Горячая линия по госрегулированию цен на уголь
  кыргызча       русский
На главную


Об утверждении Правил по выявлению, пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий), ограничивающих конкуренцию

Внимание!
Изменения, внесенные постановлением Правительства КР от 5 октября 2016 года № 530,
вступают в силу с 12 февраля 2017 года

 

Приложение

 

 

 

Утверждены
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 2 июня 2012 года N 364

ПРАВИЛА
по выявлению, пресечению соглашений, согласованных действий, ограничивающих конкуренцию

(В редакции постановлений Правительства КР от 19 мая 2016 года № 267, 5 октября 2016 года № 530)

1. Общие положения

1. Правила по выявлению, пресечению соглашений, согласованных действий, ограничивающих конкуренцию (далее - Правила), предназначены для выявления, пресечения соглашений, согласованных действий хозяйствующих субъектов, государственных органов и органов местного самоуправления, ограничивающих конкуренцию, и направлены на обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в Кыргызской Республике.

Нормы, установленные настоящими Правилами, распространяются на отношения с участием любых хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, государственных органов и органов местного самоуправления (далее - субъекты), действия которых ограничивают и устраняют свободную конкуренцию на рынках Кыргызской Республики.

(В редакции постановления Правительства КР от 5 октября 2016 года № 530)

2. Формы соглашений, согласованных действий, ограничивающих конкуренцию

2. Соглашения, согласованные действия между субъектами, предусмотренные частью 1 статьи 7 и частью 1 статьи 7-1 Закона Кыргызской Республики "О конкуренции", считаются горизонтальными и предполагают вступление в объединения или их создание (существование), заключение и осуществление в любой форме соглашений, согласованных действий между хозяйствующими субъектами - конкурентами, договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, направленные на ограничение конкуренции.

Данный вид соглашений направлен на получение дополнительного дохода за счет потребителя и на ограничение количества действующих конкурентов и доступа на рынок новых хозяйствующих субъектов.

Заключение антиконкурентных соглашений, согласованных действий между субъектами ведет к росту цен, снижению качества и сокращению возможности выбора.

Условиями согласованных действий являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, предусмотренные статьей 4-4 Закона Кыргызской Республики "О конкуренции".

(В редакции постановления Правительства КР от 5 октября 2016 года № 530)

3. Вертикальные соглашения выявляются антимонопольным органом в виде поддержания перепродажной цены и заключения соглашения между неконкурирующими хозяйствующими субъектами, находящимися на разных уровнях (поставщик - потребитель), но зависящими друг от друга по вертикали (ограничение цены, по которой продавец может предлагать перепродаваемый товар), установления исключительного права на продажу в пределах определенной территории с выполнением требований контракта, принудительного сокращения для покупателя возможности выбора товара (работ, услуг) в соответствии с частью 2 статьи 7 Закона Кыргызской Республики "О конкуренции".

Основанием для рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства могут служить заявления физических и юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления. Государственный антимонопольный орган и его территориальные органы (далее - антимонопольный орган) вправе инициировать рассмотрение дел по выявлению антиконкурентных соглашений, согласованных действий, в том числе по результатам проведенного анализа состояния конкурентной среды, на основании сообщений средств массовой информации.

Государственный контроль за предупреждением, недопущением и устранением антиконкурентных соглашений, согласованных действий осуществляет антимонопольный орган Кыргызской Республики.

(В редакции постановления Правительства КР от 5 октября 2016 года № 530)

4. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правительства КР от 5 октября 2016 года № 530)

5. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правительства КР от 5 октября 2016 года № 530) 

6. Действия квалифицируются как согласованные, если хозяйствующие субъекты:

1) не берут на себя обязательство придерживаться какой-либо конкурентной политики, но, тем не менее, сознательно ставят свое поведение в зависимость от поведения других сторон, тем самым, исключая риск, типичный для конкуренции;

2) оказывают экономическое давление посредством угрозы нанесения ущерба или обещания представления преимуществ с целью вынудить другие хозяйствующие субъекты придерживаться определенной политики;

3) оказывают давление на других хозяйствующих субъектов с тем, чтобы вынудить их:

- присоединиться к соглашению;

- пойти на слияние;

- придерживаться однообразного поведения на рынке в целях сдерживания конкуренции.

(Абзац 8 утратил силу в соответствии с постановлением Правительства КР от 5 октября 2016 года № 530)

(В редакции постановления Правительства КР от 5 октября 2016 года № 530)

3. Этапы проведения анализа по выявлению антиконкурентных соглашений, согласованных действий

7. Проведение анализа по выявлению признаков ограничения конкуренции в соглашениях, согласованных действиях осуществляется поэтапно.

8. На первом этапе: определяется соответствующий товарный рынок и особенность товара; определяется географическая граница товарного рынка; устанавливается круг субъектов рынка, участвующих в соглашении, согласованных действиях; определяются доли рынка, приходящиеся субъектам рынка - участников соглашений, согласованных действий и их суммарная рыночная доля; изучается состав учредителей субъектов рынка; уточняются лица, осуществляющие контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, участников соглашения.

Если выявлены случаи, предусмотренные частью 4 статьи 7, частями 3 и 4 статьи 7-1 Закона Кыргызской Республики "О конкуренции", то дальнейший анализ рынка приостанавливается.

(В редакции постановления Правительства КР от 5 октября 2016 года № 530)

9. Анализ товарного рынка проводится в соответствии с Правилами по анализу и оценке состояния конкурентной среды на рынках товаров (работ, услуг), утвержденными Правительством Кыргызской Республики.

10. При проведении анализа особенностей товара устанавливаются:

- виды потребления рассматриваемого товара. Дифференциация потребителей товара по видам потребления может явиться причиной разницы в ценах на поставляемый товар, что затрудняет заключение ценового соглашения;

- насколько однородны товары у разных поставщиков. С одной стороны, по однородным товарам другие виды конкуренции, кроме ценовой, затруднены, а с другой, - облегчена возможность согласования цен и прочих условий соглашения;

- наличие взаимозаменяемых товаров. В случаях, когда товары взаимозаменяемы, ценовой сговор практически не имеет смысла;

- насколько схожи условия производства товаров у различных производителей. Схожесть условий производства и сопоставимость издержек производства товара способствуют установлению единых цен и заключению соглашения;

- насколько велика в стоимости товара доля постоянных издержек. Высокая доля постоянных издержек в стоимости товара затрудняет возможность маневра ценами в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры, что приводит к существенным потерям для поставщиков и стимулирует их на заключение соглашений по поддержанию цен:

- какова система налогообложения для производителей и посредников рассматриваемого товара (разница в величине налогов может способствовать появлению соглашений вертикального типа);

- анализ необоснованности завышения или занижения цены в зависимости от товара и рынка может проводиться путем:

сравнения изменения фактических цен на соответствующий товар с расчетными (конкурентными) ценами;

сравнения стоимостных показателей производства и реализации товара со средними по агрегированной товарной группе (по промышленности, отрасли);

сравнения движения стоимостных показателей на товары с близкими свойствами;

сравнения цен на различных рынках.

Период наблюдения при выявлении предполагаемых соглашений антимонопольному органу необходимо устанавливать в зависимости от конкретного товара, рынка и ситуации.

11. При определении круга субъектов рынка, участвующих в соглашении, согласованных действиях, и их долей на рынке следует учитывать следующие факторы:

- состав участников рынка (чем стабильнее состав участника рынка, тем выше вероятность заключения между ними соглашения);

- идентичность условий работы участников рынка, таких, как структура издержек производства, вертикальная структура производства каждого из участников, используемые технологии, начальные доли рынка каждого из участников, организационная структура и соответствующая ей система внутриорганизационного производства и обмена информацией, однородность производимого продукта и прочие показатели. Если участники рынка находятся в одинаковых условиях, то соглашение между ними более вероятно;

- наличие ассоциации или иных объединений в данной отрасли, которые могут представлять базу для координирования экономической деятельности и обмена информацией;

- степень концентрации производства товара. Чем меньше количество участников рынка, тем, при прочих равных условиях, легче достигать соглашения о фиксации цен и разделе рынка. Если в результате анализа выяснится, что, несмотря на концентрацию у участников соглашения значительной доли рынка, они не в состоянии оказывать решающее влияние на конкуренцию, то есть затруднять доступ на рынок другим субъектам рынка или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности, то проведение данного анализа прекращается;

- взаимоотношения между сторонами, которые, возможно, являются фактором соглашения:

части одной компании, представляющей собой юридическое лицо, такие, как основная и дочерняя компании, или две дочерние компании;

независимого владения, но контролируемого лицом, имеющим большую долевую часть;

- наличие совместных предприятий.

(В редакции постановления Правительства КР от 5 октября 2016 года № 530)

12. На втором этапе устанавливается, способен ли кто-либо из участников соглашения в отдельности или все вместе согласованными действиями ограничивать конкуренцию и (или) ущемлять интересы потребителей путем:

- отказа от заключения договора, который может являться способом принуждения к сговору;

- заключения договоров, направленных на ограничение конкуренции;

- ценовой дискриминации со стороны одного или нескольких субъектов по отношению к субъектам рынка, не участвующим в сговоре;

- определения ассортимента для продажи или других условий поставки.

13. Для оценки конкурентного воздействия вертикальных ограничений:

- рассматривается динамика изменения рынка (количество хозяйствующих субъектов на данном рынке);

- обращается внимание на услуги, для которых вертикальные ограничения могут быть фактором, повышающим эффективность. Например, если производитель устанавливает для розничных торговцев эксклюзивные территории, надо рассмотреть услуги розничных торговцев, которые могут предоставить другим розничным торговцам возможность получить доход от деятельности другого розничного торговца, не неся расходов. Если производитель вводит эксклюзивное дистрибьютерство, надо рассмотреть услуги, оказываемые этим производителем, которые могут дать возможность другим производителям пользоваться его услугами, не неся расходов. Если такие услуги не обнаружены, то вертикальные ограничения антиконкурентны;

- рассматривается продолжительность действия контракта, если он долгосрочный, имеется большая вероятность, что он ограничит конкуренцию.

14. Критериями ограничения или препятствия для развития конкуренции служат действия:

- ограничивающие независимость принятия экономических решений субъектами рынка, участвующими в соглашении, согласованных действиях;

- оказывающие влияние на соотношение спроса и предложения товаров на соответствующем рынке.

Если обнаружен хотя бы один из этих случаев, следует рассматривать соглашение, согласованные действия как ограничивающее конкуренцию.

4. Доказательство антиконкурентных соглашений, согласованных действий

15. При доказательстве выявленных антиконкурентных соглашений необходимо документальное их подтверждение. Такие подтверждения можно получить на основании анализа условий контрактов, договоров, счетов, накладных документов, прейскурантов, платежных поручений, документов, принятых на съездах, конгрессах и других собраниях представителей субъектов рынка, и иных документов, подтверждающих факт соглашения.

Доказательства могут быть в виде обмена информацией между представителями субъектов рынка посредством личных встреч, телефонных переговоров, телексов и факсимильной связи, публичного объявления цен (распространение нового прейскуранта, ценовой рекламы) потребителям, агентам и посредникам, в том числе через различного рода объединения (ассоциации), куда входят субъекты рынка.

При отсутствии документального подтверждения об их совершении антимонопольный орган вправе строить доказательства на основе результатов экономических анализов, в том числе:

1) одновременное или в течение 3 дней повышение (понижение) цен;

2) установление одинаковых цен при различных размерах затрат на приобретение и реализацию товара;

3) дооценка остатков товара, проводимая с целью установления единых цен на рынке;

4) согласование изменения цен и объемов поставки товара;

5) договоренность об искусственном повышении или понижении цен;

6) одновременная дифференциация цен или установление скидок с цены;

7) при дефиците товаров на рынке и высоких ценах на них наличие больших товарных запасов на складах у двух и более субъектов рынка;

8) отсутствие у субъектов рынка счетов-фактур, калькуляций, расчетов, экономических обоснований, объясняющих повышение (понижение) цен, поддержание единых цен.

16. При доказательстве соглашений следует учитывать, что не всякое согласованное действие может квалифицироваться как антиконкурентное соглашение. Надо изучить последствия для конкуренции, возникшие в результате соглашения, к ним относятся:

- ограничение доступа других хозяйствующих субъектов на рассматриваемый рынок при наличии неудовлетворенного спроса и достаточно высокого уровня рентабельности;

- ограничение доступа к сырью и материалам других производителей, желающих выйти на данный рынок;

- ограничение доступа к товаропроводящей сети.

17. Доказательством наличия соглашения, согласованных действий между конкурирующими субъектами рынка являются:

- применение единообразного прейскуранта цен или приказа (протокола, распоряжения), которым утверждается цена;

- искусственное поддержание высоких цен на товары, услуги, предоставляемые различными поставщиками;

добавлен: 2017-08-04 10:11
просмотров: 399
Регистрация/Вход
Введите Ваш Логин и пароль чтобы войти на сайт
Электронное согласование
Пилотный проект "Электронное согласование"
Баннеры
   
Контакты
Адрес: г. Бишкек ул. Байтик Баатыра 7Б/1
Телефон: 0(312) 56-31-97
Факс: 0(312) 56-31-95
e-mail: priemnaya@antimonopolia.kg
Skype: Taalay2000