверок
Предписания
Предостережения
Решение по итогам рассмотрения дел
Решения по результатам проверок
Электронные обращения
Опросник для посетителей сайта
Электронное согласование прейскуранта цен
Публичная инициатива по обеспечению равных условий конкуренции на рынках медицинской техники и изделий медицинского назначения государств-членов Евразийского экономического союза

Карта проезда

Контакты

г. Бишкек ул. Б.Баатыра 7Б/1
0(312) 56-33-03
0(312) 56-31-97 | Телефон доверия
priemnaya@antimonopolia.kg
Пон-Пят 09:00 - 18:00