ОТЧЕТ об итогах деятельности Госагентства за 2014 год

ОТЧЕТ

об итогах деятельности Госагентства за 2014 год

к заседанию коллегии

 

Госагентство за отчетный период, проводило целенаправленную работу в рамках законодательства КР, а также решений Президента Кыргызской Республики, Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и Правительства Кыргызской Республики в сфере антимонопольного регулирования, защиты прав потребителей и рекламы.

 

         Участие в реализации государственных программ

В отчетном периоде, антимонопольная политика проводилась на основе комплексного подхода в рамках принятых государственных стратегических документов и национальных программ Кыргызской Республики.

С учетом положений стратегических документов и национальных программ, утвержден План работы Госагентства на 2014 год.

Госагентством в установленные сроки в Министерство экономики Кыргызской Республики (далее – Минэкономики) и в Правительство Кыргызской Республики направлялись отчеты о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных стратегическими документами  и национальными программами.

 

Совершентствование законодательной базы.

В процессе реализации вышеназванных программ в целях совершенствования  нормативной правовой базы, в связи с последними изменениями законодательства, разработано7 проектов нормативных правовых актов:

1. Проект постановления Правительства Кыргызской Республики                   «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Кыргызской Республики от 18 февраля 2013 года №83 «Об утверждении Положения о порядке определения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных и разрешенных монополий» (проект согласован с заинтересованными министерствами и ведомствами и направлен аппарат Правительства Кыргызской Республики).

2. Проект постановления Правительства Кыргызской Республик «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Кыргызской Республики от 18 мая 2009 года №300 «Об утверждении Положения о формировании и применении цен на платные образовательные услуги в Кыргызской Республике» (направлен в Минэкономики для дальнейшего продвижения, как нормотворческому органу.

3. Проект постановления Правительства Кыргызской Республики           «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Кыргызской Республики от 10 февраля 2012 года №85 «Об утверждении Единого реестра государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти, их структурными подразделениями и подведомственными учреждениями» (документ возвращен Правительством КР с рекомендацией внести проект на рассмотрение межведомственной комиссии).

4. Проект «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарных рынках Кыргызской Республики»  (направлен в Минэкономики для дальнейшего продвижения, как нормотворческому органу.

5. Проект Правил по формированию и ведению Государственного реестра субъектов естественных и разрешенных монополий Кыргызской Республики и Перечня субъектов, занимающих доминирующее положение на рынках Кыргызской Республики (проведен АРВ, проект для дальнейшего продвижения и принятия в установленном законодательством порядке направлен в Минэкономики).

6. Проект постановления «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики»(в постановление Правительства КРот 01.06.2012г. №351 «Об утверждении Правил рассмотрения государственным антимонопольным органом проектов инвестиций, бизнес-планов, текущих отчетов, учетной политики и материалов переоценки основных средств субъектов естественных и разрешенных монополий, в постановление Правительства КРот 05.04.2013г. №175 «Об утверждении Правил закупки субъектами естественных и разрешенных монополий товаров (работ, услуг)» (проект проходит процедуру согласования с министерствами и ведомствами).

7. Проект постановления Правительства Кыргызской Республики»                “О введении государственного регулирования цен на уголь на территории Кыргызской Республики” (проект прошел согласование в министерствах и ведомствах, подготовлен АРВ к проекту. В результате принято постановление Правительства Кыргызской Республики от 4 ноября 2014 года № 628).

 

В связи с вступлением Кыргызстана в Евразийский экономический союз проведена работа по гармонизации антимонопольного законодательства КР с антимонопольным законодательством стран-членов ЕЭП, в частности, по законам КР – «О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике» и   «О конкуренции». Госагентство принимало активное участие в работе комиссий, рабочих групп, как в Минэкономики, так и с консультантами Евразийской Экономической Комиссии.

C целью предупреждения нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов исполнительной власти, Госагентством в течение отчетного периода проведена экспертиза 160 проектов нормативных правовых актов, из них даны отрицательные заключения по 39проектам, как противоречащим антимонопольному законодательству.

 

Государственное регулирование субъектов естественных и разрешенных монополий

В целях недопущения и ограничения монополистической деятельности проводилась работа по ведению Государственного республиканского реестра субъектов естественных и разрешенных монополий Кыргызской Республики и Государственных региональных реестров субъектов естественных и разрешенных монополий Кыргызской Республики, утвержденных приказами Госагентства №2, №3 от 16.01.2012 года, соответственно.

 

По состоянию на 31.12.2014 годаобщее количество хозяйствующих субъектов составляет – 219 единиц, из них:

·          в Государственном республиканском реестре, всего – 65 субъекта, в том числе, 49 – естественных и 16 – разрешенных;

·          в Государственных региональных реестрах, всего – 154 субъект, в том числе, 74 – естественный и 80 – разрешенных.

 

В течение отчетного периода дополнительно включены в Государственные республиканский и региональные реестры 36 хозяйствующих субъектов.

Вместе с тем, в связи с изменениями конкурентной среды на  товарных рынках, из Госреестров  исключен 21 хозяйствующий субъект, в том числе из республиканского реестра исключены 6 хозсубъектов:

 

Изменено наименование товара (работы, услуги), по которым хозяйствующий субъект является монополистом для 10-ти субъектов: ГП НК «Кыргыз темир жолу», ОАО «Кыргызтелеком», СП «Кыргыз Петролеум Компани», ОАО «Кыргызгаз», Карабалтинское ПО ЭТВ, ГП «Кыргызпочтасы», ОАО «Северэлектро», ОАО «МАМ», ГП «Кыргызаэронавигация», ОсОО «Скай Мобайл».

 

В целяхгосударственного регулирования деятельности естественных и разрешенных монополий, в течение отчетного периода рассмотрено 199 расчетных материалов и согласовано 547 цен и тарифов на товары и услуги субъектов естественных и разрешенных монополий. Согласованы 38 форм контрактов на поставку (приобретение) товаров (услуг) и правил предоставления услуг в соответствии со статьей 7 Закона Кыргызской Республики «О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике».

В процессе регулирования субъектов естественных и разрешенных монополий выдано 21 предписание за нарушение статьи 12 Закона КР «О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике», из которых 18 исполнены.

           

Проведены следующие мероприятия по регулированию деятельности субъектов-монополистов:

 

Сфера электроэнергетики

Для энергетических компаний и теплоснабжающих предприятий при установлении отпускной цены и услуг по передаче электроэнергии и цены на теплоэнергию, выявлены и исключены необоснованно включенные в себестоимость затраты в сумме 2,5 млрд. сом.

Установлены оптово-отпускные цены на электрическую энергию для Потребителей перепродавцов - 11 предприятиям, для Оптовых покупателей продавцов – 18 предприятиям.

Установлены с повышением от прежнего уровня, тарифы на отпускаемую тепловую энергию 11 предприятиям теплоснабженияв связи с ростом цен на топливо, сырье и материалы.

Для ОАО «Электрические станции» с повышением установлены цены на тепловую энергию, отпускаемую ОАО «Бишкектеплосеть» за счет дополнительного увеличения доходов ОАО «Электрические станции» на 171 млн. в целях постепенного сокращения убытков предприятия при производстве тепловой энергии.

           

          В настоящее время функции антимонопольного регулирования в сфере ТЭК переданы Государственному агентству по регулированию топливно-энергетического комплекса при Правительстве Кыргызской Республики.

 

 

Сфера связи

ОАО “Кыргызтелеком”

Во исполнение поручения Вице-премьер-министра Кыргызской Республики, а также учитывая многочисленные жалобы населения на высокую стоимость  переоформления телефона, принято решение дополнить «Услуги местной телефонной связи», оказываемые ОАО “Кыргызтелеком”,услугой - переоформление телефона.

В соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 2 ноября 2011 года №692 «О переходе на цифровое телерадиовещание в Кыргызской Республике», в связи с переходом на цифровой формат вещания в 2015 году, а также с учетом того, что финансирование социального пакета программ вещания будет осуществляться за счет государственного бюджета, «Услуги радиовещания и телевидения» оказываемые ОАО “Кыргызтелеком” дополнены услугой – «Телевещание в цифровом формате (социальный пакет)».

Решением Госагентства установлены тарифы на услуги цифрового эфирного наземного телевизионного вещания (социальный пакет):

- при переходном периоде (одновременное вещание аналогового и цифрового телевидения) - 1294 сом за 1 канал/час (без учета налогов);

 - при полном переходе на цифровое телевизионное вещание на всей территории КР - 2496 сом за 1 канал/час (без учета налогов).

Проектная стоимость услуги определенная ОАО «Республиканское объединение радиорелейных магистралей телевидения и радиовещания» в размере 3115 сом за 1 канал/час, была пересмотрена и снижена. В результате перерасчета тариф составил – 2496 сом за 1 канал/час.  Данное решение антимонопольного органа позволит обеспечить  экономию бюджетных средств более чем на                70 млн.сом.

Мобильная (сотовая) связь. Установлен предельный уровень цены на услуги сотовой подвижной радиотелефонной связи (голосовые услуги внутри сети), оказываемые ООО «SkyMobile» («СкайМобайл»), в размере – 1,27 сом/мин (без учета налогов).

ЗАО «Альфа Телеком». По итогам судебного разбирательства с ЗАО «Альфа Телеком», о признании недействительным решения Госагентства о включении хозсубъекта в Госреестр субъектов монополистов, в декабре 2014 года, Бишкекским городским судом, решение Госагентства признано действительным (оставлено в силе).

 

ЗАО “Топливно-заправочный комплекс”

В отчетном периоде, предельный уровень рентабельности по реализации авиационного топлива для внутренних перевозок, снижен с 12% до 8% от реализации.

 

Рынок цемента

ОАО «Кантский цементный завод».По результатам анализаоптово-отпускные цены на цемент для внутриреспубликанских потребителей, пересмотрены и снижены на 250,0 сом/тонн:

- на цемент марки ПЦ М-400 Д20 с 4655 до 4405 сом за одну тонну (без учета НДС и налога с продаж);

- марки ПЦ М-500 Д20 и ПЦСС М-400 Д20  с 5263  до 5013 сом за одну тонну (без учета НДС и налога с продаж).

 

ЗАО «Южно-Кыргызский цемент».В начале года оптово-отпускные цены на цемент были оставлены на уровне 2013 года. Однако, во втором полугодии, в связи с подорожанием ГСМ и повышением курса доллара по отношению к национальной валюте, оптово-отпускные цены были пересмотрены в сторону повышения (до 5%).

В отчетном периоде, решением антимонопольного органа в отношении ОАО «Кантский цементный завод» и ЗАО «Южно-Кыргызский Цемент» применен дополнительный метод регулирования – определение перечня потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию (далее - Перечень).

Специально созданной комиссией сформирован Перечень потребителей, в который включены хозсубъекты, занимающиеся строительством социальных объектов, крупные строительные компании и в настоящее время направлен субъектам монополистам.

 

Рынок ГСМ

          ОсОО «Газпром нефть Азия». Антимонопольным органом проводилась работа по недопущению резких скачков цен на ГСМ, увеличение розничных цен на ГСМ проводилось поэтапно. Данная мера применялась во избежание значительных ценовых колебаний, поскольку стоимость ГСМ напрямую влияет на конечную цену социально-значимых товаров и услуг.

Госагентством на постоянной основе проводилась целенаправленная работа по недопущению необоснованного роста и снижения цен на ГСМ. Поэтапное снижение цен на ГСМ началось с ноября и продолжилось в течение всего декабря.

Так, с 1 по 31 декабря по г.Бишкек, поэтапно стоимость бензина Аи-80 снизилась на 3,40 сом/л, Аи-92 снизилась на 3,50 сом/л, Аи-95 – на 4,20 сом/л, Дт - на 3,00 сом/л. Существенное снижение цен отмечалось также в г.Ош.

Столь значительное снижение цен стало возможным в связи со снижением отпускных цен заводов-изготовителей (после завершения ремонтных работ на ряде крупных НПЗ, и сезонным сокращением спроса на топливо). В настоящее время дефицита ГСМ на рынке не отмечается, потребности республики обеспечиваются в полном объеме.

 

ОАО «Международный аэропорт «Манас»

Установлен предельный уровень основных ставок сборов за наземное обслуживание воздушных судов внутренних авиалиний, согласована Учетная политика ОАО «МАМ».

В связи с последними поправками, внесенными в Закон Кыргызской Республики “О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике” 12 июня 2014 года, где исключена норма, предусматривающая установление цен (тарифов) на экспорт, в целях создания условий для эффективного функционирования ОАО “МАМ”, Госагентством принято решение о выведении из-под государственного регулирования “наземное обслуживание воздушных международных авиаперевозок”.

Отказ от регулирования услуг по наземному обслуживанию  международных авиаперевозок, позволит ОАО «МАМ» проводить гибкую тарифную политику, что особенно важно в условиях вхождения республики в ЕЭС.

Приказом Госагентства установлен предельный уровень цен (тарифов) на аэропортовые услуги ОАО “МАМ” за наземное обслуживание воздушных перевозок по регулярным местным воздушным авиалиниям.

 

ГП НК «Кыргыз Темир Жолу»

Уровень тарифов по перевозкам во внутриреспубликанском сообщении в 2014 году был сохранен на уровне 2013 года.

Одновременно с этим, на основании поручения Премьер-министра Кыргызской Республики Оторбаева Дж.К. о недопущении повышения тарифов на железнодорожные перевозки угля от г.Балыкчы до г.Бишкек до завершения отопительного сезона, а также учитывая, что уголь составляет 33% в общем объеме внутриреспубликанских перевозок, решением Госагентства, с 1 октября тарифы на перевозки угля, цемента, сахарной свеклы, зерна, нефтиво внутриреспубликанском сообщении оставлены на прежнем уровне (в размере 1,12 сом за тн/км).

 

ОсОО “Газпромнефть-Аэро Кыргызстан”

Приказом Госагентства для ОсОО “Газпромнефть-Аэро Кыргызстан” предельный уровень рентабельности по оказанию топливно-заправочных услуг, снижен с 12% до 8%. Также, согласована Учетная политика субъекта-монополиста.

 

Обеспечение граждан Кыргызской Республики паспортами

ГП «Инфоком»

По итогам анализа фактической себестоимости оказываемых услуг, решением Госагентства  для ГП «Инфоком» цены на изготовление паспортов образца ID-card и персонификацию общегражданского паспорта в срочном порядке  на платной основе, снижены в среднем на 10%.С  1 января 2015 года действуют следующие цены на изготовление и персонификацию паспортов:

Øизготовление в срочном порядке на платной основе общегражданского паспорта гражданина КР – срочно (2 дня) – 900 сом, особо срочно (1 день) – 1000 сом, сверхсрочно (полдня) - 1100 сом; 

Øизготовление паспорта гражданина КР в срочном порядке на платной основе (ID-card) – срочно - 450 сом, особо срочно – 550 сом, сверхсрочно – 650 сом.

 

Рынок производства спирта

ЗАО «Токмок Буллс» отказано в увеличении предельного уровня оптово-отпускной цены на спирт этиловый, в связи с завышением цен на закупаемое зерно пшеницы – основное сырье для производства спирта.

В настоящее время материалы по данному вопросу переданы в Антикоррупционную службу КР.

 

Рынок сахара

          Во втором полугодии, по истечению срока действия ранее установленных оптово-отпускных цен на сахар, ОсОО «Белорусская сахарная компания»отказано в повышении стоимости сахара в связи с необоснованным повышением расходной части, то есть цена оставлена на прежнем уровне.

 

Рынок угля

Проведена большая работа по реализации  постановления Правительства Кыргызской Республики от 4 ноября 2014 года №628 «О введении государственного регулирования цен на уголь на территории Кыргызской Республики», так, в соответствии с принятым приказом Госагентства №216 от 06.11.2014 года территориальными подразделениями Госагентства во всех регионах республики установлены оптово-отпускные цены на уголь для работающих угледобывающих предприятий независимо от форм собственности и положения на товарном рынке угля.

В связи с тем, что в Таласской и Чуйской областях, а также в городах Бишкек и Ош отсутствуют угледобывающие предприятия, определены розничные цены на уголь, поставляемый через посредников с учетом оптово-торговой надбавки.

Одновременно с этим, территориальными подразделениями проведена работа по определению розничных цен на уголь, которые были рассчитаны с учетом доставки угля до мест его реализации, хранения на складах, фасовки и фасовочной тары и т.д.  

Установленные территориальными подразделениями предельные розничные цены на уголь доведены до Полномочных представителей Правительства Кыргызской Республики в областях,  районных госадминистраций, Службы по борьбе с экономическими преступлениями, Налоговой службы для отслеживания ситуации на рынках по реализации угля.

На местах проведены встречи с участием представителей органов местного самоуправления, топливных баз, угледобывающих предприятий и населения, на которых были даны разъяснения по вопросу введения Правительством Кыргызской Республики государственного регулирования цен на уголь.

Следует отметить, в результате введения ценового регулирования, рыночная розничная цена на уголь по республике, в конце  текущего года, в сравнении с началом  года снизилась на 14,1%, (с 5120,0 до 4400,0 сом/тн). При этом, в Баткенской области  отмечалось снижение цен до 25%.

По итогам проведенной работы на рынке угля в Правительства КР направлена соответствующая информация о проделанной работе.

Наряду с этим, согласно Протокольному поручению Премьер-министра Кыргызской Республики и в соответствии с распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 6 августа 2014 года №345,в рамках работы оперативных рабочих групп, в отчетном периоде в Правительство Кыргызской Республики ежедневно направлялась информация об уровнях рыночных цен на уголь.

 

Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции

В течение отчетного периода рассмотрено 17 заявлений от физических и юридических лиц,проведены проверки 87 хозяйствующих субъектов, рассмотрено и принято 74 решения по нарушениям антимонопольного законодательства по результатам проверок и рассмотрения заявлений.

За нарушение антимонопольного законодательства принято решений о наложении штрафных и экономических санкций на сумму – 64,499 млн.сом, в том числе,за нарушение норм статьи 6 Закона Кыргызской Республики                         «О конкуренции» в части нарушения порядка ценообразования принято решений на сумму – 63,1 тыс.сом.

Необходимо отметить, что более 50% нарушений антимонопольного законодательства составляют нарушения вышеуказанной статьи, выражающиеся в нарушении порядка ценообразования.

С требованием устранения нарушений антимонопольного законодательства выдано 22 предписания, из которых 19 исполнены.

 

В отчетном периоде рассмотрены обращения двух предприятий-монополистов, авиакомпаний «Эйр Кыргызстан» (Авиакомпания «Кыргызстан»)  и «AviaTrafficCompany» об исключении изРеестра, в связи с резким снижением их доли на рынке внутриреспубликанских пассажирских перевозок по маршруту Бишкек-Ош-Бишкек. По результатам анализа  рынка, и в связи со входом на рынок нового оператораОсОО «Авиакомпания Эйр Манас»/Торговая марка «PegasusAsia», вышеуказанные авиакомпании   были исключены из Госреестра, а ОсОО «Авиакомпания Эйр Манас» включено в Госреестр для регулирования.

Однако, во втором полугодии, в целях развития конкурентной среды, с учетом положительного влияния на рынок ОсОО «Авиакомпания «Эйр Манас» в части снижения цен на авиабилеты, стимулирования компании к увеличению количества рейсов по доступным для населения ценам, решением Госагентства ОсОО «Авиакомпания «Эйр Манас» было исключено из Госреестра.

 

    Рассмотрен представленный Минэкономики проект постановления Правительства КР «О введении защитных мер при ввозе муки пшеничной на территорию Кыргызской Республики». Учитывая, что введение защитных мер на стабильно развивающемся рынке муки, создаст исскуственное препятствие для функционирования нормальных рыночных механизмов и приведет к повышению цен, в адрес Минэкономики были направлены возражения против продления срока действия защитных мер на рынке муки до 22 июня 2017 года.

          Однако, предложения и замечания Госагентства не были приняты во внимание и постановлением Правительства Кыргызской Республики от 4 марта 2014 года №119«О введении защитных мер при ввозе муки пшеничной на территорию Кыргызской Республики»,  до 22 июня 2017 года введены специальные защитные меры на ввоз муки пшеничной на территорию КР.

 

Госагентством рассмотрен проект постановления Правительства КР «Об установлении ставки сезонной пошлины на сахар белый, ввозимый на таможенную территорию Кыргызской Республики». Следует отметить, что изложенные в проекте доводы о необходимости принятия данного постановления являлись односторонними и защищали интересы, прежде всего, субъекта-монополиста. Введение защитных мер на импортозависимом рынке привело бы его к дестабилизации, еще большему повышению цен и даже, возможно, к дефициту сахара.

Принимая во внимание данное обстоятельство, в адрес Минэкономики и Правительства КР были направлены возражения против введения данной защитной меры. По итогам совещания у Первого вице-премьер-министра Кыргызской Республики Сарпашева Т.Д., из-за отсутствия достаточного аргументирования, указанный проект не был принят.

 

  По поручению Вице-премьер-министра Кыргызской Республики Сарпашева Т.Д. проведена оценка деятельности ЗАО «Сунель Табак»по установлению сортности и закупочных цен на табак-сырец на предмет соответствия антимонопольному законодательству. В процессе работы, действия ЗАО «Сунель Табак» были признаны нарушением статей 4 и  6 Закона КР «О конкуренции».

В результате работы, ЗАО «Сунель Табак» в добровольном порядке устранены нарушения:

- изменена характеристика показателей качества и норм сортов закупаемого табака-сырца на территории Кыргызской Республики путем разработки адаптированного к местным условиям нового стандарта организации.

- закупочные цены на табак-сырец урожая 2014 года, с учетом предложений табаководов пересмотрены в сторону повышения.

          Принимая во внимание, что ЗАО «Сунель Табак» является единственным инвестором на рынке закупки табака-сырца, принято решение оставить рынок в зоне постоянного экономико-статистического наблюдения.

 

Рассмотрено обращение ЗАО «ЮКЦ» в отношении недобросовестных действий ОАО «Нур-КМ» единственного производителя глиежа (активная добавка при производстве цемента) в Баткенской области, заключающихся в нарушении условий ранее достигнутых договоренностей по цене поставки глиежа (необоснованное повышение с 9$ до 20$  за 1 тонну глиежа).

Предложенная новая цена являлась неприемлемой для ЗАО «ЮКЦ», так как  привела бы к повышению себестоимости цемента и, соответственно, его цены.

Решением Госагентства, ОАО «Нур-КМ» включено в Государственный региональный реестр субъектов монополий по Баткенской области по продукции – глиеж, с ценовым методом регулирования.

 

Анализ конкурентной среды на товарных рынках

В целях оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках и принятия обоснованных решений, за отчетный период проведены 52 анализа  товарных рынков, в том числе:

- пассажирских внутриреспубликанских авиаперевозок,

- ГСМ,

- сахара,

- известняка-ракушечника,

- межсетевого соединения, услуг связи, оказываемых операторами мобильной связи,

- строительного кирпича Чуйской области,

- и др.

Рынок ракушечника.Анализ проведен по поручениюПремьер-министра Кыргызской Республики относительно оценки деятельности хозяйствующих субъектов, ведущих разработку известняка-ракушечника на месторождении «Сары-Таш», расположенного на территории Узгенского района, с целью выявления хозсубъекта, занимающего доминирующее положение на рынке.

Результаты анализа показали, чторынок известняка-ракушечника является рынком с развитой конкурентной средой,на котором действуют достаточное количество хозяйствующих субъектов, производящих и экспортирующих продукцию, и имеющих незначительные доли на данном рынке.

Уникальность месторождения не является основанием для включения хозсубъекта в Госреестр. Отечественный рынок насыщен взаимозаменяемой продукцией.  Таким образом, Госагентство не нашло оснований для вмешательства антимонопольного органа в деятельность компаний осуществляющих разработку месторождения «Сары-Таш».

Рынок горюче-смазочных материалов (ГСМ).На рынке бензина и дизельного топлива доминирующее положение занимает ОсОО «Газпром Нефть Азия», хозсубъект пребывает в Госреестре.

          На рынке мазута, доминирующее положение занимает ОАО «Кыргызнефтегаз», однако, данный субъект не регулируется антимонопольным органом, так как согласно постановлению Правительства Кыргызской Республики от 29 декабря 2009 года №815 «О мерах по поддержке открытого акционерного общества «Кыргызнефтегаз», Госагентству было дано поручение вывести ОАО «Кыргызнефтегаз» из Госреестра субъектов естественных и разрешенных монополий.

Вместе с тем, по итогам изучения, решением Госагентства для ЗАО «Кыргыз Петролеум Компани» было изменено наименование товара (работы, услуги): вместо «бензин, дизельное топливо, мазут» на «услуги по технической переработке ГСМ». Метод регулирования – ценовой, оставлен без изменения.

Таким образом, рынок оптовой продажи ГСМ монополизирован. По результатам проведенного анализа представлены следующие предложения:

- оставить рынок ГСМ в зоне экономико-статистического наблюдения до принятия Правил по формированию и ведению перечня субъектов, занимающих доминирующее положение на рынках Кыргызской Республики;

- после принятия вышеуказанных Правил, перевести ОАО «Кыргызнефтегаз» и ЗАО «Кыргыз Петролеум Компани», из Госреестра субъектов монополий в Перечень субъектов, занимающих доминирующее положение.

Рынок фасоли.Анализ проведен во исполнение поручения фракции СДПК  Жогорку Кенеша КР на предмет выявления  согласованных действий между закупочными компаниями  по поддержанию единого уровня цен при закупке  фасоли у сельхозпроизводителей. Результаты анализа показали отсутствие согласованных действий на рынке закупке фасоли, при этом  были выявлены другие серьезные проблемы, не позволяющие стабильно  развиваться данному рынку. Информация по результатам анализа с изложением проблемных вопросов и путей их решений представлена в Жогорку Кенеш КР.

 

В связи с повышением курса доллара по отношению к сому, в рамках работы Межведомственной рабочей группы по осуществлению мониторинга цен на социально-значимые товары, Госагентством проведена маштабная  работа (проведены ряд встреч с объединением хлебопеков и кондитеров, представителями крупных производителей и импортеров муки, представителями торговых сетей, руководителями крупных продовольственных рынков,  проведена разъяснительная работа в СМИ). В соответствии с принятым приказом  проводился ежедневный мониторинг цен на отдельные виды социально-значимых продовольственных и непродовольственных товаров, результаты которого, еженедельно (2 раза в неделю) направлялись в аппарат Правительства Кыргызской Республики.

Также, во исполнение поручения Премьер-министра Кыргызской Республики, приказом Госагентства был утвержден План мероприятий на 2014 год по недопущению резкого повышения цен на продовольственные товары и тарифов на услуги. Информация о ходе исполнения вышеуказанного Плана мероприятий Госагентства ежемесячно направлялась в Минэкономики.

 

Государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей и рекламной деятельности

В целях осуществления контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителейза отчетный период рассмотрено 294 обращения, заявления от потребителей и проведено 107 проверок. В ходе рассмотрения обращений, заявлений выявлено 336 нарушений, из них 266 устранены; выдано 168 предписаний, из них исполнено – 161.

Принято решений о наложении штрафных и экономических санкций за нарушение Закона Кыргызской Республики «О защите прав потребителей» на сумму – 5,1 млн.сом.

Жалобы, в основном, поступали на работу энергетических, газовых и других компаний (неправильные показания счетчиков, неправильное выставление счетов за энергоносители, и т.д.), продавцов сотовых телефонов, планшетных ПК, мебели, пластиковых окон и т.д.

14-18 марта во всех областных центрах проведены круглые столы, посвященные Всемирному днюзащиты прав потребителей при участии представителей органов МСУ, общественных организаций, органов санэпидемстанций, ветеринарных, налоговых служб и администраций рынков.

Госагентством совместно с Государственной инспекцией по санитарной, ветеринарной и фитосанитарной безопасности при Правительстве КР, а также с участием представителей СМИ проведены несколько расширенных мониторинга крупных продовольственных торговых сетей г.Бишкек («Столица», «Народный», «Фрунзе», «7 дней» и др.) на предмет соблюдения законодательства о защите прав потребителей и Свода правил торговли на территории Кыргызской Республики, утвержденных постановлением Правительства Кыргызской Республики от 2 марта 2010 года №118.

В ходе мониторинга выявлены многочисленные нарушения положений вышеуказанных нормативных актов, по итогам, Госагентством в адрес нарушителей выданы предписания о прекращении нарушений, которые  исполнены в установленные сроки.

 

В целях недопущения нарушений Закона Кыргызской Республики            «О рекламе»за отчетный период по инициативе антимонопольного органа проведено 335мониторингов, рассмотрено56 обращений, заявлений от физических и юридических лиц. По результатам мониторингов и рассмотрения заявлений, выявлено 395 нарушений, из них 308 устранены, начато производство по 95 выявленным нарушениям. Наряду с этим, выдано 276 предписаний, 265 из которых исполнены.

За нарушение Закона Кыргызской Республики «О рекламе» принято решений о наложении административных штрафов на сумму – 376,2 тыс.сом.

 

скачать документ полностью

Карта проезда

Контакты

г. Бишкек ул. Б.Баатыра 7Б/1
0(312) 56-31-97
priemnaya@antimonopolia.kg
Пон-Пят 09:00 - 18:00
0(701) 56-33-05
amantur.omyrbekov