В формате видеоконференции прошло 38-ое заседание Штаба по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства государств – участников СНГ
23.04.202118–19 мая 2021 года состоялся международный виртуальный семинар Регионального центра по конкуренции Венгрии (RCC) по изучению рынка как ключевой движущей силе защиты конкуренции и правоприменения в режиме онлайн
21.05.2021На данном заседании приняли руководители и представители конкурентных ведомств Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Республики Узбекистан, Республики Молдовы, Республики Таджикистан, Азербайджанской Республики, представители Евразийской экономической комиссии. На заседании МСАП от имени Госагентства приняли участие Директор Госагентства Тайлаков Кеңешбай Доскулович, Начальник управления рекламы, защиты прав потребителей, недобросовестной конкуренции и международного сотрудничества Алыкулова Н.А., Начальник управления регулируемых сфер Маматоморов С.А., Заведующий отделом анализа конкурентной среды и взаимодействия с ЕЭК Шустикова Л.Ю., главный специалист управления рекламы, защиты прав потребителей, недобросовестной конкуренции и международного сотрудничества Турдубаева Г.К. и ведущий специалист управления регулируемых сфер Нурманбетов С.Н. В рамках 52-го заседания МСАП Директор Госагентства Тайлаков Кеңешбай Доскулович выступил с докладом на тему: “Ситуация на продуктовом рынке в Кыргызской Республике, а также рынок ГСМ и авиаперевозок”. Директор в своем докладе отметил о том, что Антимонопольным органом проводились анализы конкурентной среды на товарных рынках, по их итогам вырабатывались определенные меры, в том числе превентивного характера для сдерживания галопирующего роста цен. Под особым вниманием антимонопольного органа находились и находятся постоянно рынки продуктов питания, ГСМ и др. Было отмечено, что стороны антимонопольного органа, в рамках своей компетенции в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О конкуренции» на постоянной основе проводятся меры превентивного характера: – еженедельно проводится мониторинг цен на социально значимые товары; – ведется широкомасштабная разъяснительная работа, среди продавцов рынков и торговых сетей, поставщиков продовольственных товаров по недопущению необоснованного повышения цен; – проводится аналитическая работа, в том числе, по изучению опыта других стран и возможности его применения в нашей республике; – на постоянной основе проводятся встречи с поставщиками СЗТ, торговыми сетями, ассоциациями. Также, Директор антимонопольного органа Тайлаков К.Д. озвучил важность проблемы по существенному дорожанию авиабилетов. В последние месяцы у кыргызстанцев спрос на перелеты, особенно, в Россию, значительно вырос. Билет в Москву из Бишкека стоит гораздо дороже обратного направления. Причина роста цен по российскому направлению заключается в ситуации, которая сложилась в результате пандемии COVID-19, но особенно из-за сокращения регулярных авиарейсов и введения Россией новых правил перелета для чартерных рейсов. Несмотря на то, что уполномоченные органы наших двух стран ведут переговоры об увеличении количества регулярных рейсов, до настоящего времени договоренность не достигнута. Тайлаков К.Д. отметил о том, что антимонопольным органом Кыргызской Республики было направлено письмо в Федеральную антимонопольную службу России в связи со сложившейся ситуацией. В рамках заседания МСАП Директор антимонопольного органа Тайлаков К.Д. еще раз обратился к Руководителю ФАС России Шаскольскому М.А. рассмотреть вопрос в рамках компетенции антимонопольного органа и предложил изучить рынок авиационных перевозок в рамках Штаба по совместным расследованиям. В заключении, Директор озвучил проблему по уровню цен на ГСМ в Кыргызстане. В течение января-марта 2021 года отпускные цены российских НПЗ выросли по бензину и дизельному топливу, что обусловлено: – снижением объемов производства в 2020 году в связи с эпидемиологической ситуацией в мире и сокращения маржинальности до уровня 2011 года; – ростом спроса на нефтепродукты в РФ перед началом весенне-полевых работ; – повышением акцизов в России на бензин, дизельное топливо,моторные масла и средние дистилляты на уровень инфляции. Несмотря на объективные факторы повышения цен, антимонопольным органом рекомендовано нефтетрейдерам республики принять своевременные меры, направленные на недопущение резкого роста цен на ГСМ, и применить сдерживающие факторы при ценообразовании. Кроме того, контракты с российскими НПЗ нефтетрейдеры Кыргызстана заключают не в национальных валютах, а в долларах США. Колебания курсов национальных валют по отношению к доллару также зачастую негативно отражаются на цене, и, в конечном счете – на потребителях. Такая ситуация складывается не только по ГСМ, но и по многим другим товарам. В этой связи, Директор Тайлаков К.Д. предложил рассмотреть вопрос о проведении взаиморасчетов по контрактам на поставку, в частности, нефтепродуктов из России, в национальных валютах, а не в долларах США, что позволит избежать дополнительного роста цен за счет роста курса доллара.
Кроме того, повестка дня заседания МСАП включало обсуждение следующих вопросов:
1.О выполнении принятых решений 51-го заседания Межгосударственного совета по антимонопольной политике.
2.О вопросах, посвященных 30-летию Содружества Независимых Государств.
3.О практическом опыте Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан по стабилизации ценна социально значимые продовольственные товары в условиях пандемии COVID-19.
4.О раскрытии сговоров в процессе государственных закупок и мерах по их предотвращению.
5.О выработке согласованной позиции антимонопольных органов государств – участников СНГ по вопросам международной конкурентной политики для ее представления на международных площадках.
6.Отчет о деятельности базовой организации «Федеральное государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр Федеральной антимонопольной службы России»» (г. Казань).
7. О деятельности Штаба по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства государств – участников СНГ.
8.О применении механизма «принудительного лицензирования» на производство препарата с МНН «Ремдисивир» для лечения COVID-19.
9.О представлении в секретариат МСАП в соответствии с Регламентом МСАП от 12 июля 2000 года информации об официальных членах МСАП от антимонопольных органов государств – участников СНГ.
10.О документах, предлагаемых к разработке и возможному внесению на рассмотрение Совета глав государств, Совета глав правительств и Экономического совета СНГ.