СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
НА 2018-2025 ГОДЫ
Антимонопольный орган Кыргызской Республики в лице Государственного агентства антимонопольного регулирования является государственным органом исполнительной власти при Правительстве Кыргызской Республики, обеспечивающим МИССИЮ реализации государственной антимонопольной политики.
Справедливая и честная конкуренция – прежде всего, это базовое условие для экономического и технологического развития, залог обновления страны и динамичного движения вперед во всех сферах жизни. Во-вторых, конкуренция должна обеспечивать такое развитие, чтобы стремление предприятий к получению максимальной прибыли способствовало техническому прогрессу, т.е. конкуренция выполняет и функцию обеспечения прогресса.
Другими словами, конкуренция должна обеспечивать адаптацию бизнеса к изменившимся условиям, т.е. к предпочтительным интересам потребителей и к новым методам производства. В этом состоит адаптационная функция конкуренции.
При этом, современные информационные и коммуникационные технологии существенно меняют все общественные отношения, в связи с чем, в настоящее время в Кыргызстане происходит становление нового, информационного общества, которое носит название «цифровой экономики». Это, прежде всего, объясняется тем, что новые технологии не только меняют способы производства товаров, работ и услуг, но и создают новые возможности для реализации гражданских прав, самореализации личности, получения знаний, воспитания нового поколения и проведения досуга.
Цифровой Кыргызстан – страна развитого информационного общества, основанного на инновациях и знаниях, цифровом национальном контенте, эффективном, прозрачном и подотчетном государственном управлении, цифровом участии граждан для обеспечения повсеместного доступа граждан к информации, цифровой инфраструктуре и цифровым услугам, что составит основу цифровой экономики и стимулирует рост конкурентоспособности страны, благосостояния населения, минимизирует коррупцию.
Одним из наиболее объективных барометров конкурентоспособности страны в сопоставлении с другими странами является Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) – это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю экономической конкурентоспособности. В последнем отчете организация исследовала 137 государств.
Кыргызстан занял 102-е место из 137 в глобальном рейтинге конкурентоспособности стран мира, составленном Всемирным экономическим форумом на 2017-2018 годы.
Наравне с 2015-2016 годами это лучшая позиция республики за последние пять лет. В предыдущем рейтинге она занимала 111-е место.
При этом, у Кыргызстана худший показатель среди государств Центральной Азии и партнеров по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Россия в рейтинге занимает 38-е место, Казахстан – 57-е, Армения – 73-е, Таджикистан – 79-е. Беларусь, Узбекистан и Туркменистан в рейтинге не присутствуют.
Поэтому содействие развитию конкуренции должно быть определено как приоритетное направление в работе не только антимонопольного органа, но и других органов власти, особенно органов местного самоуправления.
Необходим баланс, обеспечивающий справедливую, равную конкуренцию. Для прорывного развития страны критически важно обеспечить экономические свободы, высокий уровень конкуренции.
Содействие развитию конкуренции должны оказывать органы местного самоуправления, учитывая целевые ориентиры Концепции региональной политики Кыргызской Республики на период 2018-2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 31 марта 2017 года №194 (далее – Концепция региональной политики). Это содействие должно выражаться в реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах потребителей товаров, работ и услуг, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, граждан и общества, посредством создания стимулов и содействия формированию условий для развития, поддержки и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, а также содействия устранению административных барьеров и протекционизма в отношении отдельных субъектов. Это позволит повысить доступность и качество оказываемых населению услуг, а также способствовать развитию экономики регионов республики за счет привлечения частных инвестиций в приоритетные и социально значимые рынки.
Настоящая Программа направлена на достижение конкретных результатов, определение четких приоритетов развития антимонопольного органа, реальный учет мнений заинтересованных сторон через новые комплексные механизмы партнерства с институтами гражданского общества, частным сектором, разработку четких, конкретных мероприятий по антимонопольному регулированию, увязку Стратегии с бюджетным процессом, с Договорно-правовой базой ЕАЭС, системный мониторинг и объективную оценку результатов работы, и призвана придать системность планируемым преобразованиям.
Также Программа предусматривает кардинальное изменение концепции деятельности антимонопольного органа, принципов и подходов антимонопольного регулирования, поэтапный и планомерный отход от традиционных методов работы в условиях динамично меняющихся рынков и отсутствия государственного регулирования на конкурентных рынках.
В целом, состояние конкуренции отличается на всех товарных рынках. Отдельные товарные рынки в Кыргызстане являются частично или полностью монополизированными. Выявление причин и условий формирования рынков с высокой степенью монополизации требует от антимонопольного органа проведения глубокой аналитической работы по определению основных участников отдельного рынка, существующих барьеров входа на товарный рынок, оценки на предмет соответствия антимонопольному законодательству поведения участников таких рынков. Проведение аналитической работы позволяет антимонопольному органу предложить комплекс мер по развитию конкуренции на высокомонополизированных рынках, а также предотвратить или пресечь антиконкурентное поведение отдельных субъектов рынка.
В соответствии с обозначенными приоритетами государственной политики определена ЦЕЛЬ антимонопольного органа – создание условий для формирования, развития и защиты конкуренции, совершенствование институтов защиты конкуренции.
Достижение поставленной цели планируется обеспечить посредством достижения следующих стратегических целей:
1. создание привлекательных и прозрачных условий для формирования, развития и защиты конкуренции на товарных рынках;
2. достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, доступность реализуемых ими товаров (работ, услуг) для потребителей, а также эффективного функционирования субъектов естественных монополий;
3. усиление роли антимонопольного органа в области защиты прав потребителей и рекламной деятельности;
4. создание условий в пределах компетенции для обеспечения потребителей доступными государственными и муниципальными услугами;
5. адвокатирование конкуренции;
6. совершенствование организационно-правовой основы деятельности антимонопольного органа;
7. коммуникации с другими государственными органами и органами МСУ, институтами гражданского общества, бизнес-сообществом.
Стратегическая цель №1
Создание привлекательных и прозрачных условий для формирования, развития и защиты конкуренции на товарных рынках;
В рамках Концепции региональной политики уделено основное внимание развитию сельского хозяйства, которое является стратегической отраслью экономики Кыргызстана. В свете вступления Кыргызстана в ЕАЭС в качестве вектора развития определено развитие потенциала региональных сельхозпроизводителей.
Продукция, произведенная в КР не может удовлетворить в полном объеме потребности отдельных стран, например, таких, как КНР. Однако политика прогрессивно развивающихся стран и развитых стран направлена на развитие производства экологически безопасной продукции и, соответственно, в этих странах есть определенный потребительский контингент, который отдает предпочтение высоко-экологическим продуктам.
Кыргызстан позиционирует себя как страна, располагающая незагрязненными агроландшафтами, что говорит о возможности производства экологически чистой продукции. Здесь стоит задача сохранить за страной такой имидж и предпринять шаги, чтобы продукция под брендом «Made in Kyrgyzstan» заняла данную нишу. Актуальность реализации качественной сельхозпродукции заключается в том, что в благоприятных природных климатических условиях, сельхозпроизводители уже начали адаптироваться к рыночным условиям. В последние годы ориентир сделан, например, на высадку плодовых деревьев. В ближайшие несколько лет объём урожая яблок, груш, абрикосов, черешни вырастет в разы, но тогда возникнет риск сбыта этой продукции. Это говорит о том, что отсутствует четкая плановая сельскохозяйственная политика, способная определить вектор развития в аграрном секторе страны.
Однако, даже в случае правильного планирования, существуют искусственные барьеры, создаваемые конкурентами других стран, в том числе и экономических партнеров. В связи с чем, возникает острая необходимость отслеживания таких ситуаций и отстаивания позиции Кыргызской стороны в рамках обеспечения добросовестности, равных конкурентных условий. И в этом роль антимонопольного органа должна усиливаться.
В этом направлении необходимы меры по:
– повышению конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции;
– по развитию новых форм кооперации, созданию крупных агропромышленных кластеров, ориентированных на экспорт сельхозпродукции в страны-члены ЕАЭС;
– развитие государственно-частного партнерства (ГЧП);
– привлечение стратегических (якорных) инвесторов, имеющих успешный опыт создания туристических кластеров.
Наличие предпосылок развития кластеров существуют в регионах:
– образовательный (города Бишкек и Ош);
– строительный (Чуйская, Ошская области);
– туристический (Иссык-Кульская область);
– нефтехимический (Джалал-Абадская область);
– агропромышленный (Таласская область – фасоль, Чуйская область – молоко, Иссык-Кульская область – картофель, плодоовощная продукция, Ошская и Жалал-Абадская области – хлопок);
– животноводческий (Чуйская, Нарынская области);
– транспортно-коммуникационный (Нарынская, Ошская, Иссык-Кульская, Чуйская области, г.Бишкек);
– медико-фармацевтический (г.Бишкек).
Кластерная политика, в том числе и со стороны антимонопольного органа в регионах республики должна разрабатываться в зависимости от конкретного товара, ситуации, сложившейся в его производстве, его места в структуре регионального рынка и экспортных поставках региона, перспектив его производства с учетом международного разделения труда.
Такая система в рамках антимонопольного регулирования должна быть обеспечена за счет качественной аналитической работы и выработке конкретных мер по созданию, развитию и защите конкурентной среды на новых рынках в условиях кластеров.
В целом создание локальных кластеров придаст большой импульс развитию малого бизнеса в Кыргызстане, будет способствовать существенному повышению его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, увеличению доходности регионов, позволит решить проблемы занятости населения.
Роль антимонопольного органа в данном направлении должна состоять в организации и непосредственном участии при создании кластеров и их дальнейшем функционировании в целях обеспечения равного доступа всех поставщиков товаров, работ или услуг, организации и проведении справедливых торгов, госзакупок.
Эта задача должна быть реализована в тесном сотрудничестве территориальных подразделений антимонопольного органа с соответствующими государственными и муниципальными органами с одной стороны и субъектами предпринимательства, их ассоциациями и инвесторами с другой.
Необходим переход на антимонопольное регулирование по принципу «разговор с бизнесом». Т.е. адвокатирование конкуренции должно перейти в следующую фазу развития, а предприниматели должны начать сами содействовать развитию конкуренции в тесном сотрудничестве с антимонопольными органами на местах.
В кратчайшие сроки необходимо разработать подробную Дорожную карту в разрезе областей с годовым разбегом и выработкой конкретных мероприятий по точкам роста, в том числе включая:
– заключение соглашений (меморандумов) с органами МСУ и субъектами предпринимательской деятельности о содействии развитию конкуренции в каждом регионе;
– проведение всестороннего мониторинга наличия (отсутствия) административных барьеров с привлечением бизнеса и МСУ;
– внедрение оценки состояния конкурентной среды самими субъектами предпринимательской деятельности, предусматривающей вопросы о наличии и уровне административных барьеров во всех сферах регулирования и их динамике, в том числе данных о наличии жалоб в надзорные органы по этой проблематике и динамике их поступления в сравнении с предыдущим отчетным периодом.
Именно необоснованные административные барьеры снижают стимулы входа на рынки новых участников, повышают непроизводственные издержки и создают условия для коррупции и возникновения так называемого «административного ресурса».
Данная работа в рамках Закона Кыргызской Республики «О конкуренции» должна проводиться в целях контроля за актами и действиями (бездействиями) государственных органов и органов местного самоуправления, направленных на недопущение, ограничение либо устранение конкуренции.
Практика, показывает, что зачастую такие акты и действия имеют место быть, и выражаются они, в основном, в следующем:
Несмотря на то, что некоторые из запретов могут применяться государственными органами и органами местного самоуправления в тех случаях, когда они предусмотрены законодательством Кыргызской Республики, необходимо четко понимать, что где есть возможность создать условия для развития конкуренции, ограничений и запретов быть не должно. Для введения какого-либо запрета следует провести определенный анализ и просчитать эффект, последствия от его введения и, в первую очередь, последствия негативного характера.
Таким образом, назрела необходимость ввести новый механизм контроля за исполнением указанной нормы закона и внедрить механизмы введения запретов, предусмотренных законодательством.
Для более эффективного контроля актов и действий государственных органов в отношении хозяйствующих субъектов, которые могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в рамках Программы «Таза коом», необходимо обеспечить открытость и прозрачность принятия решений государственными органами и органами местного самоуправления. В качестве одного из путей решения этой задачи станет автоматизация размещения актов и действий государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам деятельности хозяйствующих субъектов на сайтах, а также проведение консультаций и разъяснительной работы среди хозяйствующих субъектов, как до принятия решения, так и после.
Следующим этапом этой работы должно стать введение норм, предусматривающих обязательное согласование проектов решений, касающихся предпринимательской деятельности и изменений условий конкуренции на отдельном товарном рынке, с государственным антимонопольным органом, а также проведение оценки последствий воздействия решения на конкуренцию на соответствующем товарном рынке.
Однако, важно не только устранять нарушения норм закона государственными органами и органами местного самоуправления, но и принимать превентивные меры, активно адвокатировать конкуренцию. Органы МСУ и субъекты предпринимательства должны сами внедрять в своей работе принципы добросовестной конкуренции и содействовать формированию прозрачной системы работы органов МСУ в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах потребителей товаров, работ и услуг, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, граждан и общества.
Таким образом, итогом этой работы должно стать установление системного и единообразного подхода к осуществлению деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по созданию с учетом региональной специфики условий для развития конкуренции между хозяйствующими субъектами в отраслях экономики.
Для решения задачи по созданию привлекательных и прозрачных условий для формирования, развития и защиты конкуренции на товарных рынках необходимо обеспечить равные условия предпринимательской деятельности во всех отраслях экономики при предоставлении государственных или муниципальных преференций путем оценки необходимости их представления.
Законом Кыргызской Республики «О конкуренции» предусмотрено представление государственных или муниципальных преференций на основании нормативных правовых актов Правительства Кыргызской Республики и представительных органов местного самоуправления исключительно в целях, определенных Законом. Также Законом установлено, что не является государственной или муниципальной преференцией.
На первый взгляд, нормы указанного Закона четко определили и установили пределы и возможность предоставления преференций, исходя из цели. Однако, предоставление отдельным хозяйствующим субъектам преимуществ обеспечивает им более выгодные условия деятельности.
Порядок предоставления государственных или муниципальных преференций определяется Правительством Кыргызской Республики или представительными органами местного самоуправления. Однако, не определено что, преференции должны предоставляться с предварительного согласия антимонопольного органа.
Вместе с тем, следует отметить, что это норма новая в антимонопольном законодательстве и ранее применялась антимонопольным органом лишь при согласовании отдельных проектов нормативных правовых актов, касающихся исключительных прав или льгот, когда возможно было указать на признаки ограничения конкуренции.
В настоящее же время с введением нормы и принятием соответствующего порядка, при рассмотрении заявлений о даче согласия, антимонопольный орган будет оценивать соответствие мероприятий, осуществляемых хозяйствующим субъектом (в отношении которого имеется намерение дать преференцию) в процессе его деятельности, целям предоставления преференции до ее введения.
Также антимонопольным органам необходимо добиться права вводить ограничения в отношении предоставления государственных или муниципальных преференций при даче согласия на их предоставление, такие, как ограничение предельного срока их предоставления и ограничение по кругу лиц, которым может быть предоставлена преференция. Кроме того, в последующем необходим последующий контроль условий и использования предоставленных преференций (целевое использование).
Таким образом, в данном направлении работа антимонопольного органа будет направлена на разработку механизмов предоставления преференций с оценкой их влияния и введения, при необходимости, выставления определенных условий или требований.
В современных условиях рыночной экономики создать привлекательные и прозрачные условия для формирования, развития и защиты конкуренции на товарных рынках невозможно без обеспечения прозрачных и честных государственных закупок при соблюдении правил и принципов конкуренции.
В Законе Кыргызской Республики «О конкуренции» прописаны антимонопольные требования к закупкам товаров. Однако, система государственных закупок в Кыргызстане далека от совершенства.
Поэтому здесь усилия антимонопольного органа должны быть направлены на устранение ограничений и необоснованных требований при проведении государственных закупок.
Отсюда возникает основная направленность законодательного и нормативного регулирования государственных закупок. Она заключается в том, чтобы обязательное выполнение установленных закупочных процедур вынуждало закупщиков формировать конкурентную среду при осуществлении государственных закупок. Именно уровень конкуренции является основным фактором, определяющим эффективность закупочной деятельности.
Одной из главных составляющих Программы должно быть определено развитие системы государственных закупок. Должна быть организована деятельность, направленная на постоянное совершенствование нормативной и методологической базы в части госзакупок, а также создание целого ряда инструментов, позволяющих сделать работу в интересах потребителей эффективной и достаточно прозрачной. К таким процедурам относится система электронных торгов. Данная система позволяет проводить электронные аукционы, запросы котировок и иные процедуры торгов, основное достоинство которых заключается в значительном снижении уровня коррупционности государственных закупок.
Необходимо разработать и внедрить новые упрощенные процедуры проведения электронных тендеров на основе международного опыта, совершенствовать законодательную базу.
Одним из основных методов стимулирования привлечения малых и средних предприятий к участию в госзакупках должно стать установление квоты закупок у малого бизнеса. К компаниям, не выполняющим нормативы по объему закупок у предприятий малого и среднего бизнеса (не менее 18% от всего объема закупок), предусмотреть меры ответственности.
Необходимо также разработать законопроект, упрощающий доступ малого и среднего бизнеса к участию в закупках, проводимых государственными, муниципальными компаниями и государственными органами и органами МСУ. Здесь необходимо рассмотреть вопросы коррупции, развития конкуренции, повышения прозрачности процесса закупок и уровня информационного обеспечения, а также возможности и ограничения в рамках Закона Кыргызской Республики «О государственных закупках».
Другим немаловажным фактором являются снятие экономических барьеров участия малых и средних предприятий.
Кроме того, за несоблюдение любых сроков и процедур торгов необходимо предусмотреть штрафы.
Вследствие оперативных, адекватных и компетентных решений антимонопольного органа будет обеспечен максимальный доступ малых и средних предприятий к госзакупкам и выполнению контрактов.
В результате, увеличится количество участников на один конкурс, что является одним из показателей развития конкуренции.
По сути, основные рынки надежно закреплены за устоявшимися поставщиками. При стирании барьеров входа на эти рынки появится возможность для малых и средних предприятий свободно участвовать в конкурсах на конкурентной основе.
Равные условия для участников торгов и аукционов, снижение коррупционных рисков и обеспечение прозрачности их проведения определят прозрачные и понятные правила во взаимоотношениях бизнеса, государства и общества. Что, в свою очередь, приведет к сокращению коррупционных проявлений, открытию доступа предприятиям малого и среднего бизнеса к новым возможностям, а также повлияет на развитие экономики в целом.
Что касается рынков с участием субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, здесь задача по развитию и защите конкуренции ориентирована на предотвращение злоупотребления доминирующим положением хозяйствующими субъектами и ограничения конкуренции, а также усиление институтов предупреждения и профилактики таких нарушений.
Государственный контроль за экономической концентрацией является одним из важнейших условий нормального функционирования рыночной экономики. Основная цель такого контроля состоит в предупреждении чрезмерной концентрации рыночной власти в одних руках, усиления доминирующего (монопольного) положения компаний на рынке и ограничения конкуренции.
Монополизация рынков, осуществляемая субъектами рынка посредством экономической концентрации, способна приводить при определенных условиях к ослаблению конкуренции и замедлять развитие свободных рыночных отношений. Экономическая концентрация главным образом осуществляется путем слияний и других мер приобретения контроля, например, таких как совместное руководство.
Один из способов концентрации производства – участие одной компании в акционерном капитале другой компании. В результате, контролирующая компания осуществляет эффективный контроль над подконтрольной компанией, остающейся юридически самостоятельным лицом.
Государственный контроль за процессами экономической концентрации осуществляется антимонопольным органом в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О конкуренции» в целях предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением хозяйствующими субъектами и ограничения конкуренции.
Антимонопольным органом осуществляется государственный контроль в случаях реорганизации (слияние, присоединение, преобразование) хозяйствующих субъектов (их объединений), а также слияния, присоединения и ликвидации государственных и муниципальных предприятий, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение. Кроме того, государственный контроль сохраняется при приобретении хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, акций, паев, долей участия в уставном капитале другого хозяйствующего субъекта, работающего на рынок того же товара, а также покупка любым юридическим лицом или гражданином контрольного пакета акций, паев, долей участия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение. Такие действия могут осуществляться только с предварительного согласия антимонопольного органа.
В настоящее время основными тенденциями развития мировой экономики являются процессы глобализации и интеграции, охватывающие различные уровни политических и экономических отношений. Экономики развитых стран демонстрируют разнообразные организационно-хозяйственные формы интегрированных систем. Это и традиционные концерны во главе с крупной промышленной корпорацией, универсальные многоотраслевые ФПГ, крупные картельные или синдикатные объединения, ассоциации и т.д. Одной из наиболее распространенных форм выражения концентрации выступают слияния и поглощения. Чаще всего приводят к негативным последствиям горизонтальные слияния, т.е. объединение, приобретение компанией всех или части активов другой компании, осуществляющей производство тех же самых или аналогичных товаров и функционирующей на том же региональном рынке.
Процессы концентрации, по своему экономическому содержанию пересекающиеся с процессами монополизма, контролируются антимонопольными органами тогда, когда они провоцируют негативные последствия монополизма, представляют угрозу для конкуренции. В этом проявляется двойственность экономической природы антимонопольных отношений, направленных не на уничтожение монополизма, а корректировку его развития, сдерживания его в правовом русле. Лучшим средством предупреждения проявления монополизма служит предварительный контроль за процессами экономической концентрации и, конечно же, крупными сделками.
Таким образом, необходимо полностью пересмотреть процессы экономической концентрации и определить четкий перечень процессов, способствующих монополизации рынка и ограничению конкуренции, а также сделок, за которыми нужен предварительный контроль со стороны антимонопольного органа.
И опять же акцент делается на проведение анализа товарных рынков и оценка уровня экономической концентрации на отраслевых рынках. Это позволит антимонопольному органу внедрять риск-ориентированный подход в своей контрольно-надзорной деятельности, сосредотачиваться на тех секторах экономики, структура которых создает возможности для нарушений закона о конкуренции.
Необходимо разработать критерии отбора товарных рынков для проведения анализов и оценки состоянии конкурентной среды.
Основными критериями отбора товарных рынков для проведения анализа и оценки состояния конкурентной политики должны стать:
– социальная значимость товара, в том числе, определенная нормативными правовыми актами;
– поручения вышестоящих органов;
– жалобы, обращения физических и/или юридических лиц, публикации средств массовой информации;
– отношение к потребительской корзине, по которой рассчитывается индекс потребительских цен;
– наличие потребности государства в связи с реализацией государственных программ;
– изменение норм законодательства;
– изменение инфраструктуры рынка;
– поручения и рекомендации МСАП, ЕЭК и др.;
– специфика экономики страны и/или регионов;
– влияние внешних товарных рынков на национальные товарные рынки;
– олигополизация и монополизация выпуска товара;
– импортозависимость свыше 35%;
– нарушения норм антимонопольного законодательства;
– экономическая концентрация;
– изменение состава участников рынка в связи с уходом одних и появлением новых;
– изменение доли субъекта на рынке;
– изменчивость конъюнктуры рынков товаров, работ и услуг субъектов рынка, состоящих в Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Кыргызской Республики;
– иные случаи, требующие оперативного пресечения незаконной монополистической деятельности.
Подобный мультифункциональный подход к решению экономических проблем, связанных с экономической концентрацией и поведением крупнейших участников рынка, не только позволит осуществлять контроль соблюдения антимонопольного законодательства, но и функции контроля государственных закупок, рекламы и недобросовестной конкуренции, что позволяет в каждом конкретном случае выбрать наиболее эффективный способ воздействия на ситуацию на рынке.
Также одним из основных направлений при реализации государственной антимонопольной политики является недопущение действий, таких как соглашения, в том числе картельные, согласованные действия, ведущие к ограничению конкуренции на товарных рынках.
Такие соглашения подрывают работу добросовестных участников рынка и несут в себе наиболее опасные проявления, присущие картельным соглашениям, это:
– ценовой сговор;
– договоренность о разделе рынка;
– создание искусственного дефицита;
– при участии в торгах – согласование потенциальными конкурентами объемов, лотов и цен;
– бойкот и создание барьеров на рынке.
Такие действия противоречат принципам добросовестной конкуренции и тормозят развитие малого и среднего бизнеса, и развитие экономики страны в целом.
Таким образом, в условиях отхода от прямого государственного регулирования в целях недопущения ущемления прав потребителей и монопольного влияния на условия производства и реализации товара (услуги), очевидна необходимость предупреждения соглашений, посредством поощрения добросовестных методов ведения конкурентной борьбы.
Защита добросовестных участников рынка от негативного влияния картельных сговоров должна осуществляться путем стимулирования раскрытия картельных сговоров, посредством освобождения участника картеля от ответственности в случае добровольного раскрытия картельного сговора и вознаграждение третьим лицам за информацию о его существовании.
С другой стороны, необходимо применение дополнительных мер ответственности, направленных на защиту добросовестной конкуренции и оптимальное функционирование рынков Кыргызской Республики.
Внесение изменений и дополнений в некоторые законодательные акты позволит государству оперативно реагировать, а также применять меры ответственности ко всем участникам гражданско-правовых отношений независимо от форм собственности в случаях соглашений (в том числе, картелей), согласованных действий и недобросовестной конкуренции.
Данные новеллы должны затронуть вопрос наделения антимонопольного органа республики правом проведения проверок без уведомления, то есть внезапных проверок с целью доказательства соглашений, согласованных действий, в которых усматриваются признаки антиконкурентных соглашений (в том числе, картелей), согласованных действий и ограничения конкуренции.
Кроме того, анализ мировой практики и, в частности, законодательств государств-членов ЕАЭС, демонстрирует применение дополнительных мер ответственности за антиконкурентные соглашения, согласованные действия.
Очевидна необходимость целевого применения таких инструментов и в Кыргызской Республике, так как особенности заключения картельных соглашений и ведения согласованных действий требуют оперативного реагирования со стороны государства во избежание наступления негативных последствий, способных привести к ограничению конкуренции и нанесению ущерба экономике страны.
Еще один блок – антимонопольное регулирование финансовых рынков (за исключением банковских услуг) в рамках вхождения Кыргызской Республики в ЕАЭС закреплено за антимонопольным органом.
Антимонопольный орган выявляет и пресекает нарушения антимонопольного законодательства, выявляет и будет выявлять барьеры развития конкуренции на рынках, осуществляет контроль за экономической концентрацией. Эта работа должна быть распространена и на рынки с участием и финансовых организаций на финансовых рынках.
Для деятельности антимонопольного органа в данном новом направлении также необходимо:
– изучение и всесторонний анализ ситуации на финансовых рынках;
– инвентаризация нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность субъектов данной сферы;
– разработка соответствующих нормативных правовых актов, приведение существующих в соответствие с Модельным законом «О конкуренции».
Также необходимо отметить, что на финансовом рынке в настоящее время наблюдается стремительный рост объемов потребительского кредитования, который привел к закредитованности значительной части населения.
В связи с этим требуется реализация комплекса мер, направленных на повышение финансовой грамотности потребителей, систематическое противодействие обманным и недобросовестным практикам, связанным с включением в договоры об оказании финансовых услуг условий, ущемляющих права потребителей.
Отметим, что на финансовых рынках, рынках банковских услуг, сфере связи, транспорта, оборота лекарственных средств и др. присутствуют государственные органы – отраслевые регуляторы, в функции которых также входит защита и развитие конкуренции. Поэтому работа на этих рынках должна проводиться в тесном взаимодействии с этими государственными органами посредством заключения двусторонних соглашений и меморандумов.
В складывающейся экономической ситуации в стране недопустимо выполнение функций, полномочий, услуг, с участием государства и органов местного самоуправления без соблюдения принципов целесообразности, результативности и эффективности в расходовании публичных денежных фондов.
Для местного самоуправления в силу того, что основная часть органов местного самоуправления находятся на дотации государственного бюджета, МП играют особую роль в решении вопросов местного значения. В связи с чем, к ним необходим особый подход с учетом защиты интересов, как потребителей, так и хозяйствующих субъектов, т.е. обеспечение баланса интересов последних.
На основании вышеотмеченного, необходимо разработать и внедрить механизм государственного регулирования таких предприятий со стороны государственного уполномоченного органа.
Стратегическая цель №2
достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, доступность реализуемых ими товаров (работ, услуг) для потребителей, а также эффективного функционирования субъектов естественных монополий
Для обеспечения доступности (в т.ч., ценовой) товаров (работ, услуг), реализуемых субъектами естественных монополий, новым законом Кыргызской Республики «О естественных монополиях в Кыргызской Республике» в рамках ценового (тарифного) вида регулирования предусмотрены методы регулирования:
– метод экономически обоснованных затрат;
– метод доходности инвестиционного капитала.
Также применяются долгосрочные параметры регулирования, полученные с использованием метода сравнительного анализа эффективности деятельности субъектов естественных монополий. В этом случае может возникнуть необходимость пересмотра действующих тарифов с учетом указанных параметров.
Будет продолжена работа по согласованию методик ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых товаров (работ, услуг) и в целом по иной деятельности.
Внедрение этой системы позволит субъектам естественных монополий оптимизировать расходы, что напрямую повлияет на уровень тарифов.
Также необходимо разработать и утвердить правила недискриминационного доступа в сферах естественных монополий.
В целях обеспечения населения регионов доступной и качественной питьевой водой необходимо согласование справедливых, экономически обоснованных тарифов на питьевую воду, так как в большинстве случаях тарифы утверждаются ниже уровня окупаемости затрат, в результате которого большинство поставщиков услуг питьевого водоснабжения имеют финансовые затруднения. Для достижения этих целей территориальным подразделениям необходимо провести работу с органами местного самоуправления, так как утверждение (установление) тарифов на услуги по обеспечению населения питьевой водой входит в компетенцию органов местного самоуправления.
Так антимонопольный орган в рамках Закона КР «О питьевой воде» должен не только регулировать естественные монополии, но и способствовать развитию конкуренции в данной отрасли. На примере обеспечения питьевой водой населения можно отметить, что в отдаленных местностях до сегодняшнего дня не созданы условия доступа населения к чистой питьевой воде. А там где такой доступ есть, там зачастую нарушаются права потребителей, поставка воды осуществляется только в определенное время, Основной же задачей антимонопольного органа является пресечение таких действий субъектов естественных монополий.
Кроме того, в настоящее время, в законодательстве Кыргызской Республики отсутствуют понятия «Государственная монополия» и «Регулируемые рынки». Основываясь на опыте Республики Казахстан и Республики Беларусь, необходимо проработать вопрос о введении норм государственного регулирования хозяйствующих субъектов на отдельных рынках.
Законодательно закрепить функцию по проведению экспертизы цены на товары, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии за уполномоченным государственным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности, отнесенной к государственной монополии. Необходима разработка Правил ценообразования на товары, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии.
Стратегическая цель №3
усиление роли антимонопольного органа в области защиты прав потребителей и рекламной деятельности
Каждый гражданин имеет право на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, и защиту.
Поэтому, без полноценной защиты потребительских прав невозможно организовать справедливый, честный и конкурентоспособный рынок.
На этапе возникновения и развития рыночных отношений были своевременно сбалансированы интересы потребителей с интересами предпринимателей и получен целый комплекс системообразующих правовых норм, на практике доказавших свою действенность и жизнеспособность.
Однако, если эта работа с момента становления рыночных отношений начиналась с защиты прав потребителей только от обмана, обсчета, обвеса непосредственно при покупке товара на рынке или в магазине, то на текщий момент уровень данной работы существенно трансформировался до более сложных рыночных взаимоотношений во всех сферах экономики. Это и договорные обязательства самого различного рода, требования, выставляемые на торгах, при закупках не только товаров, но и при приобретении работ и услуг, интерент продажах, и распространился не только на отношения продавец-покупатель в узком смысле, но на все сферы общественной жизни.
Развитие сферы защиты прав потребителей должно быть направлено в русло общего курса экономических, социальных и правовых реформ с учетом институциональных преобразований и влияния конкуренции на экономическое положение граждан на потребительском рынке. Основную роль при этом должны играть органы МСУ, а за антимонопольным органом должна остаться только функция координации этой работы.
И эта функция Государства по защите прав потребителей при рыночных отношениях всегда будет иметь актуальность. Однако, на уровне регионов вопросы по защите прав потребителей решаются не на должном уровне. Органы местного самоуправления, общественные организации на местах не могут компетентно и всесторонне защищать права потребителей. При том, что именно на местах происходят большинство нарушений прав потребителей, которые зачастую остаются без внимания. Данная проблема существует уже на протяжении многих лет и требует незамедлительного решения.
В соответствии с Законом Кыргызской Республики “О защите прав потребителей” органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют возможность обеспечить оперативную защиту интересов потребителей непосредственно по месту жительства граждан, поскольку они максимально приближены к населению, его актуальным проблемам, которые реально с высокой степенью оперативности решать на местах. Данное обстоятельство определяет безусловный приоритет для граждан при выборе структуры, куда они могут обратиться за помощью в случае нарушения их прав.
Также отдельную, особую роль в национальной системе защиты прав потребителей должны играть общественные объединения потребителей (ассоциации, союзы и др.), являющиеся ее важнейшим составным, одновременно связующим, наиболее активным и динамичным элементом.
В целях совершенствования и кардинальной перестройки системы защиты прав потребителей необходимо делегировать органам местного самоуправления полномочия и функции антимонопольного органа по применению административных мер в этой сфере. В то же время, в целях эффективного функционирования данного механизма, оставить за антимонопольным органом только координацию этой работы.
Таким образом, данное направление деятельности должно проводиться в тесном сотрудничестве антимонопольного органа и органов МСУ со многими государственными органами, производителями, продавцами, исполнителями, общественными объединениями потребителей.
Одной из самых динамично развивающихся сфер экономики на сегодняшний день является электронная коммерция – сделки по реализации товаров (работ, услуг) потребителям, осуществляемые при помощи сети “Интернет”. Гармоничное развитие этой сферы расширяет ассортимент реализуемых товаров (работ, услуг), снижает их стоимость и делает их более доступными для потребителей, в том числе для людей с ограниченными возможностями, граждан старшего поколения и детей (далее – социально уязвимые группы населения), а также менее обеспеченных слоев населения.
В тоже время наблюдается ежегодный рост жалоб потребителей в отношении хозяйствующих субъектов, чья деятельность по продаже товаров (работ, услуг) осуществляется посредством сети “Интернет”.
Основными нарушениями прав потребителей при приобретении товаров (услуг) дистанционным способом в сети “Интернет” являются:
В сфере продажи потребительских товаров и оказания отдельных видов услуг посредством сети “Интернет” стала очевидной проблема неурегулированности деятельности так называемых агрегаторов. То есть, таких субъектов предпринимательской деятельности, которые, не являясь реальными продавцами товаров или исполнителями услуг, выступают в качестве непосредственных получателей денежных средств от потребителей в счет оплаты тех товаров (услуг), информация о которых в значительных масштабах (объемах) аккумулируется на их ресурсах (сайтах в сети “Интернет”).
По мере глобального развития такого сегмента потребительского рынка, как электронная коммерция, и вовлечения в него все большего числа активных пользователей сети “Интернет” (в том числе за счет расширения спектра соответствующих мобильных средств связи и их доступности) недобросовестные участники рынка умело эксплуатируют правовую неграмотность потребителей в целях получения максимальной выгоды, что причиняет ущерб экономическим интересам не только самих потребителей, но и добросовестных представителей бизнес-сообщества.
Поэтому необходимо повышать грамотность потребителей, для того чтобы потребители могли пользоваться всем спектром интернет-технологий, умели находить в сети “Интернет” информацию о товарах (работах, услугах), правильно ее оценивали и делали осознанный выбор при совершении покупок в интернет-магазине, а также владели навыками защиты от интернет-угроз. Необходимо установление законодательных требований для интернет магазинов, которыми будут предусмотрены механизмы защиты прав потребителей, такие как доступность информации, специальная регистрация, система отчетности интернет магазинов и т.д.
Необходимо обеспечить защиту потребителей в сфере электронной торговли на уровне не ниже того, который обеспечивается применительно к другим формам торговли. В том числе, в части расширения состава информации:
– о продавце (исполнителе, изготовителе) и о товарах (работах, услугах), доведение которой до сведения потребителя является обязательным, а также по размещению такой информации на сайтах в сети “Интернет” (в соответствующих мобильных приложениях) лица, являющегося продавцом (исполнителем) в соответствии с Законом “О защите прав потребителей”,
– о лице, предоставляющем в сети “Интернет” возможность заключить договор с продавцом (исполнителем) и произвести предварительную оплату товара (услуги) на свой банковский счет.
Следует постоянно отслеживать и выявлять в сети “Интернет” сайты, используемые для совершения мошеннических действий (фишинговые сайты), в том числе в сфере персональных данных, и ограничивать доступ граждан к таким сайтам. В этих целях предусмотреть в законодательстве Кыргызской Республики ограничение доступа к сайтам в сети “Интернет”, используемым с нарушениями законодательства о защите прав потребителей Кыргызской Республики.
Также следует принять меры, связанные с укреплением доверия потребителей к электронной торговле, обеспечить с учетом ее особенностей осведомленность потребителей различных слоев населения (в том числе граждан старшего поколения) об их правах и обязанностях на данном сегменте рынка. Необходимо вести Перечень недобросовестных агрегаторов и размещать на сайте Госагентства, а также перечень добросовестных интернет магазинов, зарекомендовавших себя с положительной стороны.
Стоит отметить, что интернет торговля охватывает не только территорию Кыргызской Республики но и другие государства, то есть возникает вопрос межгосударственных методов взаиморегулирования данной отрасли в рамках защиты прав потребителей.
Исходя из статистики обращений граждан в антимонопольный орган, можно наблюдать, что строительный рынок также требует внимания со стороны государства, так как зачастую происходит обман потребителя при приобретении жилых квартир, домов, в том числе, по договорам долевого участия.
В качестве основных проблем можно отметить следующие:
Защита прав потребителей государственных и муниципальных услуг на сегодняшний день является актуальной проблемой. Однако, оказание основных социальных услуг, таких как медицинские, образовательные, регистрационные и другие услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями, на сегодняшний день не до конца урегулировано.
Например, на сегодняшний день разрабатываются и утверждаются стандарты услуг, в тоже время не все стандарты исполняются, зачастую до потребителей не доводится доступная информация, выявляются случаи принуждения, т.е. неэтичный маркетинг, также имеются факты взимания платы за бесплатные услуги, тем самым вводятся в заблуждение потребители и др.
В данном направлении в рамках защиты прав потребителей необходимо на постоянной основе проводить анализ, совершенствовать стандарты, применять новые механизмы недопущения нарушения прав потребителей.
Вопросы защиты потребительских прав социально уязвимых групп населения и их социальной интеграции зачастую взаимоувязаны. Уязвимое положение людей с ограниченными возможностями как потребителей, как правило, связано с неготовностью хозяйствующих субъектов участвовать в создании для этой социальной группы недискриминационных условий для приобретения различного рода товаров (работ, услуг) (прежде всего, по созданию безбарьерной среды), в непонимании проблем или в пренебрежительном отношении к проблемам людей с ограниченными возможностями.
Граждане старшего поколения, как правило, обладают недостаточным потребительским опытом при приобретении инновационных товаров и услуг, содержащих сложные договорные условия (банковские, страховые, риелторские, платные медицинские услуги). В отношении указанной категории потребителей особую значимость приобретают требования потребительского законодательства, устанавливающие обязанности по доведению полной и достоверной информации о приобретаемых товарах и услугах, а также по недопущению навязывания дополнительных услуг. Зачастую граждане старшего поколения становятся основной целью мошенников, реализующих дорогостоящие товары с не соответствующими действительности характеристиками (медицинские изделия, биологически активные добавки к пище, косметические средства).
В этой связи возникает необходимость совершенствования законодательства Кыргызской Республики о защите прав потребителей по повышению потребительской доступности товаров (работ, услуг) (в том числе их физической доступности) для людей с ограниченными возможностями и старшего поколения. Законодательные новеллы должны предусмотреть права лиц с ограниченными возможностями, а также установить особые меры защиты прав социально уязвимых групп населения и административную ответственность за их нарушение. Кроме того, необходима выработка конкретных мер, предусматривающих обеспечение всеобщего доступа к публичным услугам, прежде всего, потребителей социально уязвимых групп населения.
Кыргызская Республика позиционирует себя как туристическое государство. Туристические услуги на территории Кыргызской Республики широко распространены, в этой связи возникает необходимость защиты прав потребителей туристических услуг. Так, например, зачастую туристические фирмы вводят в заблуждение туристов, обещая высокое качество предоставляемых услуг, сервиса и т.д., что в реальности не соответствует действительности и ожиданиям потребителей.
Поэтому возникает необходимость урегулирования вопроса защиты прав потребителей, получающих товары, работы и услуги в сфере туризма.
Международное сотрудничество в области защиты прав потребителей является приоритетным направлением для развития в условиях интеграции Кыргызской Республики в различные экономические союзы, где также рассматриваются состояние конкуренции на трансграничных рынках, требующее взаимовыгодных условий сотрудничества между странами партнерами.
Поэтому в данном направлении необходимо:
– продолжить работу по углублению сотрудничества с государствами – членами Евразийского экономического союза, государствами – участниками Содружества Независимых Государств, содействуя свободному обмену достоверной информацией в отношении потребительских товаров (работ, услуг);
– укреплять информационный обмен о запрещенных или изъятых из оборота товарах, а также о товарах, в отношении которых действуют строгие ограничения, чтобы должным образом защитить потребителей от вреда, который может быть причинен такими товарами;
– наладить межгосударственное сотрудничество в сфере борьбы с недобросовестной деятельностью хозяйствующих субъектов на трансграничных рынках, нарушающей права потребителей;
– наладить международное сотрудничество по решению проблем, связанных с туризмом, в том числе по вопросам правоприменения и обмена информацией об услугах по организации поездок и размещению туристов;
– активизировать работу по участию в Межправительственной группе экспертов по законодательству и политике в области защиты интересов потребителей, работающей на площадке Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию, и в профильных комитетах и рабочих группах Организации экономического сотрудничества и развития.
Реклама является неотъемлемой частью защиты прав потребителей, так как направлена именно на потребителя. Но при этом, современный рекламный рынок является и отдельной, самостоятельной и важной сферой национальной экономики, обеспечивающей рабочими местами значительную часть населения республики.
Также реклама является основным источником финансирования средств массовой информации, поддерживающим их цену для потребителей на низком уровне, важная составляющая культурной жизни общества.
Кроме того, рынок рекламы – это один из наиболее динамично растущих и развивающихся рынков, не только в нашей стране, но и во всем мире. Это часть информационной системы общества. Использование средств массовой информации для распространения рекламы дает возможность неконтролируемого воздействия на широкие массы людей, а стремление к получению прибыли делает и рекламодателя и рекламораспространителя – индифферентными к социальным последствиям распространения рекламной информации. Этот аспект обуславливает необходимость регулирования отношений в этой сфере, в первую очередь, для защиты прав потребителей. Это регулирование должно подразумевать поддержание функционирования рынков, создание конкурентной среды на них, защиту конкуренции, ограничение некторых элементов рыночных механизмов, а также достижение и сохранение национальных конкурентных преимуществ в экономике. Кроме этого, необходимо привлечение общественных организаций и общественности, что существенно повысит эффективность выявления нарушений и их дальнейшее пресечение на рекламном рынке.
К 2020 году будет сформирован единый рынок рекламных услуг государств-членов ЕАЭС. В рамках работы с ЕЭК начата реализация Плана либерализации по сектору услуг в области рекламы.
Расследования нарушений на трансграничных рынках будут более оперативными. Появится возможность принимать меры в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории Кыргызской Республики, но зарегистрированных при этом на территории государств-членов ЕАЭС.
Возникла необходимость регулирования рекламы, распространяемой по сети «Интернет», в связи с участившимися нарушениями законодательства о рекламе в сети. В частности, распространение рекламы спиртных (алкогольных) напитков на сайтах, куда не ограничен вход лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. То есть, в целях защиты несовершеннолетних возникла необходимость обеспечения потребителей достоверной и надлежащей рекламной информацией в целях правильного выбора товара (работы, услуги), в том числе, и рекламной информацией, распространяемой по сети «Интернет». Это будет достигаться путем совершенствования нормативных правовых актов, так как понятие «Интернет-реклама» не предусмотрена в Законе Кыргызской Республики «О рекламе».
Также необходимо отметить, что в регионах повсеместно нарушается законодательство Кыргызской Республики о рекламе. Потребители остаются обманутыми. При этом, рекламодатели (рекламораспространители, рекламопроизводители) не имеют представления о существовании Закона Кыргызской Республики «О рекламе». Этим обусловлена необходимость повышения правовой грамотности, как среди населения, так и представителей рекламного бизнеса.
В целях просвещения потребителей рекламы, о том, какие нарушения законодательства Кыргызской Республики о рекламе существуют, а также как применяются нормы законодательства, возникает необходимость разработки практических рекомендаций путем:
– выработки практических рекомендаций (брошюры, буклеты) по применению законодательства о рекламе;
– повышения грамотности потребителей и рекламодателей (рекламораспространителей, рекламопроизводителей) в регионах путем проведения просветительской работы через:
Стратегическая цель №4
создание условий в пределах компетенции для обеспечения потребителей доступными государственными и муниципальными услугами
На сегодняшний день Законом Кыргызской Республики «О государственных закупках» не полностью определены механизмы развития конкуренции в сфере государственных закупок. Государство является самой большой закупающей системой на рынке товаров, работ и услуг. В этой системе присутствует ряд факторов, ограничивающих конкуренцию. И как результат – расцвет коррупции в системе государственных закупок. Лишь при обеспечении конкурентных условий, возможно достичь эффективного и рационального использования бюджетных средств. Для этого необходимо создавать равные конкурентные условия для поставщиков и жестко пресекать факты ограничения конкуренции при заключении контрактов (договоров) на поставку той или иной продукции или услуги.
В целях реализации поставленной задачи необходимо ввести совершенно новый для Кыргызской Республики институт контрактной системы с выработкой механизмов, обеспечивающих контроль проведения конкурсов (тендеров) и заключение контрактов на конкурентных принципах. Одним из основных условий является внедрение реверсивных аукционов, а также необходимо уделить особое внимание исполнению контрактов государственных закупок.
На текущий момент в области оказания государственных платных услуг возникает ряд проблем.
К примеру, граждане получают медицинские услуги в непрозрачных и непонятных условиях (условия сооплаты, программа госгарантий и др.). В сфере оказания государственных медицинских услуг, для решения подобных проблем, требуется межведомственное взаимодействие антимонопольного органа с Министерством здравоохранения Кыргызской Республики, Фондом обязательного медицинского страхования.
Кроме этого, в области медицины существует ряд проблем по лекарственным средствам. Выявляются признаки сговоров между поставщиками лекарственных средств. Т.е. требуется вмешательство антимонопольного органа. Однако, в силу отсутствия механизмов воздействия, выявления и пресечения данных признаков, антимонопольный орган не может предпринять конкретные меры в отношении недобросовестных предпринимателей, врачей, медицинского персонала и др. Тем самым, ущемляются права потребителей, в том числе уязвимых категорий населения, приобретающих лекарственные средства (пенсионеры, инвалиды, больные).
Аналогичная ситуация прослеживается и в других сферах. В связи с этим, необходимо разработать механизмы выявления, пресечения, доказательства фактов сговора и введения ответственности за указанные действия.
Для обеспечения получения доступных государственных услуг в рамках защиты прав потребителей, планируется совместная работа с профильными министерствами и ведомствами, оказывающими государственные услуги, по улучшению качества стандартов их предоставления. Необходимо совершенствовать механизмы предоставления государственных услуг, в том числе, отнесения услуги к платной или бесплатной, а также определения стоимости платных услуг.
Постановлением ПКР «О внесении дополнений и изменений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики» №191 от 11.04.2016г. внесены изменения в ряд НПА, в частности, в постановление ПКР «Об утверждении Порядка определения размера оплаты за оказание государственных и муниципальных услуг (работы)» от 26 октября 2000 года № 637. Именно эти изменения и дополнения, предусмотрели отмену регулирования платных государственных образовательных услуг в республике.
Однако, самостоятельное установление стоимости обучения в ВУЗах не привело к желаемому результату, напротив, не были решены проблемы, в частности, по перекрестному субсидированию. Т.е. неравный подход к потребителям образовательных услуг продолжает иметь место.
В связи с чем, возникает особая необходимость пересмотра существующих механизмов финансирования образовательных услуг путем определения фактической себестоимости услуг, без подразделения на платные либо бесплатные (возмездные либо безвозмездные).
Любая услуга имеет свою себестоимость, в связи с чем, необходимо рассчитывать фактическую стоимость и только после этого определять источники финансирования. Т.е. государство должно точно знать сколько затрачивается на оказание одной образовательной услуги. Лишь после определения фактической стоимости, возможно осуществлять ценовую политику в целом. В конкурентных условиях после установления фактической стоимости возможно применение механизмов скользящего тарифа, т.е. учреждение, оказывающее услугу, с согласия антимонопольного органа, будет применять конкурентоспособные тарифы.
Таким образом, вышеуказанное постановление должно быть подано на утрату, а стоимость обучения должна согласовываться с антимонопольным органом в целях обеспечения защиты прав потребителей и обоснованности тарифов в целом. Причем, проблемы существуют также и в сферах школьного и дошкольного образования. Таким образом, стоимость государственных дополнительных образовательных услуг в школах и детских садах также должны согласовываться с антимонопольным органом.
В республике действует принятый в 2013 году Закон Кыргызской Республики «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике». Необходимо упорядочить и систематизировать порядок, как выдачи разрешительных документов, так и оказания государственных платных услуг, приведя его в соответствие с указанным законом.
Регулирование государственных платных муниципальных услуг также требует усовершенствования и внесения корректив в нормативные правовые акты, регулирующие процессы ценообразования, установления мер ответственности.
Стратегическая цель №5
адвокатирования конкуренции
Формирование конкурентной культуры является одним из приоритетных направлений деятельности антимонопольного органа. Взаимодействие с другими государственными ведомствами и органами местного самоуправления, бизнесом, СМИ и гражданским обществом должно сформировать представление о свободной конкуренции, как о неотъемлемом условии эффективного функционирования рынков, которое обеспечивает повышение их благосостояния и конкурентоспособности экономики в целом.
Наряду с предупреждением, выявлением и пресечением нарушений антимонопольного законодательства, выявлением барьеров развития конкуренции на товарных рынках, контролем за экономической концентрацией должна быть усилена работа по адвокатированию или пропаганде добросовестной конкуренции.
Адвокатирование конкуренции играет важную роль в развитии эффективной конкурентной политики, особенно в условиях вступления Кыргызской Республики в новое экономическое образование – ЕАЭС. Адвокатирование без использования правоприменительных механизмов, способствует развитию конкуренции на товарных рынках, а также предупреждению нарушений антимонопольного законодательства.
При этом, в Кыргызстане существует ряд проблемных вопросов по пропаганде конкуренции:
– адвокатирования конкуренции пока не получило должного отражения в деятельности других государственных органов, а недостаточное понимание представителями государственных органов норм антимонопольного законодательства влечет за собой и принятие неверных решений;
– роль адвокатирования конкуренции особенно важна в условиях глобальной интеграции (Единого экономического пространства, членства в ВТО и др.), когда незнание антимонопольного законодательства, правил поведения на рынке становится препятствием для полноценного конкурирования отечественных предпринимателей с зарубежными представителями бизнеса;
– осуществление государственной регистрации органами юстиции государственных предприятий и юридических лиц без предварительного согласия антимонопольного органа;
– неверная интерпретация некоторыми СМИ решений, принимаемых антимонопольными органами, смешение функций и полномочий антимонопольных органов (справочно: их у нас в стране 3 – НБКР – на рынке банковских услуг, в сфере энергетики – Госкомитет по энергетике и недропользованию, на других рынках – Госагентство антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики);
– недостаточное понимание субъектами рынка правил добросовестной конкуренции, честного ведения бизнеса, и, как следствие, рост количества нарушений антимонопольного законодательства.
Система комплайнса (корпоративных мер, направленных на предотвращение нарушения антимонопольного законодательства) среди хозяйствующих субъектов, ассоциаций (союзов) участников товарных рынков уже активно внедряется и успешно применяется на практике многими государствами-членами ЕАЭС.
Реализация работы по адвокатированию конкуренции должна осуществляться посредством:
– совершенствования антимонопольного законодательства. Именно адаптированное, с учетом реалий сегодняшнего дня конкурентное право создает эффективное правовое поле для успешной работы бизнеса;
– анализа ситуации на товарных рынках, определяющего уровня развитости конкуренции. Анализ является платформой для принятия обоснованных решений, основой деятельности по пропаганде добросовестной конкуренции. Во многих странах проведение анализа носит длительный характер, при этом в обязательном порядке учитывается мнение потребителей. Опрос потребителей, представителей бизнес – среды является своего рода индикатором, отражающего реальную ситуацию;
– построения активного и правильно организованного диалога со СМИ, имеющих достаточное влияние на сознание всех участников рыночного процесса. Для этого представители СМИ должны привлекаться для участия в различных мероприятиях, в том числе международного характера;
– взаимодействия и тесного сотрудничества с другими государственными органами и органами МСУ. Поскольку вопросы адвокатирования добросовестной конкуренции должны также стать одним из приоритетов не только в работе антимонопольного органа, но и других государственных органов. Для этого, также представляется целесообразным привлечение представителей Правительства, других государственных органов на различные мероприятия по вопросам конкурентной политики, в том числе международного характера;
– информирования населения о работе антимонопольного органа через официальный сайт ведомства, активную работу в социальных сетях;
– размещения рекламы на телеканалах, радио;
– издания брошюр для граждан и бизнеса с разъяснениями антимонопольного законодательства и ответами на часто задаваемые вопросы;
– проведения круглых столов, семинаров, конференций на регулярной основе;
– активной работы информационной площадки Госагентства, в том числе, по работе с субъектами-монополистами и доминантами.
Для антимонопольного органа очень важна обратная связь, восприятие субъектами рынка проводимой антимонопольным органом работы, уровня развитости конкуренции, в котором предприниматель работает, осознания правил ведения честного бизнеса. Для этого, на сайте антимонопольного органа необходимо разработать и разместить опросник «Определение степени развитости конкуренции», позволяющий и дальше проводить мониторинг и анализировать ситуацию и соответственно вырабатывать соответствующую концепцию политики по адвокатированию конкуренции;
Необходимо организовать ежегодное проведение конкурса среди журналистов на лучшую публикацию по вопросам конкурентной политики в Кыргызстане:
– Лучший видеоматериал на телевидении и/или рекламный ролик;
– Лучшая публикация в СМИ (газеты, журналы);
– Лучший материал на радио;
– Лучший материал в интернет-ресурсах.
Стратегическая цель №6
совершенствование организационно-правовой основы деятельности антимонопольного органа
Антимонопольный орган осуществляет государственные функции и, соответственно, его работа регламентируется законодательством Кыргызской Республики. Функции и полномочия антимонопольного органа определены законами Кыргызской Республики и другими нормативными правовыми актами, включая стратегические документы страны, указы Президента Кыргызской Республики, постановления и распоряжения Правительства Кыргызской Республики.
Вместе с тем, необходимо отметить, что современный уровень развития экономики страны, а также вступление Кыргызской Республики в ЕАЭС предполагает новый виток развития антимонопольного органа.
Для достижения поставленных целей и решения, вытекающих из них задач разработана кадровая Стратегия развития антимонопольного органа и План по ее реализации, в соответствии с которыми будет проводиться работа по совершенствованию организационно-правовой основы деятельности антимонопольного органа.
Стратегическая цель №7
коммуникации с другими государственными органами и органами МСУ, институтами гражданского общества, бизнес-сообществом
Для достижения поставленных целей и задач, недостаточны усилия только одного антимонопольного органа. Для проведения аналитических исследований состояния конкуренции на товарных рынках, принятия решений, выявления фактов нарушений антимонопольного законодательства, выработки и принятия мер по защите и развитию конкуренции необходимо сотрудничество с:
Данное взаимодействие необходимо обеспечить посредством:
– заключения соглашений (меморандумов) о взаимодействии;
– проведения совместных мероприятий (мониторингов, проверок, рейдов, работа в межведомственных рабочих группах и комиссиях, общественных постов и др.);
– разработки и принятия постановлением Правительства Кыргызской Республики Программы развития конкуренции, где будут четко закреплены мероприятия за каждым госорганом и органом МСУ.