Служба антимонопольного регулирования при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики (далее – Служба), сообщает, что с июня месяца 2023 года в Службу начали поступать телефонные обращения жителей Октябрьского района г. Бишкек по вопросу получения квитанций (счетов на оплату) за услуги по вывозу мусора от МП «Тазалык и ОсОО «БишкекВторРесурс». Информация по данному вопросу также была размещена в интернете (https://24.kg/obschestvo/269961/).
В связи с чем Службой, на основании статей 49-50 Закона Кыргызской Республики «О защите прав потребителей», 12 и 21 июля 2023 года были проведены рабочие совещания на площадке Службы с участием представителей Муниципальной администрации мэрии г. Бишкек по Октябрьскому административному району, МП «Тазалык» и ОсОО «БишкекВторРесурс».
В рамках указанных совещаний сторонами была представлена информация и материалы, касающиеся вышеуказанного вопроса.
Исходя из указанных материалов установлено следующее.
Муниципальной администрации мэрии г. Бишкек по Октябрьскому административному району был объявлен конкурс на право предоставления услуг сбора и вывоза твердых бытовых отходов с территории Октябрьского административного района по итогам которого, между Муниципальной администрацией мэрии г. Бишкек по Октябрьскому административному району и ОсОО «БишкекВторРесурс был заключен Договор «О выполнении услуг по сбору и вывозу ТБО с территории Октябрьского административного района» № 50 от 21 декабря 2022 года (далее – Договор) со сроком действия 36 месяцев.
Однако, Муниципальной администрацией мэрии г. Бишкек по Октябрьскому административному району в адрес ОсОО «БишкекВторРесурс было направлено уведомление (исх. № 10-07/547 от 1 июня 2023 года) о намерении расторгнуть Договор в одностороннем порядке в связи с существенными нарушениями условий Договора со стороны ОсОО «БишкекВторРесурс.
В соответствии с условиями Договора, а именно п. 10.1. – Заказчик вправе расторгнуть Договор в одностороннем порядке до срока, указанного в Договоре, если одной из сторон совершено существенное нарушение Договора, которое лишает его принципиальных условий, предусмотренных Договором. Существенные нарушения Договора определены п.10.2. Договора и включают в себя следующе, но не ограничивают перечисленным:
а) Заказчик вправе расторгнуть Договор в одностороннем порядке, если Исполнитель систематически срывает график вывоза ТБО (более 8 случаев в месяц);
б) если Поставщик услуг, допустил акт коррупции, мошенничества, в процессе выполнения Договора;
в) иные случаи, предусмотренные законодательством КР.
В соответствии с п.10.3. после расторжения настоящего Договора согласно пункта 10.2. Заказчик должен произвести выплаты Исполнителю за фактически выполненные услуги до даты вступления в силу расторжения Договора.
В качестве доводов Муниципальной администрацией мэрии г. Бишкек по Октябрьскому административному району были представлены копии протоколов о правонарушении и постановлений о наложении взысканий (при этом максимальное количество протоколов составлено в мае текущего года – 8), в том числе за срыв графика вывоза ТБО. Однако сам график вывоза ТБО ОсОО «БишкекВторРесурс» который составляется Исполнителем и согласовывается с Заказчиком согласно п. 6.2.1 Приложения 4 к Договору, сторонами не был представлен (отсутствует).
Далее также Муниципальной администрацией мэрии г. Бишкек по Октябрьскому административному району не были представлены (отсутствуют) акты о нарушении составленные должным образом согласно п. 6.3.3 Приложении 4 к настоящему Договору (в случае выявленного факта нарушения Исполнителем обязанности по своевременному и надлежащему выполнению услуг при проведении инспекции, Заказчик составляет акт о нарушении, который подписывается уполномоченными представителями Заказчика, Исполнителя и местного территориального управления на территории которого был выявлен факт нарушения).
Несоблюдение вышеуказанных пунктов Договора привело к разногласию между сторонами, что явилось по информации Муниципальной администрации мэрии г. Бишкек по Октябрьскому административному району основанием для его расторжения, при этом п 15.1. Договора предусматривает, в случаи возникновения споров или разногласий между Заказчиком и Исполнителем стороны должны приложить все усилия, чтобы разрешить спор мирным путем взаимных консультаций, если в течении 10 дней стороны не смогли разрешить свой спор или разногласие путем взаимных консультаций, то либо Заказчик, либо Поставщик услуг вправе направить другой стороне уведомление о намерении начать разбирательство в суде, указанных в Особых условиях Договора (п.15.2.).
Данное уведомление 6 июня 2023 года со стороны ОсОО «БишкекВторРесурс» было направлено в адрес Муниципальной администрации мэрии г. Бишкек по Октябрьскому административному району.
Несмотря на уведомление ОсОО «БишкекВторРесурс», Муниципальная администрация мэрии г. Бишкек по Октябрьскому административному району, направляет письмо от 12.06.2023 года №10-06/586 в Мэрию города Бишкек Кыргызской Республики с просьбой передать функцию сбора и вывоза ТБО на территории Октябрьского административного района города Бишкек в МП «Тазалык», на основании данного письма Мэрия города Бишкек Кыргызской Республики выносит соответствующее Распоряжение от 13 июня 2023 года №146-р, на обеспечении МП «Тазалык» сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории Октябрьского административного района города Бишкек.
13 июня 2023 года МП «Тазалык» уведомив письмом ОсОО «БишкекВторРесурс» №01-11-428 от 13.06.2023 года, приступает к исполнению данного Распоряжения.
Служба обращает внимание, что п. 15.3. Договора определено, что несмотря на какие-либо ссылки на судебное разбирательство, имеющиеся в настоящем документе, стороны должны продолжать исполнение своих обязанностей по Договору, если не договорятся об ином.
На основании вышеизложенного, Служба сообщает, что потребителям должно быть обеспечено получение услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, при этом, потребители, в соответствии со статьей 4 Закона Кыргызской Республики «О защите прав потребителей», должны оплачивать только фактически полученное им количество товара (работы, услуги).
В настоящий же время, вследствие вышеуказанных обстоятельств и споров, возникших между Муниципальной администрации мэрии г. Бишкек по Октябрьскому административному району и ОсОО «БишкекВторРесурс», потребителям предъявляются квитанции (счета на оплату) за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов от 2-х (двух) Исполнителей, что является недопустимым фактом, приводящим к нарушению прав потребителей.
Таким образом, в целях обеспечения потребителей качественными и своевременными услугами по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и предоставления потребителям полной и достоверной информации об исполнителе данных услуг, а также недопущения нарушений норм законодательства Кыргызской Республики по защите прав потребителей, Служба считает необходимым в короткие сроки урегулировать разногласия (ситуацию) в рамках договора, заключенного между ОсОО «БишкекВторРесурс» и Муниципальной администрации мэрии г. Бишкек по Октябрьскому административному району и в строгом соответствии с действующим законодательством.