ИТОГИ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ АГЕНТСТВОМ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЗА 2021 ГОД

1. Постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Правил закупки субъектами естественных монополий товаров (работ, услуг)» от 5 апреля 2013 года №175

1.1

Соблюдение гарантированных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина

Правила определяют порядок закупок субъектами естественных монополий товаров (работ, услуг), затраты на которые учитываются в ценах (тарифах) на регулируемые товары (работы, услуги).

Правила направлены на обеспечение максимальной экономичности и эффективности закупок, контроля за расходованием средств, выделяемых субъектами естественных монополий, на закупки товаров (работ, услуг), затраты на которые учитываются при формировании тарифов (цен).

Субъект естественной монополии осуществляет закупку товаров (работ, услуг), затраты на которые учитываются в ценах (тарифах) на регулируемые товары (работы, услуги), на тендерной основе. При этом тендер проводится с соблюдением следующих принципов:

1) открытость и гласность проведения тендерных процедур;

2) обеспечение всем потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в тендере;

3) добросовестная конкуренция среди потенциальных поставщиков.

Таким образом, права, свободы и законные интересы физических и юридических лиц соблюдены.

1.2

Наличие нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена нормативными правовыми актами, обладающими более высокой юридической силой

Отсутствуют

1.3

Соблюдение  пределов компетенции Правительства Кыргызской Республики при издании нормативного правового акта

Пределы компетенции Правительства КР при издании НПА соблюдены, Правила приняты в соответствии с Законом КР «О естественных монополиях в Кыргызской Республике»

1.4

Соответствие нормативного правового акта вступившим в установленном порядке в силу международным договорам, участницей которых является Кыргызская Республика, а также вышестоящим нормативным правовым актам

Соответствует.

При этом, Правила не применяются к отношениям, связанным с закупкой товаров (работ, услуг) субъектами естественных монополий, деятельность которых осуществляется во исполнение международных договоров, вступивших в установленном законом порядке в силу, участницей которых является Кыргызская Республика.

1.5

Наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов

Отсутствуют

1.6

Полнота правового регулирования общественных отношений

Общественные отношения урегулированы в достаточной мере

1.7

Наличие коллизий норм права

Отсутствуют

1.8

Наличие ошибок юридико-технического характера

Отсутствуют

1.9

Использование норм, позволяющих расширительно толковать компетенцию органов исполнительной власти, декларативных и устаревших норм права

Отсутствуют

1.10

Количество  и содержание обращений, связанных с применением нормативного правового акта, в том числе с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании, искажением смысла положений нормативного правового акта и нарушениями единообразия его применения

В течение 2021 года жалоб либо обращений относительно норм Правил не поступало

 

1.11

Итоги мониторинга

В настоящее время необходимость внесения изменений и дополнений отсутствует, факторов, снижающих эффективность НПА не выявлено

2. Порядок определения размера оплаты за оказание государственных и муниципальных услуг (работы), утвержденный постановлением Правительства Кыргызской Республики от 26 октября 2000 года N 637

2.1

Соблюдение гарантированных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина

Порядок напрямую не затрагивает права и законные интересы юридических и физических лиц. Порядок является единым методическим указанием по формированию тарифов (цен) на государственные и муниципальные услуги (далее - платные услуги) (работы). При этом, Порядок направлен на защиту предпринимателей и потребителей от необоснованного установления и повышения тарифов (цен) на оказываемые услуги (работы).

2.2

Наличие  нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена нормативными правовыми актами, обладающими более высокой юридической силой

Отсутствуют

2.3

Соблюдение  пределов компетенции Правительства Кыргызской Республики при издании нормативного правового акта

Соблюдаются

2.4

Соответствие нормативного правового акта вступившим в установленном порядке в силу международным договорам, участницей которых является Кыргызская Республика, а также вышестоящим нормативным правовым актам

Соответствует

2.5

Наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов

Отсутствуют

2.6

Полнота правового регулирования общественных отношений

Общественные отношения урегулированы в достаточной мере

2.7

Наличие  коллизий норм права

Отсутствуют

2.8

Наличие  ошибок юридико-технического характера

Отсутствуют

2.9

Использование норм, позволяющих расширительно толковать компетенцию органов исполнительной власти, декларативных и устаревших норм права

Отсутствуют

2.10

Количество и содержание обращений, связанных с применением нормативного правового акта, в том числе с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании, искажением смысла положений нормативного правового акта и нарушениями единообразия его применения

В ходе применения НПА со стороны были следующие обращения:

- по пункту 3 постановления Правительства Кыргызской Республики от 26 октября 2000 года N 637 «Об утверждении Порядка определения размера оплаты за оказание государственных и муниципальных услуг (работы)» о запрете государственным органам, их структурным подразделениям и подведомственным учреждениям, государственным и муниципальным учреждениям взимать плату за исполнение функциональных обязанностей. Так как, платные услуги почти всех учреждений оказывают сотрудники, которые во время оказания платных услуг исполняют свои функциональные обязанности, возникают вопросы о включении (исключении) в себестоимость оплаты заработной платы. В то же время, другими НПА (Постановление Правительства КР от 10 февраля 2012 года №85, профильные законы) эти услуги должны оказываться на платной основе;

 

- по пункту 2.1 Порядка определения размера оплаты за оказание государственных и муниципальных услуг (работы) (далее - Порядок) после слов «затрат органа» добавить слова «фактических и/или плановых», так как при первичном согласовании тарифов учитывается плановые затраты, а при пересмотре тарифов фактические затраты;

 

- по пункту 4.1 Порядка, предусмотрено, что государственные органы, их структурные подразделения, государственные и муниципальные учреждения, которые оказывают услуги, включенные в реестры государственных и муниципальных услуг, обязаны вести раздельный учет по каждому виду платных услуг.

Однако, следует отметить, что Министерство здравоохранения Кыргызской Республики в связи с переходом на единый счет не ведет раздельный учет.

Согласно статьи 8 Бюджетного Кодекса Кыргызской Республики. бюджетная классификация представляет собой группировку доходов, операционных расходов, поступлений в бюджет и расходов, связанных с операциями с государственными (муниципальными) финансовыми и нефинансовыми активами и обязательствами, используемых для формирования и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающих сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Кыргызской Республики, а также унификацию форм бюджетной статистики и их сопоставимость с международными показателями.

Приказом Министерства финансов Кыргызской Республики от 21 декабря 2017 года №161-п, была утверждена Бюджетная классификация Кыргызской Республики.

На основании изложенного, все государственные органы и органы местного самоуправления при осуществлении финансовых и операционных работ руководствуются бюджетной классификацией Кыргызской Республики (далее – БК КР).

Далее, отмечаем, что статья 2214 (классификация расходов БК КР) предусматривает транспортные расходы, и данная статья включает в себя следующие элементы:

22141100 Бензин, дизель и прочее топливо;

22141200 Приобретение запасных частей;

22141300 Обслуживание транспортных средств;

22141900 Прочие транспортные услуги.

При этом, в пункте 5.1. Порядка предусмотрено, что себестоимость услуги (работ) формируется по следующим статьям, в том числе из транспортных расходов, а в данной статье отражаются нормы расхода на ГСМ автомашин, утвержденные в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Помимо этого, статья 2215 (классификация расходов БК КР) направлена на приобретение прочих товаров и услуг, включает следующие подстатьи. 

22151 Приобретение прочих услуг;

22152 Приобретение услуг по сдерживанию;

22153 Расходы на обучение государственных служащих;

22154 Расходы, связанные с оплатой прочих услуг.

Следует отметить, что элемент 22154200 подстатьи 22154 включает в себя представительские расходы, расходы на организацию встреч (в т.ч. расходы на оплату услуг по организации презентаций, встреч делегаций, праздничных или поздравительных встреч для сотрудников и ветеранов).

Однако в пункте 5.2 выше обозначенного Порядка предусмотрено что представительские работы не включаются в себестоимость услуг(работ).

 

-абзац 12 пункта 5.2 «расходы по оплате услуг медицинских и других учреждений по договорам» дополнить словами «не связанные с оказанием государственной платной услуги» так как бывают расходы для оказания услуги.

 

В главе V. «Состав затрат, включаемых в себестоимость

платных услуг (работ)» Порядка добавить (дополнить) подпункт 5.3.

подпункт 5.3 Также к ответственности за нарушение порядка определения применения цен (тарифов) относятся:

-завышение (занижение) регулируемых цен (тарифов) на товар (работы, услуги);

-применение не предусмотренных законодательством Кыргызской Республики наценок (надбавок) к ценам (тарифам).

-включение в стоимость товара (работ, услуг) фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме;

-включение в стоимость товаров (работ, услуг) расходов, превышающих утвержденные нормы или фактические сложившиеся за последние 2 года;

-экономически необоснованное завышение статей затрат при формировании стоимости товара (работ, услуг);

-непредставление уполномоченному органу Кыргызской Республики материалов на установление (согласование) цен (тарифов) или представление с нарушением требований, установленных законодательством Кыргызской Республики;

-реализация товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), не установленным (согласованным) уполномоченным органом;

-применение товаров (материалов, работ, услуг) без осуществления закупки в форме тендера в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке.

Обоснование: в «Порядке определения размера оплаты за оказание государственных и муниципальных услуг (работы)», утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 26 октября 2000 года №637 не полностью раскрыта ответственность за нарушение.

В VII. «Порядок согласования, введения в действие

тарифов (цен) на платные услуги (работы)»

в пункте 7.1 «Документы, представленные не в полном объеме или с отступлением от требований настоящего Порядка, возвращаются на доработку не позднее, чем в 5-дневный срок со дня их поступления», после слов «не позднее чем в 5» добавить слово «рабочих дней»

Также в пункт 7.1 добавить предложение следующего содержания:

При этом документы (расчетные материалы) субъекты не возвращаются.

Срок представления дополнительных данных и иных документов не может превышать 10 рабочих дней со дня получения письма.

Пункт 9.3 Порядка, возникновение у учреждений при осуществлении проверки спорных моментов, по словам «сумма незаконно полученного дохода» и переформулировкой на «сумму необоснованно полученного поступления от платных услуг».

2.11

Итоги мониторинга

Рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в постановление Правительства КР от 26 октября 2021 года №637.

Постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 13 сентября 2021 года № 168 внесены изменения в постановление Правительства Кыргызской Республики от 26 октября 2000 года №637, а именно в пункты 9.1 и 9.2 Порядка определения размера оплаты за оказание государственных и муниципальных услуг (работы), утвержденного указанным постановлением Правительства Кыргызской Республики.

В пункте 9.1 слова "об административной ответственности" заменить словами "о неналоговых доходах";

Пункт 9.2 изложен в следующей редакции:

"9.2. На основании решения государственного антимонопольного органа Кыргызской Республики, его территориальных подразделений денежное взыскание от дохода, полученного в результате нарушения настоящего Порядка, вследствие отклонения от регулируемых требований, установленных государственным антимонопольным органом Кыргызской Республики, подлежит перечислению в республиканский бюджет в 30-дневный срок со дня вручения решения государственного антимонопольного органа Кыргызской Республики, его территориальных подразделений об изъятии или в срок, установленный государственным антимонопольным органом Кыргызской Республики.

В случае несвоевременного перечисления денежного взыскания от дохода, полученного бюджетными учреждениями и организациями, а также органами исполнительной власти, местного самоуправления вследствие отклонения от регулируемых требований, установленных государственным антимонопольным органом Кыргызской Республики, начисляются пени в размере, равном 0,09 процента размера недоимки за каждый день просрочки. Общая сумма начисленной пени не может превышать 100 процентов размера суммы начисленного денежного взыскания. Пени могут не начисляться в случаях, предусмотренных статьей 37 Кодекса Кыргызской Республики о неналоговых доходах.

Ответственность за своевременность уплаты денежного взыскания и взимание пени возлагается на руководство государственного антимонопольного органа Кыргызской Республики.

В случае отказа от уплаты, государственный антимонопольный орган Кыргызской Республики, его территориальные подразделения обращаются с иском в судебные органы о принудительном изъятии денежного взыскания от незаконно полученного дохода, пени".

3. Постановление Правительства Кыргызской Республики «Положение о порядке определения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) хозяйствующих субъектов, регулируемых государством» от 18 февраля 2013 года №83

3.1

Соблюдение гарантированных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина

Положение распространяется на субъекты естественных монополий (в сферах, согласно статьи 2-1 Закона Кыргызской Республики "О естественных монополиях в Кыргызской Республике"), а также другие хозяйствующие субъекты, регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) которых осуществляется по решению Правительства Кыргызской Республики.

Положение является базовым при формировании затрат субъектами естественных монополий, в том числе при применении методов регулирования, предусмотренных статьей 4 Закона Кыргызской Республики "О естественных монополиях в Кыргызской Республике". Установление метода регулирования и специфика формирования цен (тарифов) субъектов учитывается в отраслевой методике, разработанной по согласованию с уполномоченным органом и утвержденной в установленном порядке.

Таким образом, права, свободы и законные интересы физических и юридических лиц соблюдены.

3.2

Наличие  нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена нормативными правовыми актами, обладающими более высокой юридической силой

Отсутствуют

3.3

Соблюдение  пределов компетенции Правительства Кыргызской Республики при издании нормативного правового акта

Пределы компетенции Правительства КР при издании НПА соблюдены, Положение действует в соответствии с Законом КР «О естественных монополиях в Кыргызской Республике»

3.4

Соответствие нормативного правового акта вступившим в установленном порядке в силу международным договорам, участницей которых является Кыргызская Республика, а также вышестоящим нормативным правовым актам

Соответствует

3.5

Наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов

Отсутствуют

3.6

Полнота правового регулирования общественных отношений

Общественные отношения урегулированы в достаточной мере

3.7

Наличие коллизий норм права

1). В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Положения:

- установление метода регулирования и специфика формирования цен (тарифов) субъектов учитывается в отраслевой методике, разработанной по согласованию с уполномоченным органом и утвержденной в установленном порядке.

В то же время в соответствии с пунктом 2 Положения:

- Положение разработано в целях формирования единых подходов для субъектов при определении состава затрат, включаемых в стоимость продукции при установлении (согласовании) цен (тарифов) или их предельного уровня, величины торговой надбавки.

Учитывая, специфику каждой отрасли, формирование единых подходов является нецелесообразным. Таким образом, норма, предусмотренная пунктом 2 Положения, противоречит норме абзаца 2 пункта 1 Положения.

2). Кроме этого, в Положении не отражена полноценная информация по затратам, которые не должны включаться в состав затрат.

Не конкретизирована информация за какой период времени должны учитываться затраты при установлении/согласовании цен (тарифов) на текущий и планируемый период времени.

3). В связи с введением в Закон «О государственных закупках» нормы, предусмотренной пунктом 22 части 4 статьи 21, согласно которой закупающая организация вправе самостоятельно провести закупки методом прямого заключения договора в случае конкретной закупки товаров, работ или услуг у поставщика (подрядчика), определенного решением Кабинета Министров Кыргызской Республики по стоимости, согласованной с уполномоченным государственным органом по вопросам антимонопольного регулирования, антимонопольный орган обязан устанавливать/определять цены субъектам, осуществляющим деятельность в различных сферах, не регулируемых антимонопольным органом, в том числе и субъектам нерезидентам. Учитывая, что нормы Положения не могут охватить специфику каждой отрасли и не распространяются на действия субъектов нерезидентов, возникают проблемы для реализации пункта 22 части 4 статьи 21 Закона «О государственных закупках».

3.8

Наличие  ошибок юридико-технического характера

Отсутствуют

3.9

Использование норм, позволяющих расширительно толковать компетенцию органов исполнительной власти, декларативных и устаревших норм права

Отсутствуют

3.10

Количество и содержание обращений, связанных с применением нормативного правового акта, в том числе с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании, искажением смысла положений нормативного правового акта и нарушениями единообразия его применения

В течение 2021 года обращения по вопросу применения и разъяснения норм Порядка не поступали.

 

3.11

Итоги мониторинга

Вышеуказанные предложения будут направлены в установленном порядке для последующего продвижения

4. Постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Порядка рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства в области недобросовестной конкуренции» от 2 июня 2012 года № 362

4.1

Соблюдение гарантированных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина

Гарантированные права соблюдены

4.2

Наличие  нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена нормативными правовыми актами, обладающими более высокой юридической силой

Отсутствуют

4.3

Соблюдение  пределов компетенции Правительства Кыргызской Республики при издании нормативного правового акта

Соблюдены

4.4

Соответствие нормативного правового акта вступившим в установленном порядке в силу международным договорам, участницей которых является Кыргызская Республика, а также вышестоящим нормативным правовым акта

Соответствует

4.5

Наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов

Отсутствуют

4.6

Полнота правового регулирования общественных отношений

Общественные отношения урегулированы в достаточной мере

4.7

Наличие  коллизий норм права

Отсутствуют

4.8

Наличие  ошибок юридико-технического характера

Отсутствуют

4.9

Использование норм, позволяющих расширительно толковать компетенцию органов исполнительной власти, декларативных и устаревших норм права

Отсутствуют

4.10

Количество и содержание обращений, связанных с применением нормативного правового акта, в том числе с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании, искажением смысла положений нормативного правового акта и нарушениями единообразия его применения

В течение 2021 года жалоб либо обращений относительно норм Правил не поступало

 

4.11

Итоги мониторинга

В настоящее время необходимость внесения изменений и дополнений отсутствует, факторов, снижающих эффективность НПА не выявлено

5. Постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства Кыргызской Республики» от 2 июня 2012 года № 365

5.1

Соблюдение гарантированных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина

Гарантированные права соблюдены

5.2

Наличие  нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена нормативными правовыми актами, обладающими более высокой юридической силой

Отсутствуют

5.3

Соблюдение  пределов компетенции Правительства Кыргызской Республики при издании нормативного правового акта

Соблюдены

5.4

Соответствие нормативного правового акта вступившим в установленном порядке в силу международным договорам, участницей которых является Кыргызская Республика, а также вышестоящим нормативным правовым акта

Соответствует

5.5

Наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов

Отсутствуют

5.6

Полнота правового регулирования общественных отношений

Общественные отношения урегулированы в достаточной мере

5.7

Наличие коллизий норм права

В право применительной практике выявклены сложности и вопросы при обнаружении антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства, в том числе в результате проводимых проверок.

Согласно пункту 9 Правил – антимнопольный орган рассматривает заявление, материалы в десятидневный срок со дня получения обращений. В данном случае не указаны сроки рассмотрения (в том числе с какого дня регистрации каких документов  начинается) в случае выявления антимонопольным органом признаков нарушения.

В пунктах 17-19 и 23 рационально было бы указать рабочие дни, поскольку 3-х дневный срок может выпасть на выходные и праздничные дни.

Пунктом 22 предусмотрено, что, рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства , антимонопольный орган направляет предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

Далее, в случае неисполнения предписания выносит решение по делу в виде:

-постановления о наложении взысканиия;

-постановления о прекращении дела;

-постановления о передаче дела в судебные органы или иные органы, правомочные налагать за данное административное правонарушение административное взыскание иного вида или размера.

В данном случае возникает вопрос – почему  за неисполнение предписания выносится решение в виде постановлений о наложении взыскания и прекращении дела, потому как антимонопольный орган вправе наложить предписанием соответствующие взыскания.

Также непонятен механизм направления (вручения) предписания (постановления), указанных  в пунктах 23 и 24.

Кроме того, Правила определяют организационные и правовые основы при рассмотрении дел по защите и развитию конкуренции и направлены на предупреждениие, ограничение, пресечение моноплистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынков Кыргызской Республики. В данном случае считаем целесообразным заменить слова «недобросовестной конкуренции» заменить на «злоупотребление доминирующим положением», поскольку постановлением Правительства Кыргызской Республики от 2 июня 2012 года №362 утвержден Порядок рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства в области недобросовестной конкуренции.

Также в Правилах отсутствуют процедуры приостановления, прекращения и отложение дел о нарушении антимонопольного законодательства.

5.8

Наличие ошибок юридико-технического характера

Отсутствуют

5.9

Использование норм, позволяющих расширительно толковать компетенцию органов исполнительной власти, декларативных и устаревших норм права

Отсутствуют

5.10

Количество и содержание обращений, связанных с применением нормативного правового акта, в том числе с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании, искажением смысла положений нормативного правового акта и нарушениями единообразия его применения

В течение 2021 года жалоб либо обращений относительно норм Правил не поступало

 

5.11

Итоги мониторинга

Вышеуказанные предложения будут направлены в установленном порядке для последующего продвижения

 

Карта проезда

Контакты

г. Бишкек ул. Б.Баатыра 7Б/1
0(312) 56-33-03
0(312) 56-31-97 | Телефон доверия
priemnaya@antimonopolia.kg
Пон-Пят 09:00 - 18:00