Информация Службы антимонопольного регулирования, относительно ценовой ситуации на рынке социально значимых товаров

Служба антимонопольного регулирования при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики (далее - Служба), относительно текущей ценовой ситуации на рынке социально значимых товаров сообщает следующее.

В течение марта 2022 года, Службой был отмечен рост цен на отдельные социально значимые товары (сахар, растительное масло, мука, хлеб, минеральные удобрения, ГСМ). Причиной роста цен стало:

- колебание курсов иностранных валют;

- импортозависимость Кыргызстана от товаропроизводящих стран – России, Казахстана, Беларуси. На отдельные виды социально значимых товаров импортозавизимость составляет от 75% и выше;

- повышение оптово-отпускных цен производителями в закупаемых странах;

- ограничение экспортных поставок товаров со стороны стран-поставщиков, как готовой продукции, так и сырья;

- удорожание логистики.

Следует отметить, что повышение курса доллара США не единственный фактор повышения цен на отдельные продукты питания. Заметное повышение цен на отдельные продукты питания отмечалось еще в 2021 году, в связи с неурожаем сахарной свеклы, масличных культур и др. сельскохозяйственных культур в странах поставщиках и разрывом товаропроводящей цепи вследствие пандемии.

Кроме того, рост цен обусловлен повышением цен на ГСМ. С начала 2021 года на внутреннем рынке наблюдается рост розничных цен на бензин на 80% и дизельное топливо более чем на 75%. Причиной тому является повышение оптово-отпускных цен российскими НПЗ на более чем 100%.

Таким образом, к повышению цен привели возросшие издержки производителей (затраты на ГСМ, оборудование, комплектующие/запчасти к оборудованию и сельхозтехнике, подорожание удобрений, упаковочные материалы, заработная плата и др.).

Для стабилизации ценовой ситуации и избежания дефицита продукции, в государствах - членах ЕАЭС в Беларуси, Казахстане, России для защиты внутренних рынков применяются такие меры, как государственное регулирование цен, запреты/ограничения и экспортные пошлины на ввоз/вывоз определенных товаров, или применяются другие защитные меры (дотации, товарные интервенции и др.), что в свою очередь повлияло на рост экспортных цен.

В ходе проводимой работы с торговыми сетями, производителями, импортерами и различными ассоциациями, Службой было установлено, что хозяйствующими субъектами производится импорт продукции, объем реализации которого на территории республики рассчитывается до одно месяца, а иногда и более в зависимости от сезона. Таким образом, поставщиками контракты были заключены на поставку товаров, когда цена доллара США изменялась (95 - 105 - 95 - 88 - 86 сом).

Также в ходе взаимодействия с импортерами было установлено, что экспортные цены продолжают расти в странах производителях и на каждую партию товара выставляется цена с удорожанием от 5 до 20%, что не позволяет пересмотреть цены даже с учетом того, что курс доллара США имеет тенденцию снижения.

В настоящее время, в рамках мер принимаемых Кабинетом Министров Кыргызской Республики и государственными органами, в том числе с учетом установления ставки НДС на импорт в размере 0% на ряд товаров (сахар и растительное масло) способствует дальнейшему сдерживанию цен.

Также способствовало спаду ажиотажа проведенная товарная интервенция растительного масла на внутреннем рынке. Службой, с учетом сложившейся ценовой ситуации на рынке растительного масла в целях защиты социально уязвимых слоев населения установлена цена на масло растительное - 130 сом/л.

Стоит отметить, что Службой в период роста цен, проводилась работа не только с торговыми сетями, но и руководством производителей муки, сахара, с администрациями рынков и торговцев социально значимыми товарами, так были охвачены в процессе проводимой работы более 3500 субъектов по республики, организованы и проведены рабочие встречи с торговыми сетями, импортерами и поставщиками 34.

По итогам работы были достигнуты договоренности:

- в рамках Соглашения о сотрудничестве на рынке реализации сахара-песка для населения между антимонопольным ведомством - хозяйствующими субъектами-производителями, импортерами и продавцами сахара-песка, в лице ОАО «Каинды Кант», ОАО «Кошой» и торговыми сетями, по которому - торговые сети будут реализовывать сахар-песок цене по дисконтным картам / картам лояльности. Сегодня сахар реализуется по 60 сом по картам лояльности и по 78 сом без ограничений за кг.

- в рамках Соглашения о сотрудничестве между Министерством экономики и коммерции, Минсельхозом и предприятиями мукомольной отрасли Кыргызской Республики, которое способствует насыщению рынка качественной пшеничной мукой и кормами для животноводства по доступным ценам, а также мукомольные предприятия взяли на себя ряд обязательств по обеспечению республики мукой. Действует по август т.г.) сдерживаются цены на муку и хлеб.

- о снижение оптово-отпускных цен мукомольными предприятиями в Иссык-Кульской и Чуйской областях, продолжается аналогичная работа по другим областям.

Также во исполнение поручения Заместителя Председателя Кабинета Министров КР Торобаева Б.Э. Службой совместно с Ассоциацией мукомолов Кыргызстана, производителями организованы ярмарки по продаже растительного масла, муки и сахара. На ярмарках местная мука первого сорта реализуется по 1650 сом - 50 кг., сахар - 70-72 сом кг., растительное масло - 720 сом за 5 л.

Законом Кыргызской Республики «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления» в компетенцию местной госрайадминистрации входит обеспечение ценовой и проведение единой антимонопольной и конкурентной политики. В связи с чем, а также в рамках поручения Кабинета министров Кыргызской Республики территориальными отделами Службы на постоянной основе проводятся выездные мероприятия по крупным торговым объектам (торговые сети, магазины, оптово-отпускные рынки и рынки розничной реализации) и проводятся разъяснительные мероприятия о недопустимости необоснованного повышения цен на социально значимые товары, а также соблюдении прав потребителей.

Мониторинг цен на социально значимые товары в апреле т.г. показал стабилизацию цен, а также отсутствие резкого роста цен по сравнению с мартом 2022 года.

Сегодня цены на социально значимые товары в Кыргызской Республики сложились ниже, чем в государствах – членах ЕАЭС и соседних странах, что говорит о достигнутом положительном эффекте в рамках проделанной работы.

 

Средние рыночные сравнительные цены на 13.04.2022г. в государствах-членах ЕАЭС и соседних странах

(в сомах по курсу НБКР)

Наименование товара

Кыргызстан

Казахстан

Россия

Белоруссия

Армения

Таджикистан

Узбекистан

Сахар-песок (кг)

83

98

85

65

90

120

80

Масло подсолнечное рафинированное (литр)

167

170

140

130

230

230

225

* При мониторинге розничных цен не учитывалась реализация сахара в Российской Федерации по системе скидок (картам лояльности) в торговых объектах - 56 руб/кг и в Кыргызской Республике - 60 сом/кг.

В рамках антимонопольного законодательства Кыргызской Республики, Служба имеет право применить определенные действия в отношении субъектов естественных монополий, хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, а также субъектов, деятельность которых направлена на получение неправомерного дополнительного дохода путем ведения недобросовестной конкуренции, заключения антиконкурентных соглашений и иных действий (сговор, согласованные действия и т.д.), путем вытеснения конкурентов с рынка и ущемления прав потребителей.

Государственное регулирование цен (тарифов) допустимо только на товары, работы, услуги субъектов естественной монополии, к которым относятся субъекты ЖКХ (централизованное водоснабжение и канализация), услуги Кыргызтелекома, Кыргызпочтасы, железнодорожные перевозки, аэронавигация воздушных полетов (взлет и посадка). Подробнее можно ознакомиться на нашем сайте в разделе «Реестры» с субъектами естественной монополии.

На рынках, где присутствуют субъекты доминанты Служба осуществляет экономико-статистическое наблюдение за их деятельность в целях недопущения нарушения норм Закона Кыргызской Республики «О конкуренции».

Цены и тарифы на конкурентных рынках, таких как реализация швейных ниток, мыло-моющей продукции (мыло, порошок и тд.), офисной бумаги, жалюзи, гвозди, перевозка грузов, мебели, технического оборудования для офиса и т.д. Службой не регулируются и складываются исходя из рыночных принципов. Рост цен на таких рынках связан с объективными причинами, основные из которых уже отмечены выше.

Служба ежегодно формирует План проведения анализа состояния конкурентной среды на товарных рынках, в который включаются также те рынки, на которых в течении года были зафиксированы колебания цен, для выявления возможной монополизации рынка.

 

  
Деятельность
Годовой отчёт о состоянии конкуренции на товарных рынках
Ценовая информация
Временное государственное регулирование цен на социально значимые товары
Аналитические материалы
Стратегические документы
Метрологический надзор
Государственные закупки
Финансово-хозяйственная деятельность
Международное сотрудничество
Взаимодействие с ЕЭК
Проведение мониторинга и выездных мероприятий
Контрольные мероприятия
Планы проверок
Предписания
Предостережения
Решение по итогам рассмотрения дел
Решения по результатам проверок
Электронные обращения
Опросник для посетителей сайта
Электронное согласование прейскуранта цен
Публичная инициатива по обеспечению равных условий конкуренции на рынках медицинской техники и изделий медицинского назначения государств-членов Евразийского экономического союза

Карта проезда

Контакты

г. Бишкек ул. Б.Баатыра 7Б/1
0(312) 56-33-03
0(312) 56-31-97 | Телефон доверия
priemnaya@antimonopolia.kg
Пон-Пят 09:00 - 18:00