Утверждено постановлением Кабинета
Министров Кыргызской Республики
от 10 декабря 2021 года № 300
ПОЛОЖЕНИЕ
о Службе антимонопольного регулирования при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики
1. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет правовые и организационные основы деятельности Службы антимонопольного регулирования при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики (далее – Служба).
2. Служба является правопреемником Государственного агентства антимонопольного регулирования при Министерстве экономики и финансов Кыргызской Республики.
3. Служба является государственным органом исполнительной власти Кыргызской Республики, функционирующим в статусе подведомственного подразделения Министерства экономики и коммерции Кыргызской Республики (далее – Министерство), реализующим государственную антимонопольную политику и осуществляющим государственное антимонопольное регулирование во всех отраслях экономики, за исключением топливно-энергетического комплекса, защиту и развитие конкуренции, надзор за соблюдением требований нормативных правовых актов Кыргызской Республики в области обеспечения единства измерений.
4. Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией, и законами Кыргызской Республики, иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, вступившими в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, решениями Министерства и настоящим Положением.
5. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, бизнес-сообществом, общественными объединениями, научными и иными организациями.
6. Служба является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, имеет печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики и своим наименованием на государственном и официальном языках, штампы, фирменные бланки и счета в системе казначейства.
Организационно-правовая форма – государственное учреждение, созданное на праве оперативного управления.
7. Полное фирменное наименование Службы:
– на государственном языке: “Экономика жана коммерция министрлигине караштуу Монополияга каршы жонго салуу кызматы”;
– на официальном языке: “Служба антимонопольного регулирования при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики”.
8. Сокращенное фирменное наименование Службы:
– на государственном языке: “МКЖСК”;
– на официальном языке: “САР”.
9. Юридический адрес Службы: 720005, Кыргызская Республика, город Бишкек, улица Байтик Баатыра, 7Б/1.
2. Цели деятельности Службы
10. Целями деятельности Службы является защита и развитие конкуренции, реализация государственной антимонопольной политики и политики в области обеспечения единства измерений.
3. Основные задачи Службы
11. Основными задачами Службы являются:
1) развитие и защита конкуренции для эффективного функционирования рынков товаров, работ и услуг Кыргызской Республики;
2) осуществление мер по предупреждению, ограничению, пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
3) обеспечение достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, доступность реализуемых ими товаров (работ, услуг) для потребителей и ценового регулирования;
4) осуществление государственной защиты прав потребителей при приобретении товаров (работ, услуг);
5) осуществление государственной защиты потребителей рекламы;
6) защита интересов государства и граждан от последствий недостоверных результатов измерений;
7) надзор за соблюдением требований правил изготовления Государственного флага Кыргызской Республики и Государственного герба Кыргызской Республики.
4. Функции Службы
12. Служба в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие функции:
1) функции по реализации отраслевой политики:
– реализует единую государственную антимонопольную, ценовую политику во всех отраслях экономики, за исключением топливно-энергетического комплекса;
– участвует в установленном порядке в разработке проектов нормативных правовых актов, направленных на совершенствование антимонопольного законодательства, законодательства в области обеспечения единства измерений, законодательства по защите прав потребителей, о рекламе, на совершенствование порядка формирования и применения цен (тарифов);
– готовит заключения на проекты законов и иных нормативных правовых актов, касающихся вопросов, отнесенных к компетенции Службы;
– вносит в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке предложения по устранению барьеров для развития конкуренции на товарных рынках;
– проводит анализ состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ и услуг;
– осуществляет защиту прав хозяйствующих субъектов и граждан от проявления монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, актов и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции;
– осуществляет взаимодействие с Евразийской экономической комиссией (далее – ЕЭК) по вопросам, связанным с направлениями деятельности Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) и входящим в компетенцию Службы;
– ведет регулярное наблюдение за ценами на товарных рынках (мониторинг цен);
– осуществляет мониторинг соблюдения законодательства Кыргызской Республики о защите прав потребителей и о рекламе;
2) функции регулирования:
– формирует и ведет государственный реестр субъектов естественных монополий;
– формирует и ведет государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Кыргызской Республики;
– определяет виды и методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о естественных монополиях;
– осуществляет государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий, за исключением субъектов топливно-энергетического комплекса;
– рассматривает ходатайства хозяйствующих субъектов, государственных и муниципальных предприятий о реорганизации (слиянии, присоединении, преобразовании), если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта (их объединений), занимающего доминирующее положение, приобретении акций (долей) в уставном капитале, осуществлении иных сделок, предусмотренных антимонопольным законодательством Кыргызской Республики, и принимает по ним соответствующие решения;
– рассматривает ходатайства субъектов естественных монополий о даче согласия на совершение действий, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики о естественных монополиях;
– согласовывает учетную политику, проведение переоценки основных средств, формы контрактов на поставку (приобретение) регулируемых товаров (работ и услуг) субъекта естественной монополии и методики ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по видам регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий;
– согласовывает тарифы (цены) на услуги (работы), кроме образовательных, оказываемые государственными органами, органами местного самоуправления и их структурными подразделениями, организациями, учреждениями, в установленном порядке;
– согласовывает стоимость разрешительных документов, выдаваемых органами исполнительной власти и их структурными подразделениями, в установленном порядке;
– рассматривает жалобы и заявления физических и юридических лиц независимо от форм собственности на несоблюдение антимонопольного законодательства Кыргызской Республики, законодательства в области обеспечения единства измерений Кыргызской Республики, законодательства о защите прав потребителей и рекламе Кыргызской Республики, в том числе на неправомерные действия государственных органов и органов местного самоуправления, и по другим вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
– проверка соответствия проекта соглашения, составленного в письменной форме хозяйствующими субъектами, имеющими намерение достичь соглашения, требованиям Закона Кыргызской Республики “О конкуренции”;
3) функции координации и контроля:
– выдает государственным органам и органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам независимо от форм собственности обязательные для исполнения решения (предписания, приказы, предостережение и др.) о прекращении нарушений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы, и устранении их последствий;
– в установленном порядке принимает решения (постановления) о наложении, взыскании, применении штрафов и экономических санкций к государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам, организациям и учреждениям, их руководителям, а также юридическим и физическим лицам за нарушение антимонопольного законодательства Кыргызской Республики, законодательства Кыргызской Республики в области обеспечения единства измерений, защиты прав потребителей и рекламы;
– в установленном порядке принимает решения о принудительном разделении (выделении) в случае систематического осуществления монополистической деятельности хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение;
– осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Кыргызской Республики, в том числе:
за действиями хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, который имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц;
за антиконкурентными соглашениями (согласованными действиями) хозяйствующих субъектов, ограничивающими конкуренцию;
за актами и действиями (бездействием) государственных органов и органов местного самоуправления, направленными на недопущение, ограничение либо устранение конкуренции;
за антимонопольными требованиями, предъявляемыми к закупкам товаров;
за реорганизацией (слияние, присоединение, преобразование) хозяйствующих субъектов (их объединений); ликвидацией субъектов естественных монополий; слиянием, присоединением и ликвидацией государственных и муниципальных предприятий, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение;
за соблюдением антимонопольного законодательства Кыргызской Республики при приобретении акций (долей) в уставном капитале хозяйствующих субъектов и иных случаях;
– осуществляет государственный контроль за деятельностью субъектов естественных монополий, в том числе:
за осуществлением закупок субъектами естественных монополий;
за сделками и инвестициями субъектов естественных монополий, приобретением акций (долей) в уставном капитале хозяйствующих субъектов и в иных случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;
за условиями договоров между субъектами естественных монополий и потребителями их услуг;
– рассматривает дела о правонарушениях, предусмотренных Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях, а также правильность формирования и применения цен (тарифов);
– осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе и защите прав потребителей в пределах своей компетенции;
– осуществляет контроль за правильностью формирования и применения регулируемых тарифов (цен), в том числе на платные услуги (работы), оказываемые государственными органами, органами местного самоуправления и их структурными подразделениями, организациями и учреждениями;
– проводит проверки по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства Кыргызской Республики, законодательства Кыргызской Республики о защите прав потребителей, о рекламе, о государственном языке, а также правильности формирования и применения цен (тарифов) хозяйствующими субъектами, государственными органами и их структурными подразделениями, органами местного самоуправления, организациями, учреждениями в установленном порядке;
– осуществляет контроль за соблюдением общих правил конкуренции, установленных Договором о Евразийском экономическом союзе на территории Кыргызской Республики;
– взаимодействует с ЕЭК по выявлению негативного влияния на конкуренцию, проведению анализов состояния конкуренции и соблюдению общих правил конкуренции на трансграничных рынках;
– осуществляет государственный метрологический надзор:
за выпуском, состоянием и применением средств измерений, в том числе стандартных образцов состава и свойств веществ (материалов), соблюдением требований нормативных правовых актов в области обеспечения единства измерений, в сфере государственного регулирования, на измерения, которые выполняются при:
– осуществлении деятельности в области здравоохранения, ветеринарии;
– осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, обеспечении безопасности движения транспорта;
– выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
– осуществлении торговых операций и взаимных расчетов между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем), в том числе:
за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, в целях определения действительного значения массы, объема, расхода или других величин и соответствия реализованному количеству этих товаров;
за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке, продаже и импорте в случаях, когда содержимое упаковки не может быть изменено без ее вскрытия или деформации, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, указывающие на количество содержащегося в упаковке товара, обозначены на упаковке;
– оказании услуг почтовой связи и учета объема оказанных услуг электросвязи (длительности соединения и объема трафика);
– осуществлении деятельности в обязательной сфере технического регулирования, в том числе:
планирует организацию работ по проведению метрологического надзора;
проводит надзор и анализ деятельности метрологических служб министерств, ведомств, юридических и физических лиц в сфере государственного регулирования в части выполнения требований законодательства Кыргызской Республики в области обеспечения единства измерений;
принимает по результатам проверки меры по устранению последствий нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения единства измерений;
вносит предложения о включении в номенклатурный перечень рабочих средств измерений, подлежащих обязательной поверке, средств измерений, относящихся к сфере государственного регулирования, но не включенных в данный перечень;
проводит с участием правоохранительных органов, представителей средств массовой информации и обществ защиты потребителей совместные проверки в местах оптовой и розничной торговли;
проводит государственный надзор:
– за соблюдением требований правил изготовления Государственного флага Кыргызской Республики и Государственного герба Кыргызской Республики;
– за органами по сертификации продукции;
– за правильностью ведения государственного реестра средств измерений и стандартных образцов;
4) функции поддержки:
– проводит информационно-разъяснительную работу в средствах массовой информации по принятым решениям, нормативным правовым актам, по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
– оказывает консультации и проводит практические курсы и семинары по вопросам применения норм антимонопольного законодательства Кыргызской Республики, законодательства Кыргызской Республики о защите прав потребителей, о рекламе;
– осуществляет взаимодействие с общественными организациями (ассоциациями), в том числе по вопросам защиты прав потребителей и рекламы;
– информирует население через средства массовой информации о своей деятельности и принимаемых решениях;
– готовит по согласованию с Министерством предложения по развитию международного сотрудничества в области антимонопольного регулирования, законодательства в области обеспечения единства измерений, защиты прав потребителей и рекламы, а также другим вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
– участвует в разработке и реализации международных проектов и программ, а также в осуществлении сотрудничества с государственными органами, некоммерческими организациями иностранных государств и международными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Службы;
– осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере архивного дела;
– ведет бухгалтерский учет и финансовую отчетность хозяйственной деятельности Службы;
– осуществляет иные функции в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
5. Права Службы
13. Служба имеет следующие права:
1) вносить в установленном порядке в Министерство предложения по совершенствованию законодательства Кыргызской Республики в пределах компетенции Службы;
2) заслушивать должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, руководителей хозяйствующих субъектов, организаций и учреждений по вопросам, входящим в компетенцию Службы;
3) обращаться в суды с исками и заявлениями, а также участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства Кыргызской Республики, законодательства Кыргызской Республики в области обеспечения единства измерений, законодательства о защите прав потребителей и других нормативных правовых актов, в пределах компетенции Службы;
4) вносить при необходимости в правоохранительные органы материалы о нарушениях антимонопольного законодательства Кыргызской Республики;
5) запрашивать в установленном порядке и получать от государственных органов, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности и физических лиц необходимую для исполнения своих функций информацию, в том числе носящую конфиденциальный характер либо являющейся коммерческой тайной;
6) при рассмотрении заявлений о нарушении антимонопольного законодательства Кыргызской Республики, осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией и проведением анализа состояния конкуренции на беспрепятственный доступ (при предъявлении служебных удостоверений и решения председателя Службы) в государственные органы, органы местного самоуправления, организации и учреждения, хозяйствующие субъекты и их объединения независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для получения необходимых документов и информации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
7) доступа на основании письменного запроса к информации о хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий, имеющейся у государственных органов и органов местного самоуправления, а также у субъектов естественных монополий;
8) посещать объекты, где эксплуатируются, производятся, ремонтируются, продаются, содержатся или хранятся средства измерения независимо от форм собственности этих объектов;
9) проверять соответствие используемых единиц величин, допущенных к применению;
10) проверять состояние средств измерений и условия их применения;
11) проверять исполнение требований законодательства Кыргызской Республики по обеспечению единства измерений;
12) проверять количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;
13) получать образцы продукции и товаров, а также фасованные товары в упаковках любого вида для осуществления государственного метрологического надзора;
14) использовать технические средства и привлекать специалистов объекта, подвергаемого государственному метрологическому надзору;
15) запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденного типа или не соответствующих утвержденному типу, а также непроверенных и неисправных;
16) назначать сплошную единовременную поверку средств измерений, входящих в сферу государственного регулирования, устанавливать при необходимости сокращенный межпроверочный интервал;
17) изымать в установленном порядке из обращения средства измерений, не соответствующие обязательным требованиям законодательства Кыргызской Республики по обеспечению единства измерений;
18) получать без оплаты от участников национальной системы обеспечения единства измерений необходимые нормативные правовые акты, документы и информацию в области обеспечения единства измерений;
19) привлекать метрологов государственных органов, метрологических служб предприятий и организаций с их согласия для проведения метрологической экспертизы средств измерений и дачи заключения;
20) запрашивать в установленном порядке от метрологических служб организаций, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих работу в сфере государственного регулирования, независимо от форм собственности информацию, необходимую для исполнения своих функций;
21) создавать совещательные органы (советы, комиссии, группы), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности, составы и положения о которых утверждаются председателем Службы;
22) привлекать консалтинговые, оценочные, аудиторские, юридические и другие организации, экспертов и специалистов, в том числе иностранных, имеющих право заниматься выполнением определенных работ и услуг, при рассмотрении дел по нарушениям законодательства Кыргызской Республики, проведении проверок и экспертиз, а также разработке проектов нормативных правовых актов;
23) участвовать в установленном порядке по согласованию с Министерством в разработке проектов и подписании международных договоров и соглашений, иных документов с иностранными государствами и международными организациями;
24) привлекать в установленном порядке финансовые средства международных, общественных организаций в целях усиления потенциала Службы;
25) проводить опрос среди продавцов и покупателей по вопросам оценки конкурентной среды, ценообразования и ценовой ситуации на рынках, защиты прав потребителей и рекламной деятельности;
26) организовывать профессиональную подготовку работников, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке;
27) организовывать конференции, практические курсы и семинары, круглые столы по вопросам, входящим в компетенцию Службы;
28) учреждать ведомственные награды и определять порядок представления и награждения ведомственными наградами;
29) осуществлять иные права в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
6. Обязанности и ответственность Службы
14. Права, обязанности и ответственность Службы, а также порядок обжалования действий должностных лиц регулируются антимонопольным законодательством Кыргызской Республики и другими нормативными правовыми актами.
15. Должностные лица Службы обязаны строго соблюдать законодательство Кыргызской Республики, охраняемые законом права и интересы юридических и физических лиц, а также использовать информацию, которая получена ими при исполнении служебных обязанностей, исключительно в служебных целях, обеспечивать в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих личную, коммерческую и государственную тайну.
16. Служба обязана рассматривать и принимать решения по письменным жалобам/заявлениям и информировать заявителей в порядке письменного уведомления о своем решении с указанием причин.
17. Должностные лица Службы за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей привлекаются к дисциплинарной, имущественной и уголовной ответственности в соответствии с трудовым, гражданским и уголовным законодательством Кыргызской Республики.
18. Причиненные вследствие ненадлежащего осуществления Службой и ее сотрудниками своих обязанностей прямые убытки (ущерб, включая упущенную выгоду) подлежат возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством Кыргызской Республики.
7. Организация работы Службы
19. Службу возглавляет председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Кабинета Министров Кыргызской Республики по представлению министра экономики и коммерции Кыргызской Республики (далее – министр).
Председатель Службы подчиняется непосредственно министру.
20. Председатель Службы имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Кабинета Министров Кыргызской Республики по представлению председателя Службы с согласия министра.
Председатель Кабинета Министров Кыргызской Республики вправе освободить заместителя председателя без представления министра.
Заместители председателя подчиняются непосредственно председателю и осуществляют свою деятельность в пределах возложенных на них обязанностей.
Исполнение обязанностей председателя Службы в его отсутствие возлагается на одного из заместителей.
21. Председатель Службы:
1) осуществляет общее руководство деятельностью Службы и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач;
2) представляет Службу в отношениях с государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями Кыргызской Республики и иностранных государств, ведет в пределах своих полномочий переговоры, в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке подписывает международные договоры по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
3) вносит на утверждение министру проекты структуры и штатного расписания Службы в пределах установленных фонда оплаты труда и предельной штатной численности;
4) определяет функциональные обязанности заместителей председателя, определяет полномочия других должностных лиц Службы при решении организационных, кадровых, финансово-хозяйственных и иных вопросов;
5) утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата и территориальных подразделениях Службы;
6) в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Службы, применяет к ним меры поощрения и дисциплинарного взыскания;
7) принимает решения в рамках полномочий, делегированных министром;
8) принимает решения (приказы, распоряжения и др.) по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
9) подписывает коллективный договор с представительным органом работников Службы;
10) утверждает в установленном порядке нагрудные знаки (награды) Службы для награждения работников Службы, а также граждан, содействующих выполнению задач Службы, утверждает в установленном порядке положения об этих нагрудных знаках (наградах) и их описание, награждает указанных лиц нагрудными знаками (наградами), грамотами Службы и применяет в их отношении другие виды поощрений, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики;
11) решает вопросы о премировании работников Службы;
12) является главным распорядителем денежных средств с правом первой подписи;
13) управляет средствами и имуществом Службы в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Кыргызской Республики;
14) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
22. В структуру Службы входят центральный аппарат и территориальные подразделения.
Структура и штатное расписание Службы утверждаются министром в пределах утвержденных штатной численности и фонда оплаты труда, изменение которых возможно только в связи с изменением задач и функций Службы. При этом назначение нового председателя не является основанием для изменения структуры Службы.
23. В Службе образуется коллегия в количестве 7 человек в составе председателя Службы, заместителей председателя, представителя Министерства, а также руководителей структурных подразделений центрального аппарата Службы.
Персональный состав членов коллегии утверждается министром.
Положение о коллегии Службы утверждается председателем Службы.
24. В Службе действует комиссия по этике государственных служащих.
25. В целях общественного мониторинга деятельности Службы создается Общественный совет, представляющий собой консультативно-наблюдательный орган, функционирующий на общественных началах.
26. Служба содержится за счет республиканского бюджета и иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики.
27. Служба в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет право владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законодательством Кыргызской Республики.
8. Заключительные положения
28. Служба в своей деятельности подотчетна Министерству.
29. Реорганизация и прекращение деятельности Службы осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Кыргызской Республики.
30. При прекращении деятельности Службы документы, возникшие в процессе деятельности, хранятся и используются в соответствии с Законом Кыргызской Республики “О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики”.