В учебном центре ФАС России 28-30 мая 2019 года в городе Казань был проведен совместный семинар РЦК ОЭСР и ФАС России на тему «Расследования сделок по слияниям. Новые подходы».
В мероприятии принимали участие представители ОЭСР, Европейской комиссии, антимонопольных ведомств Италии, Венгрии, государств-членов ЕАЭС и др. Не стало исключением и Госагентсво антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики.
В функции отдела анализа конкурентной среды и взаимодействия с ЕЭК Госагентства входит контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Кыргызской Республики в процессе экономической концентрации. Говоря проще – это когда хозсубъект намерен пройти реорганизацию путем присоединения (слияния, преобразования) к другому хозсубъекту, либо ликвидацию. Так что, тема семинара явилась актуальной и интересной для сотрудников Госагентства.
На семинаре были рассмотрены основные экономические методы при проведении расследований, а также эффективные и поведенческие требования при сделках экономической концентрации. Отмечу основные, наиболее значимые моменты представленных практик.
Представитель ОЭСР рассказал об опыте Европейской комиссии при ведении дела и необходимых процедурах для его рассмотрения. В отличие от Кыргызстана, в ЕС рассмотрение намерений осуществления различных сделок проходит в 2 этапа. Сроки проведения 1 этапа до 35 рабочих дней, а на 2 этапа – до 125 рабочих дней, в то время, когда согласно законодательству в Кыргызской Республике срок рассмотрения заявления составляет всего 10 рабочих дней.
На первом этапе предусмотрены процедуры запроса информации, экономического исследования и привлечение сторонних экспертов к процессу. Ко второму этапу относятся: подробная оценка полученных сведений, предоставление сторонами возражений, слушания и только затем принятие Европейской комиссией окончательного решения.
Представитель Европейской комиссии отразил основные шаги конкурентного ведомства при рассмотрении сделок экономической концентрации – определение рынка и его структуры, оценка последствий слияния.
Кроме того, было отмечено, что сотрудники антимонопольного органа при принятии решений о сделках по экономической концентрации должны задать вопросы: не приведет ли слияние к значительному препятствованию здоровой конкуренции на рынке, в частности, в результате создания или укрепления доминирующего положения, и как изменятся цены и качество в результате такого слияния.
У Венгерского агентства по защите конкуренции существуют некоторые особенности сбора информации и данных при рассмотрении дел о слияниях и поглощениях.
К источникам информации Венгерское агентство по защите конкуренции относит: предварительное обсуждение с участниками сделки, обзоры рынка, изучение документов компаний, научные исследования рынка, практика правоприменения и анкетирование.
Также, представители ФАС России поделились конкретным примером из своей практики по рассмотрению глобальной сделки Bayer/Monsanto в российской юрисдикции.
ФАС России выдала предписание компании Bayer о выполнении мер, направленных на развитие конкуренции в агротехнологическом секторе России за счет потенциальной конкуренции со стороны российских компаний.
Согласно предписанию, немецкий производитель должен обеспечить передачу российским компаниям молекулярных средств селекции и гермоплазмы, необходимых для создания новых сортов и гибридов по ключевым сельскохозяйственным культурам, по которым, в частности, наблюдается наибольшая зависимость российского рынка генетического материала от импортных поставок.
Кроме того, в целях развития конкуренции на рынках цифрового земледелия предписание ФАС России также содержало обязательства по предоставлению российским компаниям, осуществляющим разработки программного обеспечения и приложений в области сельского хозяйства, недискриминационного доступа к цифровым платформам точного земледелия, в том числе, доступа к историческим данным, относимым к Российской Федерации, а также к данным, которые будут собираться компанией Bayer после коммерциализации ею своих программных продуктов на территории Российской Федерации. Доступ к таким данным является ключевым фактором для разработки и внедрения российскими компаниями своих IT-разработок в области точного земледелия.
Обязательства компании Bayer предполагали создание на территории Российской Федерации научного-учебного центра биотехнологий растений, предусматривающие проведение для российских специалистов практического обучения в области ускоренной селекции с привлечением к учебному процессу высококвалифицированных специалистов компании, имеющих значительный опыт в этой сфере.
Также отметили, что цель, которую при согласовании сделок по слиянию и поглощению ставит перед собой ФАС России – снизить риски наступления негативных последствий еще на этапе согласования таких сделок.
Со вступлением Кыргызской Республики в ЕАЭС, антимонопольное законодательство гармонизировано с Договорно-правовой базой ЕАЭС и существенно изменилось. В Правила по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства Кыргызской Республики в процессе экономической концентрации также внесены соответствующие изменения.
Обновленные Правила утверждены постановлением Правительства Кыргызской Республики от 21 июня 2012 года №431.
Так, за 2018 год проведено 19 экспертиз, за 1 полугодие 2019 года – 10. По итогам проведенных экспертиз, выданы положительные заключения, так как все процессы были связаны с преобразованием в целях сокращения административных затрат.
Также хочется отметить, что с проведением экспертиз существуют определенные проблемы – короткие сроки рассмотрения, недостаточное знание субъектов предпринимательства, имеющих намерения совершить сделку, о необходимости получения предварительного согласия антимонопольного органа. А также слабая осведомленность государственных органов, дающих разрешение на регистрацию, перерегистрацию и т.д.
В связи с чем, Госагентством проводится разъяснительная работа о необходимости прохождения процедур в соответствии с антимонопольным законодательством Кыргызской Республики.