С 29 ноября 2014 года по сегодняшний день ОсОО “Газпром нефть Азия” поэтапно 6 раз осуществило снижение цен.
Исходя из приведенной динамики, причиной повышения цен на ГСМ в стране послужило то, что с апреля 2014 года и до 2015 года на казахско-кыргызской и российско-казахской границах скопилось порядка тысячи вагонов с ГСМ, предназначенных для Кыргызстана.
Около 600 вагонов с топливом более трех месяцев простаивали на станции «Луговая» Жамбыльской области РК и около 400 вагонов, направлявшихся в Кыргызскую Республику из Российской Федерации, задержались на границе между Казахстаном и Россией.
По имеющейся информации, основанием для задержки вагонов с ГСМ таможенными органами Казахстана послужило постановление правительства этой республики от 26 декабря 2013 года о введении ограничения на вывоз ГСМ сроком на шесть месяцев. Действовать документ начал с 1 января 2014 года. Позже постановление было продлено еще на полгода, и в дальнейшем его действие был распространено до 31 декабря 2014 года.
Так как стоимость ГСМ зависит от отпускных цен российских заводов, ксожалению, цены на топливо продолжили свой рост и в августе. По сравнению с июльскими поставками, цены в августе выросли еще на 5-10 %. Если сравнивать с уровнем 2013 года, разница составила от 23 до 35 % по июльским ценам и от 14 до 16 % по августовским.
Повышение цен на ГСМ в Кыргызстане было обусловлено дефицитом ГСМ в России, поскольку, именно Россия является 100%-ным экспортером горюче-смазочных материалов в республику. Даже малейшие колебания цен на ГСМ, к примеру на 1 российский рубль, влекли за собой повышение цен в Кыргызстане на 40 тыйынов.
Также в стране контрабандный ввоз бензина усилился, а вместе с ним резко выросли и цены. Что, разумеется, стало еще одной причиной повышения цен на ГСМ.
В рамках регулирования деятельности субъекта-монополиста ОсОО «Газпром нефть Азия» со стороны антимонопольного органа проводится целенаправленная работа по недопущению необоснованного повышения цен на ГСМ.
Начиная с середины ноября, уже наблюдается снижение цен на ГСМ, так как, согласно имеющейся информации на российском топливном рынке наблюдается снижение отпускных цен заводов-изготовителей. Также на рынке наблюдается сезонное снижение спроса на топливоисказывается мировое снижение стоимости нефти. Эти факторы и оказали влияние на снижение отпускных цен.
Резкое падение курса российского рубля с начала ноября отразилось на экономиках стран Центральной Азии и, соответственно, на экономике Кыргызстана, зависящих от денежных переводов и импорта основной продукции из России, такой как ГСМ, что послужило еще одной причиной снижения цен на ГСМ.
С 29 ноября 2014 года по сегодняшний день ОсОО “Газпром нефть Азия” поэтапно 6 раз осуществило снижение цен.
Вид ГСМ |
28.11.2014г. |
10.01.2015г. |
Разница (сом/литр) |
Разница (%) |
Аи-80 |
41,90 |
37,00 |
-4,90 |
-11,7% |
Аи-92 |
49,90 |
45,40 |
-4,50 |
-9,0% |
Аи-95 |
53,20 |
48,00 |
-5,20 |
-9,8% |
Аи-98 |
55,40 |
50,00 |
-5,40 |
-9,7% |
Дт |
43,50 |
38,50 |
-5,00 |
-11,5% |
Динамика цен на ГСМ в среднем по Республике (скачать таблицу)
Контрольные мероприятия | |
---|---|
Планы проверок | |
Предписания | |
Предостережения | |
Решение по итогам рассмотрения дел | |
Решения по результатам проверок |