10 февраля 2022 года состоялась Коллегия Министерства экономики и коммерции КР, на которой директор Госагентства антимонопольного регулирования при МЭФ КР Тайлаков Кенешбай Доскулович представил информацию «Об итогах деятельности антимонопольного органа за 2021 год».
Антимонопольный орган осуществляет свою деятельность в рамках Законов КР «О конкуренции», «О естественных монополиях в КР», «О защите прав потребителей» и «О рекламе».
В 2021 году антимонопольный орган осуществлял деятельность по следующим основным направлениям:
1. Регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий
По состоянию на 31.12.2021 года общее количество хозяйствующих субъектов составляет – 76 единиц, из них: в республиканском реестре – 6 субъектов, в региональных – 70 субъектов.
2. Соблюдение требований Закона Кыргызской Республики «О конкуренции»
По признакам нарушений Закона КР «О конкуренции» в течение отчетного периода рассмотрено 37 заявлений (жалоб) от физических и юридических лиц, выдано 23 предписания с требованием устранения нарушений, остальные 14 устранены в добровольном порядке.
По состоянию на 31.12.2021 года общее количество хозяйствующих субъектов, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Кыргызской Республики, составляет – 120, из них: в республиканском реестре – 25 субъектов, в региональных реестрах – 95 субъектов.
3. Государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей. За отчетный период рассмотрено 387 обращений / заявлений от потребителей, в ходе рассмотрения которых было выдано 152 предписания, 154 устранены в добровольном порядке и по 81 нарушению возбуждено производство.
За отчетный период, по итогам рассмотрения заявлений, потребителям возвращено всего – 2 млн. 307 тыс. сом.
4. В целях недопущения нарушений Закона Кыргызской Республики «О рекламе» по инициативе антимонопольного органа проведено 123 мониторинга, рассмотрено 29 обращений / заявлений. По результатам мониторингов и рассмотрения заявлений выдано 152 предписания, из которых исполнены – 129, остальные находятся в процессе исполнения. Вынесено 56 постановлений о наложении штрафов, исполнены – 50.
Информация о наложенных штрафах Госагентством за нарушение норм Закона Кыргызской Республики «О рекламе»
№ | Виды нарушений по рекламе | 2019г.сумма наложенных штрафов | 2020г.сумма наложенных штрафов | 2021г.сумма наложенных штрафов |
1 | В области применения в рекламе государственного и официального языка | 95 500 сом | 45 000 сом | 152 500 сом |
2 | В области дедолларизации | – | – | 408 000 сом |
3 | Некорректно указаны контуры карты КР | – | – | 64 000 сом |
4 | Другие | 90 500 сом | 22 500 сом | 293 000 сом |
5 | Итого: | 186 000 сом | 67 500 сом | 917 500 сом |
5. Лабораторная диагностика.
В целях обеспечения экономической доступности лабораторной диагностики на COVID-19 для населения, решениями Госагентства:
– для Департамента профилактики заболеваний и госанэпидемнадзора Министерства здравоохранения и социального развития Кыргызской Республики г.Бишкек тариф на ПЦР снижен на 786 сом и составил 788 сом (прежний тариф 1574 сом);
– для Ошского Межрайонного Центра профилактики заболеваний и госсанэпидемнадзора, тариф на ПЦР снижен на 647 сом и составил 927 сом (с 1574 сом);
– для Центра госсанэпидемнадзора г.Бишкек тариф на ПЦР снижен на 430 сом и составил 896 сом (прежний тариф 1326 сом).
За счет снижения стоимости ПЦР-теста экономия для населения в среднем в отчетном году составила 130 млн.сом.
6. Рынки социально значимых продовольственных и непродовольственных товаров (СЗТ). В рамках сдерживания цен на социально значимые товары, в отчетном периоде проведен целый ряд превентивных мер. В их числе не только проведение широкомасштабной разъяснительной работы в СМИ, среди продавцов рынков и торговых сетей, поставщиков продовольственных товаров, но и большая аналитическая работа, в том числе, по изучению опыта других стран и возможности его применения в нашей республике.
Антимонопольным органом на постоянной основе проводятся следующие мероприятия превентивного характера:
– еженедельный мониторинг цен на социально значимые товары,
– аналитическая работа по ценовой ситуации на рынках СЗТ, изучение опыта других стран в отношении СЗТ. Работа по СЗТ проводится и в рамках ЕЭК,
– организация и проведение рабочих встреч с производителями (в том числе субъектами доминантами) / поставщиками СЗТ и крупными торговыми сетями по вопросам сдерживания цен и недопустимости их необоснованного повышения,
– работа с применением «мягкого права» – выдача предостережений.
7. Информация по поступлению в доход республиканского бюджета от проведения контрольных мероприятий
Показатели | 2020 год | 2021 год | Разница |
Поступления от проведения контрольных мероприятий | 151 224 934 | 168 363 057 | + 17 138 123 |
Перерасчет с потребителями | 6 584 400 | 15 261 539 | + 8 677 139 |
Всего | 157 809 334 | 183 624 596 | + 25 815 262 |
8. Уголь. С момента введения государственного регулирования цен на уголь, антимонопольным органом всего по республике было осуществлено 460 выездов, рейдом охвачены 1801 субъект, реализующий уголь, выдано 546 уведомлений о немедленном прекращении нарушений и 197 предписаний, 36 штрафов в соответствии с законодательством в отношении субъектов нарушителей.
9. За период временного государственного регулирования цен на масло растительное подсолнечное и на сахар-песок антимонопольным органом осуществлено 372 выезда, проведены разъяснительные мероприятия в 1967-ми объектах, за нарушения выдано 56 предписаний субъектам торговой деятельности, а также 292 уведомления о введении госрегулирования и разъяснения по исполнению приказа Госагентства по установленным надбавкам. Экономический эффект за счет госрегулирование цен по маслу растительному 600 млн. cом и по сахару 81 млн. сом и т.д.