Стратегическая программа развития и защиты конкуренции в КР на 2013-2017 годы

Скачать документ

 

 

УТВЕРЖДЕНО

приказом Государственного агентства антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики

от «____» _______________ 2014 г. №_____

 

 

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ И ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ

В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2013-2017 ГОДЫ

Содержание:

 

Введение

1. Цели и задачи Программы

2. Анализ современного состояния конкурентной среды на рынках Кыргызской Республики, проблемы развития конкуренции

3. Стратегические действия: пути реализации

4. Необходимые ресурсы и источники финансирования

5. Ожидаемый эффект

6. Заключение

7. План мероприятий по реализации Стратегической Программы развития и защиты конкуренции в Кыргызской Республике на 2013-2017 годы.

 

 

Введение

Конкуренция - это основа поступательного развития страны, она обеспечивает постоянное и динамичное внедрение инновационных технологий, является главным движущим фактором эволюционного развития общества, порождает разнообразие и обеспечивает максимально эффективное распределение ресурсов. Именно поэтому защита и развитие конкуренции должны стать одним из главных приоритетов государственной политики.

Стратегическая программа развития и защиты конкуренции в Кыргызской Республике на 2013-2017 годы (далее – Программа) является документом, реализация которого позволит органично включить конкурентную политику в общие экономические преобразования в Кыргызской Республике и реализовать систему мер, направленных на создание, развитие, поддержание и защиту конкуренции на рынках.

Программа призвана обозначить приоритеты и место развития конкуренции в общей государственной экономической политике государства, этапы и методы формирования и развития конкуренции, а также ограничения в этой области.

Основойдля разработки Стратегической программы развития и защиты конкуренции в Кыргызской Республике на 2013-2017 годы явились следующие стратегические документы страны:

·        Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы, утвержденная УказомПрезидента Кыргызской Республики от 21 января 2013 года №11;

·        Программа по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы, утвержденная постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 18 декабря 2013 года №3694-V;

·        постановление Правительства Кыргызской Республики от 28 февраля 2014 года №110 «О мерах по реализации Программы по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы в 2014 году»,

а также, более 20-тилетняя практика работы антимонопольного органа, анализ современного состояния развития экономики республики.

 

Разработка настоящей Программы обусловлена социально-экономическими, политическими изменениями и преобразованиями, имевшими место в республике в последние годы, создания привлекательных и прозрачных условий для развития конкуренции на товарных рынках, усиления роли антимонопольного органа в государственном регулировании экономики страны, повышения эффективности его деятельности, разъяснения общественности его роли и полномочий, а также совершенствования законодательной базы.

Программа направлена на достижение конкретных результатов, определение четких приоритетов развития, реальный учет мнений заинтересованных сторон через новые комплексные механизмы партнерства с институтами гражданского общества, частным сектором, разработку четких, конкретных мероприятий по антимонопольному регулированию, увязку стратегии с бюджетным процессом, системный мониторинг и объективную оценку результатов работы, и призвана придать системность планируемым преобразованиям.

В соответствии с обозначенными приоритетами государственной политики определена Миссия антимонопольного органа, как эффективная реализация государственной антимонопольной и ценовой политики.

Результативность и эффективность работы антимонопольного органа, в первую очередь, зависит от синтеза личных и профессиональных качеств сотрудников. Именно поэтому Кадровая Политика по приоритетности занимает равное место с задачей формирования качественной системы антимонопольного регулирования.

 

1. Цели и задачи Программы

Основной целью настоящей Программы является защита и развитие конкуренции, реализация государственной антимонопольной политики, в связи с чем, обозначеныследующие задачи:

- развитие и защита конкуренции для эффективного функционирования рынков товаров, работ и услуг Кыргызской Республики;

- осуществление мер по предупреждению, ограничению, пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- обеспечение достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественных и разрешенных монополий, доступность реализуемых ими товаров (работ, услуг) для потребителей и ценового регулирования;

- осуществление государственной защиты прав потребителей при приобретении товаров (работ, услуг);

- осуществление государственной защиты потребителей рекламы.

Одновременно, выполнение настоящей Программы невозможно без взаимодействия государственного антимонопольного органа с другими государственными органами и органами МСУ, а также институтами гражданского общества.

 

2.Анализ современного состояния конкурентной среды на рынках Кыргызской Республики, проблемы развития конкуренции в Кыргызской Республике

К 2014 году в Кыргызской Республике сформирована современная правовая и организационная основа защиты и развития конкуренции, позволяющая регулировать отношения, сложившиеся на рынках республики в сфере естественных и разрешенных монополий, защиты прав потребителей, регулирования государственных платных услуг, оказываемых государственными органами.

Эффективность антимонопольного регулирования зависит, с одной стороны, от качества правовой среды, определяющей степень результативности антимонопольного органа, с другой стороны, от результативности экономических мер, стимулирующих развитие рынков.

В 2011 году антимонопольным органом Кыргызской Республики были подготовлены и в последующем приняты Закон Кыргызской Республики «О конкуренции» и новая редакция Закона Кыргызской Республики «О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике», а также изменения и дополнения в Кодекс Кыргызской Республики «Об административной ответственности», предусматривающие усиление административной ответственности за нарушение норм антимонопольного законодательства. Также внесены изменения в части уточнения функций антимонопольного регулирования в Законы Кыргызской Республики «Об энергетике», «Об электрической и почтовой связи», «О почтовой связи» и принят ряд подзаконных нормативных правовых актов.

Указанные законы были разработаны с учетом применения на практике норм антимонопольного регулирования, заложенных в Законе Кыргызской Республики «Об ограничении монополистической деятельности, развитии и защите конкуренции», принятом еще в 1994 году, и Законе Кыргызской Республики «О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике», принятом в 1999 году, а также опыта антимонопольных органов стран СНГ в рамках сотрудничества с Межгосударственным советом по антимонопольной политике (МСАП).

С принятием указанных законопроектов работа антимонопольного органа Кыргызской Республики существенно изменилась и активизировалась в части создания условий для развития конкурентных отношений не только через государственное регулирование деятельности субъектов естественных и разрешенных монополий, но и через ограничение, пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и антиконкурентных соглашений и действий отдельных хозяйствующих субъектов и/или группы лиц, в том числе и на конкурентных рынках.

Антимонопольный орган получил право:

·        Рассматривать антиконкурентные соглашения (согласованные действия) у всех хозяйствующих субъектов, а не как было ранее - только у субъектов занимающих доминирующее положение.

·        Рассматривать доминирующее положение хозяйствующего субъекта по 6 позициям, в том числе, и через совокупное доминирование, рыночную силу субъекта, а не как было ранее – только 35% или предельную величину, установленную антимонопольным органом.

·        Осуществлять контроль за антимонопольными требованиями, предъявляемыми к государственным закупкам, за актами и действиями государственных органов, ограничивающих конкуренцию.

При этом, был существенно сокращен государственный контроль за процессами экономической концентрации хозяйствующих субъектов, за исключением сделок с акциями.

В отношении регулирования деятельности субъектов естественных и разрешенных монополий, также были введены новые нормы, в основном, ограничительного характера их деятельности. То есть, это требования по обязательному согласованию с антимонопольным органом учетной политики, проведения переоценки основных средств, форм контрактов на поставку (приобретение) товаров (работ и услуг) субъекта естественной и разрешенной монополий и методики ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по видам регулируемых товаров (работ, услуг), бизнес планов и осуществления контроля закупок субъектов естественных и разрешенных монополий. Вместе с тем, антимонопольное регулирование в отраслях связи и энергетики перешли от отраслевых регуляторов к антимонопольному органу.

Во исполнение указанных законов были приняты:

- постановление Правительства Кыргызской Республики от 18 февраля 2013 года №83 «Об утверждении Положения о порядке определения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных и разрешенных монополий»;

- постановление Правительства Кыргызской Республики от 5 апреля 2013 года №175 «Об утверждении Правил закупки субъектами естественных и разрешенных монополий товаров (работ, услуг).

 

Особое внимание также было уделено актам и действиям государственных органов и органов местного самоуправления, направленным на недопущение, ограничение либо устранение конкуренции. Одним из запретов стал запрет на совмещение функций государственных органов и органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами государственных органов и органов местного самоуправления.

Кроме того, антимонопольный орган Кыргызской Республики стал государственным органом, проводящим единое государственное регулирование естественных и разрешенных монополий, развитие конкуренции, ограничение, пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции во всех отраслях экономики.

Таким образом, антимонопольное законодательство Кыргызской Республики претерпело существенные изменения и позволило более эффективно решать вопросы защиты и развития конкуренции. При этом, необходимо отметить, что при разработке проектов законов учитывалась международная практика, рекомендации международных экспертов, а также опыт конкурентных ведомств государств – участников СНГ, полученный в рамках МСАП.

МСАП был создан в 1993 году в развитие Соглашения о согласовании антимонопольной политики от 12 марта 1993 года. Правительства стран СНГ подписали Договор о проведении согласованной антимонопольной политики от 23.12.1993г.

Указанный Договор имеет целью создание правовых и организационных основ сотрудничества Сторон по проведению согласованной антимонопольной политики и развитию конкуренции, а также устранение отрицательных для торговли и экономического развития факторов и недопущения действий, наносящих ущерб экономическим интересам государств-участников вследствие монополистической деятельности и/или недобросовестной конкуренции.

25 января 2000г. в г.Москва на Совете Глав Правительств была подписана новая редакция Договора о проведении согласованной антимонопольной политики, которая одобрена постановлением Правительства Кыргызской Республики от 12 сентября 2000 года №562.

МСАП создан для координации деятельности государств-участников, контроля за соблюдением вышеуказанного Договора, сближения национального законодательства в области конкуренции и разработки правовых основ по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарном рынке государств-участников.

МСАП в своей деятельности руководствуется Уставом Содружества Независимых Государств, Договором о создании Экономического союза, а также соглашениями, заключенными в рамках Содружества, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств СНГ, Положением о МСАП и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств.

Для выполнения своих функций МСАП имеет право:

- организовывать проведение экспертизы проектов документов, связанных с реализацией положений Договора;

- создавать для подготовки соответствующих проектов документов группы экспертов;

- вносить в установленном порядке подготовленные документы на рассмотрение Экономического совета, Совета глав правительств и Совета глав государств СНГ;

- запрашивать и получать от Сторон информацию, необходимую для выполнения своих функций;

- разрабатывать и утверждать регламент своей работы, а также вносить в него изменения;

- осуществлять рабочее взаимодействие с антимонопольными органами третьих стран и соответствующими международными организациями в пределах своей компетенции.

МСАП формируется из полномочных представителей стран СНГ. Каждая страна имеет право назначать в МСАП двух полномочных представителей с правом одного голоса.

В настоящее время состав МСАП входят полномочные представители следующих стран СНГ:

·        Азербайджанская Республика;

·        Армения;

·        Республика Беларусь;

·        Республика Казахстан;

·        Кыргызская Республика;

·        Республика Молдова;

·        Российская Федерация;

·        Республика Таджикистан;

·        Республика Узбекистан;

·        Украина.

Заседания МСАП проводятся на регулярной основе не реже двух раз в год и поочередно в столицах СНГ.

При МСАП созданы:

- Координационный совет по рекламе при МСАП;

- Консультативный совет по защите прав потребителей;

- Штаб по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства.

В рамках МСАП были разработаны ряд модельных законов и методических рекомендаций, которые стали основой становления конкурентного законодательства государств участников МСАП, подписан ряд соглашений по защите прав потребителей, по рекламе, постоянно проводится работа по гармонизации антимонопольного законодательства и обменом опыта (практика применения).

МСАП является основной площадкой для взаимодействия антимонопольных органов стран-членов СНГ. Круг вопросов, обсуждаемых в рамках МСАП, непрерывно расширяется и охватывает все области деятельности конкурентных ведомств государств-участников СНГ.

В настоящее время работа, осуществляемая в рамках МСАП, вышла на качественно новый уровень. В целях повышения взаимодействия между антимонопольными органами стран СНГ на одном из заседаний МСАП было принято решение о проведении антимонопольными органами стран СНГ совместных исследований (расследований) антиконкурентной практики компаний, действующих на межнациональных рынках в пределах СНГ.

С этой целью решением МСАП создан Штаб по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства в государствах-участниках СНГ (далее - Штаб).

Деятельность Штаба направлена на пресечение нарушений антимонопольного законодательства на товарных рынках, успешное функционирование которых обеспечивает создание инфраструктуры, являющейся основой формирования общего экономического пространства в рамках СНГ, а также оказывает непосредственное влияние на благосостояние граждан СНГ.

В настоящее время в рамках Штаба ведутся исследования рынков пассажирских авиаперевозок, телекоммуникаций, лекарств, зерна, горюче-смазочных материалов и т.д.

Кроме того, одним из направлений деятельности Штаба является совершенствование расследования картелей, которые, как известно, оказывают наиболее губительное воздействие на конкуренцию.

 

Также принят ряд решений Правительства Кыргызской Республики, направленных на устранение административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства и частного сектора:

- постановление Правительства Кыргызской Республики от 1 июня 2012 года №351 «Об утверждении Правил рассмотрения государственным антимонопольным органом проектов инвестиций, бизнес-планов, текущих отчетов, учетной политики и материалов переоценки основных средств субъектов естественных и разрешенных монополий»;

- постановление Правительства Кыргызской Республики от 2 июня 2012 года №365 «Об утверждении Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства Кыргызской Республики»;

- постановление Правительства Кыргызской Республики от 2 июня 2012 года №366 «Об утверждении Правил рассмотрения государственным антимонопольным органом ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статьи 5 Закона Кыргызской Республики «О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике»;

- постановление Правительства Кыргызской Республики от 10 февраля 2012 года №85 «Об утверждении Единого реестра (перечня) государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти, их структурными подразделениями и подведомственными учреждениями»;

- постановление Правительства Кыргызской Республики от 14 апреля 2009 года №231 «О закупках продукции у отечественных производителей методом закупок из одного источника»;

- постановление Правительства Кыргызской Республики от 18 мая 2009 года №300 Об утверждении Положения о формировании и применении тарифов на платные образовательные услуги в Кыргызской Республике»;

- постановление Правительства Кыргызской Республики от 21 июня 2012 года №431 «Об утверждении Правил по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства Кыргызской Республики в процессе экономической концентрации».

Также, постановлением Правительства Кыргызской Республики от 14 апреля 2009 года №231 «О закупках продукции у отечественных производителей методом закупок из одного источника» определен Перечень предприятий Кыргызской Республики, продукция которых подлежит закупкам методом из одного источника. Контроль и регулирование цен на продукцию отечественных товаропроизводителей, указанных в приложении, возложен на Государственное агентство антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики.

Законом Кыргызской Республики «О питьевой воде» определено, что тарифы на услуги по обеспечению населения питьевой водой, предоставляемой для хозяйственно-питьевого водоснабжения и коммунально-бытовых нужд, устанавливаются по представлению предприятий, осуществляющих эксплуатацию и содержание сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения, органами местного самоуправления аильных округов, поселков и городов по согласованию с территориальными антимонопольными органами.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О транспорте», плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, согласованных с Государственным департаментом по антимонопольной политике при Министерстве финансов Кыргызской Республики.

Законом Кыргызской Республики «Об автомобильном транспорте» установлено, что тарифы, сборы и плата, связанные с перевозкой пассажиров, грузов, почты, осуществляемые доминирующими на рынке хозяйствующими субъектами, устанавливаются в соответствии с ЗакономКыргызской Республики «О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике».

Тарифы на пассажирские перевозки на автомобильном транспорте общего пользования устанавливаются местными органами самоуправления в рамках тарифной политики автомобильной перевозки.

 

Также, на сегодняшний день, в соответсвии с Положением об антимонопольном органе, регулируются платные услуги, вошедшие в Единый реестр (перечень) государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти, их структурными подразделениями и подведомственными учреждениями, утвержденный постановлением Правительства Кыргызской Республики от 10 февраля 2012 года №85. Реестр состоит из 9 разделов, содержит 405 наименований услуг:

1.      Образовательные услуги и услуги, оказываемые подведомственными учреждениями Министерства культуры - 122 наименования;

2.      Медицинские услуги - 26 наименований;

3.      Социальные услуги - 28 наименования;

4.      Услуги регистрации, выдачи справок, удостоверений и других документов, а также их копий и дубликатов - 96 наименований;

5.      Услуги исследования, анализа, оценки и экспертизы - 45 наименований;

6.      Предоставление информации - 58 наименований;

7.      Услуги печати, копирования и издания - 6 наименований;

8.      Обеспечение безопасности и хранения - 16 наименований;

9.      Другие услуги - 8 наименований.

Кроме этого, процедуре согласования подлежат разрешительные документы, вошедшие в Реестр разрешительных документов, выдаваемых органами исполнительной власти и их структурными подразделениями, утвержденный постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 февраля 2004 года №103.

В реестр разрешительных документов включены 72 вида разрешительных документов, выдаваемых органами исполнительной власти и их структурными подразделениями.

Процедура согласования платных образовательных услуг определена Положением «О формировании и применении тарифов на платные образовательные услуги в Кыргызской Республике», утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 18 мая 2009 года №300, которым предусмотрены статьи расходов при тарифообразовании образовательных услуг.

Кроме вышеуказанных реестров, на основании данного Положения антимонопольный орган и его территориальные органы формируют республиканские и региональные реестры структурных подразделений органов исполнительной власти, организаций и учреждений, оказывающих платные услуги.

Приказом Госагентства от 16 января 2014 года №3 утверждены Республиканский и региональный реестры образовательных организаций (учреждений, учебных центров министерств и ведомств и.т.д.), имеющих лицензию на образовательную деятельность и оказывающих платные образовательные услуги.

В республиканский реестр включены:

- 45 ВУЗов и их структурных подразделений;

- 7 учебных центров государственных органов и средних профессиональных учебных заведения.

В региональный реестр включены:

- по Баткенской области: СПУ - 3, ВУЗы и структурные подразделения - 2, учреждения профессионального образования - 5;

- по г.Бишкек: профессиональные лицеи - 16, СПУ – 7, ВУЗы и их структурные подразделения – 5;

- по ЖалалАбадской области: профессиональные лицеи - 20, СПУ – 13, ВУЗы и их структурные подразделения – 7;

- по Нарынской области: профессиональные лицеи - 9, СПУ – 3, ВУЗы и их структурные подразделения – 1;

- по Ыссык-Кульской области: профессиональные лицеи - 8, СПУ – 5, ВУЗы и их структурные подразделения – 2;

- по г.Ош: профессиональные лицеи 3, СПУ – 4, ВУЗы и их структурные подразделения – 5;

- по Ошской области: профессиональные лицеи 7, СПУ – 1, ВУЗы и их структурные подразделения – 3;

- по Чуйской области: профессиональные лицеи 14, СПУ – 8, ВУЗы и их структурные подразделения – 2;

- по Таласской области: профессиональные лицеи 5, СПУ – 2, ВУЗы и их структурные подразделения – 2;

Итого по региональному реестру: 152 учебных заведения.

В данные реестры не входят общеобразовательные и дошкольные учреждения. Однако, предоставление дополнительного образования для детей школьного возраста сверх квоты (государственного заказа), сверх установленного государственного образовательного стандарта школьного образования и предоставление дополнительного образования для детей дошкольного возраста вне квоты и/или сверх установленного государственного образовательного стандарта дошкольного образования входят в Единный реестр, как платная государственная услуга.

Как показали результаты обзора рынка в данной сфере, тарифы на дополнительные общеобразовательные услуги, оказываемые на территории Кыргызской Республики, не согласовываются с антимонопольным органом.

Так как, в Положении «О дополнительных образовательных услугах в общеобразовательных организациях», утвержденном постановлением Правительства Кыргызской Республики от 20.09.2011года №563, платные образовательные услуги предоставляются учащимся по желанию родителей (или иных законных представителей) по отдельному расписанию на основании договора, заключенного между государственной общеобразовательной организацией и родителями учащегося. Стоимость данных государственных услуг утверждается Министерством образования без предварительного согласования с антимонопольным органом. Т.е. существует противоречие постановлению Правительства Кыргызской Республики от 10 февраля 2012 года №85, где предусмотрена норма по согласованию с антимонопольным органом всех государственных платных услуг, вошедших в Единный реестр.

Тарифы на платные услуги определяются в соответствии с Положением «О методике формирования тарифов (цен) на платные услуги (работы)» утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 26 октября 2000 года №637.

Антимонопольный орган, в целях усовершенствования методологии по тарифобразованию и ужесточения ответственности за нарушения антимонопольного законодательства в сфере регулирования платных услуг, проводит анализы услуг, которые должны быть включены в Единый реестр государственных услуг, в реестр муниципальных услуг, и ведет реестр образовательных учреждений, оказывающих платные образовательные услуги.

Так в 2014 году согласованию подлежат 145 учебных заведений и проведение анализа цен на 17 государственных учреждений, оказывающих государственные платные услуги.

Сохраняя баланс интересов потребителей и учреждений, оказывающих платные государственные и муниципальные услуги, антимонопольным органом сдерживается необоснованный рост цен в системе образования. Стоит отметить, что на данном этапе, в системе образования намечается тенденция развития конкурентной среды, что является ощутимой поддержкой для социально уязвимых слоев населения. Более того, образовательные учреждения начали конкурировать в предоставлении качественного образования, хотя данный показатель пока еще относительно низок. Но это уже обозначивает тенденцию сооветсвия цены качеству.

Регулирование ценовой политики в медицинских учреждениях позволило защитить права потребителей медицинских услуг, особенно малообеспченным категорям пациентов, которые не имеют возможности оплачивать дорогостоящие мединские услуги.

В целях реализации постановления Правительства Кыргызской Республики от 24 марта 2014 года №177 «О мерах по реализации Указа Президента Кыргызской Республики «Об объявлении 2014 года Годом укрепления государственности» от 29 января 2014 года», был проведен анализ муниципальных услуг, оказываемых на территории Кыргызской Республики, проведена полная инвентаризация данных услуг, проанализированы противоречия и коллизии нормативных правовых актов в сфере предоставления муниципальных услуг.

По результатам анализа были направлены предложения в Аппарат Правительства Кыргызской Республики, в Министерство экономики Кыргызской Республики и в ГАМСУМО об оптимизации регулирования данных услуг.

В сфере государственных и муниципальных услуг на данном этапе развития применяется Закон Кыргызской Республики “О государственных и муниципальных услугах” который устанавливает основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг, регулирует правоотношения в данной сфере между исполнителями и потребителями государственных и муниципальных услуг, а также определяет порядок формирования реестров государственных и муниципальных услуг, стандартов их предоставления.

На современном этапе развития экономики Кыргызстана конкуренция на рынках развивается в большинстве отраслей благодаря целенаправленной государственной политике, в результате проведения которой в нашей республике сложилась многоукладная экономика с преимущественным весом частного сектора, то есть, произошло изменение структуры товарных рынков в направлении развития конкуренции.

В настоящее время к конкурентным отраслям экономики относятся сфера торговли и общественного питания, швейная отрасль, сфера перевозок автомобильным транспортом, строительства, сфера услуг – ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования, доставка на дом продуктов питания и бытовой техники, услуги парикмахерских, различных салонов красоты, бань и саун, полиграфических услуг и.т.д.

В сфере торговли конкуренция приобретает большой размах, что побуждает операторов рынка повышать эффективность операций и создавать конкурентные преимущества. Потребители с учетом широкого выбора, предлагаемых систем скидок, уже предъявляют повышенные требования, такие как удобство совершения покупок и их доставки, оформления и т.д., высокое качество при низкой цене товара и высокая скорость обслуживания и его соответствующий уровень. Поэтому, в настоящее время наблюдается появление супер- и гипермаркетов, которые функционируют в различных форматах. У потребителей появился выбор, где покупать товар, либо на рынках и павильонах по более низкой стоимости, либо дороже – в супермаркетах для удобства и качества обслуживания.

Потребности покупателей в различных товарах и услугах обеспечивают торговые предприятия, производители и исполнители работ и услуг. Однако, формирование рыночных отношений в Кыргызской Республике, наряду с положительными явлениями – насыщение рынка разнообразными товарами и услугами, приводит к проявлению и негативных явлений - обмана, обвеса, обсчета, продажи некачественной и фальсифицированной продукции. Поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка и защита от этих негативных явлений. Государство отстаивает права потребителей, заставляя продавцов, предпринимателей и производителей предлагать покупателю только качественную продукцию. Эти права потребителя защищаются такими нормативными правовыми актами, такими, как – Конституция Кыргызской Республики, Уголовный Кодекс Кыргызской Республики, Гражданский Кодекс Кыргызской Республики, Административный Кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республике «О защите прав потребителей» и др. В то же время, регулирование в области защиты прав потребителей законодательными актами Кыргызской Республики зачастую не уменьшает обмана покупателей на рынках Кыргызской Республики.

Последовательное формирование и дальнейшее развитие цивилизованных основ правового регулирования отношений с участием потребителей, начало которому было положено еще на этапе становления рыночных отношений, позволило своевременно сбалансировать интересы потребителей с интересами предпринимателей и получить целый комплекс системообразующих правовых норм, на практике доказавших свою действенность и жизнеспособность.

В результате, законодательство о защите прав потребителей, уже имеющее свою почти двадцатилетнюю историю, стало неотъемлемой частью правовой системы, где защита соответствующих прав и свобод человека и гражданина гарантирована, в первую очередь, основным законом – Конституцией Кыргызской Республики. Участниками отношений, регулируемых нормами законодательства о защите прав потребителей, являются граждане, имеющие намерение заказать или приобрести либо заказывающие, приобретающие или использующие товары (работы, услуги) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (потребители), с одной стороны, и организации (юридические лица) либо индивидуальные предприниматели, производящие товары для реализации потребителям (изготовители), реализующие товары потребителям по договору купли-продажи (продавцы) или выполняющие работы и оказывающие услуги потребителям по возмездному договору (исполнители), – с другой стороны.

Особенностью отношений с участием потребителей, в целом регулируемых как гражданским законодательством, так и законодательством о защите прав потребителей, является то, что изначально, подразумевая следование его основным началам и принципам, таким как свобода договора, равенство сторон обязательства, автономия воли и интереса его участников, обоюдная добросовестность которых презюмируется, и др.

Закон «О защите прав потребителей» закрепляет целый ряд преференций для потребителей, как объективно более слабой стороны в соответствующих правоотношениях, нуждающейся в дополнительных гарантиях защиты собственных прав и интересов.

Права потребителей защищаются органами государства, на которые возложены обязанности контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей и которым предоставлены права по пресечению правонарушений и применению к правонарушителям мер ответственности за несоблюдение этого законодательства. К таким органам относится Государственное агентство антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики.

В настоящий момент Кыргызская Республика в лице Госагентства является членом Консультативного совета по защите прав потребителей государств – участников СНГ (далее – Совет).

Совет является органом отраслевого сотрудничества СНГ, созданным для координации взаимодействия органов государственного управления государств - участников СНГ в целях

Карта проезда

Контакты

г. Бишкек ул. Б.Баатыра 7Б/1
0(312) 56-31-97
priemnaya@antimonopolia.kg
Пон-Пят 09:00 - 18:00
0(701) 56-33-05
amantur.omyrbekov