по итогам 2022 года
ВВЕДЕНИЕ
В 2022 году на развитие экономики Кыргызской Республики по-прежнему оказывали существенное влияние внешние факторы, высокая импортозависимость по отдельным видам товаров и геополитическая ситуация, которая существенно повлияла на производственные процессы многих стран и условия логистики.
Следует отметить, что в 2022 году во всем мире не было ни одной категории товаров, на которую цены бы не выросли: от нефти и газа до яиц и молока.
В 2022 года во всех странах – членах ЕАЭС отмечалось повышение потребительских цен и тарифов.
Индекс потребительских цен на товары и услуги по Евразийскому экономическому союзу в декабре 2022 года по сравнению с декабрем 2021 года – 112,9%.
За 2022 год больше всего выросли цены на непродовольственные товары (на 13,3%).
Цены на продовольственные товары за этот период увеличились на 12,2%, на платные услуги – на 12,9%.
Прирост цен на продовольственные товары зафиксирован в Казахстане (на 25,3%), Кыргызстане (на 17,1%) и в Беларуси (на 13,8%). Наибольшее увеличение цен на непродовольственные товары отмечалось в Казахстане (на 19,4%) и в Беларуси (на 13,7%), на платные услуги – в Казахстане (на 14,1%) и в России (на 13,2%).
В 2022 году по данным НБКР годовое значение индекса потребительских цен в Кыргызстане, характеризующего уровень инфляции, составил 114,7 %, аналогичный показатель в 2021 году составлял 111,2 %, а среднегодовое значение инфляции составило 113,9 %.
Учитывая сложившуюся ситуацию, государственным антимонопольным органом в 2022 году была продолжена работа по внедрению новых механизмов, направленных на стабилизацию ситуации на товарных рынках и недопущению нарушений норм и правил конкуренции через реализацию антимонопольной политики и создания условий для конкуренции.
2. Антимонопольное законодательство Кыргызской Республики и его совершенствование
В 2022 году проводилась работа по совершенствованию антимонопольного законодательства Кыргызской Республики, итогами которой стало принятие следующих нормативных правовых актов:
Президентом Кыргызской Республики 20 января 2022 г. подписан Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О конкуренции», который предусматривает публикацию информации о мерах, принимаемых по пресечению нарушений правил конкуренции, детализацию запрета на отдельные антиконкурентные соглашения, уточнение норм в сфере экономической концентрации, а также введение института «мягкого права».
В целях обеспечения исполнения норм указанного Закона Кыргызской Республики приняты 3 постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики:
Законом Кыргызской Республики от 30 июня 2022 г. № 52 внесены изменения в Законы Кыргызской Республики «О конкуренции» и «О естественных монополиях в Кыргызской Республике». Закон был подготовлен в целях приведения положений указанных законов в соответствие с новой Конституцией Кыргызской Республики, а также устранения бланкетных и коррупциогенных норм.
Утверждены Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства Кыргызской Республики и изменения в некоторые решения Правительства и Кабинета Министров Кыргызской Республики по вопросам антимонопольного регулирования. Соответствующее решение принято на заседании Кабинета Министров Кыргызской Республики 4 ноября 2022 г. и направлено на обеспечение соблюдения технической спецификации Государственных символов Кыргызской Республики.
В соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики «Об организационных мерах в связи с утверждением новой структуры Правительства Кыргызской Республики и реформой органов исполнительной власти Кыргызской Республики» от 12 февраля 2021г. №38 Службе антимонопольного регулирования при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики (далее – Служба) переданы функции контроля и надзора за соблюдением требований правил изготовления Государственного флага и герба Кыргызской Республики.
Также внесены уточнения в Положение Службы в части закрепления за Службой функции выдачи предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, также надзора и контроля обеспечения соблюдения технической спецификации Государственного флага Кыргызской Республики и Государственного герба Кыргызской Республики при изготовлении, реализации и использовании.
3. Анализ состояния конкуренции в отдельных отраслях экономики
В 2022 году структура товарных рынков республики сохраняется прежней:
1. Товарные рынки естественных монополий
Законом Кыргызской Республики «О естественных монополиях в Кыргызской Республике» определены следующие сферы естественных монополий:
ОАО «Кыргыз почтасы»);
В 2022 году государственный антимонопольный орган осуществлял регулирование деятельности субъектов естественных монополий, за исключением сфер топливноэнергетического комплекса.
По состоянию на 01.01.2023 года, общее количество хозяйствующих субъектов, включенных в Государственный реестр субъектов естественных монополий (далее – реестр), составляет 80 единиц.
В 2022 году в Государственный реестр были включены дополнительно следующие субъекты:
Товарные рынки естественных монополий
Естественная монополия по своему состоянию не предусматривает наличие на рынке товаров (работ, услуг) схожих или предполагающих замену товаров, работ или услуг. Также создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид товаров (работ, услуг) не представляется возможным по экономической или технологической особенности производства товаров и предоставления услуг, работ.
В связи с чем, главной задачей государственного антимонопольного органа является не только сдерживание тарифов естественных монополий, но и обеспечение баланса интересов между субъектом естественной монополии и его потребителями ввиду того, что развитие и совершенствование производства товаров и предоставления услуг, работ естественной монополии требует также определенных затрат.
Тарифы на услуги аэропорта «Манас», «Кыргызаэронавигация», ГП «Кыргызпочтасы» и др. антимонопольным органом не пересматривались и остаются на прежнем уровне. Такая тенденция сохраняется на протяжении 4 последних лет.
В Годовом отчете о состоянии конкуренции в 2021 году государственным антимонопольным органом была представлена информация по субъектам естественной монополии и ситуации на рынках.
В 2022 году существенных изменений на рынках, где присутствуют естественные монополии, не произошло, даже несмотря на наличие альтернативных вариантов, возникающих, например, с развитием цифровых технологий, сокращается количество почтовых отправлений или запуском на железной дороге комфортабельного панорамного вагона.
Государственный антимонопольным органом в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О естественных монополиях в Кыргызской Республике» осуществляется государственный контроль за деятельностью субъектов естественных монополий, в том числе:
В 2022 году в соответствии с указанным Законом и Положением о порядке определения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) хозяйствующих субъектов, регулируемых государством, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики №83 от 18 февраля 2013 года, были:
По рынку аэронавигационного обслуживания. Согласован проект типового договора на аэронавигационное обслуживание воздушных судов, выполняющих полеты в зоне ответственности ГП «Кыргызаэронавигация» при МТК КР. Проведена проверка субъекта.
По рынку почтовой связи общего пользования. Согласована Методика ведения раздельного учета доходов и задействованных активов по каждому виду услуг для ОАО «Кыргыз почтасы». Проведен анализ товарного рынка. Проведена проверка субъекта.
В настоящее время доля негосударственных операторов в секторе письменной корреспонденции составляет около 2 процентов, в то время как доля государственной почтовой связи – более 98 процентов.
На сегодняшний день в Кыргызстане во всех секторах рынка почтовых услуг, за исключением сектора предоставления универсальной услуги почтовой связи (письменная корреспонденция), присутствует свободная конкуренция.
Для обеспечения предоставления качественных универсальных услуг почтовой связи на территории всей республики, исходя из международного опыта, в целях развития конкуренции, целесообразно оставить под государственным регулированием исключительно тарифы на пересылку письменной корреспонденции определенных категорий, предельной массы и габаритов. Массовая рассылка письменной корреспонденции, пересылка почтовой карточки и пересылка бандеролей не должны подпадать под государственное регулирование тарифов.
Т.е. необходим частичный переход деятельности ГП «Кыргызпочтасы» из сферы естественной монополии в состояние конкуренции. Для пересмотра услуг ГП «Кыргызпочтасы» и перевода их в конкурентные необходимо проведение комплексного анализа при участии всех государственных органов с учетом интересов потребителей и возможных рисков.
По рынку ж/д перевозок. Проведен анализ дополнительных услуг, оказываемых ГП «НК «Кыргыз Темир Жолу» в условиях естественной монополии.
Рассмотрено обращение Министерством транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики в отношении установления стоимости сборов за дополнительные операции, связанные с ж/д перевозкой грузов на уровне действующих ставок в сомовом эквиваленте.
По итогам анализа, Прейскурант цен дополнен перечнем из 5 услуг, относящихся непосредственно к перевозочной деятельности. Как и было рекомендовано государственным антимонопольным органом, Министерством транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики и ГП «НК «Кыргыз темир жолу» рассчитаны фактические расходы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов. При этом отметим, что ранее действующие Прейскурант №10-01 и повышающие коэффициенты к нему ОТМЕНЕНЫ и приведены в соответствие с законодательством Кыргызской Республики.
Согласованы тарифы на железнодорожные пассажирские перевозки во внутриреспубликанском сообщении осуществляемые государственным предприятием «Национальная компания «Кыргыз Темир Жолу».
ГП «НК «Кыргыз Темир Жолу» запущен панорамный вагон, как уже отмечено выше, с улучшенными комфортабельными условиями, который является альтернативой обычным вагонам с более низкими тарифами за проезд по такому же маршруту (146 сом/чел.) и гораздо менее комфортными условиями. У потребителя есть право выбора – обычный вагон, такси, маршрутное такси (250 сом/чел.) или автобус (170 сом/чел.).
Согласован специальный (фиксированный) тариф на проезд пассажиров в вагоне категории люкс с местами для сидения на уровне 500 / 250 сом/чел. (взрослый / детский – в одну сторону), полностью за весь маршрут Бишкек-2-Рыбачье (вне зависимости от пункта посадки и выхода пассажира).
Согласован проект типового договора на предоставление услуг государственным предприятием «Национальная компания «Кыргыз Темир Жолу».
По рынку наземного обслуживания внутренних воздушных перевозок. Рассмотрены жалобы хозяйствующих субъектов на действия ОАО «Международный аэропорт «Манас» в части размера сбора за пользование инфраструктурой аэропорта.
В адрес ОАО «Международный аэропорт «Манас» направлено письмо-рекомендация о недопущении нарушений Закона Кыргызской Республики
«О конкуренции».
Кроме того, в 2022 году проведены проверки следующих субъектов естественных монополий:
На основании письма Счетной палаты Кыргызской Республики от
12 апреля 2022 года исх.№01-15/599, коллегией государственного антимонопольного органа вынесено постановление о взыскании с
ГП «Кыргызаэронавигация» в пользу республиканского бюджета дохода, полученного в
нарушение антимонопольного законодательства в размере
481,5 тыс. сомов.
2. Товарные рынки с участием хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение
По состоянию на 01.01.2023 года, общее количество хозяйствующих субъектов, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Кыргызской Республики, составляет – 105, из них:
ü в республиканском реестре – 24 субъекта; ü в региональных реестрах – 81 субъект.
По итогам анализов состояния конкуренции на товарных рынках в 2022 году Государственный реестр были дополнительно включены:
Из Государственного реестра были исключены отдельные предприятия, осуществляющие вывоз твердых бытовых отходов ввиду ликвидации, а также внесены изменения в части наименования отдельных субъектов и места нахождения субъектов.
За деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение (доминантов) ведется экономико-статистическое наблюдение в соответствии с требованиями Закона Кыргызской Республики
«О конкуренции».
Также ведется работа по разъяснению норм антимонопольного законодательства, по заключению соглашений / меморандумов по стабилизации и сдерживанию цен, как например: с ОАО «Каинды Кант» и ОАО «Кошой», нефтетрейдерами.
Заключение таких Соглашений и Меморандумов привело к стабилизации цен на таких рынках, как рынки сахара и ГСМ.
В рамках экономико-статистического наблюдения проведены анализы состояния конкуренции на рынке услуг пассажирских авиаперевозок, на рынке цемента, сахара и услуг подвижной радиотелефонной связи, которые подтвердили доминирующее положение компаний.
По рынку ГСМ. Годовая потребность Кыргызстана в ГСМ составляет около 1,5 млн.
тонн.
Поставки ГСМ в Кыргызскую Республику осуществляются из российских НПЗ (Омский НПЗ, Орский НПЗ, Ангарский НПЗ, Башнефть НПЗ).
Необходимо отметить, что ГСМ являются биржевым товаром, по этой причине цены напрямую зависят от биржевых котировок и цен на российских НПЗ, поскольку Кыргызская Республика остается импортозависимой на данном рынке, и цены зависят от внешних факторов. Основным фактором роста цен на российских НПЗ является повышение спроса на нефтепродукты в Российской Федерации. Цена будет реагировать на все, что может изменить баланс на рынке:
Как субъекты доминанты, в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее на товарных рынках КР, по бензину включены следующие хозсубъекты:
На постоянной основе проводится анализ деятельности субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке ГСМ, выданы письменные рекомендации в рамках антимонопольного законодательства:
Учитывая, что бензин марки Аи-80 и Аи-92, дизельное топливо включены в Перечень социально значимых товаров, утвержденный постановлением Правительства Кыргызской Республики от 22 апреля 2009 года №242 «О государственном регулировании цен на отдельные виды социально значимых товаров», ситуация на рынке отслеживается на постоянной основе путем проведения мониторинга розничных цен во всех регионах республики и АЗС г.Бишкек, который необходим для оперативного реагирования, в случае необоснованного повышения цен. Также проводилась широкая информационно-
разъяснительная работа с крупными игроками рынка и потребителями, которая тоже сыграла положительную роль в стабилизации цен на рынке ГСМ.
С начала 2022 года в среднем по Кыргызской Республике розничные цены на рынке ГСМ изменились следующим образом:
Уровень средних розничных цен на ГСМ в Кыргызской Республике (сом/литр)
Бензин А-80 | 58,1 | 58,9 | 61,1 | 62,0 | 62,5 | 59,6 | 57,9 | 57,5 | 56,8 | 55,9 | 55,9 | 55,4 | 54,1 |
Бензин А-92 | 60,5 | 61,8 | 64,2 | 65,1 | 65,3 | 63,3 | 62,6 | 63,0 | 62,3 | 61,6 | 61,4 | 60,6 | 59,3 |
ДТ | 58,8 | 60,8 | 63,7 | 64,6 | 64,8 | 65,0 | 68,4 | 72,6 | 76,5 | 75,9 | 75,8 | 75,0 | 74,1 |
Снижение с учетом проведенной работы зафиксировано с июня 2022 года и к концу года составило 8 сом на бензин А-80 и на 4 сома на бензин АИ-92. Дизельное топливо из-за повышения оптово-отпускных цен заводов повысилось в розничном сегменте и лишь в январе было зафиксировано небольшое снижения цен на 1 сом за литр.
Средние сравнительные цены на ГСМ в государствах-членах ЕАЭС и соседних государствах по состоянию на 25 января т.г., сом/л (по курсу НБКР на 25 января 2022 года)
Кыргызст ан | Казахста н | Россия | Беларусь | Армени я | Таджикист ан | Узбекиста н | |
Аи- 92 | 59,3 | 33,0 | 58,7 | 76,9 | 93,2 | 88,1 | 79,8 |
Дт | 74,1 | 48,4 | 72,9 | 80,2 | 91,0 | 104,8 | 97,1 |
Оценка ситуации на рынках ГСМ государств-членов ЕАЭС и третьих стран показала, что цены на бензин ниже чем в Кыргызской Республики только у Казахстана и России с учетом их собственного производства, что также подтверждает положительный эффект от проводимых мероприятий по сдерживанию цен на рынке ГСМ.
По рынку угля.
Во исполнение пункта 4 постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики «О подготовке отраслей экономики и населения Кыргызской Республики к осенне-зимнему периоду 2022/2023 года» от 30 апреля 2022 года №234 и постановления Кабинета Министров КР от 19 августа 2022 года №465 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики «О подготовке отраслей экономики и населения Кыргызской Республики к осенне-зимнему периоду 2022/2023 года» от 30 апреля 2022 года №234» государственным антимонопольным органом в 2022 году:
№ | Наименование | сом/тн |
1. | ОсОО «Ак-Жол комур» | 1385 |
2. | ЗАО «Шарбон» | 1433 |
3. | ГП «Кыргызкомур» | 1450 |
4. | ОсОО «Демилге плюс ЛТД» | 1430 |
5. | ОсОО «Бурана плюс» | 1390 |
6. | ОсОО «Пандж-Шер» | 1420 |
7. | ОсОО «Амин Групп» | 1411 |
8. | ОсОО «Нарын Кен» | 1400 |
9. | ОсОО «Разрез Мин-Куш» | 1440 |
10. | ОАО «Жумгалсуу курулуш» | 1390,89 |
11. | ОсОО «Коал Энтерпрайзез» | 1442,26 |
12. | ОсОО «Нарктоо» | 1438 |
13. | ОсОО «Ю енд Ми Ко» | 1400 |
№ | Наименование | сом/тн |
14. | ОсОО «Атай Групп» | 1400 |
15. | ОсОО «Нарын- кен ЛТД» | 1440 |
16. | ОсОО «Monisa» («Мониса») | 1360 |
17. | ОсОО «Тегене» | 1500 |
Временное государственное регулирование цен на уголь:
Постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 2 ноября 2022 года №594 «О введении временного государственного регулирования цен на уголь на территории Кыргызской Республики», было введено государственное регулирование цен на уголь на 90 дней. Срок временного государственного регулирования цен на уголь с 3 ноября 2022 года по 3 февраля 2023 года.
Территориальными подразделениями государственного антимонопольного органа во исполнение:
В рамках протокольного поручения Президента Кыргызской Республики Жапарова С.Н. Министерством энергетики КР обеспечена реализация угля через топливные базы ГП «Кыргызкомур» по 4000 сом.
Установлены максимальные цены на местный уголь до 4000 сом за тонну (г. Бишкек и Чуйская область) и сулюктинский уголь в Кадамжайском районе до 8000 сом за тонну. Следует отметить, что в Жумгальском районе Нарынской области цена на уголь установлена 2200 сом за тонну. Максимальные цены на импортный уголь установлены 5400 сом за тонну.
В течение временного государственного регулирования территориальные подразделения проводили не только разъяснительные мероприятия с торговцами угля, но и контрольные мероприятия в рамках своих функций и полномочий. В проводимых мероприятиях принимали участие сотрудники органов местного самоуправления, налоговых органов и органов внутренних дел.
По состоянию на 3 февраля 2023 года по итогам проделанной работы в рамках государственного регулирования цен на уголь государственным антимонопольным органом было совершено 386 выездов, было охвачено 1372 субъектов, осуществляющих реализацию угля, выдано 579 уведомлений о недопущении нарушения и выдано 140 предписания о прекращении нарушений в основном нарушения связаны с завышением установленных цен на уголь, наложено 35 штрафа. За период государственного регулирования сотрудниками Службы наложено штрафов на сумму 82000 сом.
3. Конкурентные товарные рынки, в том числе, социально значимые.
К таким товарным рынкам относятся рынки социально значимых товаров (мясо, мука, фрукты и овощи, яйцо, хлеб, корма и т.д.).
Перечень социально значимых товарных рынков утвержден Постановлением Правительства Кыргызской Республики №242 от 22 апреля 2009 года.
На конкурентных товарных рынках достаточно большое количество продавцов и покупателей. Конкуренция, как элемент рыночного механизма, позволяет уравновесить спрос и предложение и удовлетворить потребность потребителя. Роль государственного антимонопольного органа — это не допустить антиконкурентного поведения на этих рынках, монополизации рынка отдельными субъектами, которые будут диктовать условия и правила игры, а также сдерживание цен в рамках применения антимонопольного реагирования.
По признакам нарушений Закона Кыргызской Республики «О конкуренции» в 2022 году рассмотрено 45 заявлений (жалоб) от физических и юридических лиц, выдано 26 предписаний с требованием устранения нарушений, по 6 заявлениям не выявлены нарушения, 13 устранены в добровольном порядке. Следует отметить, что наибольшее количество нарушений связано с проявлением недобросовестной конкуренции, так в 2022 году было рассмотрено 19 заявлений по признакам недобросовестной конкуренции.
Наиболее часто, недобросовестная конкуренция в Кыргызской Республики проявляется в следующих формах:
Следует отметить, что зачастую проявление недобросовестной конкуренции очень тесно переплетается с нарушением не только норм Закона Кыргызской Республики «О защите прав потребителей», но и Законом Кыргызской Республики «О рекламе», соответственно недобросовестная конкуренция не только отрицательно влияет на деятельность хозяйствующих субъектов, но и на интересы потребителей. Примеры нарушения:
1. Обращение ОсОО «Намба Фуд» в отношении ОсОО «ГЛОВО КЕЙДЖИ», по признакам нарушения Законов Кыргызской Республики «О конкуренции» и «О рекламе».
ОсОО «ГЛОВО КЕЙДЖИ» предлагает заключить партнерам ОсОО «Намба Фуд» эксклюзивный договор. По условиям договора, ОсОО «ГЛОВО КЕЙДЖИ» взимает комиссию в размере ___% в случае, если партнер вступает в похожие деловые отношения с другими компаниями в отрасли. А также, помимо комиссии в размере ___%, взимает с партнера дополнительную комиссию в размере ____% от общей суммы проданных продуктов и (или) услуг в отношении продуктов и (или) услуг, проданных в течение 6 (шести) месяцев, предшествующих началу деловых отношений с другими компаниями, работающими в данной отрасли.
При этом ОсОО «ГЛОВО КЕЙДЖИ» использует имя «Намба Фуд» в своих рекламных компаниях в поисковом сервисе «Google», (пересылка при запросе потребителя на сайт https://glovoapp.com/kg/ru), тем самым вводя его в заблуждение.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с представленными документами, выслушав доводы сторон, было установлено, что при ведении фирменного наименования «Намба Фуд» в поисковой системе «Google», в списке результатов на верхней строке периодически появляется следующая информация: реклама https://glovoapp.com/bishkek. При нажатии на данную ссылку, система «Google» переносит на главную страницу сайта «Глово».
ОсОО «ГЛОВО КЕЙДЖИ», осуществляет два типа компаний: одна для таргетинга, по ключевым словам, конкурентов (в строгом соответствии с политикой «Google») и «Dynamic Search Ads» (динамическая поисковая реклама), в которых «Google» создает автоматические объявления на основе запросов и внутренней ленты. Появление бренда «Намба» в динамической поисковой рекламе в полу автоматизированных текстах объявлений объясняется тем, что не было исключено слово «Намба» из динамических текстов и полу автоматизированной рекламы.
Вместе с тем, ОсОО «Намба Фуд» представила заключение компании «Пекло» относительно брендовых рекламных компаний в «Google Ads». Согласно указанному заключению, по предположительным расчетам, в соответствии со статистикой аукционов «Google Ads», из всего объема брендовых запросов (100%) «Глово» в среднем получает 33.32% показа рекламы в месяц. Таким образом, от общего количества запросов (23570) по бренду «Namba Food» полученный объем показов такой рекламы у «Глово» составляет 7853 запроса в месяц. В среднем в месяц «Глово» получает 5500 переходов на свой сайт по запросам торговой марки «Namba Food».
В соответствии с Гражданским Кодексом Кыргызской Республики, фирменное наименование является объектом интеллектуальной собственности и средством индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ и услуг. Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети Интернет.
Пункт 3 части 1 статьи 8 Закона Кыргызской Республики «О конкуренции», запрещает незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, фирменного наименования, способное привести к смешению с деятельностью другого хозяйствующего субъекта.
Исходя из вышеуказанной нормы закона, использование ключевого слова представляющий собой фирменное наименование ОсОО «Намба Фуд» в продвижении товаров и услуг ОсОО «ГЛОВО КЕЙДЖИ», в том числе в сети «Интернет», без согласия правообладателя не соответствует требованиям норм антимонопольного законодательства Кыргызской Республики.
Таким образом в действиях ОсОО «ГЛОВО КЕЙДЖИ» установлены нарушения п.3 ч.1 ст. 8 Закона Кыргызской Республики «О конкуренции».
По итогам рассмотрения в адрес ОсОО «ГЛОВО КЕЙДЖИ» выдано предупреждение о необходимости прекратить действия, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства Кыргызской Республики.
2. Рассмотрено обращение ОсОО «Юридическая компания «Ай Пи Чойс» в отношении сети магазинов «Arzanshop Bacci» и «Sel Kross».
Данное обращение было принято к производству и рассматривалось в соответствии с законодательством Кыргызской Республики об основах административной деятельности и административных процедурах.
Согласно обращению ОсОО «Юридическая компания «Ай Пи Чойс» выступает по доверенности от Германской компании «ПУМА СЕ».
По сведениям из международной регистрации ВОИС (№426712 от 19 ноября 1976, № 480708 от 30 сентября 1983, № 437626 от 12 апреля 1978 года) правообладателем товарного знака «Puma» является Германская компания «ПУМА СЕ».
Заявителю стало известно о неоднократном нарушении прав компании «Puma» на товарные знаки, а именно в указанных магазинах реализуются контрафактные товары с товарным знаком «Puma».
Согласно статье 8 Закона Кыргызской Республики «О конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе изготовление, продажа и иное введение продукции другого хозяйствующего субъекта на рынок путем нарушения его прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ и услуг (неправомерное использование).
Исходя из представленных заявителем материалов в действиях сети магазинов «Arzanshop Bacci» и «Sel Kross» установлены нарушения норм статьи 8 Закона Кыргызской Республики «О конкуренции».
По итогам рассмотрения дела вынесено постановление о наложении штрафа на ИП «………..» (Магазин «Sel kross») в размере 65000 сом и ИП «…..» (магазин «Arzan shop Bassi») в размере 65000 сом. В настоящее время, штрафы оплочены.
3. Рассмотрено обращение АО «Башкирская содовая компания» в отношении ОсОО «Татымал Групп».
Согласно указанного обращения компания АО «Башкирская содовая компания» является правообладателем товарного знака «Пищевая сода» регистрационный номер 1242730.
Заявителю стало известно, что компания ОсОО «Татымал Групп» реализует аналогичную продукцию, под товарным знаком «Пищевая сода» внешняя сторона упаковки которого схожая с упаковкой заявителя до степени смешения.
В соответствии со статьей 8 Закона Кыргызской Республики «О конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе самовольное копирование товара другого хозяйствующего субъекта, а также формы его упаковки и внешнего оформления, за исключением случаев, когда копирование товара или его частей обусловлено исключительно их техническим применением, прямое воссоздание продукции другого хозяйствующего субъекта путем нарушения его патентного права, незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, фирменного наименования, способное привести к смешению с деятельностью другого хозяйствующего субъекта.
Таким образом в действиях ОсОО «Татымал Групп» установлены нарушения норм статьи 8 Закона Кыргызской Республики «О конкуренции».
По итогам рассмотрения обращения в адрес ОсОО «Татымал групп» вынесено предписание о прекращении нарушения норм законодательства Кыргызской Республики о конкуренции, нарушение устранено.
4. Рассмотрено обращение ТОО «Alina Group» по признакам нарушения Закона Кыргызской Республики «О конкуренции».
Согласно заявлению ТОО «Alina Group» (далее – Общество) является правообладателем исключительных прав на товарный знак «GLATT», зарегистрированный в государственном реестре товарных знаков Кыргызской Республики.
Обществу стало известно, что на территории строительных рынков города Бишкек и Чуйской области ведется активная реализация сухих строительных смесей (шпатлевка) под наименованием «Вулкан GLATT».
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Закона Кыргызской Республики «О конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе,
– незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, фирменного наименования, способное привести к смешению с деятельностью другого хозяйствующего субъекта.
Таким образом, по итогам рассмотрения дела установлено, что ИП «………..» осуществляет недобросовестную конкуренцию путем использования чужого товарного знака.
По итогам рассмотрения дела в адрес ИП «……..» направлено предписание о прекращении нарушения норм законодательства Кыргызской Республики о конкуренции. Нарушения устранены.
Также в 2022 году в соответствии со статьей 11 Закона «О конкуренции», рассмотрены ходатайства 18-ти хозяйствующих субъектов о даче согласия на реорганизацию. Даны положительные заключения.
Ежегодно государственным антимонопольным органом проводятся анализы состояния конкуренции на товарных рынках согласно утвержденному Плану проведения анализов, а также по собственной инициативе в соответствии с ситуацией на товарных рынках и по поручениям вышестоящих органов.
Анализы состояния конкуренции на товарных рынках проводятся в соответствии с
Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке Кыргызской Республики, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 7 июля 2015 года №461.
За 2022 год проведен 151 анализ состояния конкурентной среды на товарных рынках и 78 обзоров рынка социально значимых товаров и аналитической информации.
В 2019 году было проведено – 78 анализов состояния конкурентной среды на товарных рынках, а в 2020 году – 119 и в 2021 году – 159 анализов состояния конкурентной среды и обзоров рынков СЗТ.
Было проведено 4 заседания Комиссии по рассмотрению результатов анализа состояния конкуренции на товарных рынках, по итогу которых внесены соответствующие изменения в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Кыргызской Республики.
Работа по стабилизации цен на рынках на социально значимых товаров
В целях обеспечения ценовой стабильности на социально значимых рынках Кабинетом министров Кыргызской Республики применяются следующие механизмы:
Государственный антимонопольный орган проводит работу в рамках Закона Кыргызской Республики «О конкуренции» посредством проведения на постоянной основе мероприятий превентивного характера (антимонопольное реагирование):
Тенденции изменения цен на СЗТ в Кыргызской Республики повторяют общемировые тенденции роста, особенно по товарам, которые поставляется в республику извне.
Средние рыночные розничные цены на социально значимые товары В среднем по Республике (в сомах)
№ | Наименование | Ед изм. | 25 января 2022г. | 25 января 2023г. | Изменение за год | |
В сомах | В % | |||||
1 | Мука пшеничная 1 сорта (весовая) | кг | 36,8 | 42,6 | 5,8 | 115,9 |
Мука пшеничная 2 сорта (весовая) | кг | 28,1 | 31,1 | 3,0 | 110,6 | |
2 | Хлеб формовой из муки 1 сорта | кг | 49,0 | 59,4 | 10,4 | 121,2 |
3 | Макаронные изделия (весовые) | кг | 57,3 | 67,7 | 10,4 | 118,2 |
4 | Молоко пастеризов. 2,5% жирности | л | 59,5 | 68,6 | 9,1 | 115,4 |
5 | Масло сливочное не менее 72,5% | кг | 388,3 | 448,1 | 59,8 | 115,4 |
6 | Сахар-песок | кг | 69,9 | 88,1 | 18,2 | 126,0 |
7 | Рис (местный кроме узгенского) | кг | 91,7 | 116,6 | 24,9 | 127,1 |
Рис (импортный) | кг | 91,4 | 118,9 | 27,4 | 130,0 | |
8 | Масло подсолнечное рафинированное | л | 149,5 | 151,8 | 2,3 | 101,5 |
9 | Мясо баранина | кг | 465,0 | 522,5 | 57,5 | 112,4 |
Мясо говядина | кг | 465,6 | 506,3 | 40,6 | 108,7 | |
Мясо свинина | кг | 366,3 | 465,0 | 98,8 | 127,0 | |
Курица | кг | 234,7 | 265,3 | 30,6 | 113,0 | |
10 | Картофель | кг | 35,5 | 31,0 | -4,5 | 87,3 |
Морковь | кг | 29,1 | 30,9 | 1,8 | 106,2 | |
11 | Яйцо куриное | 10 шт | 97,1 | 109,4 | 12,3 | 112,7 |
12 | Бензин А-80 | л | 58,3 | 53,5 | -4,8 | 91,7 |
Бензин А-92 | л | 61,0 | 57,6 | -3,4 | 94,4 | |
Дизельное топливо | л | 59,5 | 73,8 | 14,3 | 124,0 | |
13 | Сжиженный газ (балон) | 10 кг | 699,1 | 725,3 | 26,2 | 103,7 |
14 | Уголь местный | тн | 4528,6 | 5214,3 | 685,7 | 115,1 |
Уголь импортный | тн | 5083,3 | 6233,3 | 1150,0 | 122,6 |
Изменение цен на СЗТ приведено в таблице по сравнению с предыдущем годом. Самый большой годовой рост зафиксирован на хлеб, рис, мясо свинину, дизельное топливо и уголь, он составил более 20 процентов за год.
В марте 2022 года, Службой был отмечен рост цен на отдельные социально значимые товары (сахар, растительное масло, мука, хлеб, ГСМ). Причиной роста цен стало:
Следует отметить, что повышение курса доллара США не единственный фактор повышения цен на отдельные продукты питания. Заметное повышение цен на отдельные продукты питания отмечалось еще в 2021 году, в связи с неурожаем сахарной свеклы, масличных культур и др. сельскохозяйственных культур в странах поставщиках и разрывом товаропроводящей цепи вследствие пандемии.
Кроме того, рост цен обусловлен повышением цен на ГСМ. С начала 2021 года на внутреннем рынке наблюдается рост розничных цен на бензин на 80% и дизельное топливо более чем на 75%. Причиной тому является повышение оптово-отпускных цен российскими НПЗ на более чем 100%. Однако, вопрос урегулирован и идет тенденция снижения в 2022 году на 5 сом и в начале 2023 года на 2 сома.
Таким образом, к повышению цен привели возросшие издержки производителей (затраты на ГСМ, оборудование, комплектующие/запчасти к оборудованию и сельхозтехнике, подорожание удобрений, упаковочные материалы, заработная плата и др.).
Продовольственные товары
Высокая волатильность цен на социально значимые товары обусловлена, прежде всего, импортозависимостью Кыргызстана от товаропроизводящих стран – Казахстана, Беларуси, России и резким ростом цен в этих странах и курсовой разницей.
Для стабилизации ценовой ситуации и избежание дефицита продукции, в странах ЕАЭС для защиты внутренних рынков от роста цен на основные продукты, в Беларуси, Казахстане, России применяются такие меры, как государственное регулирование цен, запреты/ограничения и экспортные пошлины на ввоз/вывоз определенных товаров, или применяются другие защитные меры (дотации, товарные интервенции и др.).
В нашей республики тоже были приняты меры, которые способствовали стабилизации цен, это обнуление НДС на сахар-песок, растительное масло, муку и пшеницу, введение ограничений на вывоз отдельных товаров (мука, сахар, корма, мясо, минеральные удобрения и др.).
Кроме того, были применены впервые в рамках антимонопольного законодательства инструменты заключения соглашений с операторами рынка (производители, импортеры, торговые объекты) по сдерживанию цен на рынке сахара-песка, муки.
По рынкам муки и кормов для животных. В 2022 году проводилась работа в рамках
Соглашения о сотрудничестве с предприятиями мукомольной отрасли Кыргызской Республики, которое способствовало насыщению рынка качественной пшеничной мукой и кормами для животноводства по доступным ценам, а также мукомольные предприятия взяли на себя ряд обязательств по обеспечению республики мукой. Соглашение действовало по август 2022г. В рамках соглашения цены на муку 1 сорта были стабильны и не превышали 45 сом за кг по республике.
29 декабря 2022 года, в целях обеспечения продовольственной безопасности Кыргызской Республики и бесперебойного обеспечения населения страны качественной пшеничной мукой и кормами для животноводства по доступным ценам и принимая во внимание постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики от 28 декабря 2022 года № 717 было подписано новое Соглашение между Министерством экономики и коммерции Кыргызской Республики, Министерством сельского хозяйства Кыргызской Республики, Службой антимонопольного регулирования при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики и предприятиями мукомольной отрасли.
В настоящее время идет снижение цен на муку 1 сорта и составила 42 сома по республике. Соглашение будет действовать в течение 2023 года.
По рынку хлеба и хлебобулочных изделия:
Цены на хлеб и хлебобулочные изделия (лепешки) из муки пшеничной 1 сорта в 2022 году были стабильными в виду реализации ранее подписанного Соглашения с Мукомольными предприятиями. Аналогичная ситуация и в январе 2023 года, так как было заключено новое соглашение в рамках которого мукомольные предприятия взяли на себя обязательства по обеспечению республики мукой и сдерживанию цен.
Стоимость хлеба и хлебобулочных изделий варьируется в зависимости от цен на пшеничную муку и добавки, а также других затрат. Средняя цена на хлеб и хлебобулочные изделия в регионах республики за последние 3 месяца составляет:
№ | Города | Хлеб (булка) 1кг. | Хлебобулочные изд.(лепешки) 1кг | ||||
октябрь | ноябрь | декабрь | октябрь | ноябрь | декабрь | ||
1 | г.Бишкек | 60,0 | 60,0 | 60,0 | 90,0 | 90,0 | 90,0 |
2 | г.Токмок | 55,0 | 55,0 | 55,0 | 80,0 | 80,0 | 80,0 |
3 | г.Талас | 66,5 | 66,8 | 66,9 | 68,5 | 68,7 | 68,8 |
4 | г.Каракол | 56,0 | 56,0 | 56,0 | 87,0 | 87,0 | 87,0 |
5 | г.Нарын | 57,0 | 57,0 | 57,0 | 64,0 | 64,0 | 64,0 |
6 | г.Баткен | 62,0 | 62,0 | 62,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
7 | г.Ош | 62,0 | 62,0 | 62,0 | 65,5 | 65,5 | 65,5 |
8 | г.Жалал-Абад | 59,2 | 59,2 | 59,2 | 78,5 | 78,5 | 78,5 |
По рынку сахара-песка. На рынке сахара также были заключены Соглашения с производителями, импортёрами и торговыми сетями по сдерживанию цен в 2022 году.
11 марта 2022 года заключено Соглашение о сотрудничестве на рынке реализации сахара-песка для населения между антимонопольным ведомством – хозяйствующими субъектами-производителями, импортерами и продавцами сахара-песка, в лице ОАО «Каинды Кант», ОАО «Кошой» и торговыми сетями, по которому торговые сети в время роста цен (март) реализовывали сахар-песок по льготной цене за 1 кг по акции с ограничением 1 кг в руки в сутки по дисконтным картам / картам лояльности, что позволило обеспечить население сахаром по доступной цене. Срок действия истек 15 мая 2022 года. На период его действия, социальный сахар реализовался торговыми сетями по 60 сом/кг по льготной цене.
27 мая 2022 года заключено Соглашение о взаимном сотрудничестве на рынке реализации сахара песка для населения между антимонопольным органом, хозяйствующим субъектом-производителем, импортером и продавцом сахара-песка, в лице ОАО «Каинды Кант», и торговыми сетями. По условиям Соглашения торговые сети реализуют сахар-песок акции с ограничением 1 кг в руки в сутки по дисконтным картам (картам лояльности). Сахар реализуется по льготной цене 79 сом. С последующей корректировкой на 78 сом за кг.
Отработан в рабочем порядке проект Соглашения с поставщиками беспошлинного сахара в рамках выделенной Минсельхозом квоты:
В итоге заключены Соглашения:
Указанные Поставщики отпускают сахар по 77 сом/кг, в розницу сахар реализовывается по 79 сом/кг.
В целях обеспечения продовольственной безопасности страны и с целью поддержания наиболее доступных цен на социально значимые товары для населения, а также избежание их резкого роста, разработано Соглашение о сотрудничестве на рынке реализации СЗТ между Мэрией города Бишкек, территориальным подразделением Службы по г.Бишкек, а также ОсОО «Бай Элим Компани».
В настоящее время продолжается реализация сахара – песка по указанным ценам, несмотря на завершение действия Соглашения.
По рынку молока:
По итогам анализов рынка закупки молока в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Кыргызской Республики, включены 5 субъектов, осуществляющих закупку молока на территориях Чуйской и Таласской областей:
Прямое государственное регулирование цен на рынке закупки молока со стороны государственного антимонопольного органа не осуществляется.
Цены на молоко имеют тенденцию роста/снижения в зависимости от сезона. Вопрос снижения закупочных цен на молоко поднимается производителями молока весной-летом ежегодно. Работа государственного антимонопольного органа направлена на недопущение изменений цен, а также на защиту фермеров при закупке молока.
Основными проблемами на рынке закупки молока являются:
Отсутствие прямых контрактов с переработчиками молока, на рынке закупки молоко приводит к появлению посредников. Маржа посредников составляет от 6 сом за один литр молока. На деятельность посредников молокоперерабатывающие заводы влияния не имеют. Для организации закупки непосредственно молокоперерабатывающими заводами, необходимо приобретение молоковозов и организация собственной системы закупки молоко у фермеров, что является нерентабельным для заводов.
Таким образом населению необходимо кооперироваться, чтобы осуществлять деятельность в форме юридического лица, и получить возможность заключать с заводами договоры напрямую, исключив тем самым цепочку посредников. Кроме того, подобная кооперация позволила бы повысить закупочную цену, а также развивать производство, в том числе кластерное (производство мяса, колбас и др. мясопродуктов, а также кормов).
В сложившейся ситуации необходимо принятие соответствующих мер со стороны органов местной власти, в частности:
Мясо:
Рост цен на мясо связано с тем, что цена на корм повысились. В 2021 году тюк сена стоил 150 – 200сом, в 2022 году 250-300 сом.
Что касается роста цен на курицу, то это связано с тем, что большая часть продукции завозилась из Украины. Учитывая ситуацию, сложившуюся между Россией и Украиной, поставки курицы были приостановлены на неопределенный срок, что вызвал небольшой рост цен на курицу.
На овощные культуры (лук, морковь, капуста, картофель) изменение цен также носит сезонный характер. Как правило тепличные овощи возрастают в цене в 2-3 раза, а также в зависимости от спроса и предложения.
В 2023 году Слабой был зафиксирован рост цен на репчатый лук и внесены соответствующие предложения о запрете экспорта.
Резкое повышение цены на лук связано с заморозками, часть урожая погибло, а также спросом на лук со стороны третьих стран. В настоящее время цена лука составляет 54,7 сом за кг. по республике. Растительное масло:
На протяжении 2022 года цены на растительное масло были без изменений реализация по республики не превышала 160 сом также имеется тенденция снижения и на 25 января 2023 года цена растительного масла составила 151 сом за литр.
По решениям Кабинета министров Кыргызской Республики антимонопольным органом:
Соответствующая информация направлена в Администрацию Президента и ФГМР.
Международное сотрудничество и адвокатирование конкуренции
Государственным антимонопольным органом на постоянной основе проводится работа с международными организация по вопросам защиты и развития конкуренции.
В рамках взаимодействия с Евразийской Экономической комиссией (ЕЭК) принято участие в 174-х совещаниях (видеоконференции) по следующим вопросам:
В рамках рассмотрения заявлений по нарушениям норм общих правил конкуренции, установленных Договором о ЕАЭС эксперты были принято участие на заседаниях комиссии при рассмотрении 18 заявлений. Следует отметить, что в основном нарушения касаются вопроса недобросовестной конкуренции.
Также в отчетном периоде были рассмотрены на консультациях с государствами членами ЕАЭС и ЕЭК введенное Республикой Беларусь и Республикой Казахстан государственное регулирование цен на СЗТ.
В рамках Евразийского экономического форума были проведены:
Также 25 мая 2022 года состоялся круглый стол на тему: Развитие практик добросовестного отношения к потребителю на рынке стран ЕАЭС.
Распоряжением Председателя Кабинета Министров КР Жапаровым А.У. от 16 июня 2022 года №419 за добросовестную работу, поддержку и содействие в организации и успешном проведении первого Евразийского экономического форума объявлена благодарность в том числе Службе антимонопольного регулирования при МЭК КР.
С 1 июня 2022 года совместно с Посольством США в Кыргызской Республики реализовывается проект стажировки студентов по программе FLEX. В рамках данного проекта лучшие студенты ВУЗов Кыргызской Республики проходят стажировку на протяжении 3 месяцев в государственных органах Кыргызской Республики.
3 июня 2022 года прошла онлайн встреча экспертов Службы с представителями Государственной службой по антимонопольному надзору и контролю за потребительским рынком при Министерстве экономики Азербайджанской Республики. В рамках встречи были обсуждены перспективы развития сотрудничества в рамках реализации Меморандума о сотрудничестве между двумя ведомствами подписанного 20 апреля 2022 года.
20 – 24 июня 2022 года Служба в рамках реализации Меморандума о взаимопонимании между Правительством Турецкой Республики и Правительством Кыргызской Республики о сотрудничестве в области «Защиты прав потребителей» подписанного 1 сентября 2018 года, провела ознакомительное мероприятие с экспертами Департамента по защите прав потребителей и надзору за рынком Министерства торговли Турецкой Республики по вопросам защиты и развития конкуренции и защиты прав потребителей в Кыргызской Республике.
С 29 июня 2022 года по 1 июля 2022 года прошелЮбилейный Х Петербургский международный юридический форум, организованный Министерством юстиции Российской Федерации, Фондом Росконгресс и Федеральной Антимонопольной Службой Российской Федерации, от имени Службы на вышеуказанном Форуме принял участие Заместитель председателя. Ключевая цель Форума – продвижение идей модернизации права в условиях происходящих сегодня глобальных изменений, в том числе:
Важно отметить, о том, что в отчетном периоде текущего года, помимо вышеперечисленных международных мероприятий эксперты Службы активно принимали участие в онлайн семинарах, рабочих группа, конференциях и другие организованных международными организациями такие как: ОЭСР, ООН, ЮНКТАД, УФАС России, Программа развития коммерческого права и Министерство торговли США, USAID и другие.
Также, в отчетном периоде текущего года в рамках государственного визита
Президента Кыргызской Республики С.Н. Жапарова были подписаны Меморандумы о сотрудничестве с антимонопольными органами Республики Узбекистан и Азербайджанской Республики.
В рамках реализации подписанного Меморандума о сотрудничестве с Государственной службой по антимонополии и контролю за потребительским рынком при Министерстве экономики Азербайджанской Республики разработан проект Плана мероприятий, который на данный момент в рабочем порядке проходит процедуру согласования двух сторон в режиме онлайн встреч. По результатам проведенных встреч реализованы пункты как Плана мероприятий, так и Меморандума о сотрудничестве в целом.
18 – 21 июля 2022 года в г. Ташкент (Республика Узбекистан) состоялся рабочий визит в Антимонопольный комитет Республики Узбекистан представителей Службы антимонопольного регулирования при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики.
В ходе указанной встречи участники поделились информацией по вопросам защиты и развития конкуренции, а также обменялись опытом по вопросам совершенствования конкурентного законодательства, контроля за деятельностью естественных монополий, экономической концентрацией, регулированию цен (тарифов), защиты прав потребителей, внедрения антимонопольного комплаенса и наблюдением за ценами на потребительских рынках и розничных сетях.
По итогам встречи были достигнуты договоренности о выработки и проведении совместных действиях по вопросам защиты и развития конкуренции на трансграничных рынках, обменом информации по ценам на социально значимые товары и защите прав потребителей.
6-8 сентября 2022 года в г. Минск (Республика Беларусь) состоялись совещания на уровне руководителей антимонопольных ведомств, в которых приняли участие Председатель и два эксперта Службы:
В рамках указанных мероприятиях Председатель Службы представил информацию о наиболее значимых событиях, произошедших в Кыргызской Республике по вопросам реализации антимонопольной политики, защиты прав потребителей, рекламы, антимонопольное регулирование на цифровых рынках и проблемах, а также о пресечении недобросовестной конкуренции.
Также, были внесены предложения о необходимости выработки механизмов анализа цифровых рынков, недопущения распространения недобросовестной конкуренции и особое внимание было уделено взаимодействию в части сдерживания цен на социально значимые товары.
По итогам проведенных совещаний с учетом предложений Службы руководителями антимонопольных ведомств была достигнута договоренность взаимодействия по отмеченным вопросам и регулярном обсуждении их как на площадке «5+1», так и в рамках МСАП.
Важно отметить, что в ходе участия на вышеуказанных международных мероприятиях состоялись двухсторонние встречи между Председателем Службы с руководителями антимонопольных ведомств Азербайджанской Республики, Республики Беларусь и Российской Федерации. В рамках двухсторонних встреч главами антимонопольных ведомств были обсуждены следующие вопросы:
Более того, руководителями было принято решение о необходимости обучения и обмене опытом экспертов антимонопольных ведомств на постоянной основе.
12 сентября 2022 года Председатель Службы приняли участие в Международной научно-практической конференции «VII Кумсковские чтения «Промышленная политика в условиях структурной трансформации» в память о видных ученых, основателях научных школ в Кыргызской Республики – В.И. Кумскове и Н. Х. Кумсковой.
Служба антимонопольного регулирования очень тесно сотрудничает с КРСУ с 2015 года по вопросу совместной реализации магистерской программы «Рыночное ценообразование и антимонопольная политика», эксперты Службы читают лекции студентам и делятся своим опытом по вопросам защиты и развития конкуренции и антимонопольному регулированию.
В рамках данного мероприятия Председатель Службы Тайлаков К.Д. и Ректор КРСУ Нифадьев В.И. подписали Договор о сотрудничестве между КРСУ и Службой антимонопольного регулирования по вопросу дальнейшего сотрудничества и совместной реализации магистерской программы «Рыночное ценообразование и антимонопольная политика».
С 26 по 28 сентября в Государственной резиденции Президента Кыргызской Республики «Ала-Арча» прошел Х Международный Форум «Антиконтрафакт» – 2022, посвященный вопросам противодействия незаконному обороту промышленной продукции и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Сотрудники Службы принимали участие в дискуссионной сессии № 6 – «Потребитель и предприниматель, поиск модели добросовестного взаимодействия».
с 9 по 11 ноября 2022 года по приглашению Федеральной антимонопольной службы России сотрудники Службы приняли участие в семинаре, посвященном вопросам рассмотрения антимонопольных дел на цифровых рынках. Семинар проводился на площадке ФАС России (г.Москва) в рамках мероприятий по взаимному сотрудничеству и обмену опытом между антимонопольными ведомствами.
В ходе встреч обсуждены вопросы, связанные с особенностями пресечения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, зарегистрированных за пределами территории Российской Федерации и осуществляющих деятельность на глобальных рынках, подходы к оценке состояния конкуренции на цифровых рынках.
8 сентября Председатель Службы антимонопольного регулирования при МЭК КР Тайлаков Кенешбай Доскулович встретился с Членом Коллегии (Министром) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Султановым Бахытом Турлыхановичем и директором Департамента конкурентной политики и политики в области госзакупок ЕЭК Адиковой Жанар Асылхановной. Встреча состоялась на площадке Службы антимонопольного регулирования.
Во время встречи обсуждались вопросы конкуренции, ситуации на рынке социально значимых товаров и взаимодействия ЕЭК с антимонопольными органами государств – членов ЕАЭС.
Обе стороны отметили, положительный эффект сотрудничества в формате «5+1». Также было отмечено о необходимости расширять тематики формата и не только для обмена опытом, но и выработки решений по проблемным вопросам, так по вопросам внедрения комплаенса, внедрения интегрированной информационной системы взаимодействия для оперативного выявления и устранения нарушений принципов и правил конкуренции не только на национальном уровне, но и на трансграничных рынках.
Не остались и без внимания, проводимые Блоком по конкуренции ЕЭК на постоянной основе «Общественные приемные», в том числе в Кыргызской Республики. «Общественные приемные» это площадка для общения на прямую между ЕЭК, национальным органом и субъектами предпринимательства, которая позволяет ответить на вопросы бизнеса и представить информацию о работе ЕЭК.
Обеспечение прозрачности деятельности антимонопольного органа и адвакотирование конкуренции
В целях обеспечения широкого доступа граждан и бизнес сообщества к информации, обеспечения принципов прозрачности работы, а также адвокатирования конкуренции, Службой постоянно на официальном сайте www. antimonopolia.gov.kg, а также на информационных ресурсах: АКИпресс, Tazabek, КирТаг, Кабар, 24.kg, К-News, «Sputnik.kg», kloop.kg, и др. размещается информация о деятельности антимонопольного органа.
В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики», на официальном сайте опубликовано 580 материалов, в средствах массовой информации – 864 материала.
Во исполнение Закона Кыргызской Республики «О порядке рассмотрения обращений граждан», утвержден график приема граждан руководством Службы. За отчетный период по республике Службой осуществлен личный прием 738-ми граждан.
Во исполнение постановления Правительства Кыргызской Республики от 25 марта 2010 года №182 «Об общественных приемных Премьер-министра Кыргызской Республики, министерств, административных ведомств, местных государственных администраций и мэрий городов» функционируют «Общественная приемная» и «Телефон доверия». Количество обращений по телефону доверия по республике составило – 1400.
На официальном сайте функционирует «Электронное обращение», где заявитель, указав свои контактные данные, может изложить свое обращение. Размещен Опросник для посетителей сайта.
Рассмотрено 7из 8 поступивших обращений через Портал электронных обращений граждан в государственные органы Kattar.kg.
За отчетный период проведено всего 190 семинаров, тренингов, круглых столов, конференций и других мероприятий. Все проводимые мероприятия (круглые столы, семинары, встречи, презентации, мониторинги) проводятся при участии СМИ.
Руководством и сотрудниками Службы на телеканалах и радио (КТРК, НБТ, ЭлТР, ТРК НТС, МТРК «Мир», “7 Канал”, “Пятый канал”, «Азаттык», «Ала-Тоо 24», Sputnik. ТВ, «NewTV», «Азаттык», «Биринчи радио» и др.) за отчетный период дано 177 комментариев (интервью).