Буклет приуроченный к 41 заседанию МСАП

 

Уважаемые коллеги,

Выпуск этого небольшого сборника приурочен к 41 заседанию МСАП, которое очередной раз состоится в Кыргызской Республике, на берегу великолепного озера Иссык-Куль.

Сборник посвящен краткому знакомству с антимонопольным органом Кыргызской Республики – Государственным агентством антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики.

В сборнике показана структура нашего органа, как центрального аппарата, так и территориальных органов, кратко освещены основные направления деятельности, приведены основные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность нашего Госагентства.

В сборнике мы показали все этапы развития антимонопольного органа, его становления, преобразования с начала создания по сегодняшний день, его место в структуре государственной власти, роль и значение в проведении общей политики государства.

 

С уважением,                                                                                                                                                 Болсунбек Казаков,

Директор Государственного агентства антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики 

 

 

Этапы развития антимонопольного органа

Образование и формирование правовых основ антимонопольного органа Кыргызской Республики начинается с момента принятия Президентом Республики Кыргызстан Указа «О Государственном комитете Республики Кыргызстан по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства» от 1 февраля 1991 года №79.

 

В этом же году Указом Президента Республики Кыргызстан от 20 августа 1991 года №258 антимонопольный орган преобразован в Государственный антимонопольный комитет Республики Кыргызстан.

 

Через год, Указом Президента Республики Кыргызстан от 22 февраля 1992 года №751, Комитет преобразован в Государственный комитет Республики Кыргызстан по ценам и антимонопольной политике.

 

Постановлением Правительства Кыргызской Республики 23 августа 1994 года №639 Государственный комитет по ценам и антимонопольной политике преобразован в Государственный департамент по антимонопольной политике при Министерстве экономики и финансов Кыргызской Республики.

 

Указом Президента Кыргызской Республики от 1 октября 1998 года №294, на базе Государственного департамента по антимонопольной политике при Государственном комитете Кыргызской Республики по экономике образована Национальная комиссия по защите и развитию конкуренции при Президенте Кыргызской Республики.

 

В конце декабря 2000 года издан Указ Президента Кыргызской Республики №363 «О реорганизации центральных органов государственного управления». В соответствии с ним, Национальная комиссия преобразована в Государственную комиссию при Правительстве Кыргызской Республики по антимонопольной политике, ее правовое положение изменилось, и она стала органом, находящимся в подчинении Правительства.

 

7 февраля 2004 года Указом Президента Кыргызской Республики №39а «О мерах по дальнейшему совершенствованию структуры центральных органов исполнительной власти», антимонопольный орган был преобразован в структурное подразделение Министерства экономического развития, промышленности и торговли Кыргызской Республики в статусе Департамента по антимонопольной политике.

 

Указ Президента Кыргызской Республики 10 октября 2005 года №448 «Об образовании Национального агентства Кыргызской Республики по антимонопольной политике и развитию конкуренции» на базе Государственного департамента по антимонопольной политике при Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Кыргызской Республики и Государственного агентства по энергетике при Правительстве Кыргызской Республики.

 

16 марта 2007 года Указом Президента Кыргызской Республики № 96 «Об организационных мерах по реализации положений Закона Кыргызской Республики «О структуре Правительства Кыргызской Республики» от 29 марта 2007 года УП №116, Национальное агентство Кыргызской Республики по антимонопольной политике и развитию конкуренции было преобразовано в Государственное агентство по антимонопольной политике и развитию конкуренции при Правительстве Кыргызской Республики.

 

4 декабря 2009 года в соответствии с Законом Кыргызской Республики №732 «Об утверждении структуры Правительства Кыргызской Республики», Указом Президента Кыргызской Республики «О мерах по обеспечению реализации Закона Кыргызской Республики «О структуре Правительства Кыргызской Республики» от 26 октября 2009 года №425, Государственное агентство по антимонопольной политике и развитию конкуренции при Правительстве Кыргызской Республики преобразовано в Государственное агентство антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики.

 

В январе 2012 года произошло существенное изменение в системе исполнительной власти Кыргызской Республики, когда антимонопольный орган вошел в состав Министерства экономики и антимонопольной политики Кыргызской Республики.

 

В соответствии с постановлениями Правительства Кыргызской Республики:

- «О функциональных и структурных изменениях в системе государственных органов исполнительной власти Кыргызской Республики» от 5 марта 2013 года №109;

- «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об органах государственного управления при Правительстве Кыргызской Республики и других организациях в ведении Правительства Кыргызской Республики» от 12 января 2012 года № 12» от 5 марта 2013 года №110,

на базе Департамента по развитию конкуренции при Министерстве экономики Кыргызской Республики в 2013 году вновь образовано Государственное агентство антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики.

 

Руководители

Государственного агентства антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики

Директор – Казаков Болсунбек Кумушбекович

Присоединение Кыргызской Республики к Единому экономическому пространству Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, с учетом дальнейшего формирования Евразийского экономического союза, должно стать еще одним шагом для антимонопольного органа нашей страны по конструктивному усилению и углублению сотрудничества под эгидой МСАП. Это обновленное сотрудничество должно стать основным стимулом к поиску новых экономических подходов и принципов антимонопольного регулирования в рамках евразийской интеграции.

Статс-секретарь - Мамыралиев Айбек Абасканович

Подбор грамотных специалистов – экономистов, юристов, аналитиков – наша основная цель. Через кадровую политику осуществляется реализация целей и задач управления персоналом, поэтому её справедливо считают ядром системы управления персоналом. Сейчас спектр деятельности в сфере кадровой политики становится гораздо шире: планирование, организация, мотивация и контроль работы персонала. Кадровая политика является одной из важнейших социально-экономических характеристик любой организации, и особенную значимость данный аспект приобретает в условиях рыночной экономики.

Заместитель директора – Тайлаков Кенешбай Доскулович

Неограниченная экономическая власть, которой обладают хозяйствующие субъекты, действующие на монопольных участках рынка, создает угрозу злоупотребления ими своим исключительным правом. Это порождает проблему регулирования и контроля их деятельности со стороны государства. Отношения между государством и субъектами естественных монополий имеют огромное значение. Они решающим образом влияют на бюджетообеспеченность страны и сохранение социальной стабильности в силу того, что естественно-монопольные сферы являются, по сути, фундаментом жизнеобеспечения. Характер взаимодействия государства и естественных монополистов не может быть одинаковым для всех отрезков времени, он определяется конкретно-исторически. Государственное воздействие на них должно осуществляться в правовой форме.

Заместитель директора – Исаев Бакытбек Аскербекович

Любое начинание должно основываться на глубоком экономическом анализе, являющимся краеугольным камнем для принятия антимонопольным органом взвешенных и аргументированных решений, что особенно важно в современных условиях динамично меняющихся рынков. Систематическое, целенаправленное, комплексное изучение рынка приобретает первостепенное значение для антимонопольного органа с учетом предстоящих изменений в законодательстве, в том числе, и антимонопольном. С вхождением Кыргызской Республики в Таможенный союз потребуется изучение и аналитика тенденций и процессов развития рынка, включая анализ изменения экономических, законодательных и других факторов.

 

Структура Государственного агентства антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики

 

Структура Госагентства состоит из центрального аппарата (43 штатные единицы) и территориальных подразделений (38 штатных единиц).

В центральном аппарате функционируют - 1 управление, 6 отделов, 2 сектора:

- отдел комплексного анализа и отчетности проводит анализ конкурентной среды на рынках, формирует и ведет реестр субъектов монополистов;

 - отдел контроля рекламы, защиты прав потребителей и конкуренции, который занимается выявлением антиконкурентных соглашений (согласованных действий), рассматривает дела по недобросовестной конкуренции, пресечением фактов ограничения конкуренции, жалобы и заявления потребителей товаров и услуг, а также осуществляет контроль рекламной деятельности;

- отдел регулирования монополий осуществляет государственное регулирование субъектов естественных и разрешенных монополий;

- отдел регулирования энергетики осуществляет государственное регулирование монополий в сфере ТЭК;

- отдел регулирования платных услуг, в функции которого входит согласование цен (тарифов) на платные государственные услуги;

- управление контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в функции которого входит проведение проверок по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства Кыргызской Республики, а также правильности формирования и применения цен (тарифов) хозяйствующими субъектами, государственными органами и их структурными подразделениями, органами местного самоуправления, организациями, учреждениями в установленном порядке;

- сектор правовой работы и международного сотрудничества занимается разработкой проектов НПА; ведет вопросы международного сотрудничества, осуществляет юридическое сопровождение деятельности антимонопольного органа;

- сектор кадров осуществляет работу по отбору, адаптации, развитию и оценке персонала.

- отдел бухгалтерского учета и делопроизводства осуществляет ведение бухгалтерского учета и делопроизводства, обеспечение переводом на государственный и официальный языки всей документации.

Территориальные органыпредставлены 1 управлением и 8 территориальными отделами, которые проводят работу по антимонопольному регулированию на местах.

Структура

Государственного агентства антимонопольного регулирования

при Правительстве Кыргызской Республики

 

Нормативная правовая база, регламентирующая деятельность антимонопольного органа Кыргызской Республики

Законы:

1.                     Закон Кыргызской Республики “О конкуренции”

2.                     Закон Кыргызской Республики “О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике”

3.                     Закон Кыргызской Республики “О рекламе”

4.                     Закон Кыргызской Республики “О защите прав потребителей”

 

Подзаконные акты:

1.                Правила по анализу и оценке состояния конкурентной среды на товарных рынках, утверждённые приказом Государственного агентства антимонопольного регулирования при Правительстве КР от 5 декабря 2011 года №113.

2.                Правила по формированию и ведению Государственного реестра субъектов естественных и разрешенных монополий Кыргызской Республики, утверждённые приказом Государственного агентства антимонопольного регулирования при Правительстве КР от 5 декабря 2011 года №113;

3.                Положение о порядке определении цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных и разрешенных монополий утвержденное постановлением Правительства Кыргызской Республики № 83 от 18.02.2013 г.

4.                Постановление Правительства КР от 11 июня 2012 года №391 «Об утверждении Правил о принудительном разделении (выделении) хозяйствующих субъектов»;

5.                Постановление Правительства КР от 2 июня 2012 года №362 «Об утверждении Порядка рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства в области недобросовестной конкуренции»;

6.                Постановление Правительства КР от 2 июня 2012 года №365 «Об утверждении Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства Кыргызской Республики»;

7.                Постановление Правительства КР от 2 июня 2012 года №364 «Об утверждении Правил по выявлению, пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) ограничивающих конкуренцию»;

8.                Постановление Правительства КР от 21 июня 2012 года №431 «Об утверждении Правил по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства Кыргызской Республики в процессе экономической концентрации»;

9.                Постановление Правительства Кыргызской Республики от 1 июня 2012 года №351 «Об утверждении Правил рассмотрения государственным антимонопольным органом проектов инвестиций, бизнес-планов, текущих отчетов, учетной политики и материалов переоценки основных средств субъектов естественных и разрешенных монополий».

10.           Постановление Правительства Кыргызской Республики от 2 июня 2012 года №366 «Об утверждении Правил рассмотрения государственным антимонопольным органом ходатайств и уведомлений, представленных в соответствии с требованиями статьи 5 Закона Кыргызской Республики «О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике».

11.           Правила закупки субъектами естественных и разрешенных монополий товаров (работ, услуг), утвержденые постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5.04.2013 г. №175.

12.           Постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Единого реестра (перечня) государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти, их структурными подразделениями и подведомственными учреждениями»  от 10 февраля 2012 года №85.

13.           Постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о методике формирования тарифов (цен) на платные услуги (работы)» от 26 октября 2000 года №637.

14.           Постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о формировании и применении тарифов на платные образовательные услуги в Кыргызской Республике от 18 мая 2009 года №300.

 

 

Основные направления деятельности

Международное сотрудничество

 

В рамках международного сотрудничества, в частности, МСАП, Международной конкурентной сети (МКС), антимонопольный орган Кыргызской Республики получает положительный опыт, являющийся основой его позитивного движения и развития.

В ходе проводимых совместных мероприятий рассматривается роль конкурентного законодательства в экономическом росте и развитии стран, международный опыт антимонопольного регулирования, обозначаются существующие проблемы, определяются пути их решения, способы повышения результативности правоприменительной практики.

Такое сотрудничество взаимно обогащает его участников, наполняет современным содержанием деятельность антимонопольных (конкурентных) ведомств, определяет новые стимулы, дает толчок к применению наиболее успешных практик в сфере антимонопольного регулирования.

 

 

Развитие и защита конкуренции

Конкуренция в Кыргызской Республике является важнейшим институтом развития современной рыночной экономики. В этой связи развитие и защита конкуренции является самой актуальной задачей антимонопольного органа.

Для обеспечения эффективных мер по развитию конкурентной среды требуется выработка и проведение в жизнь целенаправленной государственной конкурентной политики для предупреждения, ограничения, пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Комплекс мер, принимаемых государством и направленных на обеспечение условий для развития конкуренции, в настоящее время требует существенной корректировки в соответствии с реалиями времени.

Так, в рамках вхождения в Таможенный союз и в условиях объективной необходимости гармонизации законодательств, уже разработан проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О конкуренции», максимально приближенный к Модельному закону «О конкуренции». Принятие данного законопроекта станет существенным достижением, явится очередным шагом к формированию новой системы антимонопольного регулирования в едином экономическом пространстве.

Антимонопольным органом также предпринимаются конкретные меры согласно утвержденной «Дорожной карте»по присоединению Кыргызской Республики к единому экономическому пространству, которые позволят объединить усилия стран-участниц по развитию и защите конкуренции, внедрить наилучшие практики других стран в этой области.

 

 

Регулирование монополий

Кардинальным отличием регулирования монополий в Кыргызстане от других стран является регулирование, кроме естественных монополий, так называемых “разрешенных монополий”.

Достаточным основанием для признания субъекта разрешенным монополистом,является его доминирующее положение субъекта на рынке. При этом, учитывается наличие рыночной силы и факты злоупотребления доминирующим положением.

 

В настоящее время Реестры субъектов-монополистов являются рычагом, основным инструментом регулирования, которое, в свою очередь, направлено на достижение баланса интересов предприятий-монополистов и потребителей их товаров (работ, услуг), а также на создание условий для эффективного функционирования субъектов-монополистов.

 

Принятый Закон Кыргызской Республики «О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике» дал возможность существенно расширить правовую базу для эффективной реализации государственной конкурентной политики, обеспечивающей хозяйствующим субъектам и населению защиту от неправомерных действий со стороны предприятий-монополистов. Сегодня этот закон является основным нормативным правовым документом, регламентирующим отношения, возникающие в сфере деятельности естественных и разрешенных монополий, а также содействует формированию рыночных отношений на основе антимонопольного регулирования, демонополизации монопольных отраслей экономики.

В предверии вхождения в Таможенный союз, Госагентством начата работа по существенному изменению подходов к ведению реестров, поэтапному отказу от регулирования разрешенных монополий, разработке нормативной базы для ведения Перечня субъектов, занимающих доминирующее положение, в целях экономико-статистического наблюдения за их поведением на рынках и применения мер в случае нарушения ими антимонопольного законодательства, а также превентивных мер посредством адвокатирования конкуренции.

 

Сфера энергетики

В Кыргызской Республике антимонопольное регулирование в сфере энергетики включает отрасли электрической и тепловой энергии, а также природного газа.

Антимонопольное регулирование данной сферы со стороны Госагентства находилось в его полномочиях с сентября 2012 года по настоящее время, когда были внесены изменения в законодательство, в частности, в Закон Кыргызской Республики «О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике». Тогда данная функция была передана антимонопольному органу от отраслевого органа по регулированию топливно-энергетического комплекса.

За указанный период, во исполнение переданных полномочий, антимонопольным органом был проведен полный анализ деятельности энергокомпаний за 2012-2013г.г. и проекта технико-экономических показателей энергокомпаний на 2014 год в целях приведения ценообразования в отрасли энергетики в соответствие антимонопольному законодательству Кыргызской Республики.

В результате этой работы был изменен существующий подход к ценообразованию в сфере энергетики, применен принцип формирования себестоимости, исходя из экономически обоснованных затрат.

 

Защита прав потребителей

 

Реализация конкурентной политики в нашей стране, регулирование монопольных структур и другая деятельность антимонопольного органа неразрывно связаны с защитой прав потребителей. Поэтому эта функция возложена на антимонопольный орган нашей республики, при этом, главным инструментом регулирования взаимоотношений между производителями товаров и услуг и потребителями является Закон Кыргызской Республики «О защите прав потребителей».

Этому направлению работы уделяется огромное внимание, в связи с чем, в Кыргызской Республике создан Координационный совет по защите прав потребителей на республиканском и региональном уровнях, возглавляемый премьер-министром Кыргызской Республики. Антимонопольный орган Кыргызской Республики является членом Консультативного совета по защите прав потребителей государств-участников СНГ.

Работа по защите потребительских прав на современном этапе трансформируется и совершенствуется, сфера применения Закона Кыргызской Республики «О защите прав потребителей» существенно расширяется и распространяется практически на все отрасли экономики – энергетику, связь, транспорт, медицину, образование и т.д.

Поэтому законодательство о защите прав потребителей в соответствии с текущим моментом и требованиями времени должно охватить весь передовой положительный опыт других стран. И данная работа начинается с гармонизации законодательств стран-участниц Таможенного союза.

 

 

Платные услуги

Кыргызская Республика является социально-ориентированным государством. И регулирование антимонопольным органом тарифов на услуги здравоохранения, образования и некоторые другие платные государственные услуги в нашей стране направлено на сдерживание необоснованного роста цен на эти услуги, обеспечения их доступности для населения, а также на усиление ответственности учреждений, их оказывающих.

Ведется единый реестр (перечень) государственных услуг, который включает в себя платные и бесплатные услуги, оказываемые государственными органами и их подведомственными учреждениями.

Посредством данной работы реализуется защита прав потребителей, в том числе, социально уязвимых категорий населения.

 

Контроль за рекламной деятельностью

В современном мире реклама прочно заняла свое место, огромный массив рекламной информации распространяется через всевозможные источники информации.

В этой связи, государство, в лице антимонопольного органа, с одной стороны должно обеспечить права субъектов предпринимательской деятельности на свободное распространение информации о себе и своих товарах (работах, услугах), а с другой стороны – права потребителей на получение полной и достоверной информации.

Для достижения этих целей, работа антимонопольного органа осуществляется посредством проведения ежедневных мониторингов всех видов рекламы, рассмотрения заявлений юридических и физических лиц, проведения круглых столов и семинаров для участников рекламного рынка. Данные мероприятия проводятся с привлечением институтов гражданского общества в рамках государственного частного партнерства.

Перспективным направлением в регулировании рекламной деятельности в настоящее время также является адаптация законодательства в сфере рекламы к законодательствам стран-участниц Таможенного союза.

 

 

Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства

Одним из действенных рычагов воздействия на регулируемые Госагентством сферы, является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, принимаемых антимонопольным органом решений.

Особенностью этого контроля в Кыргызской Республике является осуществление контрольных мероприятий, в процессе которых осуществляется не только контроль за формированием и применением цен (тарифов), но и проводится полный анализ регулируемых видов деятельности, в частности, закупок, проведенных посредством тендеров, договорных отношений проверяемых субъектов, чем также обеспечивается защита прав потребителей.

В соответствии с проводимой Правительством Кыргызской Республики политикой оптимизации государственной службы, была введена практика проверок органов исполнительной власти и их структурных подразделений один раз в два-четыре года. Одновременно, сосредоточены усилия на проверках субъектов предпринимательства, имеющих высокие критерии риска. Это позволило увеличить сумму штрафных санкций, перечисляемых в республиканский бюджет. Так, при снижении общего количества проверок в 2013 году по сравнению с 2009 годом на 34,33%, общая сумма наложенных штрафных санкций выросла на 293,2%.

 

Динамика штрафных санкций, примененных антимонопольным органом Кыргызской Республики

 

(млн. сом)

Карта проезда

Контакты

г. Бишкек ул. Б.Баатыра 7Б/1
0(312) 56-33-03
0(312) 56-31-97 | Телефон доверия
priemnaya@antimonopolia.kg
Пон-Пят 09:00 - 18:00