Просто о сложном для потребителей

Часто в адрес антимонопольного органа звучат жалобы, особенно в отношении цен на основные продукты питания и бензин.

Сегодня мы решили просто и доступно объяснить, чем занимается, что должен и чего не должен делать антимонопольный орган по законам нашей страны.

Регулируются цены на услуги естественных монополий на –питьевую холодную воду и канализацию, услуги аэропортов и навигации, стационарные телефоны, пересылка писем, проезд по железной дороге внутри республики, телевидение и радио (только соц. пакет, не кабельное) (Газ свет, тепло – регулируются ГАР ТЭК) – это все! Цель регулирования – соблюдение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.

С 2017 года освобождены от антимонопольного регулирования цен цемент, бензин, кирпич, авиаперелеты по республике, услуги сотовой связи, вывоз мусора, услуги лифтов, междугородние пассажирские перевозки, сигареты, а также такие продукты как сахар, мука, спирт и др.

На рынках продуктов питания и многих других конкурентных рынках (где много покупателей и продавцов) цены не регулируются.

Но! Определен Перечень социально-значимых товаров, на которые Правительством МОЖЕТ БЫТЬ введено государственное регулирование цен, если есть резкий рост цен.

1. Мука пшеничная первого сорта

2. Хлеб пшеничный из муки первого сорта (формовой), хлебобулочные изделия (лепешка)

3. Молоко жирностью 2,5-3,2%, творог

4. Масло растительное подсолнечное

5. Масло сливочное (несоленое, не менее 72,5% без наполнителей и растительных жиров)

6. Чай (байховый черный, зеленый)

7. Мясо (говядина, баранина, свинина, птица)

8. Рыба свежемороженая в тушках, потрошеная и непотрошеная (семейства карповых, сельдевых, скумбриевых, лососевых)

9. Сахар-песок

10. Соль йодированная поваренная пищевая

11. Рис

12. Гречка

13. Пшено

14. Макаронные изделия

15. Яйца куриные

16. Детское питание (сухие смеси и каши)

17. Овощи (картофель, репчатый лук, морковь, белокочанная капуста, помидор, огурец, чеснок)

18. Фрукты (яблоки)

19. Уголь

20. Бензин марки Аи-80 и Аи-92, дизельное топливо

21. Сжиженный газ

22. Ткани шелковые из искусственных волокон

23. Швейные нитки

24. Минеральные удобрения

25. Корма (сено, солома, комбикорм, отруби и зерновые корма)

Например, в прошлом году с 25 мая по 25 августа Кабмином введено временное государственное регулирование цен на сахар-песок и масло растительное. Антимонопольным органом установлены розничные надбавки. Размеры надбавок отслеживались, еженедельно проводился мониторинг цен на эти продукты и анализ.

Проведено 84 выезда, проведены разъяснительные мероприятия в 499 объектах, выдано 33 предписания продавцам-нарушителям.

Но! Проверять продавцов антимонопольный орган тогда не мог – был введен мораторий (запрет) на проведение проверок.

В конце прошлого года было введено государственное регулирования цен на уголь, которое уже завершается. Антимонопольному органу удалось стабилизировать цены на уголь в условиях повышенного, даже ажиотажного спроса на него и дефицита угля. Кроме этого, для насыщения рынка углем была достигнута договоренность о дополнительных поставках угля на север республики.

Внимание! Антимонопольный орган – это не Государственный комитет цен Советского Союза, который регулировал ВСЕ цены в магазинах. Хотя и в Советском Союзе цены на базарах всегда были высокими и не регулировались.

В условиях рынка продавцы самостоятельно устанавливают цены без участия государства. Ценообразование свободное. Только рынок диктует цены, которые зависят от многих причин:

- республика зависит от импорта (масло растительное, яйца, крупы, сахар, бензин и др.);

- влияет курс доллара на товары, которые ввозятся из других стран.

- маловодье и нехватка поливной воды;

- климатические условия сильно изменились, то засуха, то заморозки, это влияет на урожайность, как случилось в этом году с морковью. Из-за заморозков был отложен посев, а из-за засухи снижен новый урожай моркови.

Все эти факторы определяют ситуацию на рынке, спрос и предложение. Яркий пример:

Предложение моркови старого урожая ограничено, нового урожая еще нет – цена растет. Будет много товара на рынке – цена упадет.

Вы спросите: Так зачем же тогда нам нужен антимонопольный орган?

Ответим:

- Цель антимонопольного органа – развить и защитить конкуренцию на рынках.

- Антимонопольный орган регулирует деятельность естественных монополий.

- Антимонопольный орган согласовывает стоимость государственных платных услуг (например, стоимость услуг по получению паспорта, выдача различных справок, стоимость медицинских услуг в государственных больницах и поликлиниках и др.).

- Антимонопольный орган не борется с монополиями (доминантами). Он заставляет их работать по законам, не нарушать права конкурентов, заключать антиконкурентные соглашения, согласованные действия, например, по поддержанию цен, созданию дефицита.

- Антимонопольный орган изучает решения других государственных органов. К примеру, если таким решением представляются льготы одним, ущемляются права других, то антимонопольный орган устраняет нарушения.

- Антимонопольный орган проводит опрос цен на рынках, анализирует ситуацию по социально-значимым товарам, разъясняет продавцам, поставщикам, производителям, торговым сетям, крупным магазинам, что нельзя необоснованно повышать цены, ведет целенаправленную работу, чтобы предотвратить нарушения.

- Антимонопольный орган не регулирует цены на базарах и не проверяет предпринимателей.

- Антимонопольный орган защищает права потребителей. Если вы купили просроченный или бракованный товар, вас обманули, обвесили, обсчитали, не указали четкие сроки начала и конца скидок и акций в магазинах… СОХРАНЯЙТЕ ЧЕК!!! Обращайтесь к нам!!!

- Антимонопольный орган занимается вопросами рекламы. Реклама должна доносить до потребителя достоверную информацию, быть на государственном и официальном языках, понятной и ясной, не вводить потребителей в заблуждение, не допускать оскорблений, в том числе, религиозного и межнационального характера, некорректных сравнений.

Мы не карательный орган, мы работаем методами предупредительного характера:

- анализируем рынки – что ввозится и вывозится и откуда, что производится, что происходит в соседних странах и в мире и как это отражается на нашей республике;

- следим за ценовой ситуацией (но цены на рынках – не регулируем!);

- ведем разъяснительную работу с продавцами, поставщиками, производителями о недопущении необоснованного повышения цен;

- работаем с Торговыми сетями;

- широко освещаем нашу деятельность в средствах массовой информации и в Интернете.

Заходите на наш сайт! antimonopolia.gov.kg

Там есть все: наша работа, новости, контакты. Пишите, звоните, обращайтесь, мы дадим разъяснения, поможем и проконсультируем.

 

  
Деятельность
Годовой отчёт о состоянии конкуренции на товарных рынках
Ценовая информация
Временное государственное регулирование цен на социально значимые товары
Аналитические материалы
Стратегические документы
Метрологический надзор
Государственные закупки
Финансово-хозяйственная деятельность
Международное сотрудничество
Взаимодействие с ЕЭК
Проведение мониторинга и выездных мероприятий
Контрольные мероприятия
Планы проверок
Предписания
Предостережения
Решение по итогам рассмотрения дел
Решения по результатам проверок
Электронные обращения
Опросник для посетителей сайта
Электронное согласование прейскуранта цен
Публичная инициатива по обеспечению равных условий конкуренции на рынках медицинской техники и изделий медицинского назначения государств-членов Евразийского экономического союза

Карта проезда

Контакты

г. Бишкек ул. Б.Баатыра 7Б/1
0(312) 56-33-03
0(312) 56-31-97 | Телефон доверия
priemnaya@antimonopolia.kg
Пон-Пят 09:00 - 18:00